Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи дисциплины БЖД




БЖД – наука о сохранении жизни и здоровья, обеспечения безопасности человека в любой среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека путём снижения вредных и опасных факторов до приемлемых значений, вырабатывать меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

 

Цель и содержание БЖД – обеспечение нормативных условий деятельности человека на всех стадиях его жизнедеятельного цикла и нормативно допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и природную среду.

Целью БЖД как науки является разработка научных основ и практических рекомендаций относительного и безопасного поведения человека в мире опасности.

 

Научные задачи БЖД сводятся к теоретическому анализу и разработке методов идентификации (распознавание и количественная оценка опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания).

 

Объект изучения в БЖД – комплекс явлений и процессов в системе «человек-среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду.

Система «человек-среда обитания» подразделяется на:

Человек – бытовая среда;

Человек – городская среда;

Человек – природная среда;

Человек – машина – производственная среда.

 

Предметом изучения в БЖД являются:

Ø Объективные закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере;

Ø Анатомо-физиологические способности человека переносить воздействие опасных и вредных факторов в обычных чрезвычайных ситуациях;

Ø Средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранение природной среды;

Ø Правовые и организации основы обеспечение безопасности жизнедеятельности.

 

Опасные производственные факторы - это факторы, воздействие которых на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

Вредные производственные факторы - это факторы, воздействие которых на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

Аксиома о потенциальной опасности деятельности – основополагающий постулат – положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования системы безопасности:

  • невозможно разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека, разработать абсолютно безопасную технику;
  • ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевой риск).

2. Классификация опасностей (по ГОСТу):

  1. По происхождению (по источнику):
    1. Природные (стихийные бедствия);
    2. Техногенные;
    3. Антропогенные;
    4. Биологические;
    5. Экологические;
    6. Социальные;
  2. По характеру воздействия энергии:
    1. Активные
    2. Пассивные (активирующиеся за счёт энергии человека).

3. По воздействию на человека (классификация ГОСТ):

    1. Физические;
    2. Химические:
      1. Общетоксичные;
      2. Мутагенные (антибиотики, витамины, ферменты, белковые препараты);
      3. Отравляющие;
      4. Канцерогенные (опухолевые заболевания);
      5. Сенсибилизирующие (аллергические реакции);
    3. Биологические (микроорганизмы, патогенные организмы, вирусы, грибы, ядовитые растения, опасные животные, пресмыкающиеся);
    4. Психофизиологические опасности (факторы трудового процесса, характеризующие физические и нервнопсихические перегрузки, определяющие тяжесть и напряжённость труда.

 

Риск – количественная оценка опасности: R = n/N

n – число неблагоприятных последствий

N – возможное число неблагоприятных событий за определённый период.

Допустимый риск (приемлемый) 10-6

Виды рисков:

Ø Социальный или коллективный (это риск проявления опасности того или иного вида для коллектива, группы людей, для определённой социальной или профессиональной группы людей.)

Ø Экологический риск (вероятность возникновения отрицательных изменений в окружающей природной среде, или отдалённых неблагоприятных последствий этих изменений, возникающих вследствие отрицательного воздействия на окружающую среду.)

Ø Экономический (определяется соотношением пользы и вреда получаемого обществом от рассматриваемого вида деятельности.)

Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10-8 в год.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.