КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы к экзамену по философии
Организация экзамена Философия На экзамене по философии необходимо продемонстрировать:
Экзамен проводится согласно расписанию. Экзаменационные билеты оформляются на кафедре философии. Каждый экзаменующийся получает 2 вопроса. На подготовку к ответу даётся 30 мин. Для ответа каждому экзаменуемому отводится до 10 мин. 1. Общее понятие мировоззрения и его основные виды. 2. Предмет и основные проблемы философии. 3. Специфика философского знания. Место и роль философии в культуре. 4. Функции философии в культуре. Основные разделы философского знания. 5. Общее понятие онтологии. Содержание категории «бытие». 6. Современные философские и естественнонаучные представления о материи, движении, пространстве и времени. 7. Философия познания: чувственное и рациональное; интуитивное и логическое; знание и вера; истина и заблуждение. 8. Формы и методы научного познания. 9. Сознание, знание и познание. Основные формы и уровни познания. Роль практики и интуиции в познании. 10. Истина и заблуждение в познании. 11. Понятия метода и методологии. Классификация методов и форм научного познания. 12. Формы и методы эмпирического исследования и теоретического познания. 13. Философские учения о человеке. Особенности организации и развития человеческой целостности. 14. Индивид, индивидуальность, личность. Проблема смысла жизни человека. 15. Ценности человеческой жизни. Философское осмысление проблем жизни, смерти, любви. 16. Сознание и бессознательное. Идеальность сознания, его структура и функции. 17. Философия истории. Линейные и нелинейные концепции исторического развития. 18. Социальная философия. Понятие социальной целостности. 19. Общество как саморазвивающаяся система: особенности организации и развития социальной целостности. 20. Философия истории: движущие силы и субъекты исторического процесса; историческая необходимость, случайность и свобода выбора. 21. Философия религии. Этапы становления. 22. Философия культуры. Особенности организации, функционирования и развития культурных систем. 23. Сущность, основные категории и проблемы этики и эстетики. 24. Мораль и нравственность как предмет философского анализа. Основные понятия и проблемы этики. 25. Индийская философия: основные идеи и представители. 26. Китайская философия: основные идеи и представители. 27. Краткая характеристика основных этапов развития западноевропейской философии. 28. Ранние греческие мыслители о первоначалах и происхождении мира (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, пифагорейцы.) 29. Бытие и его выражение в мышлении (Парменид). Парадоксы движения, пространства и времени (Зенон). 30. Атомизм Демокрита: материалистический способ понимания бытия. 31. Античная философия: от космоса к человеку и обществу (софисты, Сократ). 32. Философия Платона: мир идей и мир вещей. 33. Философская система Аристотеля: учение о природе, познании и морали. 34. Греческие философы в поисках нравственных ориентиров и смысла жизни: киники, стоики, эпикурейцы. 35. Религиозные основания средневековой философии. Бог как абсолютное бытие. 36. Общая характеристика двух периодов средневековой философии Западной Европы (патристика и схоластика). 37. Проблемы универсалий (реалисты и номиналисты). 38. Проблема веры и разума в средневековой философии 39. Византийская философия средневековья. 40. Арабская философия средневековья (Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина, Ибн-Рушд). 41. Философия эпохи Возрождения: основные проблемы и представители. 42. Основные идеи и представители рационализма (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) и эмпиризма (Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) в философии Нового времени. 43. Философия французского Просвещения: идеалы разума, свободы и прогресса (Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, П.Гольбах, Д.Дидро). 44. Немецкая классическая философия: основные принципы и представители. 45. И. Кант о чувственности, рассудке и разуме. Проблема познаваемости мира. 46. Философия Г. Гегеля: диалектическая концепция развития бытия и познания. 47. Неклассическая философия XIX в.: иррационалистическая ориентация (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Фр.Ницше). 48. Научная ориентация философии XIX в.: позитивизм О. Конта и Г.Спенсера. 49. Философия марксизма. 50. Основные направления, проблемы, представители западноевропейской философии ХIХ-ХХ веков (неотомизм, прагматизм, неопозитивизм, экзистенционализм, герменевтика). 51. Специфика русской философии ХI-ХIV веков: основные идеи и источники («Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», Поучение Владимира Мономаха). 52. Русская философия ХV-ХVII веков. 53. Формирование светской философии в России ХVII-ХVIII веков (М. Ломоносов, А.Кантемир, В.П.Татищев). 54. Основные направления и проблемы русской философии XIX в (А.С.Пушкин, П.Я.Чаадаев, Н.В.Гоголь). 55. Сравнительный анализ концепций славянофилов и западников. 56. Философско-этические идеи Ф.М. Достоевского. 57. Проблема цельного знания в философии Вл.С. Соловьева. 58. Техника и информация в современном мире. Глобальные проблемы современности. Творческие задания Данный вид работы предлагается студентам заочного отделения для креативного осмысления, переработки и закрепления изучаемого материала по теории и истории философии. 1. Напишите аргументированное эссе на тему: «Что такое философия?» 2. Напишите ответное письмо Вл. Соловьеву: «…смысл жизни – не может быть принят извне по доверию к какому-нибудь внешнему авторитету, как что-то готовое: он должен быть понят и усвоен самим человеком, его верою, разумом и опытом». 3. Сравните основные положения даосизма и конфуцианства. Составьте таблицу. При составлении таблицы используйте схему: онтология, гносеология, понимание человека, образ мудреца, отношение к обществу. 4. Напишите философское эссе на тему: «Человек: смысл и цель его жизни». 5. Проинтерпретируйте афоризмы Конфуция: • Учитель сказал: «Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее». • Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывает в равновесии, может считаться достойным мужем. • Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать. • Не познав себя, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя зн• Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами. • Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека. • Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности. • Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном. • Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.. 6.Проинтерпретируйте слова китайского художника Су Дунпо (1036-1101), исходя из учения даосизма: «Чтобы нарисовать бамбук, нужно чтобы он вырос внутри тебя самого. И только тогда, взяв кисть и пристально вглядевшись в него, ты ощутишь его образ. Быстро лови момент, иначе он может исчезнуть так же стремительно, как уносится заяц при приближении охотника». 7. Легенда о художнике Тао – цзы (701-792) гласит, что нарисовав пейзаж, он исчез в тумане им же нарисованного пейзажа. Напишите разъясняющий комментарий к этой легенде. 8.Прокомментируйте следующие высказывания И. Канта по проблемам философии этики: • «Совесть действует в человеке, побуждая к определенным, поступкам, хотя нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается не по той или иной причине, а по совести». • «Человек поступает согласно чувству долга не потому, что его что-то принуждает к этому, а потому, что в нем действует какая-то самопринуждающая сила. Человек может совершать моральный поступок, и уклоняясь от какого-то действия». • «Многие вещи способны возбудить удивление, восхищение, но подлинное уважение вызывает лишь человек, не изменивший чувству должного, тот человек, для которого существует невозможное» 9. Интерпретируйте слова Х. Ортега –и Гассет: «Жить – значит вечно решать, кем мы станем»
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |