КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отклоняющееся поведение 4 страница
Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным — экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно не мешать экономике, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.
Развитие общества показало возможности двух существенно различающихся вариантов организации экономической жизни. Один из них – рыночная экономика, другой – командная экономика. В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Основными признаками командной экономики является производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции. Такие решения принимаются центральными государственными органами. Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли – продажи товаров и услуг. В современной экономики существует целая система рынков, которая состоит: рынок потребительских товаров; рынок рабочей силы; рынок инвестиций; рынок информации; рынок средств производства; рынок научно – технических разработок; рынок иностранных валют и ценных бумаг. Свободный рынок характеризуется тремя основными признаками: нерегулируемым предложением (производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве произвести); нерегулируемым спросом (покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств самостоятельно определяет, что и сколько приобрести); нерегулируемой ценой уравновешивающей спрос и предложение. В рыночных отношениях действуют два объективных экономических закона: закон стоимости и закон спроса и предложения. Закон спроса и предложения определяет соотношение денежных и товарных потоков, образующихся на рынке товаров. Спрос – это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен. Предложение – это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время. Производство и обмен товаров осуществляется на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена. Цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров. Рынок побуждает к снижению производственных затрат, совершенствованию техники и технологий, повышению производительности труда. Огромное значение в рыночных отношениях играет рынок труда (спрос на работника той или иной специальности), рынок капитала (акции, облигации, валюта), рынок информации. Современная рыночная экономика – это отработанный механизм для координации деятельности товаропроизводителей и потребителей.
Понятием «экономика» обозначают широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хозяйственной деятельности, денежное обращение, финансы. Под экономикой обычно понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. В экономической деятельности люди преследуют определённые цели, связанные с получением необходимых материальных благ. Для достижения этих целей нужна рабочая сила (люди обладающие способностями и трудовыми навыками). Эти люди в процессе трудовой деятельности используют средства производства. Слово “экономика” происходит от греческих слов oikos – домашнее хозяйство и nomоs – закон. В буквальном смысле трактуется как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. Хозяйство в древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода представляла собой домоводство, т.е. искусство ведения домашнего хозяйства. Однако в современном языке оно более многозначительно и имеет три основных значения: экономика – это совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства. По характеру этих отношений, по формам и методам ведения хозяйства различают типы экономических систем: традиционный, командно – административный, рыночный и т. д.; экономика – хозяйство отдельного района, страны, группы стран, всего мира, включающее соответствующие отрасли и виды производства или его часть. К примеру, экономика России, экономика сельского хозяйства, экономика строительной индустрии, мировая экономика; экономика – научная дисциплина, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений. На основе этих трех значений можно предложить и наиболее общее определение экономики. Экономика – это любая деятельность людей, связанная с материальным обеспечением условий жизни и созданием экономических благ (товаров и услуг). Экономика и её роль в жизни общества В любом обществе основу экономических отношений составляют отношения собственности на средства производства. Под собственностью обычно понимают отношение между человеком или группой людей, с одной стороны, и предметами и вещами, с другой. Экономика играет огромную роль в жизни общества. Экономическая сфера жизни общества является решающей, определяющей ход всех процессов происходящих в обществе и именно экономика обеспечивает людей материальными условиями их существования. Экономика как хозяйство Экономические блага создаются в процессе хозяйственной деятельности людей. Хозяйственная деятельность отдельного человека, групп людей и общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной экономической среде. В процессе хозяйственной деятельности выделяют четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление. Производство – это процесс создания товаров и услуг (экономических благ), необходимых для существования и развития человека. Товары и услуги создаются при наличии природных, капитальных, трудовых факторов производства. Производство основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества. Распределение – процесс определения доли (количества, пропорции), каждого хозяйственного объекта в произведенном продукте. Эта доля зависит прежде всего от общего количества созданных благ и от конкретного вклада отдельного экономического субъекта в производство. Формами распределения являются зарплата, рента, процент, прибыль. Обмен – процесс, который позволяет производителям обмениваться продуктами своего труда. Так, например, пекарь нуждается не только в факторах производства для выпечки хлеба, но и в предметах быта: одежде, посуде, телефоне, телевизоре и т. д. Все это он может получить благодаря обмену, который совершается через куплю – продажу товаров и услуг с применением денег. Потребление – процесс использования созданных благ для удовлетворения потребностей людей. Потребление образует конечную цель и мотив производства, т.к. в потреблении продукт уничтожается; оно диктует новый заказ производства. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства. Экономика как хозяйство – это система связи между производителями и потребителями.
В октябре 1991 года правительством был начат России переход к рыночной модели экономического развития. Для этой цели была подготовлена первая программа радикальных экономических реформ. Основные направления программы: переход к свободному ценообразованию; разгосударствление и приватизация государственных предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг. С помощью этой программы правительство рассчитывало ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, создать класс собственников. На первом этапе введения реформ правительство столкнулось с рядом проблем: формирование у граждан определённых качеств необходимых для успешного ведения своего дела в условиях рынка; резкое снижение уровня жизни (либерализация цен). Лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь эффективности приватизации программы разгосударствления и приватизации. Под разгосударствлением понимается процесс сужения государственного сектора в экономики, создание условий для развития негосударственных форм собственности. Под приватизацией понимается процесс передачи государственной собственности в частные руки. Формы приватизации: бесплатная раздача гражданам части государственной собственности; аренда с последующим выкупом; преобразование государственных предприятий в акционерные общества; выкуп предприятий на конкурентной основе. Цель приватизации – создание широкого слоя частных собственников в стране. Результаты экономических реформ противоречивы. Самой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться правительству в начале реформ, стала проблема освоения населением новой системы ценностей и формирование у граждан качеств, необходимых для успешного ведения своего дела в условиях рынка: инициативности и ответственности.
Кроме того, переход к свободному ценообразованию, так называемая либерализация цен, привел фактически к конфискации денежных средств у населения, резкому снижению уровня жизни. Государство отказалось от проведения патерналистской социальной политики, оказывая поддержку лишь тем слоям населения, которые были не в состоянии позаботиться о себе сами: сиротам, инвалидам, пенсионерам. Однако несмотря на многочисленные заявления и предпринимаемые усилия, до сих пор не удается обеспечить этим категориям граждан минимальный жизненный уровень.
Лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь эффективности при реализации программы разгосударствления и приватизации. Под разгосударствлением понимается процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности, а в конечном итоге — многоукладной экономики. Под приватизацией понимается процесс передачи государственной собственности в частные руки. Положительным итогом проводимых реформ можно считать формирование в стране рыночной инфраструктуры: сети коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аукционов, без которых нормальное функционирование рыночной экономики невозможно. Негативные социальные последствия реформирования экономики: Усиление поляризации населения по уровню доходов, ускоренное обнищание основной массы населения Обесценение добросовестного труда и потеря жизненных ориентиров Возникновение явной и скрытой безработицы, потеря уверенности в будущем, Массовое забастовочное движение, формирование основ социального партнерства Кризис неплатежей, переросший из чисто экономического явления в социальное, негативная роль государства в развертывании этого процесса Тотальная криминализация общества, усиление срастания государственных и криминальных структур Рост социальной напряженности, недовольства действиями властей и, одновременно, политической пассивности как следствия разочарования людей в демократических лозунгах начала 90-х годов. Современные тенденции развития российской цивилизации: падение производства (более чем на 50% за первые 5 лет "рыночных реформ"); сужение внутреннего рынка; демографический кризис; становление новой социальной и политической структуры общества; формирование новой политической культуры. Основные факторы, способствующие выходу России из кризиса: высокий научно-технический потенциал, наличие научных школ и сложившихся производственных коллективов; богатые природные ресурсы; мощный задел капитального строительства; одна из лучших в мире систем образования, высокая ценность образования в глазах населения.
Вступая в отношения потребления, человек на полученные доходы приобретает необходимые ему товары и услуги, удовлетворяет имеющиеся материальные и духовные потребности. Экономические отношения, в которые на протяжении жизни вступает человек, многообразны. Место, занимаемое человеком в экономических отношениях, в первую очередь характеризуют: его положение в отношениях собственности; его роль в процессе труда (производства); его участие в бизнесе и предпринимательстве; его положение в отношениях распределения и потребления произведенного в обществе продукта. В отношених собственности человек реализует права владения (возможность иметь у себя то или иное имущество), распоряжения (возможность изменять назначение и принадлежность имущества), пользования (возможность использовать полезные свойства имущества). Объем этих прав зависит от формы собственности: общей, частной или смешанной. Влияние формы собственности на экономическое поведение человека неоднозначно. Например, частная собственность, с одной стороны, является необходимым условием их хозяйственной самостоятельности и независимости, но, с другой — разъединяет людей и отчуждает их от труда. Общая (или общественная) собственность, в определенной степени способствуя преодолению резкого имущественного и социального неравенства, но, по мнению экономистов, не создает достаточных стимулов к труду и не может обеспечить устойчивый экономический рост. Право собственности признается одним из естественных и неотчуждаемых прав человека. Важнейшая экономическая роль человека — его участие в процессе труда. Объективными характеристиками трудовой деятельности человека являются производительность, эффективность и место в системе общественного разделения труда. Оценка экономической роли человека определяется степенью соответствия важнейшим требованиям, предъявляемым к ней: требованиями профессионализма, квалификации, трудовой, технологической и договорной дисциплины, а также исполнительности и инициативности. В современных условиях сильнейшее влияние на характер труда оказывает научно-техническая и технологическая революция. Предпринимательская деятельность в современных условиях становится одной из важных форм участия человека в экономических отношениях. Предпринимательством считается осуществляемая по собственной инициативе, на свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение прибыли деятельность людей. Она предъявляет к человеку особые требования: изобретательность, глубокие знания, инициативность, силу воли, готовность к риску, твердость, умение самостоятельно принимать ответственные решения, верность слову. Несоответствие этим требованиям превращает деятельность, внешне похожую на предпринимательскую, в ее противоположность — обман и жульничество. Наконец, человек является участником отношений распределения и потребления. Неравенство доходов зависит от положения человека в отношениях собственности, уровня его образования, квалификации, профессиональной подготовке и других факторов. Известны различные формы распределения произведенного в обществе продукта: заработная плата, банковский процент, земельная рента, дивиденд по купленным акциям и др. Неравенство доходов зависит от положения человека в отношениях собственности, уровня его образования, квалификации, профессиональной подготовки и других факторов. Неизбежный в условиях рыночной экономики разрыв в уровнях доходов отдельных людей и групп населения в современных условиях призвано компенсировать государство (социальные программы, пособия).
Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Функции политической системы общества разнообразны: определение целей, задач, путей развития общества; организация деятельности общества по достижению поставленных целей; распределение материальных и духовных ресурсов; согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса; разработка и внедрение в общество различных норм поведения; обеспечение стабильности и безопасности общества; политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни; контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения. Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические. Политическая система общества состоит: из политических отношений, из политических организаций, политических норм и политических взглядов и идей. Политическая наука выделяет пять основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: институциональную, коммуникативную, нормативную, культурно-идеологическую, функциональную. К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политические институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе – несобственно-политических – относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике. Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений. Коммуникативная подсистема политической системы общества – это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым – отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества. Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции. Еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство. Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях: теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. Но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации политических представлений. Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Она провозглашает наше государство демократическим федеративным правовым с республиканской формой правления (ст. 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является народ, осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдум), через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2). В России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет (кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда), избирается Президент, депутаты Государственной Думы, члены высших законодательных органов и главы высших органов исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, главы городских и районных администраций. В Конституции нашего государства закреплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека. Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности, разделение властей. Но реальное формирование демократического режима в России только началось.
Правовым называют такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан. Признаки правового государства: Верховенство закона: все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона — в России оно выражается главным образом в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции. В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу; Соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах; Последовательно проведённый принцип разделения властей, взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти; Взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушения закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность нарушителя. Предпосылки создания и функционирования правового государства: производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства; режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти; высокий уровень политического и правового сознания людей; юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства; важнейшей предпосылкой является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Правовое государство – это государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона во всех сферах общественной жизни, где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей. Осуществляется взаимная ответственность государства и личности (все, что не дозволено законом власти, ей запрещено), где соблюдается прочный режим законности и стабильности правового порядка. Три ветви власти Принцип разделения властей означает, что каждая государственная власть (исполнительная, законодательная, судебная) осуществляет присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Это делается для ограничения возможных злоупотреблений. Понятие о правовом государстве было выдвинуто впервые в работах великих мыслителей эпохи Просвещения, которые ввели в политическую практику понятия: общественный договор, естественные права человека. Правовое государство, по мнению философа И. Канта, можно построить лишь тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание. Это означает, что члены общества будут высоко ценить свою нравственную и политическую свободу и осознавать свою ответственность перед обществом. Основные признаки правового государства Прежде всего для правового государства характерно верховенство права. Верховенство основного закона заключается и в том, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы. Эти законы обязательны для всех – от главы государства до рядового гражданина. Превышение власти чиновниками, выход за пределы своей компетенции нарушает принцип правового государства. Правовое государство подразумевает обязательное существование гражданского общества, в котором граждане, имея собственные, часто различающиеся интересы, выражают их индивидуально или объединяясь в общественные организации. Гражданское общество является социальной основой правового государства, которое в свою очередь должно примирять различные интересы граждан. Немаловажным принципом является гласность права. В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения. Для правового государства характерно не только верховенство права и закона, но и справедливость законов. Высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина. В правовом государстве эти права и свободы, основанные на естественном праве, закреплены в Конституции и гарантируются государством. Конституция РФ пронизана таким подходом к правам человека. В этом правовое государство тождественно конституционному демократическому государству. За личностью признаются неотъемлемые права; неприкосновенность человека обеспечивается законом. Правовое государство в отличие от деспотического или тоталитарного, ограничивает себя комплексом норм. Они включают разделение властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них имеет строго очерченные полномочия. Однако они уравновешивают и сдерживают друг друга. Необходимо, чтобы при этом они взаимодействовали и сотрудничали. Важным признаком правового государства является принцип взаимного контроля. Он подразумевает, что граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путём волеизъявления корректировать, подправлять их действия. Ещё одним признаком правового государства является приоритет международного права. Важным принципом является независимость суда. Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей. Принцип независимости суда закреплён в статье 120 Конституции РФ; о нём говорится и он обеспечивается и в ряде других статей – о несменяемости и неприкосновенности судей, установлении демократических принципов судопроизводства. Но положения Конституции нуждаются в детализации и дополнении рядом законодательных и нормативных актов.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |