КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рациональная организация режима дня школьников
Умственная работоспособность человека — результат интеграции внутрикорковьц процессов и многих физиологических функций, происходящих в организме при выполнении умственной работы. Напряженная умственная работа невозможна без высокого уровня функционирования кровообращения, обмена веществ и др. Соответственно должна повышаться степень напряжения регуляторных механизмов, мобилизовываться функциональный резерв. В разное время суток этот резерв неодинаков. Следовательно, для оптимальной адаптации организма к условиям существования необходима синхронизация биоритмов функции коры больших полушарий головного мозга и вегетативных функций. Таким образом, рациональная организация труда и учебного процесса должна базироваться на учете биоритмов школьников. Акрофаза умственной работоспособности приходится на 10 ч 30 мин, а акрофазы циркадианных ритмов температуры тела и ряда показателей сердечно-сосудистой системы — на 12 ч 30 мин. Если учебный процесс совпадает с биоритмологическим оптимумом, то продуктивность умственной работы будет максимальной. Совмещение учебных занятий со временем оптимума физиологических функций детей в течение суток возможно только при правильном составлении расписания и рациональном распределении домашних заданий. Существующая в школах организация учебного процесса не позволяет совмещать биоритмы психических и соматических функций учащихся. Неправильное построение режима дня школьников и учебные перегрузки часто приводят к развитию десинхроноза. Для его профилактики необходимо, чтобы в часы учебных занятий была обеспечена стойкая акрофаза физиологических функций. Достичь этого можно с помощью освещения, которое является важнейшим естественным синхронизатором биоритмов, и двигательной активности. Для сохранения здоровья школьников, профилактики утомления и десинхроноза необходимо соблюдать достаточный объем двигательной активности в часы учебных занятий. Объем дневной двигательной активности составляет 15000-25000 локомоций. Примерно 1/3 этого объема должна реализовываться в учебное время за счет увеличения количества уроков физической культуры и организации двигательной активности во время перемены. 2/3 двигательной активности могут быть реализованы во второй половине дня за счет участия в спортивно-массовой работе и физическом труде в свободное от занятий время. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Биологические ритмы, их виды. 2. Механизмы ритмической организации физиологических процессов. 3. Понятие биоритмологической индивидуальности. 4. Значение биоритмологии в практической деятельности.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |