КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в теорию психологических защит личности
Редактор Л. И. Кузнецова По их выполнению И методические рекомендации Темы рефератов, контрольных работ Профессиональная этика План семинарских занятий,
Подписано в печать 16.07.2005. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. 0,93. Уч.-изд.л. 0,93. Уч.-изд.л. 1,0. Тираж 600 экз. Заказ 65. Издательство Российского государственного профессионально – педагогического университета. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11. Ризограф УГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
В ситуации, когда неудача в учебной или в профессиональной деятельности угрожает разрушить представление человека о себе как профессионале, личности или же существенно принизить его достоинства, срабатывает механизм психологической защиты, который помогает человеку преодолеть трудности с наименьшими потерями. Однако его действия весьма неоднозначны. Категория психологической защиты относится к разряду давно и прочно утвердившихся в современной психологии. Исследование механизмов психологической защиты изначально осуществлялось в рамках психоанализа и с близких к психоанализу позиций. Впервые термин "защита" ввел З. Фрейд. Влияний теорий психоанализа на западную психологию привело к тому, что термины "психологическая защита" и "механизмы защиты" в настоящее время используют практически все психологические школы. Однако повышенная критичность к зарубежной психологии, чрезмерная идеологизация отечественной отрицательно сказались на развитии теории психологической защиты в России. В отечественной психологии зачастую термин "психологическая защита" заменялось понятием "копинг-поведение" или "совладание". Понимание феномена психологической защиты личности на сегодняшний день вышло далеко за пределы породившего его психоанализа. Все чаще проблема психологической защиты адресуется уже не к внутриличностным, а к межличностным феноменам. В современной психологии проблема защитных механизмов является активно разрабатываемой, поскольку любое поведение можно рассматривать как своего рода защиту на то или иное воздействие. В настоящее время наблюдается существенное расхождение во взглядах различных авторов в определении феномена психологической защиты. Анализ литературных источников, касающихся становления проблематики психологической защиты, позволил выделить несколько причин сложности и противоречивости определения статуса этого явления как объекта научных исследований. · Концептуально-идеологическая детерминанта. Как научный факт феномен психологической защиты, будучи впервые зафиксирован в парадигме психоаналитических теорий, позже активно изучался в различных ответвлениях глубинной психологии, отношение к которым было и продолжает оставаться довольно сложным. Негативная оценка психоанализа нередко приводила к вытеснению феномена психологической защиты из сферы научных интересов большинства исследователей. · Методологическая детерминанта. Существует несколько десятков вариантов определений психологической защиты, при этом большинство из них не выдерживают критики, поскольку защита там определяется через видовые либо функциональные характеристики. Объективно расхождения в определении психологической защиты вызваны тем, что содержание данного научного понятия во многом задано направлением его операционализации, характер которой определяется той научной парадигмой, в которой работает конкретный исследователь. · Лингвистическая детерминанта. Неточный перевод специфических научных терминов в трудах иностранных авторов на другие языки еще более усугубляет существующие расхождения взглядов на определение психологической защиты. · Методическая детерминанта. Существует определенная сложность в изучении и измерении феномена психологической защиты, так как защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. И все же, несмотря на вышеуказанные сложности, стоит попытаться дать определение феномену психологической защиты. Психологическая защита – это специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Ее основная функция состоит в ограждении сфер сознания от негативных, травмирующих переживаний. Самосознание человека вырабатывает особые бессознательно действующие защитные способы переработки чувств, мыслей, связанных с конфликтом в движущих силах поведения, обеспечивающие регуляцию и направленность этого поведения. В широком смысле термин "психологическая защита" употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт. Механизм психологической защиты связан с реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей и изменением всей иерархии ценностей личности, направленной на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты. Психологическая защита является одним из самых противоречивых новообразований в структуре личности, поскольку одновременно способствует как стабилизации личности, так и ее дезорганизации. Каждый человек ежедневно прибегает к использованию механизмов психологической защиты, но при этом они остаются мотивами поведения, скрытыми от него самого и от неопытного наблюдателя. Механизмы защиты в той или иной степени присутствуют в поведении человека всегда, но можно говорить об успешно функционирующей защитной структуре личности и об неадекватно действующей системе защиты личности. Успешность защитной структуры личности можно оценить по следующим параметрам: · адекватность защиты источнику угрозы, т.е. предпринимаемые предохранительные или защитные действия в большинстве случаев должны соответствовать наличию угрозы, ее источнику, характеру и пр.; · гибкость защиты – возможность использования в рамках защитной структуры личности разных защитных реакций в зависимости от сложившейся ситуации; · зрелость защиты – наличие в защитной структуре личности преимущественной зрелых, развитых механизмов защиты, обеспечивающих оптимальный уровень защищенности личностных структур без торможения развития личности.
Содержание контрольной работы
Контрольная работа по курсу "Психологические защиты личности" состоит из следующих элементов: · титульного листа (приложение 1); · четырех выполненных заданий контрольной работы (приложение 2); · списка использованной литературы. Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.
Каждый вариант контрольной работы предполагает выполнение 4-х основных заданий. Задание 1. Студенту предлагается дать развернутое описание (конспект) теории защитных механизмов личности в рамках научных взглядов ученого, обозначенного в выбранном варианте. Желательно, чтобы раскрытие вопроса соответствовало представленному алгоритму описания. Задание 2 предполагает описание действия и роли защитной структуры личности в той или иной жизненной сфере. Для оптимального выполнения задания студенту желательно проиллюстрировать выделенные особенности психологической защиты в данной жизненной ситуации примерами из личного опыта. Задание 3. В задании представлен список защитных механизмов личности, которым необходимо дать развернутое определение. При этом определение должно содержать механизм действия ("сработки") данной защиты, особенности ее проявления, а также ее виды и их характеристики. Задание 4. Выполнение данного задания предполагает, во-первых, краткое описание механизма действия предложенной защиты; во-вторых, иллюстрирование "сработки" защитного механизма цитатой из произведений А.П. Чехова. В конце цитаты в скобках желательно указать название использованного литературного произведения. В конце контрольной работы целесообразно представить список используемой литературы. При этом список, составленный и используемый студентом при выполнении контрольной работы, может отличаться от рекомендованного библиографического списка, предложенного в конце каждого варианта. В списке литературы кроме бумажных носителей (книг, журналов, статей и т.п.) могут приводиться и электронные ресурсы (Автор статьи. Название статьи или страницы сайта // WEB-адрес сайта).
Контрольные задания по вариантам
Вариант 1 Задание 1. Выполните конспект основных положений теории защитных механизмов с точки зрения Е.Л. Доценко в соответствии со следующей схемой: · определение феномена "Психологическая защита"; · основные положения теории относительно функционирования защитных механизмов личности; · классификация механизмов психологической защиты личности; · значение психологической защиты в структуре личности. Задание 2. Опишите роль и назначение защитных механизмов личности в рамках взаимоотношений в семье. Задание 3. Дайте развернутое определение каждому из ниже перечисленных защитных механизмов: · агрессия; · избегание; · изоляция; · миролюбие; · подавление. Задание 4. Приведите примеры проявления нижеследующих механизмов защиты, описанные в произведениях А.П. Чехова: · замещение; · отрицание; · регрессия. Литература Бойко В.В. Энергия эмоций. – 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2004. – 474 с. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997. – 344 с. Лапланж Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. М.: Высш. шк., 1996. – 623 с. Пауль Дж., Пауль М. Как сохранить твою любовь. М.: МИРТ, 1994. – 448 с.
Вариант 2 Задание 1. Выполните конспект основных положений теории защитных механизмов с точки зрения Ф. Перлза и гештальт-психологов в соответствии со следующей схемой: · определение феномена "Психологическая защита"; · основные положения теории относительно функционирования защитных механизмов личности; · классификация механизмов психологической защиты личности; · значение психологической защиты в структуре личности. Задание 2. Опишите действие и назначение детских защитных механизмов личности. Задание 3. Дайте развернутое определение каждому из ниже перечисленных защитных механизмов: · возмещение; · отреагирование; · смещение; · уход в фантазию; · фиксация. Задание 4. Приведите примеры проявления нижеследующих механизмов защиты, описанные в произведениях А.П. Чехова: · агрессия; · вытеснение; · гиперкомпенсация (реактивное образование). Литература Лапланж Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. М.: Высш. шк., 1996. – 623 с. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001. – 507 с. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. М.: Смысл, 2000. – 358 с. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 1999. – 584 с.
Вариант 3 Задание 1. Выполните конспект основных положений теории защитных механизмов с точки зрения К. Роджерса и других психологов гуманистического направления в соответствии со следующей схемой: · определение феномена "Психологическая защита"; · основные положения теории относительно функционирования защитных механизмов личности; · классификация механизмов психологической защиты личности; · значение психологической защиты в структуре личности. Задание 2. Опишите роль и назначение защитных механизмов личности в рамках профессиональной деятельности и в ситуациях профессиональных кризисов. Задание 3. Дайте развернутое определение каждому из ниже перечисленных защитных механизмов: · интроекция; · обращение в свою противоположность; · обращение на себя; · отмена некогда бывшего; · сублимация. Задание 4. Приведите примеры проявления нижеследующих механизмов защиты, описанные в произведениях А.П. Чехова: · проекция; · рационализация; · фантазирование. Литература Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса. // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. С. 14-22. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учеб. пособие для студ. пед. и психол. специальностей. СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 144 с. Лапланж Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. М.: Высш. шк., 1996. – 623 с. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 140 с. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 2003. – 608 с.
Вариант 4 Задание 1. Выполните конспект основных положений теории защитных механизмов с точки зрения Р. Плутчика в соответствии со следующей схемой: · определение феномена "Психологическая защита"; · основные положения теории относительно функционирования защитных механизмов личности; · классификация механизмов психологической защиты личности; · значение психологической защиты в структуре личности. Задание 2. Опишите роль и назначение защитных механизмов личности в ситуации межличностного общения. Задание 3. Дайте развернутое определение каждому из ниже перечисленных защитных механизмов: · вытеснение; · замещение; · отрицание; · рационализация; · регрессия. Задание 4. Приведите примеры проявления нижеследующих механизмов защиты, описанные в произведениях А.П. Чехова: · идеализация; · компенсация; · сублимация. Литература Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. – 560 с. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997. – 344 с. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учеб. пособие для студ. пед. и психол. специальностей. СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 144 с. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое взаимодействие: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 169 с. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001. – 507 с. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001. – 416 с.
Вариант 5 Задание 1. Выполните конспект основных положений теории защитных механизмов (механизмов совладания, копинг-поведения) с точки зрения Ф.В. Бассина в соответствии со следующей схемой: · определение феномена "Психологическая защита"; · основные положения теории относительно функционирования защитных механизмов личности; · классификация механизмов психологической защиты личности; · значение психологической защиты в структуре личности. Задание 2. Опишите роль и назначение защитных механизмов личности в экстремальных ситуациях. Задание 3. Дайте развернутое определение каждому из ниже перечисленных защитных механизмов: · включение; · гиперкомпенсация (реактивное образование); · идеализация; · компенсация; · проекция. Задание 4. Приведите примеры проявления нижеследующих механизмов защиты, описанные в произведениях А.П. Чехова: · избегание; · интроекция; · миролюбие. Литература Бассин Ф.В. О "силе Я" и "психологической защите". // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2000. – 656 с. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. – 560 с. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: Per Se, 2003. – 304 с. Лапланж Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. М.: Высш. шк., 1996. – 623 с. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое взаимодействие: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 169 с. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. 2-е изд. М.: Смысл, 2000. – 181 с. Литература Основная Алтунина И.Р. Социальная психология / И.Р..Алтунина, Р.С. Немов. 2-е изд. Москва: Юрайт, 2011. 427 с. Носов С.С., Абдукаримов М.Ж. Диагностика защитных механизмов: подход Фиби Крамер. М.: Флинта. 2010. 112 с. Дополнительная Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект-Пресс, 2007. 363 с. Бойко В.В. Энергия эмоций. – 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2004. – 474 с. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. И.: Изд. Российского открытого ун-та, 1995. – 16 с. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учеб. пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 263 с. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. – 560 с. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1999. – 392 с. Грановская Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. СПб.: Речь, 2007. – 476 с. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: Per Se, 2003. – 304 с. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997. – 344 с. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учеб. пособие для студ. пед. и психол. специальностей. СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 144 с. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. 2-е изд. М.: Смысл, 2000. – 181 с. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 176 с. Кружкова О.В. Психологические защиты личности: учеб. пособие / О. В. Кружкова, О. Н. Шахматова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2006. — 152 с. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое взаимодействие: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 169 с. Лапланж Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. М.: Высш. шк., 1996. – 623 с. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2-е изд., переработанное. М.: Смысл; Per Se, 2000. – 549 с. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. М.: Независимая фирма "Класс", 2003. – 480 с. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001. – 507 с. Пауль Дж., Пауль М. Как сохранить твою любовь: Пер. с англ. М.: МИРТ, 1994. – 448 с. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 1999. – 584 с. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001. – 416 с. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2000. – 656 с. Соколов Э.В. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. СПб., Изд-во "Лань", 1999. – 320 с. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 2003. – 608 с. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 140 с. Приложение 1
Приложение 2
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |