Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в теорию психологических защит личности




Редактор Л. И. Кузнецова

По их выполнению

И методические рекомендации

Темы рефератов, контрольных работ

Профессиональная этика

План семинарских занятий,

 

 

 

Подписано в печать 16.07.2005. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. 0,93. Уч.-изд.л. 0,93. Уч.-изд.л. 1,0. Тираж 600 экз. Заказ 65.

Издательство Российского государственного профессионально – педагогического университета. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф УГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

 

В ситуации, когда неудача в учебной или в профессиональной деятельности угрожает разрушить представление человека о себе как профессионале, личности или же существенно принизить его достоинства, срабатывает механизм психологической защиты, который помогает человеку преодолеть трудности с наименьшими потерями. Однако его действия весьма неоднозначны.

Категория психологической защиты относится к разряду давно и прочно утвердившихся в современной психологии. Исследование механизмов психологической защиты изначально осуществлялось в рамках психоанализа и с близких к психоанализу позиций. Впервые термин "защита" ввел З. Фрейд. Влияний теорий психоанализа на западную психологию привело к тому, что термины "психологическая защита" и "механизмы защиты" в настоящее время используют практически все психологические школы. Однако повышенная критичность к зарубежной психологии, чрезмерная идеологизация отечественной отрицательно сказались на развитии теории психологической защиты в России. В отечественной психологии зачастую термин "психологическая защита" заменялось понятием "копинг-поведение" или "совладание". Понимание феномена психологической защиты личности на сегодняшний день вышло далеко за пределы породившего его психоанализа. Все чаще проблема психологической защиты адресуется уже не к внутриличностным, а к межличностным феноменам.

В современной психологии проблема защитных механизмов является активно разрабатываемой, поскольку любое поведение можно рассматривать как своего рода защиту на то или иное воздействие.

В настоящее время наблюдается существенное расхождение во взглядах различных авторов в определении феномена психологической защиты. Анализ литературных источников, касающихся становления проблематики психологической защиты, позволил выделить несколько причин сложности и противоречивости определения статуса этого явления как объекта научных исследований.

· Концептуально-идеологическая детерминанта. Как научный факт феномен психологической защиты, будучи впервые зафиксирован в парадигме психоаналитических теорий, позже активно изучался в различных ответвлениях глубинной психологии, отношение к которым было и продолжает оставаться довольно сложным. Негативная оценка психоанализа нередко приводила к вытеснению феномена психологической защиты из сферы научных интересов большинства исследователей.

· Методологическая детерминанта. Существует несколько десятков вариантов определений психологической защиты, при этом большинство из них не выдерживают критики, поскольку защита там определяется через видовые либо функциональные характеристики. Объективно расхождения в определении психологической защиты вызваны тем, что содержание данного научного понятия во многом задано направлением его операционализации, характер которой определяется той научной парадигмой, в которой работает конкретный исследователь.

· Лингвистическая детерминанта. Неточный перевод специфических научных терминов в трудах иностранных авторов на другие языки еще более усугубляет существующие расхождения взглядов на определение психологической защиты.

· Методическая детерминанта. Существует определенная сложность в изучении и измерении феномена психологической защиты, так как защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии.

И все же, несмотря на вышеуказанные сложности, стоит попытаться дать определение феномену психологической защиты. Психологическая защита – это специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Ее основная функция состоит в ограждении сфер сознания от негативных, травмирующих переживаний. Самосознание человека вырабатывает особые бессознательно действующие защитные способы переработки чувств, мыслей, связанных с конфликтом в движущих силах поведения, обеспечивающие регуляцию и направленность этого поведения. В широком смысле термин "психологическая защита" употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт.

Механизм психологической защиты связан с реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей и изменением всей иерархии ценностей личности, направленной на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты.

Психологическая защита является одним из самых противоречивых новообразований в структуре личности, поскольку одновременно способствует как стабилизации личности, так и ее дезорганизации. Каждый человек ежедневно прибегает к использованию механизмов психологической защиты, но при этом они остаются мотивами поведения, скрытыми от него самого и от неопытного наблюдателя.

Механизмы защиты в той или иной степени присутствуют в поведении человека всегда, но можно говорить об успешно функционирующей защитной структуре личности и об неадекватно действующей системе защиты личности. Успешность защитной структуры личности можно оценить по следующим параметрам:

· адекватность защиты источнику угрозы, т.е. предпринимаемые предохранительные или защитные действия в большинстве случаев должны соответствовать наличию угрозы, ее источнику, характеру и пр.;

· гибкость защиты – возможность использования в рамках защитной структуры личности разных защитных реакций в зависимости от сложившейся ситуации;

· зрелость защиты – наличие в защитной структуре личности преимущественной зрелых, развитых механизмов защиты, обеспечивающих оптимальный уровень защищенности личностных структур без торможения развития личности.

 

Содержание контрольной работы
и требования к ее выполнению

 

Контрольная работа по курсу "Психологические защиты личности" состоит из следующих элементов:

· титульного листа (приложение 1);

· четырех выполненных заданий контрольной работы (приложение 2);

· списка использованной литературы.

Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.

 

Последняя цифра номера зачетной книжки студента Вариант контрольной работы
1 или 6  
2 или 7  
3 или 8  
4 или 9  
5 или 0  

 

Каждый вариант контрольной работы предполагает выполнение 4-х основных заданий.

Задание 1. Студенту предлагается дать развернутое описание (конспект) теории защитных механизмов личности в рамках научных взглядов ученого, обозначенного в выбранном варианте. Желательно, чтобы раскрытие вопроса соответствовало представленному алгоритму описания.

Задание 2 предполагает описание действия и роли защитной структуры личности в той или иной жизненной сфере. Для оптимального выполнения задания студенту желательно проиллюстрировать выделенные особенности психологической защиты в данной жизненной ситуации примерами из личного опыта.

Задание 3. В задании представлен список защитных механизмов личности, которым необходимо дать развернутое определение. При этом определение должно содержать механизм действия ("сработки") данной защиты, особенности ее проявления, а также ее виды и их характеристики.

Задание 4. Выполнение данного задания предполагает, во-первых, краткое описание механизма действия предложенной защиты; во-вторых, иллюстрирование "сработки" защитного механизма цитатой из произведений А.П. Чехова. В конце цитаты в скобках желательно указать название использованного литературного произведения.

В конце контрольной работы целесообразно представить список используемой литературы. При этом список, составленный и используемый студентом при выполнении контрольной работы, может отличаться от рекомендованного библиографического списка, предложенного в конце каждого варианта. В списке литературы кроме бумажных носителей (книг, журналов, статей и т.п.) могут приводиться и электронные ресурсы (Автор статьи. Название статьи или страницы сайта // WEB-адрес сайта).

 

Контрольные задания по вариантам

 

Вариант 1

Задание 1. Выполните конспект основных положений теории защитных механизмов с точки зрения Е.Л. Доценко в соответствии со следующей схемой:

· определение феномена "Психологическая защита";

· основные положения теории относительно функционирования защитных механизмов личности;

· классификация механизмов психологической защиты личности;

· значение психологической защиты в структуре личности.

Задание 2. Опишите роль и назначение защитных механизмов личности в рамках взаимоотношений в семье.

Задание 3. Дайте развернутое определение каждому из ниже перечисленных защитных механизмов:

· агрессия;

· избегание;

· изоляция;

· миролюбие;

· подавление.

Задание 4. Приведите примеры проявления нижеследующих механизмов защиты, описанные в произведениях А.П. Чехова:

· замещение;

· отрицание;

· регрессия.

Литература

Бойко В.В. Энергия эмоций. – 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2004. – 474 с.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997. – 344 с.

Лапланж Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. М.: Высш. шк., 1996. – 623 с.

Пауль Дж., Пауль М. Как сохранить твою любовь. М.: МИРТ, 1994. – 448 с.

 

Вариант 2

Задание 1. Выполните конспект основных положений теории защитных механизмов с точки зрения Ф. Перлза и гештальт-психологов в соответствии со следующей схемой:

· определение феномена "Психологическая защита";

· основные положения теории относительно функционирования защитных механизмов личности;

· классификация механизмов психологической защиты личности;

· значение психологической защиты в структуре личности.

Задание 2. Опишите действие и назначение детских защитных механизмов личности.

Задание 3. Дайте развернутое определение каждому из ниже перечисленных защитных механизмов:

· возмещение;

· отреагирование;

· смещение;

· уход в фантазию;

· фиксация.

Задание 4. Приведите примеры проявления нижеследующих механизмов защиты, описанные в произведениях А.П. Чехова:

· агрессия;

· вытеснение;

· гиперкомпенсация (реактивное образование).

Литература

Лапланж Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. М.: Высш. шк., 1996. – 623 с.

Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001. – 507 с.

Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. М.: Смысл, 2000. – 358 с.

Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 1999. – 584 с.

 

Вариант 3

Задание 1. Выполните конспект основных положений теории защитных механизмов с точки зрения К. Роджерса и других психологов гуманистического направления в соответствии со следующей схемой:

· определение феномена "Психологическая защита";

· основные положения теории относительно функционирования защитных механизмов личности;

· классификация механизмов психологической защиты личности;

· значение психологической защиты в структуре личности.

Задание 2. Опишите роль и назначение защитных механизмов личности в рамках профессиональной деятельности и в ситуациях профессиональных кризисов.

Задание 3. Дайте развернутое определение каждому из ниже перечисленных защитных механизмов:

· интроекция;

· обращение в свою противоположность;

· обращение на себя;

· отмена некогда бывшего;

· сублимация.

Задание 4. Приведите примеры проявления нижеследующих механизмов защиты, описанные в произведениях А.П. Чехова:

· проекция;

· рационализация;

· фантазирование.

Литература

Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса. // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. С. 14-22.

Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учеб. пособие для студ. пед. и психол. специальностей. СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 144 с.

Лапланж Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. М.: Высш. шк., 1996. – 623 с. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 140 с.

Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 2003. – 608 с.

 

Вариант 4

Задание 1. Выполните конспект основных положений теории защитных механизмов с точки зрения Р. Плутчика в соответствии со следующей схемой:

· определение феномена "Психологическая защита";

· основные положения теории относительно функционирования защитных механизмов личности;

· классификация механизмов психологической защиты личности;

· значение психологической защиты в структуре личности.

Задание 2. Опишите роль и назначение защитных механизмов личности в ситуации межличностного общения.

Задание 3. Дайте развернутое определение каждому из ниже перечисленных защитных механизмов:

· вытеснение;

· замещение;

· отрицание;

· рационализация;

· регрессия.

Задание 4. Приведите примеры проявления нижеследующих механизмов защиты, описанные в произведениях А.П. Чехова:

· идеализация;

· компенсация;

· сублимация.

Литература

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. – 560 с.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997. – 344 с.

Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учеб. пособие для студ. пед. и психол. специальностей. СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 144 с.

Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое взаимодействие: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 169 с.

Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001. – 507 с.

Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001. – 416 с.

 

Вариант 5

Задание 1. Выполните конспект основных положений теории защитных механизмов (механизмов совладания, копинг-поведения) с точки зрения Ф.В. Бассина в соответствии со следующей схемой:

· определение феномена "Психологическая защита";

· основные положения теории относительно функционирования защитных механизмов личности;

· классификация механизмов психологической защиты личности;

· значение психологической защиты в структуре личности.

Задание 2. Опишите роль и назначение защитных механизмов личности в экстремальных ситуациях.

Задание 3. Дайте развернутое определение каждому из ниже перечисленных защитных механизмов:

· включение;

· гиперкомпенсация (реактивное образование);

· идеализация;

· компенсация;

· проекция.

Задание 4. Приведите примеры проявления нижеследующих механизмов защиты, описанные в произведениях А.П. Чехова:

· избегание;

· интроекция;

· миролюбие.

Литература

Бассин Ф.В. О "силе Я" и "психологической защите". // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2000. – 656 с.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. – 560 с.

Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: Per Se, 2003. – 304 с.

Лапланж Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. М.: Высш. шк., 1996. – 623 с.

Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое взаимодействие: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 169 с.

Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. 2-е изд. М.: Смысл, 2000. – 181 с.

Литература

Основная

Алтунина И.Р. Социальная психология / И.Р..Алтунина, Р.С. Немов. 2-е изд. Москва: Юрайт, 2011. 427 с.

Носов С.С., Абдукаримов М.Ж. Диагностика защитных механизмов: подход Фиби Крамер. М.: Флинта. 2010. 112 с.

Дополнительная

Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект-Пресс, 2007. 363 с.

Бойко В.В. Энергия эмоций. – 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2004. – 474 с.

Будасси С.А. Защитные механизмы личности. И.: Изд. Российского открытого ун-та, 1995. – 16 с.

Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учеб. пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 263 с.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. – 560 с.

Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1999. – 392 с.

Грановская Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. СПб.: Речь, 2007. – 476 с.

Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: Per Se, 2003. – 304 с.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997. – 344 с.

Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учеб. пособие для студ. пед. и психол. специальностей. СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 144 с.

Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. 2-е изд. М.: Смысл, 2000. – 181 с.

Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 176 с.

Кружкова О.В. Психологические защиты личности: учеб. пособие / О. В. Кружкова, О. Н. Шахматова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2006. — 152 с.

Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое взаимодействие: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 169 с.

Лапланж Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. М.: Высш. шк., 1996. – 623 с.

Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2-е изд., переработанное. М.: Смысл; Per Se, 2000. – 549 с.

Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. М.: Независимая фирма "Класс", 2003. – 480 с.

Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001. – 507 с.

Пауль Дж., Пауль М. Как сохранить твою любовь: Пер. с англ. М.: МИРТ, 1994. – 448 с.

Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 1999. – 584 с.

Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001. – 416 с.

Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2000. – 656 с.

Соколов Э.В. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. СПб., Изд-во "Лань", 1999. – 320 с.

Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 2003. – 608 с.

Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 140 с.


Приложение 1

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт психологии Кафедра педагогической психологии   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: "Психологические защиты личности" Вариант 1     Студент _____________________ № зач. кн. ___________________ Группа ______________________ Преподаватель ________________     Екатеринбург 2012
Образец титульного листа

 


Приложение 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.