![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синтетические учения исследуют управление какмногоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организацииЭмпирическая школа По мнению ее представителей, «управление -это изучение опыта», иногда с целью его обобщения, но чаще всего – просто для того, чтобы передать его практикам. Представители этой школы Р. Дэйвис, Л. Эппли, Э. Дэйл, А. Слоун, А. Чандлер, Г. Саймондс, П. Дракер, Л. Эппли,, А. Коуэл, А. Свенсон, Т. Левитт, и др. Исследователи «эмпирической школы», как правило, сочетают теоретические исследования с практической деятельностью в качестве консультантов по управлению, управляющих.
7. «Новая школа управления, "научная"» Эта школа характерна применением компьютеров и математики в управлении. Ее основателями являются Л. Берталанфи, Д. Форрестер, М. Месарович, А. Рапопорт, К Боулдинг, С. Бир, Е. Арноф, Р. Аккоф, Д. Экман, Р. Калман, Л. Заде, Л. Клейн, В.Леонтьев, Фогаль и др. Внимание представителей «новой школы» было сфокусировано на: • сетевом планировании; • планировании расписаний (поступлении и расходовании ресурсов, запасов, ходе технологических процессов); • оптимизации и распределении ресурсов организации (линейные, нелинейные и динамические методы); • управлении и оптимизации запасов ресурсов; • использовании «теории игр» при принятии решений в условиях неопределенности и рисков (которая в дальнейшем переросла в самостоятельную область математики — «теорию принятия решений»); • прогнозировании; • использовании «теории массового обслуживания» для вычисления вероятности очередей и их минимизации; • системном анализе (с помощью «дерева» целей, критериев значимости целей и вероятностей их достижения); • эконометрике (построении инструментами математики различных макроэкономических моделей и моделей типа «затраты—выпуск»); • исследовании операций как отдельной научной дисциплиной для решения задач планирования принятия решений, оптимизации и прогнозирования; • статистических методах анализа и оценки различных ситуаций (одно факторный, двухфакторный, кластерный, корреляционный анализ и др.). Наибольшее значение приобрел системный анализ в управлении. Цель системного анализа – оценка эффективности деятельности организации при минимуме затраченных ресурсов. Таким образом, все учения об управлении можно разбить на две большие группы, одномерные и синтетические. Одномерные учения исследуют отдельно процессы труда, человека, администрирование и др. К синтетическим учениям относятся, например: • «школа социальных систем»; • системный подход; • управление по целям П. Друкера (МВО); • ситуационные теории (методы управления меняются в зависимости от ситуации, а поэтому управление является искусством); • теория «7-S» (Т. Питерс, Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос). Эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести: стратегии управления, структуры организации, процессов организации, штатов, стиля руководства, квалификации персонала, разделяемых ценностей. Основная задача менеджмента — гармонизация этих семи составляющих; • теория Z. На основе анализа японского опыта управления У. Оучи вывел формулу успеха функционирования организации: долгосрочный наем кадров, групповое принятие решений, индивидуальная ответственность, оценка кадров и их умеренное продвижение, формализация методов контроля, неспециализированная карьера, всесторонняя забота о работниках. Теория Z является альтернативой бихевиористской концепции (считающей предметом психологии не сознание, а поведение) Д. Мак-Грегора (выделявшего в зависимости от взглядов руководителя на подчиненных два типа управления: Х и Y). Подведем краткие итоги. Управление как наука Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце XIX в., хотя достаточно четкое разграничение науки и искусства произошло в XVIII в., когда представление об искусстве стало соединяться с понятиями «прекрасное», «чувственное», «эстетическое», а научная деятельность начала все больше связываться с «разумом», «логикой», «рассудком». Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным и эффективным. В определении управления как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний о нем. Они позволяют не только своевременно и квалифицированно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим стратегию и политику организаций. На всем протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления, появились за рубежом к концу XIX — началу XX в. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами. Основателем школы научного менеджмента был Ф.У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих: — научный подход к выполнению каждого элемента работы; — научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; — кооперация с рабочими; — разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими. Другой известный специалист в области менеджмента — А. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал принципы управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента (см. табл. 2). А. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления. Таблица 5.2 - Принципы менеджмента (20-е годы)
Контрольные вопросы к разделу: 1. Школа научного менеджмента Ф. Тейлора: Ф. Тейлор; Г.Л. Гантт; Френк и Лиллиан Гилбреты. 2. Административная школа А. Файоля: А.П. Слоун; Л. Уорвик; Л. Гьюлик; Д. Муни; А. Рейли; Г. Хопф; О. Шелдон; Г. Саймон; М. Вебер. 3. Какие вопросы рассматривала школа научного управления? 4. Дайте общую характеристику воззрений представителей школы научного управления. 5. В чем состоит творческое наследие Ф.У. Тейлора. 6. Каковы теоретические воззрения Г.Л. Ганнта? 7. Охарактеризуйте теоретическое наследие Ф. Гилбрет и Л. Гилбрет. 8. Каким образом происходило формирование административной школы управления? 9. Охарактеризуйте теоретические воззрения А. Файоля. 10. Какое влияние на развитие менеджмента оказали школа человеческих отношений и школа поведенческих наук? 11. Каковы положения школы человеческих отношений М. Фоллетт, Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергера. 12. Как был организован и каковы результаты хоторнского эксперимента. 13. Какова роль школы человеческих отношений в развитии теории менеджмента.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |