КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сигнальные системы действительности. Развитие речи
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП Внешний мир воздействует на организм не единичными раздражителями, а системой одновременных и последовательных сигналов. Если эта система часто повторяется, то в деятельности головного мозга образуется системность, или динамический стереотип. Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь ус-ловнорефлекторных актов. Они осуществляются в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являются следствием сложной системной реакции организма на систему положительных (подкрепляемых) и отрицательных (непод-крепляемых, или тормозных) условных раздражителей. Выработка стереотипа — пример сложной синтезирующей деятельности коры головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими (ребенок долго осваивает процесс одевания, но со временем это становится простой задачей). Динамический стереотип — основа образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Изменение условий существования организма влечет за собой ломку динамического стереотипа, которая возможна только у индивидуума со способностью к угасательному торможению. Временные связи между элементами стереотипа достаточно прочны. Изменение стереотипа (замена одного из сигналов другим или включение какого-либо компонента) требует тренировки. Трудно «переучить» ребенка, если он, например, научился неправильно держать ручку при письме. Сложно отказаться от вредных привычек, в том числе и курения, так как сама мысль о сигарете — первый пусковой сигнал — приводит к реализации целого комплекса последующих действий, цепь которых не всегда удается разорвать. Стереотипы — это основа человеческого поведения. Вынужденная ломка стереотипов приводит к снижению готовности мозга к последующей деятельности, что в свою очередь может стать причиной многих негативных явлений как соматического, так и психического характера.*'«Переучивание», смена обстановки в ряде случаев становится причиной неврозов. Вот почему последовательность, преемственность приемов воспитания и обучения, непротиворечивость требований, предъявляемых ребенку с первых лет жизни, являются необходимым условием здорового и гармоничного развития его личности. На основе врожденных и приобретенных в онтргенезе функций кора больших полушарий обеспечивает совершенную организацию поведения организма. У человека 1/3 всей поверхности коры принадлежит тем зонам, которые приняли специфические функции: речь, письмо, интеллект и др. Первая сигнальная система действительности — система условнорефлектор-ных связей, формирующихся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы конкретных, чувственно воспринимаемых (образных) раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды. Эта сигнальная система действительности свойственна и животным, и человеку. У животных она является единственной системой, которая обеспечивает процессы адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. У человека в силу общественного образа жизни и совместной трудовой деятельности сформировалась, по выражению Павлова, «чрезвычайная прибавка» к ВНД — вторая сигнальная система действительности. Это понятие было выдвинуто И. П. Павловым (1932 г.) для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека. Вторая сигнальная система действительности — свойственная лишь человеку, особая форма высшей нервной деятельности, система условных рефлексов на речевые, словесные сигналы (произносимые, слышимые и видимые). Человек, в отличие от животных, обладает способностью обобщать словом бесчисленные сигналы первой сигнальной системы (конкретно-образные раздражители —- зрительные, слуховые и т. д.); при этом слово, по выражению И. П. Павлова, становится сигналом сигналов. Таким образом, в отличие от животных, обладающих лишь конкретно-чувственным мышлением на базе первой сигнальной системы, человек способен еще и к абстрактно-логическому мышлению на базе второй сигнальной системы. Способность к обобщенному отражению явлений и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в окружающем мире. Развитие цивилизации стало возможным благодаря формированию второй сигнальной системы, без которой человек не способен передавать знания, созидать искусство и науку. Устная и письменная речь Человек поднялся на высшую ступень эволюции благодаря глубокому анализу и синтезу своих «ручных» действий и движений речи. Речедвигательный анализ и синтез, по И. П. Павлову, составляет «базальный компонент» человеческого анализа и синтеза. Звуковая речь как способность знаково-символического отражения предметов и явлений окружающего мира, собственных состояний с использованием разных уровней обобщения является уникальной способностью человека. Речь объединяет множество конкретных явлений и событий в отвлеченное, обобщающее их понятие, выраженное словом, легко передаваемое друг другу. Устная речь позволяет людям непосредственно общаться, письменная — накапливать знания, мысленная — думать и творить, благодаря этому человек способен разумно планировать свою деятельность, что не могут делать животные. Функции речи Речь является одной из сложнейших человеческих функций. Выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую. Коммуникативная функция заключается в осуществлении общения между людьми с помощью языка. В коммуникативной функции выделяют функцию сообщения и побуждения к действию. При сообщении человек указывает на какой-либо предмет или высказывает свои суждения по какому-либо вопросу. Побудительная сила речи зависит от ее эмоциональной выразительности. Через знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим. Язык представляет собой определенную систему знаков и правил их образования. Человек осваивает язык в результате обучения. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания. Существует критический период для освоения языка: после 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центра речи, утрачивается. Регулирующая функция речи реализуется в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности. Понятие высшей психической функции было введено Л. С. Выготским и развито А. Р. Лурией. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, взрослым и ребенком. Один человек регулирует поведение другого с помощью специальных раздражителей («знаков»), среди которых наибольшее значение имеет речь. Применяя к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек овладевает собственным поведением. Программирующая функция речи заключается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе данного процесса лежит внутреннее программирование, которое осуществляется с помощью внутренней речи*. Внутреннее программирование необходимо не только для подготовки речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий. Программирующая функция речи нарушается при поражениях в передних отделах речевых зон: заднелобных и премоторных отделов левого полушария.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |