Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сигнальные системы действительности. Развитие речи




ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП

Внешний мир воздействует на организм не единичными раздражителями, а сис­темой одновременных и последовательных сигналов. Если эта система часто по­вторяется, то в деятельности головного мозга образуется системность, или дина­мический стереотип.

Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь ус-ловнорефлекторных актов. Они осуществляются в строго определенном, закреп­ленном во времени порядке и являются следствием сложной системной реакции организма на систему положительных (подкрепляемых) и отрицательных (непод-крепляемых, или тормозных) условных раздражителей.

Выработка стереотипа — пример сложной синтезирующей деятельности ко­ры головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими (ребенок долго осваива­ет процесс одевания, но со временем это становится простой задачей). Динами­ческий стереотип — основа образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Изменение условий существования организма влечет за собой ломку динамического стереотипа, которая возможна только у индивидуума со способ­ностью к угасательному торможению. Временные связи между элементами сте­реотипа достаточно прочны. Изменение стереотипа (замена одного из сигналов


другим или включение какого-либо компонента) требует тренировки. Трудно «пе­реучить» ребенка, если он, например, научился неправильно держать ручку при письме. Сложно отказаться от вредных привычек, в том числе и курения, так как сама мысль о сигарете — первый пусковой сигнал — приводит к реализации цело­го комплекса последующих действий, цепь которых не всегда удается разорвать.

Стереотипы — это основа человеческого поведения. Вынужденная ломка сте­реотипов приводит к снижению готовности мозга к последующей деятельности, что в свою очередь может стать причиной многих негативных явлений как со­матического, так и психического характера.*'«Переучивание», смена обстановки в ряде случаев становится причиной неврозов. Вот почему последовательность, преемственность приемов воспитания и обучения, непротиворечивость требова­ний, предъявляемых ребенку с первых лет жизни, являются необходимым усло­вием здорового и гармоничного развития его личности.

На основе врожденных и приобретенных в онтргенезе функций кора больших по­лушарий обеспечивает совершенную организацию поведения организма. У чело­века 1/3 всей поверхности коры принадлежит тем зонам, которые приняли специ­фические функции: речь, письмо, интеллект и др.

Первая сигнальная система действительности — система условнорефлектор-ных связей, формирующихся в коре головного мозга при воздействии на рецепто­ры конкретных, чувственно воспринимаемых (образных) раздражений, исходя­щих из внешней и внутренней среды. Эта сигнальная система действительности свойственна и животным, и человеку. У животных она является единственной системой, которая обеспечивает процессы адаптации к изменяющимся услови­ям внешней среды. У человека в силу общественного образа жизни и совместной трудовой деятельности сформировалась, по выражению Павлова, «чрезвычайная прибавка» к ВНД — вторая сигнальная система действительности. Это понятие было выдвинуто И. П. Павловым (1932 г.) для определения принципиальных раз­личий в работе головного мозга животных и человека.

Вторая сигнальная система действительности — свойственная лишь чело­веку, особая форма высшей нервной деятельности, система условных рефлексов на речевые, словесные сигналы (произносимые, слышимые и видимые).

 

Человек, в отличие от животных, обладает способностью обобщать словом бесчисленные сигналы первой сигнальной системы (конкретно-образные раздра­жители —- зрительные, слуховые и т. д.); при этом слово, по выражению И. П. Пав­лова, становится сигналом сигналов. Таким образом, в отличие от животных, об­ладающих лишь конкретно-чувственным мышлением на базе первой сигнальной системы, человек способен еще и к абстрактно-логическому мышлению на базе второй сигнальной системы. Способность к обобщенному отражению явлений


и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в ок­ружающем мире.

Развитие цивилизации стало возможным благодаря формированию второй сигнальной системы, без которой человек не способен передавать знания, сози­дать искусство и науку.

Устная и письменная речь

Человек поднялся на высшую ступень эволюции благодаря глубокому анализу и синтезу своих «ручных» действий и движений речи. Речедвигательный анализ и синтез, по И. П. Павлову, составляет «базальный компонент» человеческого анализа и синтеза.

Звуковая речь как способность знаково-символического отражения предме­тов и явлений окружающего мира, собственных состояний с использованием раз­ных уровней обобщения является уникальной способностью человека.

Речь объединяет множество конкретных явлений и событий в отвлеченное, обобщающее их понятие, выраженное словом, легко передаваемое друг другу.

Устная речь позволяет людям непосредственно общаться, письменная — на­капливать знания, мысленная — думать и творить, благодаря этому человек спо­собен разумно планировать свою деятельность, что не могут делать животные.

Функции речи

Речь является одной из сложнейших человеческих функций. Выделяют три ос­новные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.

Коммуникативная функция заключается в осуществлении общения между людьми с помощью языка. В коммуникативной функции выделяют функцию со­общения и побуждения к действию. При сообщении человек указывает на какой-либо предмет или высказывает свои суждения по какому-либо вопросу. Побуди­тельная сила речи зависит от ее эмоциональной выразительности. Через знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим.

Язык представляет собой определенную систему знаков и правил их образо­вания. Человек осваивает язык в результате обучения. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания. Существует критический период для освоения языка: после 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центра речи, утрачивается.

Регулирующая функция речи реализуется в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности.

Понятие высшей психической функции было введено Л. С. Выготским и раз­вито А. Р. Лурией. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер.

Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаи­модействия между людьми, взрослым и ребенком. Один человек регулирует пове­дение другого с помощью специальных раздражителей («знаков»), среди которых


наибольшее значение имеет речь. Применяя к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек овладевает собственным поведением.

Программирующая функция речи заключается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от за­мысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе данного процесса лежит внутреннее программирование, которое осуществляется с помощью внутренней речи*. Внутреннее программирование необходимо не только для подготовки рече­вого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий. Программирующая функция речи нарушается при поражениях в передних отде­лах речевых зон: заднелобных и премоторных отделов левого полушария.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.