Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 2 страница. Мы трудились всю ночь. Ночь в тех местах является наиболее подходящим временем для рыбной ловли




мы трудились всю ночь. Ночь в тех местах является наиболее подходящим временем для рыбной ловли.

8 я человек грешный. Как опытный рыбак, Петр не мог не увидеть в небывалом улове действие руки Господа. В присутствии Бога он устыдился своей греховности (ср. Быт. 18,27; Иов. 42,6; Ис. 6,5).

12 пришел человек весь в проказе. Под обобщающим названием "проказа" в Израиле было известно несколько практически неизлечимых заразных болезней, обезображивавших человека и приводивших, за редким исключением, к летальному исходу. Прокаженные относились "нечистым", а единственным средством борьбы с заразой являлась изоляция больных.

14 пойти показаться священнику. Т.е. исполнить предписания закона (Лев., гл. 14).

17 фарисеи. По Иосифу Флавию, в современном Иисусу Израиле насчитывалось около шести тысяч фарисеев. Почитая себя "отделенными Богом" от основной массы народа, они стремились быть верными Его слугами. Многие из фарисеев были действительно очень благочестивыми людьми. Однако особое внимание, уделявшееся фарисеями внешнему следованию предписаниям закона Моисеева, зачастую делало их мелочными формалистами. В массе своей фарисеи были непримиримыми противниками Иисуса.

законоучители. Т.е. люди, досконально знавшие закон и наставлявшие в нем народ. Многие из законоучителей были фарисеями.

19 влезли на верх дома. Дома в Палестине обычно строились с плоской кровлей, на которую вела наружная лестница.

20 видя веру их. Эти слова относятся как к самому больному, так и к людям, принесшим его к Иисусу.

прощаются тебе грехи твои. Иисус уже не только исцеляет, но и властью Своей прощает грехи.

21 кто это, который богохульствует? Т.е. делает Себя равным Богу.

Сын Человеческий. Букв.: "Сын человека". Называя Себя так, Иисус подчеркивает земной аспект Своего служения. В Четвероевангелии этот титул встречается более восьмидесяти раз и, за редким исключением, звучит из Его собственных уст. Данный титул также связывает воплощение Иисуса с ветхозаветными пророчествами о Нем как о Мессии (Дан. 7,13.14).

27 мытаря. См. ком. к 3,12.

28 оставив все... последовал за Ним. Ср. 5,11; 18,28-30.

30 Книжники же и фарисеи роптали. Дословный перевод: "роптали фарисеи и книжники их". Под местоимением "их" подразумеваются люди, стоявшие в оппозиции к приблизившемуся Царству Божию, в число которых входили и роптавшие книжники и фарисеи.

32 Я пришел призвать... грешников к покаянию. Грешники все, ибо "все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3,23). Однако фарисеи, оправдывавшие себя делами закона (см. Рим. 3,20), не откликнулись на призыв Христа, так как грешными себя не считали.

33 Почему ученики Иоанновы постятся... а Твои едят и пьют. Закон Моисеев предписывал пост только в день Искупления, однако благочестивые люди постились и в другие дни (см., напр., Зах. 7,3.5). Иисус, не устанавливая новых постов, Сам постился (4,2) и позволял поститься Своим последователям (Мф. 6,16-18).

36-39 Притча имеет прямое отношение к упрекам фарисеев и является продолжением ответа Иисуса, изложенного в ст. 31-35.

36 никто не приставляет заплаты. В свете ком. к 5,36-39, эти слова, очевидно, означают, что нельзя прилагать отдельные моменты проповеди Христа о благодати к старому мировоззрению, т.е. оправданию законом.

к ветхой одежде. Мышление фарисеев уподобляется отжившей свой век одежде.

новую раздерет, и к старой не подойдет. Смешение закона и благодати невозможно.

37 молодого вина. Нового учения. Вино в Библии часто служит образом-символом откровения Божия. Учение Христа - "молодое вино" нового и последнего откровения Бога.

мехи ветхие. То же, что "ветхая одежда", - старые представления; сознание человека, не воспринимающее новых истин ввиду сложившихся стереотипов.

38 молодое вино должно вливать в мехи новые. Новое откровение Божие должно входить в умы, обновленные проповедью Христа и покаянием.

39 не захочет тотчас молодого. Новое не сразу достигает умов и сердец, для этого требуется время, проповедь и работа Духа Святого.

ибо говорит: старое лучше. Букв.: "старое хорошее". Устоявшиеся взгляды и мнения, подобно старому вину, всегда кажутся лучше (правильнее), поскольку они привычны и укладываются в традиционный образ жизни.

Глава 6

1 В субботу. См. ком. к Мк. 2,23.

4 взял хлебы предложения. См. 1 Цар. 21,3-6; а также ком. к Мк. 2,26.

5 Сын Человеческий есть господин и субботы. Суббота установлена Богом (Быт. 2,3; Исх. 20,8-11), и поэтому Иисус, Сын Божий и Господь, властен над ней. Говоря о своем господстве над субботой, Он утверждает, что Ему принадлежит Божественная власть указывать людям верное понимание закона.

9 что должно делать в субботу? Иисус не ставит Своих слушателей перед выбором: творить в субботу добро или бездействовать? Вместо этого Он предлагает им решать: творить в субботу добро или зло. Бездействие, т.е. неделание добра, Он уже рассматривает как зло.

12 пробыл всю ночь в молитве к Богу. Избранию Иисусом двенадцати апостолов предшествовала Его долгая и напряженная молитва.

13 которых и наименовал Апостолами. В переводе с греческого слово "апостол" означает "вестник", "посланный". См. ком. к Мк. 3,13.

14-16 Симона, которого и назвал Петром. До сих пор Лука называл этого человека Симоном, далее же практически везде он фигурирует как Петр. В списке двенадцати апостолов у Луки, как у Матфея и Марка, первым указан Петр, последним - Иуда Искариот. Варфоломей, по-видимому, тот же человек, что и Нафанаил (см. Ин. 1,45); одно и то же лицо Матфей и Левий, а Иуда Иаковлев - тот, кто у Марка назван Фаддеем (см. Мк. 3,18).

17 стал Он на ровном месте. Символический смысл этих слов связан с проповедью Иоанна Крестителя (см. 3,4-6).

19 весь народ искал прикасаться к Нему. Ср. Мк. 5,30 и ком.

20-49 Эта проповедь во многом напоминает Нагорную проповедь (Мф., гл. 5-7), и это обстоятельство заставляет многих видеть в данном отрывке лишь иной ее пересказ. Но в изложении Луки проповедь оказывается более краткой, кроме того, близкие параллели с Мф. 5-7 встречаются и в других местах рассматриваемого Евангелия. Вероятнее всего, Иисус мог просто в разных обстоятельствах повторять одни и те же истины перед разными людьми.

20 блаженны. Это слово означает нечто большее, нежели просто "счастливые", "оделенные судьбой"; блажен тот, кто угоден Богу.

нищие духом. Т.е. осознающие свою духовную нищету и стремящиеся ее восполнить Духом Святым. Во многих древних кодексах написано просто "нищие", что, по мнению некоторых экзегетов, указывает на нищету не только в духовном, но и в материальном аспекте. См. Мф. 19,20.

21 алчущие... насытитесь. Алчущие - физической ли, духовной ли пищи - будут насыщены Богом.

плачущие. Т.е. скорбящие о зле, присутствующем в этом мире.

22 когда возненавидят вас люди... за Сына Человеческого. Иисус благословляет этими словами не всякое страдание и не вообще всех, гонимых людьми: Он называет "блаженным" того, кто пострадает "за Сына Человеческого".

24-26 горе вам. Те, кто перечислен в этих стихах, противопоставляются последователям Христа.

31 В негативной форме, т.е.: "не поступай с людьми так, как не хочешь, чтобы они поступали с тобой", это, так называемое "золотое правило", формулировалось и до Иисуса, но именно Он впервые высказал его в виде положительного утверждения.

32-34 В этих стихах перечислены общепринятые нормы морали. Христос требует большего: "...если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Мф. 5,20).

35 любите врагов ваших. Любить врага означает не только не воздавать ему злом за зло - тем самым умножая само зло как таковое, но платить ему любовью, т.к. "любовь от Бога" (1 Ин. 4,7) и, более того - "Бог есть любовь" (1 Ин. 4,8).

будете сынами Всевышнего. Т.е., проявляя к людям милость, подобную той, которую проявляет к нему Господь, верующий уподобляется Господу.

36 будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. У Матфея эти слова Христа выражены более категорично: "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5,48).

37.38 Иисус раскрывает неизменный принцип: "Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6,7).

39 У Матфея (15,14) эта притча имеет прямое отношение к фарисеям и их ученикам. У Луки же она связана со ст. 36 и, дополняя его, приближает к тому же значению, что и у Матфея (5,48): прежде чем вести за собой других, ученикам следует "прозреть" - усовершенствоваться (ст. 40) и уподобиться своему Учителю.

46 Что вы зовете Меня: Господи!., и не делаете того, что Я говорю? Ср. Иак. 2,14.

Глава 7

2 сотника. Или "центуриона". У римлян - командир отряда численностью в сто человек.

слуга. В греческом тексте: "раб". Забота сотника о рабе свидетельствует о его доброте и великодушии.

3 послал к Нему Иудейских старейшин. То обстоятельство, что лидеры капернаумской общины пошли просить Иисуса помочь сотнику, показывает, что этот римлянин пользовался среди евреев большим уважением.

6 сотник прислал к Нему друзей. У Матфея (8,6) сотник сам приходит Иисусу. Для Матфея, видимо, не принципиально, как именно сотник пригласил Иисуса - лично или через посредников; суть поступка от этого не меняется. У Луки же, посылая навстречу Иисусу друзей, сотник выказывает глубокое смирение: "ибо я недостоин... себя самого не почел я достойным..." (ст. 6,7).

9 Иисус удивился ему. Иисус лишь дважды выказывает удивление: в данном случае - вере иноземца, и неверию жителей Назарета (Мк. 6,6).

13 Господь. Во всех четырех Евангелиях люди обращаются к Иисусу как к Господу, но это первый случай употребления Лукой, как автором Евангелия, данного титула. Лука называет Иисуса Господом только в местах, которым не находится параллелей у Марка (в данном случае - впервые); Иоанн употребляет этот титул лишь несколько раз, а Матфей и Марк - ни разу. Очевидно, что он вошел в постоянный обиход у последователей Иисуса не во время Его земной жизни, а позднее, во времена ранней Церкви.

14 к одру. К открытым носилкам.

15 Мертвый, поднявшись, сел. Это - первое из трех явленных Иисусом чудес воскрешения из мертвых (8,40-56; Ин. 11,1-44), веско свидетельствовавших о том, что Он и есть чаемый Израилем Мессия (7,22). Следует понимать, однако, что все эти воскрешения, в результате которых душа умерших возвращалась в покинутое ею тело, чтобы по прошествии какого-то времени оставить его уже окончательно, в корне отличаются от славного Воскресения Христа. Христос, по воскресении первым облекшийся в нетленную духовную плоть (1 Кор. 15,42-44), по праву назван апостолом Павлом "первенцем из мертвых" (Кол. 1,18; ср. 1 Кор. 15,20).

16 великий пророк восстал между нами. По всей видимости, свидетели воскрешения, ощутив Божественное присутствие, просто не могли помыслить себе иного, более высокого титула для сотворившего это чудо.

19 Ты ли Тот, Который должен прийти..? Осведомленность Иоанна Крестителя была весьма ограниченной. О себе он, например, не знал, что пришел "в... силе Илии" (см. 1,17; Мф. 11,14; Ин. 1,21.25). По-видимому, он не знал, что Иисус - Мессия, Сын Божий. Ему было известно, что Иисус - выше его самого (см. Мф. 3,14), но, возможно, он не исключал, что за Иисусом последует некто, превосходящий Его. Руководствуясь этими соображениями, Иоанн и задает свой вопрос, чтобы обрести окончательную ясность. Кроме того, до Иоанна доходила народная молва об Иисусе, что Он - великий пророк (ст. 16), не более.

21-23 См.Ис.35,5.6;61,1.

24-28 Иисус объяснил народу то, чего сам Иоанн не знал о себе.

28 меньший в Царствии Божием больше его. Как ни велик Иоанн, но он принадлежит эпохе, предшествовавшей Царству и, следовательно, был меньше живущих во время пришествия Царства. См. ком. к 7,19.

29 народ, слушавший Его. В греческом тексте: просто "слушавший". В некоторых переводах (в частности, в NIV и в русском) ст. 29 и 30 представлены в качестве авторского текста Луки, тогда как в других - как продолжение речи Иисуса.

32 Они подобны детям. Отвергшие проповедь Иоанна и Иисуса подобны детям не душевной чистотой, а неразумием и капризностью: Иоанн им не понравился своей суровостью, Иисус - человечностью и добротой (ст. 33,34).

37 алавастровый сосуд. См. ком. к Мк. 14,3.

38 начала обливать ноги Его слезами... и мазала миром. Женщина испытывала и глубокое раскаяние в своих грехах, и огромную любовь ко Христу. Возможно, осознание ею своей непохожести на Него и породило чувство раскаяния в своем отступничестве от Совершенства.

39 если бы Он был пророк, то знал бы. Сам Симон, будучи фарисеем, всячески избегал контактов с грешниками и считал, что пророкам также пристало чуждаться их. Видя, что Иисус не прогоняет от Себя грешную женщину, Симон мог подумать, что либо Он не знает о ее греховности, либо не обращает на это внимания. И то, и другое, по мнению фарисея, доказывало, что Иисус не может являться пророком.

44-46 Хозяин дома, следуя нормам гостеприимства, должен был оказать почести Иисусу, тем более, что он пригласил Его под свой кров. В духовном смысле эта ситуация подобна тому, о чем говорится в 6,46.

47 прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много. См. 1 Ин. 4,16-19; Рим.5,5;1 Пет. 4,8.

48-50 Иисус Своей властью прощает грехи женщины, чем вызывает ропот среди фарисеев. Он не отвечает им, поскольку слова Его были обращены не ко всем собравшимся, а только к прощенной.

Глава 8

2 некоторые женщины. Еврейские учители веры не обучали женщин, так что принятие Иисусом женщин в число Своих спутников должно было вызывать удивление современников.

называемая Магдалиною. Эту Марию называли так по месту ее рождения - селению Магдала, располагавшемуся на берегу Галилейского моря.

4 начал говорить притчею. См. ком. к Мк. 4,2.10.

8 принесло плод сторичный. У Матфея и Марка Иисус говорит об урожае, в тридцать и шестьдесят раз превосходящем посеянное. Лука не противоречит этим двум евангелистам - слово "сторичный", т.е. "стократный", он употребляет не в буквальном смысле, а в значении "во много раз больший".

кто имеет уши слышать, да слышит! Иисус призывает слушающих задуматься над Его словами.

10 тайны. См. ком. к Мк. 4,11.

прочим. У Марка - "внешним" (Мк. 4,11).

16.17 См. ком. к Мк. 4,21.

18 Ср. Мк. 4,24.25.

19 братья Его. См. ком. к Мк. 3,31.

21 суть слушающие слово Божие и исполняющие его. См. Мк. 3,34 и ком.

23 Он заснул. Иисус заснул, устав от трудов предшествовавшего дня.

поднялся бурный ветер. Галилейское озеро расположено ниже уровня моря и со всех сторон окружено горами. Сходящие с гор потоки холодного воздуха могут поднимать на нем неожиданные и сильные бури.

24 запретил ветру и волнению воды. Ср. 4,39. Буря, даже как природное явление, противопоставляется покою - миру и гармонии. Христос "запрещает" буре, как запрещал силам зла и болезням - тому, что вносит дисгармонию в совершенство Божиего творения. См. ком. к Мф. 8,27.

26 в страну Гадаринскую. У Марка это место также названо "страной Гадаринской" (Мк. 5,1), у Матфея же - "Гергесинской" (Мф. 8,28). Обе эти местности находились в нескольких километрах от Галилейского моря.

27 в одежду не одевавшийся, и живший... в гробах. См. ком. к Мк. 5,15.

28 Сын Бога Всевышнего. См. ком. к Мф. 16,16.

30 легион. По всей видимости, этот человек был одержим не одним, а великим множеством бесов (римский легион состоял, как правило, приблизительно из шести тысяч воинов).

31 в бездну. Под бездной в Библии подразумевается первозданный хаос, граничащий с небытием (см. Быт. 1,2 и ком.). Такое толкование этого слова возможно и в данном контексте.

35 См. Мк. 5,15 и ком.

39 что сотворил тебе Бог... что сотворил ему Иисус. Примечательно, что смысл этих двух выражений практически одинаков.

проповедывал по всему городу. Иисус покинул Гадаринскую область, но в ней остался человек, свидетельствующий о Нем.

41 начальником синагоги. См. ком. к Мк. 5,22.

43 женщина, страдавшая кровотечением. Кровотечение делало эту женщину ритуально нечистой (Лев. 15,25). Тем самым она была лишена возможности принимать полноценное участие в жизни общины.

44 коснулась края одежды Его. См. Мк. 5,26-34 и ком.

она не умерла, но спит. Эти слова не означают, что в действительности дочь начальника синагоги была жива. Говоря о сне, Иисус подразумевает Свое намерение пробудить ее к жизни.

Глава 9

1.2 См. статью "Демоны".

2 послал их проповедовать Царство Божие и исцелять больных. Для выполнения этих двух поручений Иисус дал ученикам силу (греч.: "динамин" - "духовная способность") и власть (греч.: "эксоусиан" - "право применять силу").

3 См. ком. к Мф. 10,8.

5 отрясите и прах от ног ваших. См. ком. к Мф. 10,14.

7 Ирод. Ирод Антипа, правитель Галилеи.

8 что Илия явился. См. соответствующее пророчество Малахии (Мал. 4,5).

10-17 Чудо насыщения множества народа пятью хлебами - единственное, помимо воскресения Христа, о котором рассказывают все четыре евангелиста.

10 См. Мк. 6,32 и ком.

11 Он, приняв их, беседовал с ними. См. Мк. 6,34 и ком.

20 а вы. Делая ударение на этом местоимении, Иисус показывает, что вопрос обращен не ко всем собравшимся, а только к ученикам.

за Христа Божия. "Христос" означает "Помазанник", "Мессия". См. Мф. 14,33 и ком.

23 возьми крест свой и следуй за Мной. См. ком. Мф. 10,38. Следует отметить, что Иисус не предлагает взять Его крест - это невозможно. Но у каждого последователя Христа есть свой собственный "крест", который он и должен нести, подобно тому, как Христос нес Свой (см. Откр. 3,21). Однако обетование Христа: "И се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28,20) - свидетельствует, что Он разделяет со Своими последователями их бремя и помогает им нести его (см. 2 Кор. 4,9; Евр. 2,18).

27 не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие. См. ком. к Мк. 4,11-32.

взошел Он на гору. Местом преображения принято считать гору Фавор.

28 См. статью "Откровение славы: преображение Иисуса".

30 Моисей и Илия. Моисей был законодателем Израиля, Илия - величайшим пророком. См. ком. к Мф. 17,3.

31 говорили об исходе Его. Т.е. о смерти Христа (в 2 Пет. 1,15 то же греческое слово передано как "отшествие"). Из евангелистов только Лука сообщает об этом разговоре.

32 отягчены были сном. См. 2 Пет. 1,16.

34 явилось облако и осенило их. В Библии облако является символом Божиего присутствия (см. Исх. 13,21.22; 40,38).

35 Сей есть Сын Мой Возлюбленный. Букв.: "Этот есть Сын Мой Избранный".

Его слушайте. Эти слова ассоциируются с Втор. 18,15 - мессианским предсказанием о том, что народу будет дан пророк, больший чем Моисей.

41 род неверный и развращенный! Эти слова, очевидно, обращены к злым духам, которые, вселяясь в человека, посягают на то, что им не принадлежит, т.к. человек - образ и подобие Божие, а кроме того - "храм Святого Духа" (1 Кор. 6,19). См. Ин. 14,17; 17,23.

42 отдал его отцу его. Т.е. человеку, который привел его к Иисусу. В духовном смысле эти слова можно понимать и так: "Отдал его Отцу его".

45 они не поняли слова сего... оно было закрыто от них. Ср. Ин. 13,7; 14,26; 16,12.

46 кто бы из них был больше? См. Ин. 13,14.15.

48 кто из вас меньше всех, тот будет велик. Букв.: "меньший во всех вас пребывающий, этот есть велик". В контексте слов Христа: "...кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня", меньшим, пребывающим в нас, есть Царство Божие - Дух Божий, Который и "есть велик". Ср. Мк. 4,26-32 и ком.; см. также Ин. 8,54.

51 Он восхотел идти в Иерусалим. Начиная с этого момента и до 19,44, Лука повествует о пути Иисуса Христа в Иерусалим. У других евангелистов нет аналогов этому повествованию - имеются лишь параллели отдельным его эпизодам.

53 не приняли Его... имел вид путешествующего в Иерусалим. Отказ самарян принять Иисуса с учениками был обусловлен их древней враждебностью к евреям. Самаряне полагали, что поклоняться Богу следует не в Иерусалиме, а в Самарии - на горе Кармил. См. Ин. 4,20.

59 позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Букв.: "Господи, разреши мне, ушедшему, сначала похоронить отца моего". Эти слова, как и ответ Иисуса, содержат подтекст, значительно превосходящий их буквальный смысл. В них иносказательно выражена проблема, актуальность которой сохраняется и для наших современников: это убежденность, что сначала следует избавиться от грехов ("похоронить" прежний образ жизни), а потом только приходить Иисусу. Человек, которого позвал Иисус, уже ушел от прежней жизни ("разреши мне, ушедшему"), иначе он бы просто не услышал зова Иисуса: "Следуй за мною". См. Гал. 3,3.

60 предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Под "мертвыми" здесь следует понимать людей, стремившихся достичь праведности делами закона (см. Рим. 7,4; 9,31.32; 10,4; Евр. 7,19). Поэтому слова Христа означают: пусть те, кто под законом (мертвые), занимаются делами закона (погребают своих мертвецов), если предпочитают это занятие воскрешению из мертвых (1 Пет. 4,5.6). См. 15,24.32; Мф. 22,32; 23,27; Ин. 5,25; Рим. 6,13; Еф. 5,14; Кол. 2,13; Евр. 6,1; 9,14; Откр. 3,1. 61.62 См. ком. к 9,59 и 9,60.

Глава 10

1 избрал... семьдесят учеников. По некоторым древним кодексам - семьдесят два. Это расхождение восходит к различию между древнееврейским и греческим текстами Быт., гл. 10: в первом названо семьдесят населяющих землю народов, а во втором - семьдесят два. Об избрании Иисусом семидесяти учеников сообщает только Лука.

послал их по два. Двенадцать апостолов Иисус посылал в путь также по двое (Мк. 6,7). Ср. Втор. 17,6.

пред лицем Своим... куда Сам хотел идти. Эти ученики должны были стать предтечами Христа, т.е. они не несли Царство Божие, а только возвещали о его приближении (ст. 9).

никого на дороге не приветствуйте. Иными словами: "не вступайте в дискуссии о предмете вашего посланничества, только возвещайте его".

11 прах... отрясаем вам. См. ком. к Мф. 10,14.

12 Содому... будет отраднее. См. Быт. 19,24.25.

в день оный. В день Страшного суда.

13 Хоразин... Вифсаида! Города, жители которых не приняли учения Христа.

14 Тиру и Сидону. Тир - финикийский город на побережье Средиземного моря (см. Ис, гл. 23). Сидон - крупнейший финикийский (позднее ханаанский) город (см. Мф. 15,21; Мк. 7,24).

15 Капернаум. Город, ставший свидетелем многих чудесных деяний Христа, но, тем не менее, отвергший Его.

17 и бесы повинуются нам о имени Твоем. Букв.: "и демоны подчиняются нам в имени Твоем". Ученики были облечены силой и властью Христа, и этой властью, исходящей от Самого Бога, изгоняли демонов (см. ст. 19).

18 Я видел сатану, спадшего с неба. Христос мог иметь в виду как доисторические (грехопадение ангелов), так и современные ученикам события: сила Христа, действующая через учеников, низвергла сатану, поскольку явилась свидетельством того, что Царство Божие "достигло" людей и утверждает себя в силе.

19 даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию. Поскольку змеи и скорпионы упоминаются в контексте со словами "на всю силу вражию", их следует понимать как образное обозначение демонов.

21 младенцам. См. 9,48 и ком.

22 См. Ин. 6,44; 14,6.

28 так поступай, и будешь жить. См. Лев. 18,5.

30-37 Притчу о добром самарянине можно рассматривать в двух аспектах. Прежде всего, Иисус говорит, что человек, подобно самарянину, должен помогать другим людям в их нуждах (ст. 37). Но притчу эту можно трактовать и в свете неприятия Иисуса. Религиозные вожди отвергли попавшего в беду человека. Единственный, кто помог ему, - самарянин, сам "отверженный" в глазах иудеев. Иисус подобен доброму самарянину. Отвергаемый вождями Израиля, Он стремится помочь погибающим людям. Идея притчи перекликается со словами, сказанными Иисусом Симону фарисею (7,44-50).

34 возливая масло и вино. В Библии масло символизирует любовь, а вино - откровение Слова Божия.

36 Человека, спросившего Его: "Кто мой ближний?", Иисус ставит перед вопросом: "Кому сам я являюсь ближним?"

38 в одно селение. Имеется в виду Вифания, находившаяся приблизительно в трех километрах от Иерусалима (Ин. 11,1).

41 Марфа! ты заботишься и суетишься о многом. Эти слова Иисуса перекликаются с его ответом фарисеям, которые пытались "уловить Его": "...отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф. 22,21). См. также 12,33.

42 одно только нужно. См. ком. к ст. 41.

Глава 11

2-4 Приводимый Лукою текст молитвы несколько отличается от того, который содержится в Мф. 6,9-13. Это естественно, поскольку, во-первых, Иисус предлагает ученикам лишь образец, руководство к молитве ("когда молитесь, говорите так..."), а не некий канонический, должный оставаться неизменным текст; во-вторых, у Матфея Он учит молитве в проповеди, а у Луки - в ответ на конкретный вопрос одного из учеников.

2 Отче. Этим словом передано арамейское "авва", слово, которым обращались к своим отцам палестинские дети.

да святится имя Твое. Букв.: "пусть будет освящено имя Твое".

да приидет Царствие Твое. См. 17,20.21; статью "Молитва".

4 прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему. См. Мф. 6,14.15; Мк. 11,25.26.

не введи нас в искушение. Бог не вводит в искушения, но оставляет за ними право на существование. Это прошение к Господу о помощи в минуты искушений (см. 1 Кор. 10,13).

13 если вы, будучи злы. Т.е. подвержены силам зла, греховны.

15 силою веельзевула, князя бесовского. Веельзевул - имя языческого божества (4 Цар. 1,2), которое израильтяне по созвучию воспринимали как "господин навоза", "господин мух" и применяли к предводителю сонма бесов. См. ком. к Мк. 3,22.

16 требовали от Него знамения с неба. И таковым явилось исцеление немого (ст. 14).

20 перстом Божиим. Как и в Исх. 8,19, это выражение означает, что нечто совершается Самим Богом. У Матфея (12,28) сказано: "Духом Божиим", что, однако, практически синонимично словам Иисуса у Луки.

то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Иными словами, люди ощущают на себе воздействие силы Царства Божия.

21.22 Основная мысль та, что Иисус, будучи сильнее сатаны, установит Свою власть над людьми, освобожденными из-под власти "князя мира сего".

24 возвращусь в дом мой. См. ком. к 9,41.

25 находит его выметенным. Т.е. свободным как от зла, так и от добра.

29 он ищет знамения. Такое требование могло исходить только от недостатка веры.

30 как Иона... так будет и Сын Человеческий. Знамением для жителей Ниневии явились три дня, проведенные Ионой во чреве кита; для израильтян же верным знамением станет воскресение Иисуса на третий день после смерти.

31 Царица южная. Т.е. царица Савская. Ее владения находились на территории современного Йемена.

32 Ниневитяне. Имеются в виду жители Ниневии, покаявшиеся в ответ на проповедь Ионы (Иона 3,6-10).

34 Светильник тела есть око. Не знамения, видимые телесными глазами, свидетельствуют о Христе, а свет Божественного откровения, исходящий от Иисуса. Чтобы увидеть этот свет, необходимо духовное видение - "если око твое будет чисто".

38 не умыл рук перед обедом. Речь идет о ритуальном омовении рук от скверны, которая могла пристать ним при прикосновении к предметам, почитавшимся нечистыми. Нечистые руки могли осквернить пищу, а та, в свою очередь, попав внутрь человека, сделать нечистым все его тело.

39 внешность... очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Фарисеи тщательно следили за тем, чтобы не осквернить свое тело контактами с ритуально нечистыми предметами и людьми, зачастую забывая при этом о чистоте внутренней, духовной. Скрупулезное соблюдение предписаний относительно ритуальной чистоты отнюдь не предохраняет душу от осквернения злом и грехом.

41 Подавайте... из того, что у вас есть. Букв.: "...из того, что у вас внутри".

42 горе вам. См. ком. к 6,24.

даете десятину. Первоначально приношение десятины являлось изъявлением любви и благодарности Богу. Ко временам Иисуса десятина многими воспринималась формально.

43 любите председания в синагогах. Сидеть в синагоге лицом к собравшемуся там народу было очень почетно; такие места отводились особо видным членам общины.

44 как гробы скрытые. Прикосновение к месту погребения, согласно закону Моисея, оскверняло человека (Чис. 19,16), поэтому могилы у евреев всегда были четко отмечены. Незаметная, "скрытая" могила таила в себе угрозу нечаянного осквернения. Таким образом, Иисус открыто говорит фарисеям, что они сами - источник осквернения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.