Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 4 страница. 9 ты же соблюди завет Мой




9 ты же соблюди завет Мой. См. ст. 1 и ком.

10 обрезан. Смысл не в самом обрезании, а в том, что обрезание является знаком наличия определенной духовной связи. Эта мысль явно выражена в следующем предложении: "...и сие будет знамением завета". См. также Лев. 19,23; 26,41; Втор. 10,16; Иер. 6,10.

11 знамение. Знак, печать, свидетельство.

12 См. статью "Крещение младенцев".

рожденный в доме и купленный за серебро. Сюда относятся и дети рабов. Рабы считались домочадцами. См. 14,21 и ком.

не от твоего семени. Обетования завета распространялись на всех людей, имеющих духовную общность с Авраамом.

13 См. статью "Священные установления"

17 рассмеялся. Возможен перевод: "возрадовался".

20 двенадцать князей. См. 25,12-16.

21 с Исааком. Исаак был обетованным сыном, поэтому и завет будет установлен с тем, кто рожден для завета.

23 в тот самый день. Незамедлительно выполнив свои обязательства, Авраам тем самым подтвердил преданность завету.

Измаила. Оба сына Авраама, как избранный, так и неизбранный, приняли знак завета; точно так же и в сегодняшней церкви крещение принимают как избранные, так и неизбранные.

Глава 18

1 явился ему Господь. Возможный перевод: "И открылся ему Господь".

2 три мужа. Еврейские толкователи так объясняют это место: "Один ангел пришел, чтобы сообщить о рождении Исаака, второй чтобы разрушить Содом, а третий чтобы спасти Лота. Ангел никогда не получает больше одного поручения".

3 Владыка! Это древнееврейское слово используется исключительно по отношению к Богу; оно встречается и в ст. 27.

9 где Сарра? Риторический вопрос. На самом деле Господь знал, чем занималась Сарра в это время (ст. 10-13).

10 будет сын у Сарры. См. 11,30; 15,2 4; 16,11; 17,15.16; Рим. 9,9.

14 Есть ли что трудное для Господа? Авраам знал ответ на этот вопрос (15,4 6; Евр. 11,11). Его оправдывала вера так же, как сейчас она оправдывает людей, верующих в то, что Бог воскресил из мертвых Господа Иисуса (Рим. 4,22 25).

19 ибо Я избрал его. Букв.: "ибо Я узнал его", т.е. выбрал его и предопределил его путь, поручив ему важную миссию в мире. См. Пс. 1,6: "Ибо знает Господь путь праведных" (предопределяет их путь, ведет их по определенному пути, т.к. события их жизни имеют принципиальное значение для всего мира).

20 вопль. Как Судия всей земли, Бог слышит всякий вопль, порожденный грехом и нечестием (ст. 25; 4,10).

грех их. См. гл. 19; Иез. 16,49.50.

21 сойду и посмотрю. Антропоморфное описание, подобное 11,7, исключающее буквальное прочтение.

23 неужели Ты погубишь праведного с нечестивым..? Эти слова Авраам произносит в момент величайшего духовного подъема. Авраам не спорит с Богом, его слова продиктованы знанием Бога, таким знанием, которое позволяет человеку смотреть на мир глазами Бога и судить духовно.

25 не может быть от Тебя! Это ответ Авраама на им же поставленный вопрос.

Судия всей земли поступит ли неправосудно? Эта фраза определяет справедливость как основной принцип, характеризующий проявление Бога в мире.

26 Я ради них пощажу. Бог щадит нечестивых ради праведных, ибо милость Его превозносится над судом (Иак. 2,13).

32 десять. Если праведных окажется меньше десяти, то спасутся только они, как это и случилось в гл. 19. См. статью "Духовная природа Божества".

Глава 19

1-11 Это повествование можно сравнить с Суд. 19,15-25.

1 два Ангела. См. 16,9; 18,2 и ком. См. статью "Ангелы".

сидел у ворот. Т.е. там, где, как это было принято, собирались уважаемые люди города для решения различных дел и заключения торговых сделок.

3 сильно упрашивал. Лоту приходится сильно упрашивать, тогда как Аврааму было достаточно только пригласить "путников".

4 от молодого до старого... со всех концов города. Эти подробности свидетельствуют о том, что все люди, погибшие вместе с городом, были нечестивыми (18,16-33 и ком.; см. 6,5; 8,21; Рим. 1,26-32).

Содомляне. Содом и Гоморра были полны таких грехов, как притеснение людей (Ис. 1,10), прелюбодейство, ложь и пособничество злодеям (Иер. 23,14), а также высокомерие, пресыщенность и безжалостное отношение к нуждающимся (Иез. 16,49).

7 Лот подчеркивает серьезность преступления и косвенным образом предупреждает содомлян о последствиях.

братья. Он обращается к ним, как к равным, дабы снискать их расположение (29,4).

не делайте зла. Лот мог отличить добро от зла благодаря голосу своей совести и длительному общению с Авраамом.

9 пришлец. Содомляне осознавали, что Лот чужд им.

судить. Здесь употребляется то же древнееврейское слово, что и в 18,25.

13 истребим. Это же древнееврейское слово используется в 6,13.

14 шутит. См. 2 Пет. 3,3.4.

15 жену... дочерей. Вся семья как единое целое была спасена от гибели при разрушении города, однако в ней, как и в семье Ноя, вместе оказались и верные Лот и отступившие жена Лота (ст. 26) и его дочери (ст. 30-38).

16 медлил. Лоту, очевидно, не так уж плохо жилось в Содоме. А возможно, он медлил потому, что ему недоставало веры, он сомневался в словах ангелов (ср. 12,1-4).

по милости... Господней. См. Тит 3,5. Лот был спасен не по причине своей праведности, а лишь по милости Господней и благодаря мольбам Авраама.

19 чтоб не застигла меня беда. Лот не доверяет Богу и откровенно говорит об этом.

21 не ниспровергну. См. ком. к 19,16.

24 пролил Господь... дождем серу. Кара свершилась. Следы этой катастрофы существуют и по сей день.

26 Жена же Лотова оглянулась. Жена Лота принадлежала Содому всей душой своей, и ее постигла участь содомлян.

29 вспомнил. Авраам дважды спас Лота (14,1-16; 19,1-29).

32-38 Авраам и Сарра, желая иметь потомство, положились на Господа; дочери Лота надеялись на себя, не придерживаясь ни Божиих законов, ни человеческих.

32 восставим от отца нашего племя. Следовательно, племена моавитян и аммонитян характеризовались чертами, унаследованными от Лота.

33 он не знал. Лот был не в состоянии что-либо воспринимать. Его отцовство состоялось без его ведома и согласия, чем усугубилось беззаконие содеянного.

Глава 20

2 она сестра моя. В ст. 11 и в 12,11-13 объясняется, почему Авраам называет Сарру своей сестрой.

Авимелех. Такое имя носил правитель Тира, о чем упоминается в клинописях Тель-эль-Амарны.

3 во сне. Сны были одной из форм откровения. См. ком. к 15,1.

4 неужели Ты погубишь и невинный народ? См. 18,23. Ответ дается в ст. 6.

5 в простоте сердца. В отсутствие закона Бог судит людей в соответствии с тем, повинуются ли они голосу своей совести (3,8; 6,9; Рим. 2,14.15).

6 Я знаю. Бог оправдывает царя.

7 пророк. Это слово используется в Библии впервые. Авраам был Божиим человеком; он получал откровения от Господа и ходатайствовал перед Ним за других(12,7; 15,1; 18,18).

8 встал Авимелех утром рано. Еще один пример незамедлительного послушания Господу.

11-13 Пытаясь как-то уменьшить свою вину, Авраам тем самым признает ее и полностью оправдывает Авимелеха.

11 страха Божия. Авраам имеет в виду нравственные нормы, известные людям благодаря голосу их совести и принятые ими из страха перед Божиим наказанием. Именно человеческая совесть свидетельствует язычникам о существовании особого Божиего откровения (Втор. 4,6; Мих. 4,2; 2 Кор. 4,2).

12 сестра мне. См. 11,29; 12,11.12.

16 я дал брату твоему. Обычаи общества требовали, чтобы Сарра получила подарок через главу своей семьи.

я дал брату твоему тысячу сиклей... это тебе покрывало для очей. Образное выражение, означающее: "Я дал брату твоему тысячу серебром, пусть это в твоих глазах будет компенсацией за причиненный моральный ущерб", т.е. "закрой глаза на мою вину и прости".

17 помолился Авраам. В роли посредника между Богом и язычниками Авраам является прообразом Иисуса Христа (Ис. 53,12; Рим. 8,34).

18 заключил. Авраам и Сарра получили веское доказательство того, что именно Господь дарует способность к зачатию (16,2; 20,1.2 и ком.).

Глава 21

1-7 Повествование о рождении Исаака завершает собой историю, начавшуюся с известия о бесплодии Сарры в 11,27-32. Вновь просматривается структура завета: Бог выполняет Свое обещание, даровав Аврааму сына от Сарры (ст. 1 2; 17,1-6.15-16; 18,1-15), а Авраам повинуется Богу, назвав сына Исааком (ст. 3; 17,16) и обрезав его (ст. 4,5; 17,9-14), Сарра также воздает хвалу Господу (ст. 6,7). Радостная весть о чудесном рождении Исаака является прообразом божественной вести о рождении Иисуса Христа (Ис. 9,6; Лк. 2,10.11).

1 призрел. Букв.: "посетил". Другими словами, Бог вмешался в дальнейшую судьбу Сарры. Это же древнееврейское слово используется в 50,24.

2 в старости его во время, о котором говорил ему Бог. См. 17,17.24; 18,11-14. Все происходит во времена и сроки, определенные Господом.

4 обрезал. См. 17,9-12 и ком.

6 рассмеется. До рождения Исаака Сарра рассмеялась по причине своего неверия, но после его рождения от переполнявшей ее радости.

8-11 С изгнанием Агари и Измаила уже ничто не угрожает праву Исаака на наследство. Рождение Исаака и изгнание Измаила соединены игрой слов "смех" и "насмехается" и, что еще более важно, словами Господа, подтверждающими рождение Исаака (ст. 1) и его исключительное право наследования (ст. 12). И вновь Авраам отвечает на Божие обетование своим беспрекословным послушанием (ст. 14).

9 насмехается. См. ком. к 21,6. Сын рабыни гнал сына свободной женщины (Гал. 4,29).

10 выгони. Т.е. "лиши прав наследования" (25,5.6).

11 показалось это Аврааму весьма неприятным. Переживания Авраама были вызваны как отцовской любовью, так и существовавшими в то время законами (16,6 и ком.; 17,18).

12 в Исааке наречется тебе семя. Божий обетования обретут свое исполнение через сверхъестественное потомство, а не через плотское (Рим. 9,7.8). Вечное благословение относится только к рожденным по обетованию (17,7 и ком.).

13 от сына рабыни. Это же древнееврейское слово употребляется в ст. 10; оно отличается от слова, переведенного как "служанка" в 16,1.

великий народ. По великой Божией любви к Аврааму даже его плотские дети получают благословение на земле, хотя они и не имеют части в искупительном Царстве, грядущем на землю с небес (17,6 и ком.).

17-19 Действие Божией благодати не ограничивается только Исааком и его потомством.

17 услышал Бог. См. 16,11.

19 Бог открыл глаза ее. Выражение "открыть глаза" часто используется в Писании в переносном смысле и имеет значение "выйти на качественно новый уровень мышления, обрести понимание" (см. 3,7). В данном случае "глаза" Агари "открыл" Сам Бог, что указывает на характер этого нового понимания.

