КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации по подготовке курсовой работы
Другой, не менее важной рекомендуемой формой по самостоятельному изучению студентами конкретных тем учебного курса "История России" является подготовка и написание курсовых работ. Курсовая работа, как одна из форм самостоятельного изучения учебного курса "История России", выполняется в соответствии с учебным планом факультета вуза. Курсовая работа должна состоять из следующих частей: введение, основной текст, заключение и список использованных источников и литературы. В зависимости от темы, поставленных задач и их практического решения структура курсовых работ может изменяться. В конце курсовой работы могут быть помещены различные приложения (документы, таблицы и т. д.). Во введении обосновывается актуальность темы (актуальность не всегда зависит от близости хронологических рамок исследования к современности); степень ее разработанности в исторической науке (историографический обзор); классификация и характеристика использованных источников (источниковедческий обзор). К источникам относятся опубликованные документы правительственных органов (указы, законы, постановления); сборники документов и материалов различных движений, партий и организаций (программы, уставы, директивные распоряжения); периодическая пресса (газеты, журналы); мемуары; неопубликованные источники (документы различных архивов); документы. В конце введения обосновываются цели и задачи курсовой работы. В основном тексте излагается содержание работы. Эту часть курсовой работы рекомендуется разделить на два-три вопроса, раскрывающие сущность исследования. В зависимости от сложности, многогранности и разносторонности темы вопросы можно подразделять на параграфы. Но чрезмерное дробление вопросов, равно как и количество исследуемых вопросов, может привести к нежелательным результатам — к поверхностному изложению материала. Выводы могут быть изложены либо в конце изложения каждого вопроса, либо в конце основного текста курсовой работы. Заключение должно быть кратким, обобщающим содержание всей работы. Список использованных источников и литературы (библиография исследования) составляется, как правило, в алфавитном порядке, но с обязательным делением на источники и опубликованную литературу. По объему введение должно составлять 3—5 стр.; основная часть курсовой работы может быть изложена на 20— 30 стр.; выводы должны составлять примерно четвертую часть основного текста. Заключение — не более 2—3 стр. Подготовку курсовой работы студент должен начинать с выбора темы, изучения источников и опубликованной литературы, постановки цели и конкретных задач исследования. После подготовительной работы написание работы необходимо начинать с изложения поставленных вопросов. Раскрытие сущности вопроса должно быть доказательным, с обязательной ссылкой на источники при обосновании того или иного положения. Теоретические положения и выводы должны, как правило, подтверждаться конкретными материалами и историческими фактами. Весьма важным положением при написании курсовой работы является последовательное и логическое изложение материала. Особенностью современных условий развития исторической науки является плюрализм мнений, взглядов на исторические события, явления и факты. Поэтому единственно верным критерием обоснованности того или иного исторического процесса является анализ событий и фактов на основе изучения широкого круга опубликованных источников. В своей курсовой работе студент на основе изученных источников и литературы должен определить свою точку зрения по исследуемому вопросу. Это положение особенно важно, если исследуемый вопрос является спорным и по нему ведутся дискуссии. Определяя или выдвигая свою точку зрения, студент должен ее обосновать, ссылаясь на изученные источники и литературу. Это придает курсовой работе политический и, следовательно, творческий характер, вызывает к ней повышенный интерес и высоко оценивается преподавателем. Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, готовящим курсовые работы, является их самостоятельное выполнение. К сожалению, некоторые студенты занимаются механическим списыванием текста из опубликованных, часто устаревших статей, брошюр и книг. Такое положение недопустимо. Оно не может привести к удовлетворительной оценке курсовой работы. Нежелательным является и другой способ написания курсовой работы, когда студент злоупотребляет применением цитат, которые соединяются отдельными фразами. Такое выполнение курсовой работы также недопустимо и не может привести к положительной оценке. Самостоятельный творческий характер изложения содержания курсовой работы заключается в том, что студент излагает каждый вопрос своего плана по продуманной им схеме свободно; использует и конспектирует источники; не перегружает текст цитатами; не допускает отрывочных, не связанных друг с другом положении. Язык и стиль изложения, умение строить краткие предложения, не допускающие разночтения, играют существенную роль при подготовке курсовой работы. Необходимо соблюдать единообразие в терминах и понятиях, условных обозначениях и сокращениях слов. Недопустимы литературные погрешности и грубые грамматические ошибки, которые нередко ведут к искажению смыслового понятия текста. Рекомендуется использование современных изданий словаря В. Даля и др. На все цитаты, цифровые данные и фактические сведения, приводимые в тексте курсовой работы, указываются источники. Если источник архивный, то указывается наименование архива, номера фонда и единицы хранения, лист. Если источник опубликован, то указывается название документа, место, время его публикации, страница. При сноске на монографию, книгу, брошюру указываются автор, название публикации, место и год издания, страницы (то же относится к мемуарам). При сноске на прессу указываются: название газеты и дата публикации использованного материала; название журнала, номер и год издания, страницы. Тематика курсовых работ по курсу "История России" выполняется по основным проблемам, вопросам и положениям российского исторического процесса. Среди них такие, как: — Возникновение и развитие древнерусского раннефеодального государства; — Объединение русских земель и формирование централизованного государства; — Становление абсолютной монархии в России; — Социально-экономическое и политическое развитие России в XIX — начале XX в.; — Общественно-политические движения в Росси в XIX в.; — Основные этапы внешней политики России в XIX в.; — Политический кризис и падение самодержавия; — Революция в России; — Гражданская война в России; — Советское государство в годы социалистического строительства; — Великая Отечественная война; — Россия в послевоенные годы; — Переломный период в истории России (80—90-е гг. XX в.); — Перестройка, ее противоречивый характер; — Политическая смена государственного строя. Падение Советской власти; — Россия в условиях нового общественно-политического и государственно-правового устройства. Приведенные основные направления подготовки и написания курсовых работ могут быть детализированы нижеуказанной тематикой: 1. Восточные славяне в древности. Формирование древнерусской народности. 2. Исторические судьбы народов России (по выбору студента). 3. Возникновение государственности у славян. 4. Феодальные боярские республики. 5. Образование Русского централизованного государства. 6. Земские соборы в России. 7. Образование Российской империи. 8. Российское государство в период капитализма. 9. Земства в России. 10. Опыт парламентаризма в царской России. 11. Власть и религия. 12. Роль православной церкви в истории России. 13. Феодальная раздробленность на Руси. 14. Татаро-монгольское иго. 15. Москва — объединитель русских земель. Борьба за единство Руси. 16. Города на Руси (XIII—XV вв.). 17. Расширение России. Присоединение новых территорий (можно по периодам). 18. Превращение русского государства в многонациональную державу. 19. Внешняя политика Руси, России (можно по периодам). 20. Династические браки, их влияние на международные отношения. 21. Воинская слава России (войны, битвы, полководцы, народные движения, партизанская борьба и т. п.). 22. Исторические портреты (князь Владимир, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I и др. — по выбору студента). 23. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. 24. Опричнина. 25. Крепостное право и крестьянские войны в России. 26. Смутное время. 27. Традиции демократизма в истории России. 28. Русская крестьянская община. 29. Формирование принципов и органов защиты государства (от древности до Петра I). 30. Военные реформы Петра I. 31. Попытка модернизации России Петром I. 32. Борьба за гражданское раскрепощение в XIX в. 33. Политическая эмиграция и ее роль в истории России. 34. Революционные умонастроения в российской общественной мысли XVIII—XIX вв. 35. Дворянская революционность в России. 36. Либерализм в России. 37. Славянофилы и западники, их роль в истории России. 38. Попытки модернизации общественно-политического уклада в России во второй половине XIX в. 39. П. А. Столыпин; и программа модернизации России. 40. Революция 1905—1907 гг. и ее последствия. 41. Идеи конституционной монархии в России (XIX— XX вв.). 42. Политический кризис в России начала XX в. 43. Революционно-демократическое движение в России в XIX в. 44. Царизм и распутинщина. 45. Черносотенное движение, его место в политической истории России. ,46. Казачество в царской России. 47. Масонство в России. 48. Исторические портреты выдающихся политических деятелей России начала XX в. (по выбору студентов). 49. Российская и западноевропейская социал-демократия (сравнительный анализ). 50. Студенчество и революция. 51. Первая мировая война в России. 52. Февральская революция 1905 г. и ее место в истории России. 53. Временное правительство — путь от демократии к диктатуре. 54. Октябрь 1917 г. в России: проблемы и оценки. 55. Учредительное собрание в России. 56. Политические лагери и партии в первой российской революции 1905—1907 гг. 57. Политические партии в борьбе за массы в период двоевластия (февраль—июнь 1917 г.). 58. Тактика политических партий в июле—октябре 1917 г. 59. Гражданская война в России, ее последствия. 60. Становление однопартийной политической системы в России. 61. Белое движение в России и его судьба. 62. Образование СССР. 63. Национальные отношения и национально-государственное строительство в 20-е — начале 30-х гг. 64. Православная церковь в Советской России. 65. Форсированное строительство социализма в стране и его последствия. 66. Международное положение страны в 20—30-е гг. 67. Фашизм, его идеология, сущность и практика. 68. Советско-германский договор 1939 г., его оценка. 69. Начало Второй мировой войны. Позиция СССР. 70. Великая Отечественная война (начальный период, решающие сражения, полководцы, партизанское движение, отношения с союзниками, борьба за второй фронт, цена победы...). 71. Послевоенный мир: противостояние двух систем. 72. Социально-экономическое развитие СССР в послевоенные годы. Поиск новых форм управления экономикой. 73. Общественно-политическая жизнь страны в послевоенные годы. 74. Политические портреты И. В. Сталина, В. М. Молотова, Н. С. Хрущева. Г. М. Маленкова, Л. И. Брежнева (и других по выбору студентов). 75. Экономические реформы 50—60-х гг. Замыслы и реальность. 76. Реформа политической системы советского общества в 80—90-е гг. Итоги и уроки. 77. Межнациональные отношения в СССР на рубеже 80— 90-х годов. Распад СССР. 78. Изменение политической системы России осенью 1993 г. Новая Конституция РФ. 79. Переход к рыночной экономике: трудности и противоречия. 80. Россия и мировое сообщество в современных условиях. Темы курсовых работ по курсу "История России" могут выполняться не только по приведенной тематике, но и по темам, самостоятельно определенным самими студентами. Еще одной рекомендуемой формой самостоятельного изучения студентами конкретных тем учебного курса "История России" является подготовка и написание реферата. Реферат готовится в соответствии с учебным планом факультета вуза. Методика подготовки реферата в основном аналогична методике подготовки курсовой работы. Отличия главным образом заключаются в объеме и тематике реферата. По объему реферат должен составить примерно 12— 20 машинописных страниц и содержать, так же как и курсовая работа: введение, основную часть и заключение с обязательным приложением списка использованных источников и литературы. Что же касается тематики рефератов, то она должна быть меньше по хронологическим рамкам и по значимости и по содержанию событий, фактов и положений, освещаемых в реферате. К примеру, темой реферата могут быть биографические сведения о выдающихся политических, общественных, научных, дипломатических, военных деятелях, писателях, поэтах, композиторах, художниках, скульпторах; описание отдельных битв и боев; достижения в области развития науки и техники, проведение социально-экономических и политических реформ; крупные дипломатические достижения (поражения) в области внешнеполитической деятельности Российского государства, среди них: 1. Исторические портреты: Князь Владимир, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I. Екатерина II, Александр II, В. И. Ленин, И. В. Сталин и другие (по выбору студентов). 2. Выдающиеся полководцы и флотоводцы: Александр Невский, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Ф. Ф. Ушаков, П. С. Нахимов, Г. К. Жуков, Н. Г. Кузнецов и другие (по выбору студентов). 3. Политические, государственные и общественные деятели: С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, Ф. Э. Дзержинский и другие (по выбору студентов). 4. Деятели культуры и науки: М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский, М. И. Глинка, И. С. Репин, М. А. Шолохов, Д. М. Шостакович и другие (по выбору студентов). 5. Битвы и сражения: Куликовская битва, Бородинское сражение, Цусимский морской бой, оборона Москвы, Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Курская битва, оборона Кавказа в годы Великой Отечественной войны и другие (по выбору студентов). 6. Достижения в области проведения социально-экономических и политических реформ: особенности развития капитализма в России, отмена крепостного права, реформы и контрреформы 70—80-х гг. XIX в., столыпинская реформа, формирование командно-административной системы, новая экономическая политика, социально-экономическое развитие страны в 30—40-х гг. XX в., реформа 50—60-х гг. XX в. в Советском государстве, реформы второй половины 60-х гг. XX в. в СССР, попытки реформирования советского общества в начале 80-х гг. XX в., перестройка и ее последствия и другие (по выбору студента). 7. Внешнеполитическая деятельность России и Советского государства: внешняя политика России в конце XVII—XVIII вв., Северная война, утверждение России на Балтике, Отечественная война 1812 г. и Венский конгресс 1814— 1815 гг., внешняя политика в пореформенный период, Восточный вопрос, присоединение Средней Азии к России, кризис самодержавия в условиях Первой мировой войны, Брестский мир, основные направления внешней политики СССР и другие (по выбору студентов). 8. Краткое описание отдельных войн: Отечественная война 1812 г., Крымская война 1853—1856 гг., русско-турецкая война 1877—1878 гг., русско-японская война 1904—1905 гг., Первая мировая война 1914—1818 гг., Вторая мировая война, Великая Отечественная война 1941—1945 гг. и другие (по выбору студентов). Наряду с курсовыми работами и рефератами, специфической формой самостоятельного изучения студентами является подготовка и написание контрольных работ, которые, как правило, готовятся на вечерних и заочных формах обучения. Методика написания контрольных работ аналогична методике подготовки курсовых работ и рефератов. Их главное отличие состоит в объеме и в изложении (кратком) одного вопроса по курсу "История России". К числу специфических форм самостоятельного изучения студентами учебного курса "История России" относится подготовка и участие в семинарских занятиях. Семинарские занятия являются (так же, как и лекции) обязательной формой учебного процесса при изучении курса "История России". В зависимости от профиля вуза и учебного плана количество учебных часов, отведенных на семинарские занятия, различно. С учетом сокращения учебных часов могут быть рекомендованы следующие примерные темы семинарских занятий для самостоятельного изучения: 1. Возникновение и развитие российской государственности (образование древнерусского раннефеодального государства. Укрепление и развитие централизованного государства. Абсолютная монархия в России). 2. Общественная мысль и особенности общественного движения в России в XIX — начале XX в. 3. Реформы и реформаторы России (XIX — начало XX в.). 4. Революция и политические реформы в России в начале XX в. 5. Особенности экономического и политического развития страны в 20—30-е гг. XX в. 6. Переломный этап в развитии страны после весны 1985 г. Вышеперечисленные темы могут быть использованы при проведении коллоквиумов (собеседований) для контроля знаний студентов, приобретенных ими в процессе самостоятельного изучения разделов учебного курса "История России". Наконец, своеобразной формой самостоятельного изучения курса "История России" является участие студентов в спецкурсах и спецсеминарах. На них углубленно изучаются отдельные наиболее значимые и всесторонне рассматриваемые проблемы "Истории России". Среди них могут быть такие спецкурсы и спецсеминары, как: 1. Интеллигенция в отечественной истории. 2. Из истории российской цивилизации (цивилизации: Древней Руси, русская цивилизация в средние века, российская цивилизация в эпоху нового времени). 3. Цивилизационные альтернативы после падения самодержавия. 4. Советская цивилизация. 5. Мировые войны: социально-политические последствия (войны в истории мировой цивилизации — общие проблемы. Первая мировая война: политические последствия. Мир между двумя войнами. Проблемы оценки итогов Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Цена победы в войнах как проблема военной истории). 6. История русской культуры (Очерк русской культуры: IX—XVIII вв. Великая русская литература XIX в. Философская мысль XIX в. Живопись. Архитектура. Скульптура в XIX в. "Серебряный век" русской культуры. Зарождение и развитие революционной идеологии. Основные итоги русской культуры. Исторические судьбы русской интеллигенции). Указанные темы спецкурсов и спецсеминаров углубляют знания студентов по актуальным, наиболее сложным вопросам отечественной истории. Тема спецкурса и спецсеминара выбирается самими студентами по их усмотрению. Формами учебной работы могут быть лекции и семинары. Однако ведущей формой работы должно быть самостоятельное изучение в связи с тем, что материалы на спецкурсах и спецсеминарах не являются составной частью программы курса "История России" и предоставляются студентам для повышения их интеллектуального уровня и развития. В процессе изучения спецкурса и участия в спецсеминаре проводятся индивидуальные и групповые консультации, коллоквиумы (собеседования) и другие формы проведения контроля самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы. Примечание: Для кафедральной формы самостоятельной работы студентов и по каждой теме учебного курса "История России" студент может получить консультацию по литературе и источникам подготовки курсовой работы и реферата.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |