Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к экзамену по философии




Организация экзамена

Философия

На экзамене по философии необходимо продемонстрировать:
1. твёрдые знания основ философии (в пределах действующего Государственного образовательного стандарта для высшей школы по данной дисциплине);
2. владение основными понятиями теоретической философии;
3. способность рассуждать и размышлять на языке философских терминов, вести диалог по основным философским вопросам.

 

Экзамен проводится согласно расписанию. Экзаменационные билеты оформляются на кафедре философии. Каждый экзаменующийся получает 2 вопроса. На подготовку к ответу даётся 30 мин. Для ответа каждому экзаменуемому отводится до 10 мин.

1. Общее понятие мировоззрения и его основные виды.

2. Предмет и основные проблемы философии.

3. Специфика философского знания. Место и роль философии в культуре.

4. Функции философии в культуре. Основные разделы философского знания.

5. Общее понятие онтологии. Содержание категории «бытие».

6. Современные философские и естественнонаучные представления о материи, движении, пространстве и времени.

7. Философия познания: чувственное и рациональное; интуитивное и логическое; знание и вера; истина и заблуждение.

8. Формы и методы научного познания.

9. Сознание, знание и познание. Основные формы и уровни познания. Роль практики и интуиции в познании.

10. Истина и заблуждение в познании.

11. Понятия метода и методологии. Классификация методов и форм научного познания.

12. Формы и методы эмпирического исследования и теоретического познания.

13. Философские учения о человеке. Особенности организации и развития человеческой целостности.

14. Индивид, индивидуальность, личность. Проблема смысла жизни человека.

15. Ценности человеческой жизни. Философское осмысление проблем жизни, смерти, любви.

16. Сознание и бессознательное. Идеальность сознания, его структура и функции.

17. Философия истории. Линейные и нелинейные концепции исторического развития.

18. Социальная философия. Понятие социальной целостности.

19. Общество как саморазвивающаяся система: особенности организации и развития социальной целостности.

20. Философия истории: движущие силы и субъекты исторического процесса; историческая необходимость, случайность и свобода выбора.

21. Философия религии. Этапы становления.

22. Философия культуры. Особенности организации, функционирования и развития культурных систем.

23. Сущность, основные категории и проблемы этики и эстетики.

24. Мораль и нравственность как предмет философского анализа. Основные понятия и проблемы этики.

25. Индийская философия: основные идеи и представители.

26. Китайская философия: основные идеи и представители.

27. Краткая характеристика основных этапов развития западноевропейской философии.

28. Ранние греческие мыслители о первоначалах и происхождении мира (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, пифагорейцы.)

29. Бытие и его выражение в мышлении (Парменид). Парадоксы движения, пространства и времени (Зенон).

30. Атомизм Демокрита: материалистический способ понимания бытия.

31. Античная философия: от космоса к человеку и обществу (софисты, Сократ).

32. Философия Платона: мир идей и мир вещей.

33. Философская система Аристотеля: учение о природе, познании и морали.

34. Греческие философы в поисках нравственных ориентиров и смысла жизни: киники, стоики, эпикурейцы.

35. Религиозные основания средневековой философии. Бог как абсолютное бытие.

36. Общая характеристика двух периодов средневековой философии Западной Европы (патристика и схоластика).

37. Проблемы универсалий (реалисты и номиналисты).

38. Проблема веры и разума в средневековой философии

39. Византийская философия средневековья.

40. Арабская философия средневековья (Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина, Ибн-Рушд).

41. Философия эпохи Возрождения: основные проблемы и представители.

42. Основные идеи и представители рационализма (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) и эмпиризма (Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) в философии Нового времени.

43. Философия французского Просвещения: идеалы разума, свободы и прогресса (Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, П.Гольбах, Д.Дидро).

44. Немецкая классическая философия: основные принципы и представители.

45. И. Кант о чувственности, рассудке и разуме. Проблема познаваемости мира.

46. Философия Г. Гегеля: диалектическая концепция развития бытия и познания.

47. Неклассическая философия XIX в.: иррационалистическая ориентация (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Фр.Ницше).

48. Научная ориентация философии XIX в.: позитивизм О. Конта и Г.Спенсера.

49. Философия марксизма.

50. Основные направления, проблемы, представители западноевропейской философии ХIХ-ХХ веков (неотомизм, прагматизм, неопозитивизм, экзистенционализм, герменевтика).

51. Специфика русской философии ХI-ХIV веков: основные идеи и источники («Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», Поучение Владимира Мономаха).

52. Русская философия ХV-ХVII веков.

53. Формирование светской философии в России ХVII-ХVIII веков (М. Ломоносов, А.Кантемир, В.П.Татищев).

54. Основные направления и проблемы русской философии XIX в (А.С.Пушкин, П.Я.Чаадаев, Н.В.Гоголь).

55. Сравнительный анализ концепций славянофилов и западников.

56. Философско-этические идеи Ф.М. Достоевского.

57. Проблема цельного знания в философии Вл.С. Соловьева.

58. Техника и информация в современном мире. Глобальные проблемы современности.

Творческие задания

Данный вид работы предлагается студентам заочного отделения для креативного осмысления, переработки и закрепления изучаемого материала по теории и истории философии.

1. Напишите аргументированное эссе на тему: «Что такое философия?»

2. Напишите ответное письмо Вл. Соловьеву:

«…смысл жизни – не может быть принят извне по доверию к какому-нибудь внешнему авторитету, как что-то готовое: он должен быть понят и усвоен самим человеком, его верою, разумом и опытом».

3. Сравните основные положения даосизма и конфуцианства. Составьте таблицу. При составлении таблицы используйте схему: онтология, гносеология, понимание человека, образ мудреца, отношение к обществу.

4. Напишите философское эссе на тему: «Человек: смысл и цель его жизни».

5. Проинтерпретируйте афоризмы Конфуция:

• Учитель сказал: «Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее».

• Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывает в равновесии, может считаться достойным мужем.

• Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

• Не познав себя, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя зн• Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.

• Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.

• Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

• Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.

• Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот..

6.Проинтерпретируйте слова китайского художника Су Дунпо (1036-1101), исходя из учения даосизма: «Чтобы нарисовать бамбук, нужно чтобы он вырос внутри тебя самого. И только тогда, взяв кисть и пристально вглядевшись в него, ты ощутишь его образ. Быстро лови момент, иначе он может исчезнуть так же стремительно, как уносится заяц при приближении охотника».

7. Легенда о художнике Тао – цзы (701-792) гласит, что нарисовав пейзаж, он исчез в тумане им же нарисованного пейзажа. Напишите разъясняющий комментарий к этой легенде.

8.Прокомментируйте следующие высказывания И. Канта по проблемам философии этики:

• «Совесть действует в человеке, побуждая к определенным, поступкам, хотя нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается не по той или иной причине, а по совести».

• «Человек поступает согласно чувству долга не потому, что его что-то принуждает к этому, а потому, что в нем действует какая-то самопринуждающая сила. Человек может совершать моральный поступок, и уклоняясь от какого-то действия».

• «Многие вещи способны возбудить удивление, восхищение, но подлинное уважение вызывает лишь человек, не изменивший чувству должного, тот человек, для которого существует невозможное»

9. Интерпретируйте слова Х. Ортега –и Гассет: «Жить – значит вечно решать, кем мы станем»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.