Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

УЧЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ





НЕДЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1883 году митрополит греческий Вриений нашел в Кон­стантинополе в старинном сборнике древних христианских поучений сочинение под названием: «Учение 12 апостолов», или «Учение Господа, преподанное народам через 12 апосто­лов». Об этой книге, почитаемой некоторыми учителями Цер­кви священною, известно было до этого только ее заглавие.

Сочинение это содержит в себе самую сущность христи­анского учения. Оно передает иными словами и с некоторы­ми прибавлениями и разъяснениями те великие истины и по­учения, которые изложены в нагорной проповеди Матфея и в 6-й главе Луки. Так, например, в поучении о том, чтобы да­вать просящему, прибавлено: «Блажен дающий по заповеди, ибо он свободен от наказания; но горе принимающему, ибо кто берет, имея нужду, тот прав; неимеющий же нужды даст отчет, почему и для чего брал». Также есть отсутствующее в Евангелиях разъяснение о том, что милостыня только тогда милостыня, когда она исходит из потной руки, то есть когда то, что дается, заработано трудами подающего.

То же еще яснее сказано в гл. 4-й. Там сказано, что хрис­тианин ничего не должен считать своею собственностью и помогать нуждающемуся может только своим трудом.

Есть еще в этом сочинении не встречающееся в Евангели­ях прекрасное и очень важное поучение о том, как должен от­носиться христианин к людям, смотря по их душевному со­стоянию. «Не имей ненависти ни к кому, — сказано там, — но одних обличай, за других молись, а иных люби больше души своей».

Очевидно, совет обличать одних относится к тем, кото­рые заблуждаются по неведению, по увлечению, к таким, об­личение которых может помочь им вступить на добрый путь. Молиться же советуется о тех, которые глухи к обличению и увещанию. Это, очевидно, относится к тем, про которых ска­зано в Евангелии, что не следует метать бисер перед теми, ко­торые не могут оценить его. Здесь та же мысль выражена мягче и добрее. Не отворачиваться от таких людей советует это учение, но молиться о них, т. е. не переставая желать им истинного блага и всегда быть готовым, в случае их смягче­ния, прийти на помощь им. Любить же более души своей, очевидно, относится к тем, которые соединены одною верою.

Важно и ново тоже в гл. 6-й поучение о том, как отвечать на обычное возражение против учения Христа людей, не же­лающих принять его. «Исполнять, так уже исполнять все», го­ворят такие возражатели. «Если же исполнять все, то надо от­казаться от жизни, а это невозможно». Ответ на это возраже­ние такой:

«Берегись того, кто будет совращать тебя с этого пути, так как он учит тебя не по-Божьи, потому что, если ты можешь понести все иго Господне, то будешь совершенен, а если не можешь, то делай то, что можешь».



Кроме этих и многих других новых и замечательных разъ­яснений, в этой книге есть определенные указания о том, как должно производить крещение. Сказано, крестить надо так: сообщив все вышесказанное учение крещаемому (следова­тельно, взрослому), крестите во имя Отца и Сына и Святого духа. Так же об евхаристии сказано, как о благодарственной молитве, читаемой в общем собрании за трапезой, без всяко­го намека на таинство. О молитве сказано то же, что в Еванге­лии, что молитва должна состоять в чтении «Отче наш».

Еще даны наставления о том, как избирать епископов и дьяконов — как должностных выборных лиц общины, без ма­лейшего указания на рукоположения. Есть еще многие другие постановления об апостолах и пророках, совершенно не сходящиеся с существующими теперь установлениями.

И вот является эта книга, признанная всеми учеными произведением конца первого или начала второго века, т. е. христианский памятник более ранний, чем Евангелие Луки, и одновременный с Евангелием Иоанна, голос, подтверж­дающий, уясняющий и усиливающий все то, что мы знаем о нравственно-жизненной стороне христианства, и несоглас­ный во многом и в самом существенном с внешней стороной христианства. И что же? Казалось бы, открытие такого па­мятника должно произвести величайшее волнение в христи­анском мире. Все христиане, казалось бы, должны ухватиться за этот памятник, разбирать его содержание, вникать в смысл его, сличить с ним свои установленные положения, по нем исправить их, должны бы были в миллионах экземпляров распространить это сочинение в народе, в церквах читать его. Ничего подобного нет и не было. Десяток ученых рассмотре­ли этот памятник с точки зрения общецерковной и истори­ческой, несколько специалистов по части лжетолкований из священников придумали кое-какие рассуждения, по кото­рым выходит, что правы позднейшие установления, а не те, о которых писано в этом сочинении, так что открытие «Учения Господа народам через 12 апостолов», т. е. услышание голоса святых людей первых веков христианства, голоса, подтверж­дающего, уясняющего и усиливающего все то, что мы знаем о нравственной стороне христианства, открытие этого памят­ника производит гораздо меньшее впечатление на христиан­ское общество, чем открытие куска голой Венеры в какой-нибудь раскопке.

Открываются посмертные сочинения какого-нибудь не­счастного безумца Ницше или Верлена, и сотни тысяч экзем­пляров печатаются и распространяются. А раздаются слова того Христа, которого мы будто бы исповедуем, и мы только стараемся как-нибудь поскорее отделаться от них, чтобы они не мешали нам заниматься нашими важными делами: откры­тием новой планеты, спорами о происхождении видов, рас­суждениями о свойствах радия, ни на что не нужными.

Да, вот уже именно: «Огрубело сердце людей сих, и уша­ми с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят гла­зами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не об­ратятся, чтобы Я исцелил их» (Исаии б, 9 — 10, Матфея 13, 15).

Но, слава Богу, еще в народных массах есть люди, для ко­торых важен этот голос из времен первого века и которые с радостью найдут в нем еще большее уяснение и подтвержде­ние той истины, которая освещает их жизнь и дает им силы. Для этих-то людей я и пишу это и перепечатываю это сочине­ние.

Л. Н. Толстой





Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 125; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.