КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причины и профилактика нарушений осанки
Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем при Для профилактики нарушений осанки, следует регулярно проводить с детьми физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе и пр. Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой кровати, и притом всегда на одном и том же боку. Нельзя до 3 месяцев жизни держать ребенка в вертикальном положении, до 6 — сажать, до -9-10 месяцев — надолго ставить на ножки. Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу, например, при катании на самокатах. Нужно.следить за тем, чтобы маленькие дети не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на большие расстояния, не переносили тяжестей. -~ Одним из условий сохранения нормальной осанки является соблюдение гигиенических требований к школьной мебели (см. гл. 12).
На формирование осанки сильно влияет форма стопы. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, которая обеспечивает эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу (рис. 2.8). При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появля- ются боли, отечность, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, топают, подгибают ноги в коленях; походка их напряженная, неуклюжая. У таких детей быстрее снашивается обувь, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети могут жаловаться на тесную обувь, поскольку под влиянием длительной дневной нагрузки стопа еще более уплощается, и, следовательно, удлиняется. Условия, способствующие развитию плоскостопия, различны, например: заболевание рахитом; общая слабость и пониженное физическое развитие; излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка; преждевременное (ранее 10-12 месяца жизни) длительное стояние и передвижение на ногах; длительное хождение по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука и задников. Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц ног и стоп, ежедневные ножные ванны, хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Следует внимательно относиться к подбору обуви для детей и при необходимости использовать ортопедические стельки. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре, включая утреннюю гимнастику, вводят специальные корригирующие упражнения. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Значение скелета. Отделы скелета. 2. Способы соединения костей. 3. Особенности химического состава костей детей. Роль питания в формировании костной ткани. 4. Возрастные особенности изменения скелета. Рост костей в длину и толщину. 5. Строение скелетных мышц, их классификация, свойства. 6. Особенности формирования скелетных мышц в онтогенезе. 7. Роль движений в физическом и психическом развитии детей и подростков. Влияние мышечной работы на функциональное состояние организма. 8. Физическое утомление. 9. Развитие у детей двигательной активности и координации движений.
10. Осанка. Виды осанки. Причины и профилактика нарушений. 11. Плоскостопие, причины и профилактика.
Глава 3 АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ Нервная система является основной регулирующей и координирующей системой организма. Она быстро и точно передает информацию ко всем органам и системам, обеспечивает функционирование организма как единого целого. С помощью нервной системы происходит прием и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируются ответные реакции на эти сигналы. С деятельностью выс.цшхРтделов нервной системы связано осуществление психических функций: осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, организация целенаправленного поведения, абстрактное мышление и речь. 3.1. ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Нервная система в функциональном и структурном отношении делится на центральную и периферическую нервную системы (рис. 3.1). Центральная нервная система (ЦНС) — это совокупность нервных образований спинного и головного мозга, которая обеспечивает восприятие, обработку, передачу, хранение и воспроизведение информации с целью адекватной реакции организма на изменения окружающей среды, организации оптимального функционирования органов, их систем и организма в целом. ЦНС человека представлена спинным и головным мозгом, которые имеют морфологическую и функциональную специфику. Однако у всех структур нервной системы есть ряд общих свойств и функций: * нейронное строение, электрическая или химическая синаптическая связь между нейронами; * образование локальных сетей из нейронов, которое реализует специфическую функцию; " множественность прямых и обратных связей между структурами;
Головной мозг в способность нейронов к восприя- тию, обработке, передаче, хранению информации;
■ преобладание числа нейронов для ввода информации над числом нейронов, выносящих информацию из ЦНС; ■ способность к саморегуляции; ■ функционирование на основе рефлекторного доминантного принципа.
Периферическая часть нервной системы состоит из нервов — пучков нервных волокон, выходящих за пределы головного и спинного мозга и направляющихся к различным органам тела, а также нервных узлов (ганглий) - скоплений нервных клеток вне спинного и головного мозга.
В зависимости от строения и иннервации* периферических структур различают соматический и вегетативный отделы нервной системы. Первый иннервирует сокращения поперечнополосатой мускулатуры и некоторых органов (языка, глотки, гортани и др.), обеспечивает чувствительность тела человека. Второй регулирует деятельность внутренних органов и обмена веществ в соответствии с текущими потребностями организма. Вегетативная нервная система в свою очередь подразделяется на два отдела: симпатический и парасимпатический (рис. 3.2). Все эти отделы подчинены высшим вегетативным центрам, расположенным в промежуточном мозге. С деятельностью этой нервной системы связаны рефлекторные реакции поддержания кровяного давления на относительно постоянном уровне, тегшорегуляция, изменение частоты и силы сердечных сокращений при мышечной работе и другие процессы.
Симпатический отдел способствует интенсивной деятельности организма, особенно в экстремальных условиях. Парасимпатический отдел —- система «отбоя», которая помогает организму восстановить истраченные ресурсы. Например, симпатический нерв ускоряет и усиливает работу сердца, а парасимпатический (блужда- Рис. 3.2. Схема вегетативной нервной системы: 1 — глаз; 2 — слезная железа; 3 — дыхательные пути; 4 — подчелюстная железа; 5 — подъязычная железа; 6 — околоушная железа; 7 — сердце; 8 — трахея; 9 — пищевод, желудок; 10 — печень; U — поджелудочная железа; 12 — тонкая кишка; 13 — толстая кишка; 14 — почка; 15 -■ мочевой пузырь; 16 — матка ющий) тормозит; парасимпатический нерв вызывает сокращение кольцевой мускулатуры радужной оболочки глаза (сужение зрачка), а симпатический нерв — расширение зрачка. Следовательно, симпатическая нервная система выполняет адаптационно-трофическую функцию. 3.2. НЕРВНАЯ ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА Нервная ткань состоит из совокупности нейронов и глиальных клеток.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |