КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8. Правовые основы проведения наблюдения
8.1. Задачи и правовые последствия введения процедуры наблюдения
Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию. По мере развития законодательства о несостоятельности растет число процедур банкротства. Так, Закон РФ 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" предусматривал такие процедуры, как внешнее управление, санацию и мировое соглашение. Федеральный закон 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" содержал положения о четырех процедурах банкротства - наблюдении, внешнем управлении, конкурсном производстве и мировом соглашении. В действующем Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" закреплены уже известные процедуры банкротства - наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, а также новая для российского законодательства процедура - финансовое оздоровление. Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Наблюдение должно быть завершено не позднее семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий, к числу которых относятся: - требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке); - по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств и иного имущества должника. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"; - приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника; - запрещаются удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая); - запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам; - не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов; - ограничивается правоспособность должника: а) органы управления должника могут совершать сделки, связанные с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника, с получением и выдачей займов, поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника только с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме; б) органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации, ликвидации должника, о создании филиалов и т.д. (ст. 64 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
8.2. Особенности правового положения временного управляющего
Одновременно с введением наблюдения арбитражный суд утверждает временного управляющего. Временный управляющий имеет право: - предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"; - заявлять возражения относительно требований кредиторов; - принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов; - обращаться в арбитражный суд с ходатайствами о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отстранении руководителя должника от должности. В случае отстранения руководителя должника от должности полномочия по управлению должником возлагаются на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а в случае непредставления такой кандидатуры - на одного из заместителей руководителя должника, а в случае отсутствия заместителей - на одного из работников должника; - получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, и др. Временный управляющий обязан: - принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; - проводить анализ финансового состояния должника; - выявлять кредиторов должника; - вести реестр требований кредиторов; - уведомлять кредиторов о введении наблюдения; - созывать и проводить первое собрание кредиторов (ст. 24 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Однако следует подчеркнуть, что в процессе проведения процедуры наблюдения временный управляющий не подменяет органы управления должника. Его деятельность должна быть направлена на установление факта наличия или отсутствия признаков банкротства и выявление возможных перспектив развития должника.
8.3. Порядок созыва и компетенция первого собрания кредиторов
Временный управляющий, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного суда, должен провести первое собрание кредиторов как минимум за десять дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Участниками первого собрания кредиторов являются две категории лиц: 1) конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, наделенные правом голоса; 2) руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия и представитель работников должника, принимающих участие в первом собрании кредиторов без права голоса. Временный управляющий на первом собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются для кредиторов обязательными. В компетенцию первого собрания кредиторов входят полномочия: 1) принятие решений: - о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством; - о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством; - об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; - о заключении мирового соглашения; - об избрании комитета кредиторов и определении его количественного состава (в случае, когда число конкурсных кредиторов и уполномоченных органов превышает 50); 2) определение требований к кандидатурам административного, внешнего или конкурсного управляющего; 3) определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих и т.д. (ст. 73 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). На основании принятого первым собранием кредиторов решения арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С момента введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.
Вопросы и задания для повторения
1. Перечислите основные задачи проведения процедуры наблюдения. 2. Какие правовые последствия наступают с момента введения процедуры наблюдения? 3. Охарактеризуйте правовое положение временного управляющего. 4. Кто осуществляет полномочия по управлению должником в случае отстранения руководителя должника от должности в процессе проведения наблюдения? 5. Каков порядок принятия решений на первом собрании кредиторов? 6. Каковы состав и компетенция первого собрания кредиторов?
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |