Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 14 Экологическое образование и воспитание РК




План:

1. Экологическое образование РК.

Ключевые слова: экологическое образование

Экологическое образование, ускоренно развивающееся в последние 2-3 десятилетия, к началу 21 века достигло определенных успехов. Хотя актуальность экологического образования стала очевидной еще после знаменитого доклада «The limits to growth» («Пределы роста»), представленного знаменитому Римскому клубу группой исследователей, возглавляемых Д.Медоузом, в начале 70-х годов 20 века.

В Белграде в 1975 году прошел международный экологический форум при участии всех государств-членов ООН, где был принят устав, закрепляющий цели и содержание экологического образования. Экологическое образование было объявлено компонентом общего образования и непрерывным процессом, длящимся всю жизнь.

В 1977 году в Тбилиси была организована межгосударственная конференция, поддерживаемая ЮНЕСКО и ООН, посвященная экологическому образованию. На ней была принята всеобъемлющая стратегия развития образования в области окружающей среды, выработаны конкретные рекомендации по совершенствованию экологического образования.

В Москве в 1987 году прошел глобальный экологический форум. Вопросы экологического образования обсуждались под девизом «Тбилиси+10», где был дан анализ задач тбилисской конференции, особо подчеркнуто значение и необходимость экологического образования во всемирном масштабе.

Значение экологического образования, направленного на формирование способного к творческой деятельности человека с высокой экологической культурой, подчеркивалось на многих конференциях, посвященных проблемам современного образования. В первую очередь указывалось на то, что экологическое образование должно вносить вклад в формирование конструктивного подхода к среде как в философском, так и прагматическом смысле, не только давая конкретные знания учащимся, но и развивая их способность видеть и оценивать комплексные проблемы в области охраны окружающей среды, которые могут быть политическими, экономическими, философскими, техническими и другими. Экологическое образование должно заниматься отношением человека к его природной и искусственной среде, должно охватывать проблемы населения, загрязнения, использования и истощения ресурсов, сохранения природы, проблемы транспорта, технологий, городского и сельского планирования в совокупности со средой человека.

Казахстан со дня независимости является активным участником глобальных процессов «Окружающая среда для Европы» и «РИО-92». Сегодня, когда экологическая безопасность и устойчивое развитие государства тесно связаны, экологическое образование имеет большое значение и является требованием дня.

Следуя приоритетным направлениям «Стратегии-2030», в 1998 году была принята Программа экологического образования РК, разработанная Министерством образования и МПРООС. В Программе определены цели, задачи, основные направления деятельности и предполагаемые для реализации проекты. Но предмет «экология» сегодня в Республике Казахстан преподается, главным образом, в вузах естественным специальностям, а в среднем звене только в экологически ориентированных общеобразовательных учебных заведениях.

В 2000 году в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды состоялась совместная с Министерством образования и науки коллегия по вопросу «О ходе реализации Программы экологического образования в Республике Казахстан». В работе Коллегии также приняли участие представители Министерства культуры, информации и общественного согласия, руководители учебных заведений РК, педагоги.

На Коллегии был сделан ряд конкретных предложений по дальнейшему развитию экологического образования в Казахстане, которые необходимо развивать:

- продолжить работу по реализации Программы экологического воспитания и ускорить внедрение Программы в учебные заведения страны;

- выпустить наглядные пособия по экологическому образованию: карты, схемы, таблицы, плакаты и пр.;

- проработать вопрос о целевой программе научно-исследовательских работ по экологии и т.д.

Научной основой экологического образования является содержание экологии – науки и учебной дисциплины, ее понятийный аппарат и законы. Принципы существования и развития экосистем носят общий характер и применимы на всех этапах экологического образования.

На основе рекомендаций международных конференций по образованию в области охраны окружающей среды в Казахстане разработана государственная программа экологического образования (1999г.), которая предлагает следующую систему обучения: экологическое воспитание в дошкольных учреждениях, образование и воспитание в общеобразовательных школах, образование в колледжах, в высших учебных заведениях, в учреждениях переподготовки специалистов. В программе обозначено: «Специфика настоящего момента состоит в том, что необходимо вводить и совершенствовать экологическое образование одновременно на всех его этапах и уровнях: кризисное состояние природной среды не позволяет ждать, пока подрастут поколения, ставшие с раннего детства объектом целенаправленной «экологизации», и не оставляет времени на длительные эксперименты».

Опираясь на государственные программы экологического образования РК, группа ученых-педагогов под руководством А.С.Бейсеновой из АГУ им.Абая и базового института Казахской академии образования им.И.Алтынсарина разработали «Концепцию экологического образования и воспитания в системе общего образования Республики Казахстан»

В документе обобщается опыт стран СНГ и Казахстана в преподавании экологических дисциплин, разработана и представлена структура системы непрерывного экологического образования для учащихся начального, среднего и высшего учебного звена. На ее основе созданы образовательные программы, разработан отдельный курс по экологии для школ. В концепции экологического образования РК констатируется тот факт, что сегодня, когда во многих школах и вузах республики введены экологические дисциплины, преподаватели и учащиеся испытывают острую нехватку учебников и методических пособий по экологии.

В концепции раскрывается главная цель экологического образования – формирование у учащихся гуманного отношения к природе, воспитание чувств в духе полной гармонии с природой и человеческим обществом, формирование человека высокой экологической культуры. Экологическая культура рассматривается как система знаний и умений, ценностных ориентаций человека в области окружающей среды, а также активной деятельности по ее сохранению и улучшению. Поэтому, формирование экологической культуры личности связано с решением следующих основных задач в процессе обучения:

- усвоение системы знаний о взаимодействии общества и природы;

- формирование ценностных экологических ориентаций, понимания многосторонней ценности природы, как источника материальных и духовных сил общества;

- усвоение системы норм и правил отношения к природе, соблюдение этих норм;

- развитие умений и навыков по изучению природы и ее охране;

- активизация деятельности по улучшению окружающей среды.

К сожалению, в общественном сознании приоритетно прагматичное отношение к природе, использование ее ресурсов как неиссякаемого источника богатств и прибылей. Концепция предлагает в целях формирования позитивных отношений к природе индивида и общества решить ряд социальных и экологических вопросов, прежде всего:

- совершенствование экологических законов и неукоснительное их исполнение, повышение ответственности в оптимальном использовании природных ресурсов;

- гармонизация чистоты окружающей среды;

- ускорение организации непрерывного экологического образования;

-обеспечение информированности населения об экологических ситуациях в стране.

Данная концепция опирается на нормативные документы Республики Казахстан. Так,31-я статья Конституции РК гласит, что «государство заботится о создании благоприятных условий для жизни человека и его здоровья». В 74-й статье Закона «О защите окружающей среды», принятого 15.07.1997 года, предусмотрены всеобщность непрерывного экологического образования, а также указано, что при аттестации руководящих кадров следует учесть и их экологическую подготовку. Эти положения отражены и в Законе «Об образовании в РК».

С введением экологии в общеобразовательные учреждения необходимо пересмотреть учебные планы и программы. Экологическое образование в школах возможно при выполнении следующих условий:

- экологическая подготовка педагогов;

- составление учебных планов, наличие учебников и учебно-методических комплексов, организация музеев природы;

- применение современных технологий обучения;

- обмен опытом, создание центра по сбору информации;

- практическая деятельность учащихся в природоохранных мероприятиях и т.д.

Для эффективной реализации государственной программы необходимо формирование у учащихся основ экологических знаний, воспитание чувств моральной и правовой ответственности в защите окружающей среды, информированность о достижениях науки, знание нормативно-правовых документов. Помимо выше указанных условий необходимо применять адекватные поставленным целям различные формы и методы обучения. Важными требованиями, предъявляемыми концепцией экологического образования, являются следующие:

- использование только научно доказанных фактов, результатов, причинно-следственных связей;

- осознание взаимосвязи между живой природой и окружающей средой;

- использование в процессе обучения наглядных пособий, диафильмов, киносюжетов, коллекций, ведение наблюдений за явлениями природы, за фауной и флорой;

- учет возраста учащихся при планировании изучения основ экологической науки, доступность изложения понятий, законов, терминов;

- умение самостоятельно давать оценку экологическим ситуациям;

- учет местных традиций и региональных условий;

- воспитание чувств заинтересованности в сохранении красоты природы, воспитание любви и бережного отношения к родному краю.

В Казахстане уже имеется определенный опыт по созданию научно-теоретических основ непрерывного экологического образования: «Концепция экологического образования и воспитания учащихся в школах», «Национальная стратегия экологического образования и воспитания в Республике Казахстан», «Программа экологического образования», материалы научно-практических конференций «Пути совершенствования экологического образования» (г.г.Астана, Алматы, Караганда, Уральск, Семипалатинск, Кокшетау и др.).

Таким образом, реализация экологического образования должна осуществляться на концептуальных основах, с учетом особенностей всех уровней системы образования, что обеспечит развитие непрерывного экологического образования в нашей стране.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 5652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.