Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Завершение речи. Рекапитуляция




Рекапитуляция (обобщение) - композиционная часть высказывания, содержащая обобщение изложенного материала.

Рекапитуляция иногда рассматривается как звено, связывающее середину и конец высказывания - побуждение. Рекапитуляция может строиться в виде цельного фрагмента текста или серии выводов.

Завершающая рекапитуляция не является простым повторением главной мысли произведения: желательно, чтобы она содержала развитие этой мысли и возбуждала дальнейший интерес к предмету, открывая тем самым возможность продолжения речи.

В первом случае рекапитуляция позволяет сделать завершение речи более ясным и убедительным: напомнить главное положение и непосредственно связать его с побуждением. Так строится рекапитуляция в речи святителя Филарета о столетии Московского университета, представляющая собой краткую и ясную словесную формулу всей речи.

Рекапитуляция в виде выводов обычно является завершением высказывания.

Последняя часть речи - завершение - дает возможность оратору усилить убедительность своих мыслей, было обосновано в основной части. Общая цель завершения - закрепление оратором своих положений в сознании аудиторией

Наиболее распространенными являются три приема, используемых в этой части:

• Формулировка выводов.

• Рассмотрение перспективы.

• Апеллирование. Первый прием (формулирование выводов).

Заключается в том, что оратор возвращается к важнейшим пунктов главной части В таких случаях завершение речи призвано напомнить о них оно может разворачиваться на:

• Предмет сообщения.

• Структуру сообщения.

Развертывание завершения на предмет речи предусматривает суммирования мнений относительно него. Для этого оратор должен отобрать наиболее сильные существенные положения головной части Определяющей является процедура разработки резюме. В завершениях такого типа не рекомендуется: вводить новые данные; слишком варьировать выходные формулировки.

Развертывание завершения на структуру сообщения предусматривает обзор того, в какой последовательности подавалась информация о предмете речи есть оратор акцент не на главных чертах самого предмета, а на главном в сообщении о нем Для этого характеризуется общая структура речи и отдельные части Главной здесь является процедура разработки аннотации В завершениях такого типа не рекомендуется: на ходу перестраивать сообщения; предоставлять ровного значения всем частям: выпускать мотивы перехода от одной части к другой.

Первый прием (формулировка выводов)

Формулировка выводов является довольно распространенным способом завершения ораторских речей. Оратор еще раз подчеркивает важных мыслях своего выступления, при этом целесообразно перечислять те пункты, которые повторяют, с помощью конструкции: Во -первых - Во-вторых - В-третьих

Второй прием (рассмотрение перспективы)

Заключается в том, что оратор определяет гипотетический развитие предмета речи. Для этого оратор может воспользоваться экстраполяцией:

• Временной

• Пространственной

Завершение через временную экстраполяцию предполагает рассмотрение того, чем предмет будет завтра. Речь основывается на общей схеме: "чем был объект вчера - чем он является сегодня - чем он будет завтра". Следует подчеркнуть, что такая схема подходит к в сообщений почти на любую темудьяку тему.

Завершение через пространственную экстраполяцию предусматривает введение новых объектов для лучшего усвоения предмета речи. Эти объекты могут быть сходными или контрастными к предмету речи.

Третий прием (апелляции)

Заключается в том, что оратор пытается эмоционально завершить свою речь и повлиять на чувства аудитории.

Выбор того или иного приема завершения диктуется конкретными условиями общения. Прежде оратору следует учесть цель речи. Для информативных речей больше подходит завершения через формулирования выводов, а для убеждающих - рассмотрение перспективы (как правило, неутешительной в случае отказа от определенных действий) или призывов. Кроме того, тип завершения зависит и от способа подачи материала в главной части. Для исторического способа изложения, например, оптимальным будет завершение как рассмотрение перспектив

Последние фразы завершения должны быть тщательно продуманы оратором, ведь они способствуют закреплению того впечатления, которое сложилось в аудитории во время всей речи. В рамках риторики установлены определенные общем ни приемы завершения, подходящие к речам на любую тему:

• Цитата

• Иллюстрация

• Благодарность аудитории, которая имеет вид развернутого комплимента при выборе приема завершения как благодарности оратору не следует ограничиваться фразой «Спасибо за внимание»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.