21 в пустыне Фаран. См. 14,6.

из земли Египетской. См. 16,1.

22 в то время. Визит филистимского царя служит еще одним подтверждением того, что именно Исаак станет наследником обетовании.

Авимелех. Предыдущая встреча Авраама с Авимелехом имела отношение к обетованному семени (20,1-18); новая встреча связана с землей.

23 теперь поклянись мне. Царь и его военачальник по достоинству оценили то чудесное благословение, которым Бог одарил Авраама, чужеземного пастуха, поэтому они искали вечного мира с ним (14,13; 23,6).

Богом. Обе стороны поклялись именем Бога (ст. 31,33).

30 возьми от руки моей. Приняв этот дар, Авимелех должен был признать право Авраама на колодец. Этот договор необходимо было подтвердить клятвой в присутствии свидетелей (ст. 31).

33 насадил... рощу. Дословно: "посадил тамариск". Это небольшое деревце, посаженное в земле Негеб, вероятно, служило свидетельством Божией благодати и залогом того, что Авраам будет жить в этой земле, а также символизировало собой Божие присутствие, живительное, как тень дерева в пустыне.

34 жил... как странник. Это древнееврейское выражение, которое можно перевести и как "жил временно", говорит о том, что Авраам оставался пришельцем и странником в той земле.

Глава 22

1-19 В этом фрагменте наиболее полно раскрываются взаимные обязательства Авраама и Господа. Готовый принести в жертву Исаака, Авраам явил абсолютную преданность Богу и вновь обрел сына (ст. 1-12). Послав овна для жертвоприношения, Бог тем самым предвозвестил жертвенную смерть Иисуса Христа, Который умер ради Своих избранных (ст. 13-14); дав же клятву благословить Авраама, а через него и все народы, Бог даровал обетование потомству Авраама (ст. 15-19).

1 искушал. Букв.: "испытывал".

вот я. Так же говорят Моисей (Исх. 3,4), Самуил (1 Цар. 3,4), Исайя (6,8) и Иисус Христос (Евр. 10,7).

2 сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь. См. Ин. 3,16. Исаак был возлюбленным, единственным сыном, рожденным по обетованию.

и пойди. Авраам обязан не только следовать в землю, указанную ему Богом (12,1), но и поклоняться Господу на том месте, которое Он изберет (Втор. 12,5,30-32).

в землю Мориа. Гора, расположенная в окрестностях древнего Иерусалима. Позже стала месторасположением израильского храма (2 Пар. 3,1).

принеси его во всесожжение. Божие повеление не противоречит нравственному закону: первенец принадлежит Господу (Исх. 13,11-13; 22,29; 34,19.20).

3 встал рано утром. Авраам ничего не ответил Господу на Его повеление ответом стало действие.

5 возвратимся к вам. См. Евр. 11,19.

6 дрова... возложил на... сына своего. Точно так же Христос нес Свой крест на Голгофу (Мф. 27,32).

8 Бог усмотрит Себе агнца. Агнец прообраз Иисуса Христа (Ин. 1,29.36).

9 положил его на жертвенник. Т.е. проявил полное послушание (см. Рим. 8,32; Флп. 2,6-8; 1 Пет. 2,21-24).

11 Ангел Господень. См. 16,7 и ком.

12 теперь Я знаю, что боишься ты Бога. Богу (от Лица Которого говорит ангел) это было известно и ранее, но Он хотел, чтобы Авраам узнал себя до конца.

не пожалел сына. Вера Авраама проявлялась не на словах, а на деле (Иак. 2,21.22).

13 вместо сына своего. Христос умер вместо нас (Мк. 10,45).

14 Иегова ире (Господь усмотрит). Здесь видна особая Божия забота в общем контексте Божественного провидения. Имя, служащее Аврааму напоминанием об этом событии, подразумевает, что он осознает Божие откровение о спасении. Древнееврейское слово "ире" означает "увидеть" или "усмотреть" (оно употребляется в таком значении в ст. 4,8.13.14). Авраам мог бы пощадить своего сына, но Бог не пощадит Своего (Рим. 8,32).

16 Мною клянусь. Евр. 6,13-20.

не пожалел сына твоего, единственного твоего. См. Ин. 3,16; Рим. 8,32.

17 семя твое. См. 13,16; 15,5.

18 в семени твоем. См. 12,3; 13,16; 15,5; 17,5.6.15.16.

за то, что ты послушался гласа Моего. Послушание - первое из дел веры. Послушание Авраама предвозвестило деятельное послушание Христа, передавшего благословения завета многочисленным потомкам Авраама, которые разделяют веру своего духовного отца в Бога, животворящего мертвых (18,11 и ком.; Рим. 4,17.19-24).

20 - 25,11 Этот раздел служит переходом от патриаршества Авраама к патриаршеству Исаака (33,18-35,29; Введение: Содержание).

23 Ревекка. Она состоит в родстве с обоими братьями Авраама. Ее отец Вафуил был сыном Милки, дочери Арана и жены Нахора (11,29). Лия и Рахиль следующее поколение: их отец Лаван приходится Ревекке братом (29,10).

Глава 23

3 сынам Хетовым. См. ком. к 10,15.

4 пришлец и поселенец. Это мировосприятие всех святых; существование Авраама зависит от милостивой Божией заботы (1 Пар. 29,15; Пс. 39,12; Евр. 11,13).

дайте мне в собственность. Бог даровал обетованную землю Аврааму и Сарре навечно.

6 князь Божий. Этот пришелец олицетворял Божие благословение и покровительство (21,23 и ком.).

10 врата. На Востоке все гражданские вопросы решались у ворот города

19 похоронил... в пещере. Сарра должна была, по мнению Авраама, упокоиться в земле обетованной.

Глава 24

1-67 Своим провидением Бог устроил все так, что Исаак встретил и возлюбил предназначенную ему невесту, а затем взял ее в жены; она стала праматерью избранного народа.

1-9 См. статью "Правдивость речи, клятвы и обеты".

2 старшему. Авраам поручил эту важную миссию самому надежному рабу, управляющему в доме. Этим рабом, возможно, был Елиезер (15,2.3), который полностью разделял веру Авраама. Провидение включает в себя и человеческую ответственность, и Божественное руководство.

положи руку твою под стегно мое. Идиоматическое выражение, подразумевающее потомство; в древности евреи говорили о детях, как о "происходящих от бедра". Данная форма клятвы означает, что дающий обет клянется своим потомством (ср. 47,29).

3 Господом, Богом неба и Богом земли. См. 14,22 и ком.

не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев. Авраам показывает пример своим потомкам, которым следует брать жен из дочерей благословенных семитов, а не проклятых хананеев (9,24-27; 15,16; 18,18.19; Втор. 7,1-4).

6 не возвращай сына моего туда. Авраам не изменил Божиему призыву покинуть отечество (12,1.7).

7 Который взял меня из дома отца моего. Вся жизнь Авраама была основана на Божием обетовании (12,1 3.7). Ведомый рукой Бога, он посвятил свою жизнь исканию "Царства Божия и правды Его" (Мф. 6,33).

потомству твоему дам сию землю. В последних словах патриарха выражается сущность Божиего обетования (12,7).

Ангела Своего. См. 16,7 и ком. Из истории с Агарью Авраам понял, что, стремясь получить обещанное, следует полагаться не на плоть, а на Бога (гл. 16).

12 сказал. Т.е. помолился (ст. 26,27).

14 по сему узнаю я. Требование знамения уместно, поскольку поручение связано с продолжением мессианского рода (Ис. 7,10-14).

27 благословен Господь. Посланник Авраама знает, что ведет его Бог.

Господь... привел меня. Бог содействует святым (50,20; Руфь). Позднее это выразится в том, как Бог провел Свой народ через пустыню в обетованную землю (Исх. 13,17.21; 15,13;32,34).

29 Лаван. Лаван берет на себя ответственность за семью либо потому, что семейное управление осуществлялось старшим братом, а не отцом, либо потому, что Вафуил был недееспособен.

42-48 Повторение этой истории необходимо для того, чтобы Лаван, Милка и Ревекка убедились в действии Божиего провидения.

50 Лаван и Вафуил. Подобная непоследовательность, заключающаяся в упоминании имени отца после имени сына, говорит о том, что Вафуил был недееспособен. В ст. 55 упоминаются только брат и мать Ревекки. от Господа пришло это дело. В этом событии они усматривали Божие провидение.

55 пусть побудет с нами девица. Таков был обычай (Тов. 8,15).

57 спросим, что она скажет. Они хотели спросить ее о том, сколько времени она собирается пробыть с ними до отъезда; вопрос о женитьбе был уже решен.

58 пойду. Ревекка подчинилась повелению Господа.

60 Да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих. См. 22,17.

65 покрылась. Ревекка вела себя так, как того требовал обычай.

66 Раб же сказал Исааку. Авраам прожил еще 35 лет (21,5; 25,7.9.20), однако повествование опускает ответ раба перед Авраамом и переходит непосредственно к будущему патриарху Исааку.

67 в шатер... матери своей. Ревекка заняла место Сарры в истории спасения.

возлюбил ее. Бог благословил поиски невесты для Исаака и содействовал их успешному завершению.

Глава 25

1-18 Родословие, предшествующее повествованию о смерти Авраама (ст. 1-4; ст. 7-11), а также следующее за ним родословие Измаила (ст. 12-18) представляют собой родословные сыновей Авраама, рожденных по плоти. Эти родословия убедительно свидетельствуют о том, что только от Сарры произошло потомство, рожденное по обетованию; многочисленные же потомки Авраама, рожденные по плоти, никоим образом не могут претендовать на землю, обещанную в наследство Исааку (ст. 5 6). Избранные сыны связаны с плотскими сыновьями не духовными, а кровными узами. Сын Авраама, рожденный по обетованию, является его "единственным сыном" (22,2 и ком.).

1 взял... еще жену. Хеттура была наложницей Авраама (1 Пар. 1,32), поэтому Писание нигде больше не говорит о ее детях как о потомстве Авраама.

2-4 Некоторые из этих имен встречаются в качестве географических названий в районе Аравийской пустыни к востоку от реки Иордан.

5 отдал... все, что было у него, Исааку. См. 24,36. Авраам выслал потомков Хеттуры так же, как когда-то изгнал Измаила с Агарью (21,10 и ком.).

6 подарки. Это было их наследство.

еще при жизни своей. Сам Авраам закрепил законное право Исаака на наследование обещанной земли.

8 умер. Авраам умер, верой увидев исполнение обетования в будущем (Евр. 11,10.13 16).

в старости доброй. См. 15,15.

9 погребли... в пещере. См. гл. 23; 35,27 29; 49,29 32.

12 Вот родословие. См. 2,4 и ком.

13-15 Некоторые из этих имен являются арабскими, другие же, согласно небиблейским источникам, представляют собой названия северо-западных аравийских племен.

16 двенадцать князей племен. См. 17,20.

18 поселились пред лицем всех братьев своих. См. 16,12.

19-35,29 История Исаака представляет собой историю соперничества между Исааком и Ревеккой (ст. 28; гл. 27), между Иаковом и Исавом (25,19-34; гл. 27; 32; 33), Иаковом и Лаваном (гл. 29-31), Лией и Рахилью (29,31-30,24), а в конечном итоге между Иаковом и Ангелом Господним (32,22-32). Краеугольным камнем этой истории является обетование, данное Аврааму (24,7) и переданное затем Исааку и Иакову (28,3.4.13-15; 35,11.12). Обетование включает в себя Божие покровительственное Присутствие (28,15; 31,42; 32,9.12; 35,3). Суверенная Божия воля в действии это то, что связывает всю историю воедино (Рим. 9,10-12): Бог отверз неплодную утробу Ревекки, утвердил превосходство Иакова над Исавом, противоречащее человеческому праву первородства, а также отверг патриархальную власть Исаака, общественное положение Лавана и военную силу Исава. Согласно Божию выбору, дар веры получил Иаков, а не Исав (25,27 34).

19-26 Борьба за главенство между Иаковом и Исавом в утробе матери и верховный выбор Господа дают начало этому родословию и определяют его дальнейший характер.

19 Вот родословие. См. 2,4 и ком.

Исаака, сына Авраамова. Эта история охватывает время, когда Исаак был патриархом с момента его женитьбы и до самой смерти. Однако вся она посвящена Иакову (Введение: Содержание). Исаак попытался воспротивиться тому, чтобы Божие благословение досталось Иакову (гл. 27), и поэтому о нем больше не упоминается вплоть до самой его смерти (35,27 29).

20 Арамеянина. См. Втор. 26,5. Это прелюдия к бегству Иакова в Месопотамию и его конфликту с Лаваном (гл. 28-31).

из Месопотамии. Букв.: "из Падан-Арама". Падан-Арам является еще одним названием Арам-Нагара (24,10).

21 молился. См. 20,7. Жена Исаака и его потомство были вымолены у Бога (24,12). Хотя близнецы были рождены по обетованию, лишь один из них обладал даром веры.

неплодна. Следующему поколению также следовало знать, что его потомство было потомством по обетованию, а не по плоти (11,30; 17,15.16; 18,1-15; 21,1-7) и что Бог Своей верховной властью избрал его (ст. 23).

22 для чего мне это? Ответом на этот вопрос, волнующий человечество на протяжении всей его истории, является принятие той истины, что за всеми событиями стоит воля Божия (Нав. 7,7).

23 Господь сказал ей. Через пророчества, произнесенные в преддверии тех или иных событий, Бог обнаруживал Свое всевластное руководство в жизни Адама и Евы (3,15), потомков Ноя (9,25.27), Авраама (12,1-3), Иакова и Исава, а также в истории Иосифа и его братьев (37,1-11).

больший. Это древнееврейское слово, означающее "старший сын", встречается только в родственном древнееврейскому аккадском языке, относящемся к середине второго тысячелетия до Р.Х.

будет служить меньшему. Иаков обязан своим первородством верховному (суверенному) Божиему избранию, а не природному праву (Втор. 21,15-17). Вся слава принадлежит Богу, Который "творит все, что хочет" (Пс. 113,11). Это пророчество исполнялось на протяжении всей истории Израиля (2 Цар. 8,13). Ирод Великий был одним из потомков Исава.

25 косматый. В древнееврейском языке это слово "сеир" созвучно названию горы, где поселился Исав (36,8).

26 Иаков. Иаков оправдывает свое имя, пытаясь нечестным путем приобрести Божие благоволение (27,33; Ос. 12,3.4).

27-34 Исав представляет собой мирского человека грубого "человека полей", который недальновидно пренебрег Божественным обетованием ради того, чтобы утолить свой голод. Иаков же благодаря своей вере смог увидеть и по достоинству оценить это обетование.

27 человеком кротким. Букв.: "цельным", "совершенным".

28 Исаак любил... Ревекка любила. Родительские пристрастия привели в дальнейшем к разладу в семье. Любовь Исаака основывалась на природных чувствах, а любовь Ревекки на духовных ценностях (гл. 27). Божия всевластная благодать должна была возобладать над плотскими склонностями Исаака, тем более, что именно Исааку по закону принадлежала власть передавать семейное благословение (24,36; 25,5).

30 дай мне поесть красного, красного этого. Букв.: "залей мне в горло". Глагол, использованный здесь, служит для создания образа животной жадности и несдержанности.

31 продай мне. Иаков воспользовался слабостью Исава. Его отношение к брату резко отличается от отношения Авраама к Лоту (гл. 13), однако впоследствии оно изменится (гл. 33). В сущности, Иаков просит у Исава то, чем сам Исав не дорожит; в описанной ситуации нет обмана со стороны Иакова.

первородство. Первородный сын имел право быть основным наследником семейного состояния (27,33; Втор. 21,17; 1 Пар. 5,1.2). В семье завета к такому состоянию, кроме всего прочего, относилось и обещание Господа даровать потомство в обетованной земле.

32 вот, я умираю. Исав не имел веры в Бога Авраама и жил сиюминутными переживаниями.

34 он ел и пил, и встал и пошел. Отрывочный стиль повествования характеризует Исава как грубого и не склонного к размышлениям человека.

пренебрег... первородство. См. Евр. 12,16.17. Богу ненавистны те, кто пренебрегает Его обетованиями (Мал. 1,3).

Глава 26

1 сверх прежнего голода... во дни Авраама. Бог подтверждает Свое обязательство по отношению к Исааку точно так же, как когда-то подтвердил его и Аврааму.

2-6 Повеление и обещание, данные Господом Исааку, и послушание последнего связаны с историей Божиего завета с Авраамом (см. 12,1-4 и ком.).

3 странствуй по сей земле. Смысл этого древнееврейского выражения таков: "временно живи", "живи в качестве пришельца".

Я буду с тобой. Это обетование в истории Авраама относится к чудесному рождению сына, а в истории Исаака к чудесному покровительству (ст. 24; 26,3.24; 28,15.20; 31,3.5.42; 32,10).

исполню клятву. См. 15,18; 17,21; 22,16-18. Обетование, данное Аврааму, остается в силе, однако Исаак может быть преемником его лишь при условии послушания.

5 повеления Мои, уставы Мои и законы Мои. Послушание Авраама описывается Моисеем в тех же выражениях, что и требования к Израилю о соблюдении Божиего закона. Авраам является прообразом Христа, Который Своим послушанием исполнил праведные требования закона и обеспечил благословения Своему семени (Ис. 53,10-11; Евр.2,13).

6 Исаак поселился. См. 12,4.

7-11 История о том, как Ревекка подверглась опасности, аналогична той, что произошла с Саррой (20,1-18). Отец и сын совершили одну и ту же ошибку. Однако это не одно и то же событие, пересказанное дважды, поскольку истории значительно отличаются.

7 сестра. См. 12,13; 20,2.

8 посмотрев в окно. Если Авраама спасло особое откровение Авимелеху (20,3), то Исаак был спасен провидением.

играет. Это древнееврейское слово, которое в 21,9 переведено как "насмехается", происходит от того же корня, что и имя Исаак.

9 Авимелех. См. 20,2 и ком.

10 один из народа. Если Сарру царь взял для самого себя (20,2), то в истории с Ревеккой царь невиновен; поэтому от него и не требуется никакого вознаграждения. ввел бы нас в грех. Авимелех боится Бога (20,9.11 и ком.).

12 сеял... в земле той. В отличие от своего отца-кочевника, Исаак ведет относительно оседлый образ жизни.

во сто крат. Послушание Исаака во время голода было вознаграждено во сто крат.

благословил его Господь. Присутствие Божия благословения совершенно очевидно в истории Исаака избранного наследника Божиих обетовании как очевидно оно было и в жизни его отца (21,22).

15 Филистимляне завалили и засыпали землею. Теперь, когда умер Авраам, филистимляне, которые не имели истинной веры в Бога Авраама, грубо нарушили мирный договор (см. 21,23 и ком.).

17-22 Богатый скотовод покинул плодородную землю и ушел в засушливую степь, где все зависело от водных источников. Он продвигался от одного колодца к другому в их названиях отразилась благодарность Богу за Его заботу и покровительство. Интересно, что ни один из патриархов не вел рискованных и необдуманных войн за обетованную землю; все они уповали на то, что Бог даст их потомкам землю в нужное время (15,13.14).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.