КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рост и развитие
Ткани Основные группы тканей. Различают четыре основное группы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную (цвет. табл.I). Эпителиальные, или покровные, ткани как бы одевают все наружные и внутренние поверхности тела. Их клетки плотно примыкают друг к другу. Между ними можно обнаружить мостики из цитоплазмы, благодаря которым клетки в своей деятельности тесно связаны друг с другом. Эпителиальной тканью образован верхний слой кожи, который играет защитную роль, предохраняя организм от механических, химических и других внешних воздействий. Эпителий кожи состоит из нескольких слоев клеток. Однослойный эпителий выстилает брюшную и грудную полости, покрывает снаружи внутренние органы (желудок, почки и т. п.). Из эпителиальной ткани состоит слизистая оболочка, покрывающая изнутри полость рта, дыхательную трубку, пищевод, желудок, кишки и дру- Рис. 1, Форма строения нейронов: Л — общая схема строения нейрона; Б •— клетка из коры мозжечка, Я — афферентный нейрон; Г—пирамидная клетка из коры больших полушарий- / — тело нейрона, 2 — ядро, S — дендриты. 4 — аксон, 5 — миелиновая оболочка гие органы. Некоторые клетки этой оболочки вырабатывают и выделяют слизь, отсюда и название самой оболочки. Железистые клетки, основная функция которых — выработка и выделение тех или иных веществ, также относятся к эпителиальной ткани. Группы таких клеток могут образовывать железы — органы, вырабатывающие определенного состава сок. По протоку, т. е. по трубочке, сок выделяется из железы. Соединительные, или опорные, ткани развиваются из среднего зародышевого листка и входят в состав почти всех органов тела. Слой соединительной ткани, находящийся в коже, обусловливает ее эластичность, а под кожей служит местом отложения жира. Из соединительной ткани состоят сухожилия, мышцы и связки, соединяющие кости скелета между собой. Хрящи и кости также представляют собой сильно измененную соединительную ткань. Клетки соединительной ткани не прилегают друг к другу. Они погружены в межклеточное вещество, составляющее основную массу ткани. По своему происхождению мышечная ткань находится в близком родстве с соединительной. За редкими исключениями она развивается из среднего зародышевого листка. Мышечная ткань на всякое раздражение (электричеством, кислотой, уколом) отвечает укорочением, сокращением. Способность сокращаться, или сократимость,— основное свойство мышечной ткани. На долю этой ткани приходится больше трети веса тела. Из нее состоят мышцы не только скелетные, но и внутренних органов, например желудка, кишок, мочевого пузыря. Мышцы внутренних органов называются гладкими. Они состоят из сильно вытянутых клеток, длина которых не превышает 0,1— 0,2 мм, а поперечник измеряется всего лишь несколькими микронами, т е. тысячными долями миллиметра. Внутри клеток в про- дольном направлении расположены тончайшие нити, или фибриллы, которые под влиянием раздражения медленно укорачиваются, вызывая тем самым сокращение всей клетки. Мышцы скелета по сравнению с гладкими имеют более сложное строение, высокую возбудимость и гораздо быстрее сокращаются. Основное свойство нервной ткани—проведение возбуждения Большинство нервных клеток имеет несколько коротких ветвящихся отростков — дендритов, и один длинный — аксон. Нервная клетка со всеми ее отростками называется нейроном (рис. 1). Длинные отростки, окруженные оболочкой, называются нервными волокнами. Многие волокна имеют плотную оболочку, состоящую из миелина. Нервы состоят из пучков нервных волокон. Ткани человеческого тела чрезвычайно разнообразны. Это объясняется тем, что в процессе длительного и сложного развития первичные ткани специализируются и превращаются в разнообразные ткани взрослого организма. Изменение и усложнение тканей происходит не только в период зародышевой жизни человека, но и долгое время после рождения. Закономерности роста и развития. Пропорции тела с возрастом сильно меняются (рис. 2). У новорожденного высота головы составляет примерно 'Л, а у взрослого человека — '/8 длины всего тела. Ноги, наоборот, у новорожденного очень коротки, а у взрослого обычно несколько превышают половину длины тела. Такие различия в пропорциях свидетельствуют о неравномерности роста и развития отдельных частей тела. Известно, что вес взрослого человека в 20 с лишним раз больше веса новорожденного. Вес сердца, почек и некоторых других органов увеличивается почти пропорционально увеличению веса тела, лишь с небольшим отставанием; так, вес сердца увеличивается в 15 раз. Очень интенсивно растут мышцы: их вес у взрослого человека в 35—40 раз больше, чем v новорожденного. Некоторые органы еще в период внутриутробного развития растут столь интенсивно, что после рождения их вес увеличивается всего лишь в Д—4 раза. Так, например, головной мозг v новорожденного весит примерно 390 г, а у взрослого в среднем 1480 г. При этом основное увеличение веса мозга после рождения приходится на первые несколько лет жизни. После 10 лет вес мозга увеличивается лишь незначительно. Есть органы, вес которых после рождения совсем не меняется. К таким органам относятся расположенные в височной кости слуховой орган и полукружные каналы. Половые железы увеличиваются в весе в течение первого года жизни, затем в течение 7—9 лет их вес остается почти неизменным, и лишь на 10-м году жизни он вновь увеличивается. Новорожденный 2 года 6 лет 20лет Рис 2. Пропорции тела: пунктирные линии делят длину тела на 8 равных частей, а короткие линии с цифрами справа от фигур — на части, равные длине головы. Возрастные периоды. По мере роста и развития меняется строение и работа органов, меняются потребности организма, иными становятся интересы и поведение ребенка. Соответственно должна изменяться организация условий жизни, воспитания и обучения ребенка. В целях установления важнейших особенностей, характеризующих последовательные этапы роста и развития ребенка, давно делались попытки выделить несколько возрастных периодов. Основанием для деления служили различные признаки развития, как, например, прорезывание зубов, особенности роста, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности психического развития и т. д. Наиболее целесообразным и практически удобным следует считать такое деление на периоды жизни ребенка, которое учитывает особенности воспитания и обучения. Различают период внутриутробного развития; период новорожденности (первые 2 недели жизни); грудной возраст (до одного года); преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 2 лет); младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет); средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет); школьный возраст. В дошкольных учреждениях дети грудного возраста от 3 месяцев до 1 года составляют первую группу раннего возраста, которую делят на 3 подгруппы (3—6 месяцев, 6—10 месяцев, 10—12 месяцев), преддошкольники—вторую группу раннего возраста. Детей младшего дошкольного возраста делят на две группы (от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет). Детей старшего дошкольного тоже делят на две группы (вторая называется подготовительной к школе). Показатели физического развития ребенка. О физическом развитии ребенка можно судить по его весу, росту, окружности его грудной клетки и другим показателям. Даже совершенно здоровый ребенок растет в длину и увеличивается в весе неравномерно. В одни возрастные периоды он растет быстрее, в друше—медленнее. При рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, а к концу года—75 см, т. е. увеличивается на 50%; вес (в среднем 3200 г при рождении) за год утраивается, достигая 9,5—10 кг. За 2-й год ребенок вырастает на 10—15 см и увеличивается в весе на 2,5—3 кг. В последующие годы, до периода полового созревания, ежегодная прибавка в весе ребенка составляет приблизительно 1,5—2 кг, в росте—4—5 см. Показатели физического развития очень изменчивы, особенно в первые годы жизни. Они сильно снижаются под влиянием тяжелых бытовых условий, при отсутствии достаточного количества свежего воздуха, плохом питании, недосыпании, малой подвижности и пр. Любое, как незаразное, так и заразное (инфекционное), заболевание, особенно если оно протекает тяжело, ослабляет организм ребенка, нарушает его нормальное развитие. Постоянное наблюдение за физическим развитием позволяет вовремя выявить неблагоприятные сдвиги в состоянии ребенка. Для определения основных показателей физического развития ребенка пользуются антропометрией. Сразу же после рождения, а затем регулярно в определенные периоды времени измеряют рост, вес, окружность грудной клетки ребенка. На основании измерений, проведенных у большого количества детей соответствующего возраста и пола, составляют средние показатели"(стандарты) физического развития детей в данном городе, районе, стране. Этими стандартами пользуются для разработки размеров детской одежды, мебели, физкультурного и прочего оборудования. При оценке физического развития каждого отдельного ребенка учитывают также состояние и окраску кожных и слизистых покровов, упитанность (развитие подкожножировой ткани), развитие и тонус мышц, осанку и пр. Желательно, чтобы воспитатель присутствовал при врачебном обследовании детей его группы. При этом он знакомится с проведением обследования, помогает врачу и дает ему нужные сведения о поведении ребенка, его настроении, интересах, аппетите, сне, о том, как ребенок переносит низкие и высокие температуры, и пр. Воспитатели, которые знают, как определяется физическое развитие ребенка и какие признаки характеризуют его нарушения, легче заметят у детей те или иные отклонения от нормы. Результаты обследования и оценки состояния детей воспитатель учитывает при работе с детским коллективом. Вопросы. 1. Каковы строение и свойства клеток организма? 2. Какое строение и значение имеют эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткани5 3. На какие возрастные периоды делят развитие ребенка, какое это имеет значение? 4 Какие показатели характеризуют физическое развитие ребенка? 2 ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |