Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды АПО




 

Административно‑правовые отношения делятся:

1) в зависимости от конкретных целей возникновения на внутренние (в системе исполнительной власти) и внешнеорганизационные (вне системы исполнительной власти);

2) по характеру юридических фактов на порожденные правомерными или неправомерными действиями;

3) по содержанию и выполняемым функциям на материальные (материальные нормы права) и процессуальные (процессуальные нормы права);

4) в зависимости от особенностей участников отношений;

5) в зависимости от государственного устройства;

6) по субъектам отношений – отношения вышестоящего органа исполнительной власти с нижестоящим органом исполнительной власти, отношения между органами исполнительной власти и негосударственными объединениями (партии и др.), отношения между органами исполнительной власти и другими органами государства (прокуратура, законодательные органы и т. д.) и отношения между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

7) исходя из положения субъектов правоотношений выделяют вертикальные и горизонтальные (пример последних – административно‑правовой договор).

 

 

Административно‑правовой статус гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства

 

Административно‑правовой статус гражданина РФ – это правовое положение гражданина в отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права; является составной частью общего правового статуса гражданина. Это комплекс прав и обязанностей, гарантии их реализации, закрепленные нормами административного права. Административно‑правовой статус гражданина РФ – часть общеправового статуса, установленного Конституцией РФ и федеральными законами.

Административно‑правовой статус гражданина состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и свобод. Правовое положение граждан РФ определяется объемом административной правосубъектности (административная правоспособность и административная дееспособность). Административная дееспособность может быть полная; ограниченная; частичная. Гражданин может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным при наличии определенных заболеваний.

Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством (Конституция РФ и федеральные законы) и международными договорами.

Иностранные граждане и лица без гражданства в России пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Иностранные граждане могут быть: а) постоянно проживающие (имеющие разрешение и вид на жительство, выданный ОВД); б) временно пребывающие.

Структура административно‑правового статуса может быть представлена элементами:

1) административная правоспособность – возможность обладать определенными правами и нести обязанности; по общему правилу, для граждан России возникает с рождения и прекращается со смертью;

2) административная дееспособность – способность своими действиями приобретать, изменять и отчуждать свои права; полная наступает в 18 лет; дееспособность юридического лица совпадает с его правоспособностью;

3) совокупность прав и обязанностей;

4) ответственность;

5) гарантия реализации прав и обязанностей.

Административно‑правовой статус имеет особенности:

1) права, обязанности, ответственность, присущие объекту управления, закреплены в большом количестве разрозненных законов и подзаконных норм;

2) нормы, регулирующие административно‑правовой статус, тесно связаны с нормами других отраслей права;

3) административно‑правовой статус, в отличие от гражданско‑правового, не отчуждаем.

Классификация административно‑правового статуса:

1. В зависимости от статуса субъекта, которому он принадлежит: а) административно‑правовой статус личности; б) административно‑правовой статус гражданина; гражданство – устойчивая правовая связь лица с государством, выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство другого государства; лицо без гражданства – не является гражданином РФ и не имеет доказательств наличия гражданства иностранного государства. Административно‑правовой статус личности присущ и российскому, и иностранному гражданину, и апатриду. Особенность административно‑правового статуса иностранцев и апатридов в РФ состоит в том, что их права установлены за некоторым исключением.

2. Общий административно‑правовой статус принадлежит любому лицу независимо от пола, возраста, образования, др. признаков.

3. Особенный статус принадлежит отдельным категориям граждан.

4. Специальный статус принадлежит только некоторым категориям граждан.

Различия административно‑правового статуса гражданина России, иностранных граждан и лиц без гражданства.

1. У иностранных граждан при получении разрешения на въезд наступает ограниченная правоспособность, с момента прибытия на территорию РФ – полная.

2. Существует ряд ограничений прав и обязанностей иностранных граждан (не могут избирать и быть избранными, не могут посещать определенные территории РФ и т. д.).

3. Только к иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть применено такое взыскание, как административное выдворение. Еще один вид воздействия – сокращение срока пребывания.

Иностранные граждане подлежат ответственности на тех же основаниях, что и граждане России, за исключением лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетом (что решается дипломатическим путем).

Лица без гражданства. До 1938 г. по закону о гражданстве гражданами СССР считались «все находящиеся на советской территории, в отношении которых нет доказательств, что они граждане другого гос‑ва». В 1938 г. был принят новый закон, по которому «гражданами СССР признаются а) все подданные России на 07.11.17 и не утратившие советского гражданства; б) все вступившие в гражданство на законных основаниях». С 1979 г. действует правило: если ребенок родился от лица без гражданства на территории СССР, он считается гражданином СССР (России).

 

Государственное управление и административно‑правовое регулирование отношений в экономической сфере

 

Государственное управление – это подзаконная, исполнительно‑распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно‑политической и социально‑культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов; это целенаправленное организующе‑регулирующее воздействие государства через систему его органов и должностных лиц на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделенные властными полномочиями. Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно‑распорядительная деятельность.

Цели правового регулирования деятельности государственной власти:

– создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;

– обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;

– защита граждан и общества от административного произвола.

 

Выделяют два подхода к государственному управлению: 1) деятельность всех государственных органов; 2) деятельность органов исполнительной власти.

Основные характерные признаки государственного управления: 1) исполнительно‑распорядительный характер; основное направление этой деятельности – проведение в жизнь нормативно‑правовых актов, средство достижения этой цели – использование необходимых юридически властных полномочий; 2) организационная и практическая направленность; 3) подзаконная деятельность и подзаконное нормотворчество.

Другие признаки государственного управления: 1) тесная связь с разработкой и практической реализацией государственной политики; 2) целевая и функциональная специфика; 3) наличие определенных ресурсов; 4) непосредственная ответственность за исполнение законов; 5) использование определенных форм и методов.

Субъекты госуправления – госорганы и должностные лица, наделенные государственными властными полномочиями. Объекты госуправления – предприятия, органы, граждане, не имеющие властных полномочий.

Функции государственного управления:

– разработка и реализация государственной политики;

– установление организационных основ хозяйственной жизни;

– управление государственными учреждениями;

– регулирование функционирования негосударственных учреждений;

– обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц;

– осуществление государственного контроля и надзора в процессе управления.

Управление в области экономики охватывает промышленность, сельскохозяйственное производство, строительство, транспорт и связь, финансы, природные ресурсы и др.

Промышленность. Минэкономики проводит государственную политику, реализует федеральные программы, осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию, участвует в разработке государственного оборонного заказа, проводит единую госполитику во внешнеторговой деятельности, регулирует и контролирует ее. Минатом занимается энергетикой и ядерным оружием, Минтопэнерго – топливно‑энергетическим комплексом.

Агропромышленный комплекс. Минсельхозпрод проводит государственную политику и осуществляет управление в агропромышленном комплексе, отвечает за обеспечение страны продовольствием и координирует деятельность в этой сфере.

Транспортно‑дорожный комплекс и связь. Министерство путей сообщения проводит государственную политику на железнодорожном транспорте, регулирует хозяйственную деятельность железных дорог, обеспечивает безопасность движения и сохранность грузов. Минтранспорта проводит государственную политику и осуществляет управление транспортным комплексом (зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную и транспортно‑экспедиционную деятельность на морском, речном, автомобильном, городском пассажирском транспорте, работу водных первозчиков). Федеральная авиационная служба руководит гражданской авиацией. Федеральная дорожная служба осуществляет руководство дорожным комплексом.

Госком по связи и информатизации проводит государственную политику и осуществляет управление в этой сфере, осуществляет межотраслевую координацию в области электросвязи, информатизации и почтовой связи.

Строительно‑жилищный комплекс. Госкомитет по строительству, архитектурной и жилищной политике осуществляет экспертизу проектов на строительство, издает нормы, стандарты, осуществляет контроль застройки городов, проводит государственную политику в ЖКХ и т. д. Природопользование. Министерство природных ресурсов управляет фондом недр и водным фондом. Финансы и кредит. Минфин проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую и валютную политику, координирует деятельность других органов исполнительной власти в этой сфере.

Формы государственного управления – это внешне выраженные действия органа исполнительной власти и его должностных лиц.

Признаки форм государственного управления:

– выражают сущность деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих госуправление;

– практически реализуют задачи и функции управления;

– обеспечивают наиболее целесообразное достижение целей с наименьшими затратами;

– вызывают наступление каких‑либо последствий.

Формы государственного управления шире, чем формы исполнительной власти, поэтому они могут выступать как: формы государственно‑управленческой деятельности и как формы реализации исполнительной власти.

Многообразие задач управления обуславливает многообразие форм управления. Выбор формы зависит от: характера компетенции органа исполнительной власти (должностного лица); особенности объекта; характера вызываемых последствий.

 

Виды форм государственного управления

1. Правовые: имеют четко выраженные юридические последствия; включают издание актов, влекущих за собой административные отношения между субъектами. В правовых формах четко проявляется государственно‑властный, исполнительно‑распорядительный характер полномочий органов управления и их должностных лиц; включают издание нормативных актов органами исполнительной власти; содержат административно‑правовые нормы, регулирующие управленческие отношения: а) нормативного характера (постановления Правительства РФ); б) ненормативного характера (распоряжения Правительства РФ); включают издание индивидуальных актов управления (разновидность юридических фактов, например, назначение военнослужащего на должность). Договорные отношения стоит относить к формам государственного управления, так как они влекут юридические последствия.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.