Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи дисциплины




ГЛОССАРИЙ

Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Безопасность - состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Буря - ветер, скорость которого составляет 20-30 м/с с (70-115 км/ч).

Бьеф - участок реки между двумя соседними плотинами на реке или участок канала между двумя шлюзами.

Взрыв - кратковременный процесс превращения вещества с выделением большого количества энергии в ограниченном объеме.

Верхний бьеф - часть реки выше подпорного сооружения (плотины, шлюза).

Виадук - сооружение мостового типа, возводимое на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.

Гидродинамическая авария - происшествие, связанное с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его частей с последующим неуправляемым перемещением больших масс воды.

Глубина очага (землетрясение) - кратчайшее расстояние от гипоцентров

 

 

В современном обществе последние десятилетия наблюдаются явные признаки трансформации и кризиса семьи как социального института и малой группы. Это выражается в смене традиционной, авторитарной модели российской семьи на эгалитарную, развитии альтернативных форм брачно-семейных отношений. Расширяется круг социально-психологических проблем российской семьи. В этой связи особую актуальность приобретает изучение проблем современной семьи и перспектив ее развития.

Семейные отношения – сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания.

Курс «Основы психологии современной семьи» ставит своей целью ознакомить студентов с многочисленными концепциями зарубежной и отечественной науки, рассматривающими семью как многоуровневую и многофункциональную систему. В курсе дается научное представление о наиболее значимых понятиях психологии семейных отношений: гармоничная и дисгармоничная семья, жизненный цикл развития семьи, нормативные и ненормативные кризисы развития семьи, межпоколенные и внутрипоколенные родственные отношения в семье и т.д. Курс призван сформировать у студентов наиболее общее представление о роли семьи в развитии личности, направлениях и методах оказания психологической помощи семье.

В структуре образования в институте психологии дисциплина «Основы психологии современной семьи» является важным компонентом базового психологического-педагогического образования. Дисциплина «Основы психологии современной семьи» дает фундаментальные основы профессиональной подготовки студентов.

Целью курса является повышение психолого-педагогической компетенции студентов в сфере семейных отношений, приобретение первичных навыков семейного психологического консультирования.

Задачи курса:

- сформировать комплексное представление о семье в системе ее внешних и внутренних психологических связей, теоретические знания об особенностях взаимоотношений членов семьи, нарушении процесса воспитания в семье, влиянии родительских установок на формирование индивидуально-психологических качеств ребенка;

- сформировать умения применять методы психодиагностики семейных отношений в исследовательской и практической деятельности, построения адекватного семейного диагноза;

- ознакомить студентов с моделями и техниками психологического консультирования семьи, сформировать первичные навыки семейного консультирования, привить навыки разрешения супружеских конфликтов;

- способствовать развитию у студентов рефлексии своих личных семейных проблем для их более глубокого осознания и возможной проработки в индивидуальной терапии.

Воспитательной целью данного курса является развитие психолого-педагогической направленности и роста профессионально-личностного самосознания студентов.

Содержание курса ориентировано на то, чтобы полученные знания и умения могли быть успешно интегрированы при изучении других дисциплин психологического и социально-психологического блока, на выработку у студентов способности применять эти знания и умения на практике.

Большая часть материала изучается через систему лекционных и практических занятий.

Объем курса составляет 60 аудиторных часов и завершается экзаменом. В результате изучения курса студент должен освоить основные понятия, особенности развития супружеских и детско-родительских отношений, межпоколенных и внутрипоколенных родственных отношений; усвоить основные задачи и направления оказания психологической помощи семье. Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение практических заданий, а также реферативной работы по предложенным тематикам.

 

Содержание контрольной работы и требование к ее выполнению

Контрольная работа по курсу «Основы психологии современной семьи» состоит из следующих элементов:

· титульного листа (приложение 1);

· задание контрольной работы № 1;

· задание контрольной работы № 2;

· списка использованной литературы;

· приложения

Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.

 

Последняя цифра номера зачетной книжки студента Вариант контрольной работы
1 или 6  
2 или 7  
3 или 8  
4 или 9  
5 или 0  

 

Каждый вариант контрольной работы предполагает выполнение трех основных заданий разного уровня выполнения:

1) Первое задание предполагает репродуктивно-творческий уровень выполне­ния – актуализация теоретических знаний по курсу «Основы психологии семьи и семейного консультирования».

2) Второе задание предполагает диагностический уровень выполнения – проведение эмпирического исследования представлений о семейных ценностях и ролевых установок в супружеской паре с использованием методики А.Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП).

Контрольные задания по вариантам

Задание 1. Актуализациятеоретических знаний по курсу «основы психологии семьи и семейного консультирования».

Для выполнения задания необходимо: определить номер варианта контрольной работы (смотри таб.) и выбрать соответствующую варианту тему контрольной работы:

Вариант 1: Семья как социокультурный феномен.

1. Дайте характеристику сущности понятия семья как биосоциальной системы, малой группы и социального института.

2.
Тенденции и перспективы развития современной семьи. Что дает основание зарубежным и отечественным исследователям говорить о кризисе института семьи?

3. Назовите отличительные признаки современной российской семьи. Определите социально-психологическое значение семьи в современном обществе.

 

Литература

1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Семейная психотерапия (Составители Эйдемиллер Э.Г, Александрова Н.В., Юстицкис В.) - СПб., 2000. — С.17-27. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

2. Гапарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) -СПб., 1999. — 320 с. (Кризис семьи и пути выхода из него - С.35-52).

3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб., 1998. – 272с. (Моногамная семья: кризис или трансформация - С. 48-61; Перспективы семьи: XXI век – С. 222 – 241).

4. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М., 1996. — 160 с.

5. Зидер Р. «Золотой век» и кризис семьи в Европе с 1960 г. до настоящих дней // Райгородский Д.Я. Психология семьи (Серия «Психология семейных отношений». Хрестоматия. – Самара. 2002. – С.169-210.

6. Зидер Р. Социальная история семьи. – М., 1997.

7. Ковалев С.В. Психология современной семьи. -М., 1988.

8. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. -М., 1987.

9. Попеное Д. Упадок американской семьи (1960-1990): обзор и оценка // Вестник МГУ. Серия «Социология и политология». – 1996. - № 3-4.

10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи.— СПб., 1999.

11. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000. – 512с.

Вариант 2: Функции и типология современной семьи

1. Охарактеризуйте основные функции семьи. Определите общественное и индивидуальное значение семейных функций.

2. Проанализируйте последствия функциональной дезорганизации семейной жизни.

3. Перечислите признаки и критерии, по которым в психологии и социологии выделяют категории современной семьи и брачно-семейных отношений.

4. Назовите признаки здоровой и дисфункциональной семьи.

Литература

1. Гурко Т.А. Трансформация института современной семь // Социологические исследования. – 1995. - №10. – С.95-99.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.

3. Зацепин В.И. Брак и семья. // Райгородский Д.Я. Психология семьи (Серия «Психология семейных отношений»). Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М». 2002. – 3-32.

4. Зацепин В.И. Молодая семья. – Киев. 1991.

5. Здравомыслова О.М. Психологические и социально-культурные функции семьи // Эволюция семьи и семейная политика в СССР. – М., 1992.

6. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М. -1988.

7. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

8. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000. – С. 98-127; 128-136.

9. Эдеймиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2000.

Вариант 3: Жизненный цикл развития семьи

1. Почему семьи считают саморегулирующейся динамической системой? Сформулируйте понятие жизненного цикла развития семьи.

2. Дайте характеристику основным стадиям жизненного цикла развития семьи. Раскройте специфику задач, решаемых на каждой стадии жизненного цикла развития семьи.

3. Нарушения жизнедеятельности семьи. Факторы, обуславливающие семейные нарушения.

Литература

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987.N.2. С.60-72).

2. Браун Дж. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. -

СПб., 2001. - С.37-55 (Жизненный цикл семьи).

3. Николе М. Теоретический контекст семейной психотерапии / Семейная психотерапия (Составители Эйдемиллер Э.Г, Александрова Н.В., Юстицкис В.). - СПб., 2000. - С.27-57. (Серия "Хрестоматия по психологии").

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999. -С.22-28 (динамика семьи, стадии супружеских отношений).

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1990.

Вариант 4: Психология супружеских отношений.

 

1. Охарактеризуйте теоретические подходы к анализу любви как психологического феномена (Э. Фромм, К. Хорни. Э.Эриксон. Р.Стрернберг, В.Столин, И.Кон).

2. В чем заключается специфика добрачных отношений.

3. Какие факторы добрачных отношений могут влиять на стабильность в молодой семье?

 

Литература

1. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1999.

2. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // СОЦИС, 1982. - № 2.

3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., -1988. – С.167-177.

4. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

5. Крайг Г. Психология развития. – 1999. (Трехкомпонентная теория любви Стенберга - С. 699-700; Образование пар и развитие отношений: выбор брачного партнера, вступление в брак, сожительство - С. 700 - 704).

6. Красовский Б.П. Выбор брачного партнера // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С.56-58.

7. Майерс Д. Социальная психология. - 1998. (Любовь - С. 559-568; привязанность, супружеская привязанность и счастье - С. 568-572).

8. Розин В.М. Любовь в архаической примитивной культуре // Социально-политический журнал. - 1993. - №№ 4, 7, 9 (-С. 75-81).

9. Семенов В.С. Образы брака и любви в молодежных журналах / В кн. Молодежь. Образование. Воспитание. Профессиональная деятельность. - Л., 1973. - 164-170.

10. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. - М., 1986.

11. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000. – С.151-162.

12. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. - М., 1990.

13. Фромм Э. Душа человека. искусство любить. - М., 1992. - С. 109-179.

14. Юнг К.-Г. Брак как психологическое отношение // Конфликты детской души. Сб. статей. – М., 1995.

 

Вариант 5: Детско-родительские отношения

1. Родительство как культурно-исторический и психологический феномен.

2. Роль матери и отца в воспитании детей. Особенности материнской и отцовской любви. В чем заключаются функции роли отца и матери в современной семье?

3. Гендерные различия в семейной социализации детей. Психологические условия усвоения половых ролей мальчиками и девочками.

4. Виды родительских установок. Родительская позиция.

5. Типы семейного воспитания. Виды нарушений семейного воспитания.

Литература

1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопр. психологии. 1991. № 4.

2. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. – М., 1985.

3. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М, 2000. – 448с.

4. Исследование детско-родительских отношений: Методические рекомендации к курсу «Семейное консультирование». Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 27 с.

5. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / Психология семьи: Сборник статей / Сост. Т.П. Гаврилова. М.: «Вопросы психологии», 2002. – 165 с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).

6. Спиваковская А.С. Как быть родителями (психология родительской любви). М-1986.

7. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). – М, 1988. – 200 с.

8. Спиваковская А.С. Педагогика родителям (О психологии родительской семьи). – М., 1986. – С. 101- 106.

9. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. – М., 1989. – 208.

10. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии. - № 3, 2000. – С.314.

 

 


Задание 2. Второе задание предполагает диагностический уровень выполнения – проведение эмпирического исследования представлений о семейных ценностях и ролевых установок в супружеской паре с использованием методики А.Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП).

Определите: индивидуальные показатели шкалы семейных ценностей, ролевых ожиданий и ролевых притязаний мужа (жены), иерархию семейных ценностей, степень согласованности семейных ценностей супругов, ролевую адекватность супружеской пары. Проведите анализ и подготовьте психологические заключение по результатам исследования для обратной связи с респондентами (приложение 2).

В конце контрольной работы целесообразно представить список используемой литературы. При этом список, составленный и используемый студентом при выполнении контрольной работы, может отличаться от рекомендованного библиографического списка. В списке литературы кроме бумажных носителей (книг, журналов, статей и т.п.) могут приводиться и электронные ресурсы (Автор статьи. Название статьи или страницы сайта // WEB-адрес сайта).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.