Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место дисциплины в структуре образовательной программы




Цель и задачи освоения дисциплины

Область применения и нормативные ссылки

1925-1981

Юрии Валентинович Трифонов

В ряду ярких явлений русской советской прозы 60-70-х годов, заметное место занимают произведения Ю. Трифонова. Это повести о городской действительности, объединяемые в цикл «московских повестей» («Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Дом на набережной», «Другая жизнь»), исторические романы («Нетерпение», «Старик»).

Острый интерес читателей проза Ю. Трифонова вызывает актуальностью проблем, точностью и художественной достоверностью описаний. Убедительность жизненных и житейских ситуаций, лежащих в основе сюжетов повестей Ю. Трифонова, подкрепляет серьезные раздумья автора о социально-нравственных противоречиях в жизни общества, о глубинной, взаимосвязи времен и поколений, преемственности явлений духовной культуры, исторических и национальных традиций.

Проза Ю. Трифонова помогает понять существенные черты современности. Следуя традициям русской классической культуры, писатель выявляет главное во времени, в характерах современников. Нередко этому способствует художественный анализ жизненных обстоятельств, помогающих или мешающих человеку в утверждении положительных социально-нравственных ценностей.

Анализируя процессы нравственного развития человека и общества, Ю. Трифонов раскрылся как писатель, который обращается к действительности с целью ее дальнейшего совершенствования. Он стремился художественно осмыслить и показать сложные нравственные противоречия будничного бытия во имя утверждения положительных идеалов, которые определяют основное движение жизни незаметных, «простых» людей.

Прозу Ю. Трифонова критика нередко определяла как «бытовую», «городскую», «нравственно-психологическую», тем самым локализуя ее, ограничивая определенной сферой жизненного материала.

Углубление в реальную конкретику современной действительности ярко проявилось в «московских повестях».

В основе сюжета повести «Обмен» (1969) лежит внешне банальная ситуация: мать инженера Виктора Дмитриева Ксения Федоровна тяжело больна, но диагноз ей неизвестен. Когда же ее невестка Лена затеяла обмен однокомнатных квартир - своей и свекрови — на общую двухкомнатную, матери стало ясно, что дни ее сочтены.

В конце июля Ксении Федоровне сделалось резко хуже. И ее отвезли в ту же больницу, где она была год назад. Лена добилась вторичного разбора заявления (на обмен квартиры.- Ю.А.). На этот раз юрист был настроен как нужно и все документы были в порядке...

В хлопотах об обмене как-то было забыто об умирающей матери и о многом другом. В этом и заключается главная мысль повести: порой происходит «обмен» нравственных ценностей на материальные. Ксения Федоровна говорит сыну: «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел... Это было очень давно. И бывает всегда, каждый день...».

Исследуя духовный мир своих героев, писатель ставит проблему нравственной чуткости, выходящую далеко за пределы конкретной житейской ситуации. Высоко гуманна позиция писателя, утверждающего чистоту моральных норм общества. Отступление от них приводит героев к нравственным утратам, а читателей — к осознанию пагубности компромиссов, соглашений с совестью.

Кризисное состояние в семье инженера Дмитриева, возникшее в связи с болезнью матери и «необходимостью» обмена, имеет свои жизненные корни, раскрытию которых в служит центральная нравственно-психологическая коллизия повести. Виктор Дмитриев оказывается под воздействием противоположных моральных влияний, а его собственная позиция остается при этом растерянно-пассивной.

В повести важен анализ характеров, ситуаций. Дмитриевы — это семья типичных русских интеллигентов. В ее традициях полное бескорыстие и глубокое уважение к моральным, духовным ценностям жизни. Дед Виктора, Федор Николаевич, в свое время, можно сказать, добровольно «обменял» личное благополучие на судьбу борца за социальное переустройство общества для блага всех.

Семья Лукьяновых, из которой происходит жена Виктора Лена, всегда стремилась только к материальному благополучию. У Лены сильная житейская хватка, ей свойственна твердость в достижении материального благополучия и «некоторая душевная нечеткость», которая перерастает в черствость и равнодушие к другим.

Жизненные позиции Лукьяновых Дмитриев не разделял, но под влиянием будней жизни постепенно поддавался и подчинялся им. Утрата нравственной принципиальности приводит его к ряду сомнительных поступков в дружбе, в любви, в отношении к родителям, а в конеч­ном итоге — и к самому себе. Произошел духовно-психоло­гический «обмен».

Герои нарисованы Ю. Трифоновым неоднотонно. У Дмит­риева и у Лены есть свои достоинства и недостатки. Не идеальна и мать Дмитриева Ксения Федоровна, которая не проявляет большей терпимости к своей невестке Лене и даже к сыну.

Ю. Трифонов замечал, что характеры повести он напи­сал «неоднозначно, как в жизни бывает». Но при «не­однозначности» частных черт и ситуаций важна опреде­ляющая линия повествования: пагубность моральных ком­промиссов. Окончательного приговора Дмитриеву ав­тор не выносит, оставляя повесть как бы незавершенной.. Она заканчивается по существу вопросом, обращенным к нам, читателям: «Что я мог сказать Дмитриеву, когда мы встретились с ним однажды у общих знакомых, и он мне все это рассказал?».

Основная идея повести именно такова: нравственные компромиссы, уступки бездуховности ведут к мещанству, к моральной пассивности и остановке духовной жизни, утрате интеллигентности и смысла жизни вообще.

 

 

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям обучающегося и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и обучающихся по направлению подготовки 030900.62 – юриспруденция, изучающих дисциплину «Экономика».

Программа разработана в соответствии с:

· Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 – юриспруденция), утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. № 19;

· Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367;

· Образовательной программой по направлению подготовки 030900.62 – юриспруденция;

· Учебным планом Академии по направлению подготовки 030900.62 – юриспруденция, утвержденным в 2014 г.

 

Цель изучения дисциплины: дать обучающимся знания по основным закономерностям и тенденциям развития микро- и макроэкономики, развитии рыночных механизмов, экономических реформах, а также бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и социальной политике государства.

Задачи дисциплины:

- изучение фундаментальных положений экономики;

- рассмотрение базовых категорий экономики с позиций различных научных школ и направлений путем сопоставления взглядов теорий и концепций;

- исследование закономерностей функционирования рынков, поведения субъектов микроэкономики;

- анализ микро- и макроэкономических процессов;

- ознакомление с закономерностями развития национальной и мировой экономики;

- формирование и закрепление у обучающихся навыков использования теоретических знаний при разрешении конкретных микро- и макроэкономических задач.

Дисциплина входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) учебного плана по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Программа предназначена для обучающихся, владеющих знаниями следующих дисциплин:

· История

 

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

 

· Финансовое право

· Налоговое право

· Гражданское право

· Коммерческое право

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.