Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Михалина Вислоцкая 72 страница




ТЕОРИЯ НЕВРОЗА ТРЕХФАЗНАЯ (трехфазная теория возникновения невроза) - модель концептуальная, описывающая развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций. Предложена Г. Айзенком и С. Рэчманном. Развитие невроза, прежде всего фобического (-> фобия), представляется проходящим три стадии.

Первая стадия: происходит некое событие, закономерно вызывающее сильную эмоциональную реакцию, например страх.

Вторая стадия: близко во времени к этому событию происходит другое событие, изначально нейтральное; оно ассоциативно связывается с первым, травмирующим событием и с эмоциональным откликом на него.

Третья стадия: если подкрепление не наступает, то есть первая ситуация не повторяется, происходит угасание эмоциональной реакции. Но если ситуация повторяется, то возникает невроз, в коем эмоциональная реакция запускается уже событиями нейтральными, но ассоциированными с травмирующими событиями.

ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ РЯДА СЕНСОРНОГО КЛАССИЧЕСКАЯ (классическая теория непрерывности сенсорного ряда) - одна из двух основных теорий классической психофизики, характерная отвержением понятия порога сенсорного (Дж. Ястров, Ф. Урбан). Основной постулат этой теории состоит в положении, что сенсорный ряд не является дискретным, структурированным порогами сенсорными, но строится континуально и являет собой непрерывный ряд различных степеней ясности. Согласно этой теории, в каждый момент времени на систему сенсорную действует множество различных факторов, благоприятных или неблагоприятных для распознания данного стимула. В таких условиях появление ощущения зависит и от интенсивности раздражителя, и от бывшего в момент его действия соотношения побочных факторов.

ТЕОРИЯ ОПОСРЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОТНОШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ (теория деятельностного опосредования межличностных отношений) - социально-психологическая теория коллектива, разработанная А. В. Петровским на базе принципа деятельности. В ней постулируется, что в развитой группе происходит опосредование отношений межличностных содержанием, целями и задачами деятельности, выполняемой группой. При изменении целей изменяется структура отношений межличностных. Итак, опосредование деятельностное выступает системообразующим признаком коллектива.

В рамках этой теории исследован ряд социально-психологических феноменов: самоопределение коллективное, единство ценностно-ориентационное, мотивационное ядро межличностных выборов, действенная групповая эмоциональная идентификация, референтность.

ТЕОРИЯ ОТНОШЕНИЙ - одна из авторитетных теорий в отечественной психологии, создатель ее - В. Н. Мясищев. Система отношений рассматривается как психологическое ядро личности. Через это понятие оказалось возможным рассмотреть различные психические явления.

ТЕОРИЯ ПАМЯТИ - согласно А. Бергсону - концепция, выделяющая два вида памяти:

1) память-привычка, или память тела - основой коей служат физиологические мозговые процессы;

2) память-воспоминание, или память духа - не связанная с деятельностью мозга головного.

ТЕОРИЯ ПАРАЛЛЕЛИЗМА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО -> принцип параллелизма психофизического.

ТЕОРИЯ ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНЕННОГО (теория поиска смысла жизни) - психокоррекционная и психотерапевтическая теория личности, объясняющая психологические проблемы потерей человеком смысла жизненного. Направляет процедуры психокоррекции и психотерапии на поиск утраченного смысла жизни.

ТЕОРИЯ ПОЛЯ - создатель - германско-американский психолог К. Левин, одно время непосредственно сотрудничавший с гештальт-психологами. Он полагал, что образ мира формируется сразу как целостность, и это происходит в данный момент как озарение.

Понятие поля связывается с системой объектов-побудителей, существующих «здесь и сейчас» в субъективном пространстве человека. Поле напряжено, когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Напряжение нуждается в разрядке, что реализуется как выполнение намерения. При выполнении намерения объекты, в коих человек более не испытывает потребности, теряют побудительную силу.

Ситуации, в коих поведение определяется объектами поля, называются поведением полевым; его нормальный вариант предполагает, что объект управляет поведением в силу соответствия потребности. Но возможны варианты, когда человек подчиняется случайным объектам, просто оказавшимся в его окружении. Ситуативно такое поведение бывает у каждого, но, став стилем поведения, является признаком патологии (-> психология топологическая).

ТЕОРИЯ ПОРОГОВАЯ - теоретические модели, призванные объяснить принцип работы систем сенсорных. Основная проблема, решаемая при этом, - существование и сущность порогов сенсорных. В одних теориях считается, что системы сенсорные работают по дискретному (пороговому) принципу, в других - по непрерывному (континуальному).

К числу основных пороговых теорий относятся: классическая теория Фехнера (-> теория пороговая Фехнера); классическая теория непрерывности сенсорного ряда, (-> теория непрерывности ряда сенсорного классическая); теория нейроквантовая; теория высокопороговая; модель обнаружения сигнала психофизическая.

ТЕОРИЯ ПОРОГОВАЯ ФЕХНЕРА - модель, созданная Г. Т. Фехнером, призванная объяснить принцип работы систем сенсорных. В ней выделяется четыре этапа процесса отражения чувственного:

1) раздражение - процесс физический;

2) возбуждение - процесс физиологический;

3) ощущение - процесс психический;

4) суждение - процесс логический.

Порог сенсорный понимается как переход от возбуждения к ощущению. При рассмотрении количественных соотношений Фехнер, исключив из рассмотрения физиологический план, попытался выявить непосредственную зависимость между раздражением и ощущением. Благодаря этому был выведен закон психофизический основной.

ТЕОРИЯ ПОТОКА СОЗНАНИЯ - создана У. Джемсом, представлявшим душевную жизнь как непрерывный поток ощущений, поток опытов из коих сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляет внутренний мир человека.

ТЕОРИЯ ПРОТОТИПА - концепция психологии когнитивной, в коей распознание стимула описывается как соотнесение его с неким прототипом, хранимым в памяти и являющим собой абстрактную репрезентацию набора стимулов, образованных множеством сходных форм одного и того же паттерна.

ТЕОРИЯ РАВНОВЕСИЯ - согласно Ф. Хайдеру - когнитивная теория отношений межличностных, основанная на допущении, что несбалансированные, противоречивые системы когнитивные автоматически стремятся к достижению большей уравновешенности.

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЕРОЯТНОСТНАЯ (теория развития стохастическая) - теория, согласно коей развитие психическое на каждой стадии определяется случайным сочетанием факторов и зависит лишь от уровня, достигнутого на предыдущей стадии развития.

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППОВОГО - разработанная У. Беннисом и Г. Шеппардом психоаналитически ориентированная теория развития групп социальных, принимающая как основные моменты развития смену ориентации ценностных, нормативных характеристик и доминирование различных членов группы. Согласно теории, в развитии группы выделяются две фазы:

1) фаза зависимости, или фаза власти;

2) фаза взаимозависимости, или фаза межличностная.

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (функциональная теория психического развития) - теория, утверждающая, что развитие некоей функции психической прямо зависит от частоты и интенсивности ее практического жизненного применения.

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭВОЛЮЦИОННАЯ - теория, утверждающая, что в ходе психического и поведенческого развития ребенка все - или почти все - определяется его генотипом, и что в развитии не появляется ничего, не бывшего изначально заложенным хотя бы в зародыше.

ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - социально-психологическая теория личности и отношений межличностных, опирающаяся на понятие роли социальной. Представляет их в терминах поведения ролевого.

ТЕОРИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ - гуманистическая теория психологии личности. Утверждает, что развивающейся личности свойственно стремление к самоактуализации, которая вместе являет собой высший уровень личностного самосовершенствования.

ТЕОРИЯ СВЯЗИ ДВОЙНОЙ (теория двойной связи) - модель концептуальная, предложенная Г. Бейтсоном в 1956 г. и развитая исследовательской группой Института ментальных исследований (г. Пало-Альто). Объясняет появление и развитие шизофрении особенностями общения в семьях больных. Поскольку любое общение может вестись разными способами и на разных уровнях (например, на уровне вербального текста, уровне телесной экспрессии и пр.), возникает возможность противоречия между разноуровневыми сообщениями, исходящими от участников общения. В нормальной ситуации такое противоречие отслеживается собеседниками, и они имеют принципиальную возможность выйти на мета-уровень и обсудить правила своих коммуникаций. Но в семьях шизофреников обращение к метауровню запрещено и негативно санкционируется. Бейтсон приводит такой пример. Мать при посещении в клинике сына-шизофреника в ответ на его радость сначала выражает - невербально, мимикой и жестами, - негативное отношение к нему, ибо ей неприятно быть вместе с ним. Когда же он - вполне адекватно - реагирует на это разочарованием и снижением настроения, она начинает - уже на вербальном уровне - упрекать его за то, что он не хочет помочь врачам в лечении и остается скованным и безэмоциональным. При этом возможные упреки сына по поводу ее собственной неискренности воспринимаются ею как проявление его умственной неполноценности.

Итак, в отношении одного и того же предмета или явления применяются разные, взаимно противоречивые системы оценивания («двойная связь»), к тому же директивные. По мнению авторов, уход в болезнь обусловливается невозможностью ребенка разобраться в такой противоречивости и адекватно отнестись к ней, так что наилучшей стратегией становится «девальвирование» продуктов собственного восприятия, характерное для шизофрении.

ТЕОРИЯ СЕКСУАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - общее обозначение совокупности идей и концепций В. Райха, направленных на создание науки о «сексуальной экономии», основанной на социальных идеях К. Маркса и психологических идеях З. Фрейда. Согласно Райху, фрейдо-марксистская теория сексуально-экономическая должна была объяснить современную сексуальную ситуацию и создать соответственные предпосылки для революции сексуальной, направленной на всемерное освобождение людей от экономических, социальных и псевдоморальных оков буржуазного общества.

ТЕОРИЯ СИСТЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ - концепция организации процессов в целостном организме, взаимодействующем со средой. Разработана П. К. Анохиным. В ее основе - представление о функции как достижении организмом приспособительного результата во взаимодействиях со средой. Трактовка нейронных механизмов поведения как систем функциональных была выдвинута И. М. Сеченовым и развита А. А. Ухтомским. Близкие идеи содержит физиология активности Н. А. Бернштейна.

Система функциональная - это определенная организация активности различных элементов, приводящая к достижению соответственного полезного результата. Она формируется в процессах проб и ошибок, генетически и в индивидуальном обучении, и подвергается соответственному отбору. Соотношение современных организмов со средой представляет собой иерархию систем функциональных, усложняемую в ходе эволюции.

Согласно теории систем функциональных, в основе поведения как активного отношения организма со средой лежат качественно специфические системные процессы или процессы организации элементов в систему; поведение целенаправленно, ибо направляется опережающим отражением действительности. Соотношения организма со средой носят циклический характер: в интервале между «стимулом» и началом «реакции» выделяются процессы сличения параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и синтез афферентный, на базе коего принимается решение - выбор цели и программы действия. Начало двигательной активности означает реализацию действия под определяющим влиянием цели - акцептора результатов действия. Достигнутые результаты тоже сличаются с акцептором результатов действия, и начинается следующий цикл активного соотношения организма со средой.

ТЕОРИЯ СООТВЕТСТВИЯ КОГНИТИВНОГО - класс теорий, разработанных в рамках когнитивистского направления западной психологии социальной в 50-е гг. XX в. (-> психология когнитивная). Имеют целью дать объяснение соотношения логичного и алогичного в поведении человека.

Основная идея всех теорий соответствия когнитивного - в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной; если же дисбаланс появляется, то немедленно возникает тенденция вновь восстановить внутреннее соответствие системы когнитивной. Эта идея по разному представлена в различных теориях (-> теория баланса структурного; теория актов коммуникативных; теория конгруэнтности).

Теории соответствия когнитивного страдают рядом методологических просчетов, связанных с общей методологической ограниченностью когнитивистского направления в психологии социальной. Неточность в определении исходных понятий «соответствия» и «несоответствия», ограниченные возможности моделей объяснения поведения, построенных на абсолютизации «потребности в соответствии» и исключающих мотивацию к поиску нового, а также отказ от учета реальных противоречий общественной среды как источника «когнитивных несоответствий» снижают их ценность. Но накопленный богатый эмпирический материал может быть переосмыслен в рамках иного, более широкого подхода.

ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИ - концепция психологии когнитивной, в коей объем запоминания связывается с некоим уровнем обработки информации: чем глубже уровень обработки, тем длительнее и лучше запоминание. На поверхностном уровне происходит сенсорный и нелегальный анализ стимула; на следующем уровне стимул опознается и определяется его значение; на еще более глубоком уровне стимул связывается с долговременными ассоциациями.

ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ - по своему значению выходит за рамки проблемы организации движений; есть многочисленные попытки применения ее положений к процессам восприятия, внимания, мышления и пр.

В результате исследований качества афферентных сигналов обнаружилось, что в зависимости от того, какую информацию несут сигналы связи обратной (-> принцип кольца рефлекторного) - о степени напряжения мышц, об относительном положении частей тела, о скорости или ускорении рабочей точки, о ее положении в пространстве, о предметном результате движения - афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры мозга головного и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Здесь уровни - это буквально морфологические слои в системе нервной центральной. Каждый уровень имеет специфические моторные проявления, каждому соответствует свой класс движений.

1. Уровень А - нижний и филогенетически древнейший. У человека не имеет самостоятельного значения и заведует тонусом мышечным; участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями. Имеются немногие движения, регулируемые им самостоятельно: непроизвольная дрожь от холода и страха, быстрые вибрато музыкантов, удержание позы при полете после прыжка и пр. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприоцепторов, сообщающие о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.

2. Уровень В. Здесь в основном перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, сообщающие о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень оторван от внешнего пространства. Он принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, беря на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ассамблей. К собственным движениям этого уровня относятся те, что не требуют учета внешнего пространства: вольная гимнастика, потягивания, мимика, и пр.

3. Уровень С - уровень поля пространственного. Сюда поступают сигналы от зрения, слуха, осязания - вся информация о внешнем пространстве. На этом уровне строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов, то есть все переместительные движения, движения рук по клавиатуре, баллистические метательные движения, движения прицеливания, броски с захватом предметов и пр.

4. Уровень D-уровень действий предметных. Это - корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами. Практически имеется лишь у человека. Сюда относятся вся деятельность орудийная, все манипуляции с предметами и пр. Характерная особенность таких движений - их сообразование с логикой предмета: уже не столько движения, сколько действия, в коих задается не двигательный состав, а лишь конечный предметный результат. Способ выполнения действий и набор двигательных операций здесь безразличен.

5. Уровень Е - последний, самый высокий. Это - уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь - речевых движений, движений письма и пр. Эти движения определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

Важные замечания о функционировании уровней:

1) в организации сложных движений обычно участвуют несколько уровней - уровень ведущий и все нижележащие; в сознании человека явлены лишь те компоненты движения, кои строятся на ведущем уровне, - работа нижележащих, «фоновых» уровней, как правило, не осознается;

2) формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях; ведущий уровень определяется смыслом, или задачей движения.

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ - общепсихологическая система представлений, выделяющая в качестве центрального объяснительного понятия принцип установки. Создана в трудах грузинского советского психолога Д. Н. Узнадзе и его школы (А.С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе и пр.).

По Узнадзе установка, это «целостная модификация субъекта», его готовность к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности. Установка возникает при «встрече» двух факторов - потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. Когда импульсивное поведение наталкивается на некие препятствия, оно Прерывается и начинает функционировать специфический для сознания человека механизм объективации, благодаря коему человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к миру как объективному и независимому от него.

Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм деятельности психической. Для их исследования экспериментального предложен метод фиксации, различные варианты коего применяются при анализе развития:

1) психики в филогенезе и онтогенезе;

2) процессов познавательных;

3) личности и отношений межличностных.

Особое внимание уделяется изучению с позиций теории установки неосознаваемых явлений психических, понимание природы коих кардинально отличается от трактовки бессознательного в психоанализе З. Фрейда.

Один из вариантов развития теории установки - концепция уровней активности психической (Ш.А. Надирашвили). Теория установки выступает в качестве конкретно-научной методологии для различных специальных отраслей психологии (медицинской, возрастной, инженерной, социальной и др.).

ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПЕРЦЕПТИВНЫХ - концепция, разработанная А. В. Запорожцем, в коей восприятие трактуется как овладение все более сложными видами действий перцептивных, основанных на сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с системами эталонов сенсорных, коими ребенок овладевает в детстве. Первоначально происходит овладение внешнедвигательными формами обследования объектов, базируемое на эталонах материальных. Затем, после интериоризации, образуются собственно действия перцептивные, состоящие из все более свернутых движений воспринимающих органов; при этом эталоны материальные сменяются представлениями эталонными.

ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ УМСТВЕННЫХ (теория поэтапного формирования умственных действий, - теория планомерного формирования умственных действий) концепция, разработанная П. Я. Гальпериным и развитая его последователями. Представляет собой общие психологические основы формирования знаний, умений и навыков с предзаданными свойствами на базе определенного плана и программы их поэтапного развития - как управляемого извне процесса образования представлений и понятий об объектах на основе действий внешних.

Основана на ряде допущений:

1) перед выполнением нового действия нужна активная ориентировка субъекта в условиях действия;

2) построение действия выполняется при преимущественной ориентации на орудия деятельности психической, в качестве коих выделяются эталоны, знаки, меры;

3) восприятие и мышление суть интериоризованные действия внешние - действия предметные.

В контексте этой теории описаны четыре группы условий, требуемых для овладения новым умственным действием:

1) наличие мотивации;

2) выполнение действия во внешней форме без ошибок;

3) обретение действием свойств обобщенности и разумности;

4) перевод действия в умственный план.

При выполнении требований теории в процессе учебном регламентируются следующие действия:

1) сначала для учащихся разъясняется основа действия ориентировочная (-> действие: основа ориентировочная), представленная в виде схемы на карточке;

2) на базе этой схемы начинается решение задач, совокупность коих соответствует полноценному действию. При этом действие сначала выполняется и отрабатывается в речи внешней, которая переходит в речь внутреннюю и, наконец, в речь скрытую, являющую собой исключительно внутреннее действие.

ТЕОРИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТНЫХ (теория черт личности) - теория личности, основанная на научно определенном понятии черты личностной. Рассматривает строение, происхождение, формирование и развитие личности как системы черт личностных.

ТЕОРИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СОЗНАНИЯ - теория, созданная В. Вундтом, который задачей психологии считал изучение элементов сознания (как ощущения и «простые чувствования» типа удовольствие-неудовольствие, покой-беспокойство и пр.) и выявление законов, по коим образуются связи между элементами.

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ДЖЕМСА - ЛАНГЕ - выдвинута независимо американским философом и психологом У. Джемсом и датским психологом Г. Ланге (80-е - 90-е гг. XIX в.). Согласно ей появление эмоций обусловлено вызываемыми от внешних воздействий изменениями как в произвольной сфере двигательной, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой и секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. Согласно Джемсу, человек печален потому, что плачет; боится потому, что дрожит; радуется потому, что смеется. Эмоции рассматриваются как субъективное отражение органических процессов, утверждается их производность от процессов, происходящих в организме.

Если У. Джемс связывал эмоции с широкой сферой периферических изменений, то Ланге - только с состоянием иннервации и просветом сосудов. Итак, периферические органические изменения, кои обычно рассматривались как следствие эмоций, объявлялись их причиной.

Теория эмоций Джемса - Ланге представляла собой попытку превратить эмоции в объект, доступный естественному изучению. Но, связав эмоции исключительно с телесными изменениями, она перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к потребностям и мотивам, и лишила эмоции их адаптивного смысла, регулирующей функции. Проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась упрощенно: считалось, что нежелательные эмоции можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для положительных эмоций.

Основные возражения психологов против теории эмоций Джемса - Ланге относятся к механистическому пониманию эмоций как совокупности ощущений, вызываемых периферическими изменениями, и к объяснению природы высших чувств. Критика теории физиологами основана на данных, полученных в экспериментах с животными. Главные из них свидетельствуют о том, что одни и те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных. Теория критикуется также за противоставление «низших», элементарных эмоций, как обусловленных сдвигами в организме, «высшим», истинно человеческим - эстетическим, интеллектуальным, нравственным и прочим, будто бы не имеющим материальных оснований.

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ - концепция, согласно коей эмоции определяются некоей актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Субъект оценивает эту вероятность на базе врожденного и ранее обретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно надобных для удовлетворения потребности, с текущей информацией. Вероятность достижения цели может прогнозироваться и на осознаваемом, и на неосознаваемом уровне. Возрастание вероятности при поступлении новой информации порождает положительные эмоции, падение вероятности ведет к отрицательным эмоциям. Стремление максимизовать - усилить, продлить, повторить положительные эмоции и минимизовать - ослабить, прервать, предотвратить отрицательные определяет регуляторные функции эмоций, их роль в организации поведения целенаправленного.

Теория эмоций информационная разработана в 1964 г. П. В. Симоновым на основе психофизиологических экспериментов. В 1984 г. Д. Прайс и Дж. Баррелл в результате количественной обработки данных психологических опытов подтвердили существование зависимости, которую назвали общим законом человеческих эмоций.

Теория эмоций информационная позволяет использовать регистрируемые правления эмоций - мимику, голос, изменения физиологических функций и активности электрической мозга как индикаторы потребности субъекта и степени их удовлетворения, уточнить классификацию этих потребностей, процесс их формирования и взаимодействия. Анализ многообразных эмоций с позиций этой теории привел к выводу о существовании трех основных групп потребностей - витальных, социальных, идеальных (познания и творчества) и двух вспомогательных - потребности в компетентности (вооруженности знаниями и умениями) и потребности в преодолении препятствий на пути к цели (именуемой обычно волей). Среди социальных различаются потребности «для себя», осознаваемые субъектом как права, и потребности «для других», осознаваемые в качестве обязанностей.

В ходе экспериментальной разработки теории эмоций информационной:

1) выявлены структуры мозга головного, преимущественно связанные с мотивационными и информационными факторами генеза состояний эмоциональных;

2) проанализированы закономерности и механизмы появления стресса эмоционального, его роль в формировании заболеваний невротических и психосоматических.

Теория эмоций информационная позволила предложить методы диагностики степени напряжения эмоционального у человека, выполняющего ответственную операторскую деятельность (летчик, диспетчер аэропорта, космонавт и пр.), и меры профилактики этого напряжения.

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КЕННОНА - БАРДА - утверждает, что эмоции суть результат переработки сигналов, поступающих в мозг из среды внешней и внутренней. Переключаясь в таламусе на нервные пути, одновременно идущие к коре мозга головного и к внутренним органам, эти сигналы порождают эмоции и сопутствующие им органические изменения.

Эта теория выступает как альтернатива теории эмоций Джемса - Ланге.

ТЕОРИЯ ЭТАЛОНА - концепция, разработанная в психологии когнитивной, где распознание стимула трактуется как сравнение вызванного им нервного паттерна с хранимыми в памяти внутренними эталонами. При совпадении паттерна вызванного и эталонного стимул распознается.

ТЕРАПИЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППОВАЯ - совокупность психоаналитически ориентированных методов анализа и групповой психотерапии, направленных на избавление клиента от психических конфликтов, обусловивших появление заболеваний, и на достижение соответственного терапевтического эффекта.

Согласно Э. Берну, ныне применяется три главных вида терапии групповой:

1) собственно терапия аналитическая групповая - соотносящая все происходящее в группе с состоянием всей группы и соответственно с составляющими ее индивидами;

2) терапия психоаналитическая групповая (-> психоанализ групповой);

3) терапия взаимодействия групповая.

ТЕРАПИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРУППОВАЯ - вид терапии групповой. Анализирует взаимодействие между клиентами с целью установления разыгрываемых игр психологических и оказания на них соответственного воздействия.

ТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ (психотерапия игровая) - метод психотерапии, основанный на использовании игры ролевой как одной из самых сильных форм воздействия на развитие личности. В начале 20-х гг. Я. Морено предложил исполнять драматические инсценировки для лечения болезненных психических проявлений - за счет перестройки отношений и системы переживаний клиента. Он назвал новый метод психодрамой.

Процедура терапии игровой состоит в исполнении группой специальных упражнений, предполагающих взаимное общение - вербальное и невербальное, и разыгрывание различных жизненных ситуаций. В ходе «спектаклей» происходит создание отношений личностных между членами группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, возрастает самооценка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.