Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сутність та класифікація методів менеджменту




Методом называется средство (или совокупность средств) в любой человеческой деятельности, способ достижения цели, путь решения задачи.

Совокупность средств, способов и приемов целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую с целью выполнения миссии организации и достижения ее целей - это и есть методы менеджмента. Методы менеджмента направлены на объект управления (фирму, отдел, подразделение и т.д.), т.е. на трудовой коллектив или отдельных его членов - работников, выполняющих различные виды деятельности на разных уровнях и звеньях управления, и призваны обеспечить высокую эффективность деятельности коллективов, их слаженную работу, способствовать максимальной мобилизации творческой активности каждого члена коллектива. Этим они (методы менеджмента) отличаются от других технических и технологических методов, которые используются в ходе решения комплексных производственно-хозяйственных задач.

Согласно мотивационной характеристики по характеру воздействия в составе методов менеджмента выделяются три группы:

- Экономические;

- Организационно-распорядительные (административные),

- Социально-психологические (иногда отделяют: социальные и психологические).

Экономические методы объединяют все методы, с помощью которых осуществляется воздействие на экономические интересы коллективов и их отдельных членов. Это влияние осуществляется материального стимулирования отдельных работников и коллективов в целом.

Организационно-распорядительные методы направлены на использование таких мотивов трудовой деятельности, как чувство долга, ответственности, в том числе административной. Эти методы отличаются прямым характером воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Социально-психологические методы основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе (неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и др..). Они предстают как совокупность специфических способов воздействия на межличностные отношения и связи, социальные процессы, возникающие в трудовых коллективах.

Вообще, существует несколько признаков классификации методов менеджмента. Так, кроме рассмотренной классификации методы менеджмента классифицируют по:

- Направлением воздействия на управляемый объект;

- Способом учета интересов работников;

- Формой воздействия.

Например, различают:

а) по направлению воздействия на управляемый объект:

- Методы прямого воздействия - непосредственно влияют на управляемую систему (приказы, распоряжения, указания, инструкции, положения, тарифы и т.п.);

- Методы косвенного воздействия - создают условия для воздействия на управляемую систему менеджмента (методы подбора коллектива по различным признакам, методы формирования психологического климата в коллективе и т.д.);

б) по способу учета интересов работников:

- Методы материального воздействия - учитывают имущественные и финансовые интересы работников; включают различные экономические стимулы;

- Методы властного воздействия - нацелены на упорядочение функций, обязанностей и прав работников, регламентации и нормирования их деятельности (штатные расписания, регламенты деятельности, положение об исполнителях, договоры, приказы, распоряжения, выговоры и т.д.);

- Методы морального воздействия - направлены на повышение социально-хозяйственной активности; включают этические нормы, моральные стимулы, методы установления хороших взаимоотношений между руководителем и подчиненными и т.д..

в) по форме воздействия:

- Количественные методы (калькуляции, сметы, цены, бюджет, материальные стимулы и т.п.);

- Качественные методы (указания, инструкции, моральные стимулы, методы отбора коллектива за психофизиологическими факторами т.п.).

Эффективность применения методов менеджмента в основном зависит от уровня квалификации руководящих кадров, обусловливает необходимость систематической и целенаправленной подготовки и повседневного использования всех направлений воздействия на коллектив и отдельных людей.

17. Економічні методи менеджменту та їх змістовна характеристика

  Экономические методы менеджмента 1. Сущность методов менеджмента, их характеристика 2. Экономические методы менеджмента 3. Административно-правовые методы менеджмента 4. Социально-психологические методы менеджмента Существует только один способ ничего не делать и множество способов сделать что-нибудь. Амброд Бирс (писатель, США) Сущность методов менеджмента, их характеристика Менеджмент϶ᴛᴏ творчество, основанное на применении методов. Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Стоит отметить, что особенности ϶ᴛᴏго воздействия различают методы менеджмента друг от друга (табл. 4.1). Отметим тот факт - что в современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента. Все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека – признание, уважение, самоутверждение. Высшей потребностью будет познавательная – самовыражение, ϲʙᴏбода, развитие личности. Материал опубликован на http://зачётка.рф При выборе метода менеджмента крайне важно учитывать: · скорость достижения цели; · вероятность достижения цели; · отношения подчинения; · личность управляемого; · личность управляющего; · экономическую самостоятельность; · климат в коллективе.   Таблица 4.1 Методы менеджмента Экономические методы менеджмента Экономические методы менеджментакомплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов. Экономические методы ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют социально-экономической природе предприятия и будут средством развития производства и обмена на рыночной основе. Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге ϲʙᴏдятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов. Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов (табл. 4.2). Таблица 4.2 Экономические методы менеджмента   К экономическим нормативам функционирования предприятия ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: · удельный вес конкурентоспособной продукции по конкретным рынкам; · нормы рентабельности по конкретным видам продукции; · оборачиваемость оборотных средств; · производительность труда; · капиталоотдача инвестиций; · фондовооруженность труда; · удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы; · уровень автоматизации производства и управления и др. Эти нормативы должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента. Ниже рассмотрены некᴏᴛᴏᴩые экономические методы менеджмента, используемые на предприятии. Коммерческий расчет Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства. Коммерческий расчет связан с целями предприятия в области: · распределения инвестиций; · размещения производства; · развития технологий; · кадровой политики; · обеспечения рентабельности и сбыта; · финансирования и кредитования; · структуры капитала и т.д. В рамках коммерческого расчета в силу предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается внутрифирменный расчет – система взаимоотношений внутри предприятия (табл. 4.3). Таблица 4.3 Коммерческий и внутрифирменный расчет   Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на базе трансфертных цен, кᴏᴛᴏᴩые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В ϶ᴛᴏм случае продукт будет исключительно по форме товаром, не будучи им по существу. Нужно помнить, такие цены устанавливаются в рамках той политики ценообразования, кᴏᴛᴏᴩую проводит руководство. Отношения в рамках внутрифирменного расчета основаны на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта. Правовые отношения между подразделениями определяют ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки. В отличие от хозяйственного расчета, кᴏᴛᴏᴩый нацелен на выполнение плана, даже если оно достигалось и не меньшими затратами, коммерческий расчет предполагает обязательное получение прибыли и достаточный для продолжения хозяйствования уровень рентабельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф В противном случае предприятие разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное. Цены и ценообразование Центральное место среди рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию. Отметим тот факт - что в современных условиях наиболее распространен метод ценообразования по принципу «полных издержек», предполагающий установление уровня цены с учетом издержек производства плюс целевая норма прибыли. Особенность метода: величина издержек рассчитывается не на реальный объем производства в тот или иной период, а на заданный объем продукции, исчисленный при стандартном или среднем уровне загрузки производственных мощностей (70 – 80%) с учетом необходимого обновления продукции и возможности появления в отрасли новых конкурентов. Так предприятие учитывает колебания рыночного спроса. Необходимо знать структуру цены, что позволит судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции и стабильности получаемой прибыли. Финансирование Не стоит забывать, что важнейший инструмент финансовой политики – обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами. Формирование финансовых ресурсов происходит за счет: · собственных и приравненных средств (прибыль, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества); · мобилизации на финансовом рынке средств (продажа ценных бумаг, кредитные инвестиции); · средств, поступающих в порядке перераспределения (страховое возмещение, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии и т.д.). Кредитование С реформой банковской системы, развитием сети коммерческих банков возрастающую роль играет перераспределение кредитных ресурсов через кредитный рынок, в связи с чем кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере. С развитием фондового рынка роль кредита как источника увеличения собственных средств предприятий расширяется: формирование доходов осуществляется в числе прочих источников за счет процентов по депозитам, доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам. Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка. Налоговая система Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем одни из них за счет валового дохода, другие – непосредственно из прибыли. Существует установленная законодательством очередность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (налог на собственность, акцизы); затем – все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины и, наконец, остальные налоги, главным среди кᴏᴛᴏᴩых будет налог на прибыль. Страхование Страхование охватывает сферу перераспределительных отношений. Функции страхования: · рисковая; · предупредительная; · сберегательная; · контрольная. Виды страхования различаются в зависимости от объекта страхования (табл. 4.4). Таблица 4.4 Виды и объекты страхования Маркетинг Маркетинг – инструмент, направленный на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции в заранее установленных объемах, отвечающей определенным технико-экономическим характеристикам. Таким образом, маркетинг – инструмент регулирования производства и сбыта, а значит, и рыночных отношений. Смысл действия ϶ᴛᴏго механизма: потребитель диктует ϲʙᴏи условия на рынке, требования к конкретному продукту по количеству и качеству, а производитель к ним приспосабливается, но не пассивно, а активно, путем формирования, в ϲʙᴏю очередь, определенных потребностей

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.