Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разгосударствление и приватизация




Экономическое регулирование со стороны государства достигается многочисленными методами. К ним можно отнести кредитно-денежное и бюджетно-налоговое регулирование. Главными инструментами кредитно-денежной политики являются формирование государством обязательных резервов банков и ставки межбанковского кредита, операции центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг и т.д.

Экономические методы применяются для решения ключевых задач, связанных с поддержанием режима эффективного функционирования и динамичного развития рыночной экономики. К этим задачам относится осуществление структурного регулирования, региональной политики, обеспечение нового качества экономического роста, развитие внешнеполитической деятельности страны.

Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение по крайней мере в пяти направлениях.

Первое – прямой контроль государства над монопольными рынками; административное регулирование рынка тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов (например, водка).

Второе – обеспечение экологической безопасности производства.

Третье – разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности, и контроль за их выполнением.

Четвертое – определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения.

Пятое – защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.

Нетрудно заметить, что сфера применения административных регуляторов довольно обширна. В странах с развитыми рыночными отношениями они успешно «работают» на повышение эффективности экономики.

В хозяйственной практике различные методы регулирования (как экономические, так и административные) играют различную роль. Одни являются опорными, т.е. главным средством достижения поставленных целей, другие выступают в качестве своеобразных амортизаторов, которые должны «гасить» негативные эффекты, сопровождающие государственное регулирование экономики.

Целевые Организационной формой использования методов государствен-

методы ного регулирования являются государственные программы. Их составлению предшествуют прогнозы. Экономическим прогнозированием занимается эконометрика. Она оснащена сложным математическим аппаратом и современной электронно-вычислительной техникой.

В программе определяются:

- цель регулирования,

- варианты экономической политики, обеспечивающие достижение цели;

- ресурсное покрытие проектов, их бюджет, системы управления и контроля над реализацией программы;

- критерии выбора оптимального варианта экономической политики. В программу часто включают резервный вариант регулирования на случай внезапных изменений внутренних и внешних условий развития национальной экономики.

Программы могут быть одно- и многоцелевыми, иметь региональный, структурный, национальный и интернациональный характер (например, программа военной реформы). Использование государственных регуляторов придает новой качество рыночной экономике. Она становится регулируемой.

 

Разгосударствление -Важным процессом совершенствования рыночных поворот к рыночной отношений является разгосударствление.

экономике Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики. Оно приспосабливается к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности.

Современный процесс разгосударствления не равнозначен денационализации (изменение собственности государственных предприятий), а денационализация не сводится к одной приватизации (переход предприятий в частную собственность). Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий. Опыт, накопленный в последние годы развитыми странами, свидетельствует о том, что современный процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией: становится несущественным, какие политические силы его проводят.

Способы разго- Мировой опыт свидетельствует, что хорошо себя заре- сударствления комендовали следующие способы разгосударствления.

1. Либерализация рынков. Государство идет на снижение или отмену барьеров для доступа на рынок новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, поощряет малый бизнес через налоговые льготы, снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

2. Создание смешанных предприятий. Введение льготного налогообложения, особого режима кредитования стимулирует возникновение и расширение сферы деятельности государственно-частных предприятий.

3. Оздоровление государственного сектора. Для государственных предприятий создаются рыночные условия функционирования. С этой целью государство использует меры, направленные на ликвидацию нерыночной обстановки госпредприятий: сокращение бюджетных поступлений, отмена налоговых льгот, отказ от списаний кредитной задолженности и т.д. Все эти меры повышают конкурентоспособность госпредприятий, подготавливая их к разгосударствлению.

4. Приватизация собственности. Совладельцами бывшей государственной собственности могут стать коллективы предприятий, физические лица, банки, акционерные общества, кооперативы, иностранные фирмы и др.

В действительности все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности (при сохранении ведущей роли частной собственности) и совершенствовании механизма рыночной экономики. В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Содержание В период существованиясоветской общественно- приватизации политической и социально-экономической системы само слово «приватизация» произносилось едко и принималось как чуждое. Главная догма советского социализма заключать в недопустимости частной, приватной собственности на средства производства предприятия. Так что движение форм собственности шло не в сторону приватизации, а в обратом направлении, к полному господству государственной собственности.

Поворот к рыночной экономике неизбежно должен был внести перемены в структуру форм собственности на экономические объекты. Ведь один из основополагающих принципов рыночных отношений заключен в многообразии и равноправии форм собственности. Отсюда следует, что в условиях рынка частная собственность выступает на равных с государственной и не ограничивается домашним имуществом, предметами обихода, а в праве претендовать на охват орудий и предметов труда, зданий, сооружений, даже земли.

Учитывая, что советизация экономики привела к тому, что свыше 90% предприятий и их производственных фондов оказались государственными, а с учетом колхозов и того больше, переход к рыночным отношениям потребовал разгосударствления экономики, приватизации значительной части государственной собственности, прежде всего, средств производства.

Сам термин «приватизация» означает переход от государственной к негосударственным формам собственности и в этом смысле идентичен слову «разгосударствление». Однако, приватизацию следует понимать как более глубокую трансформацию форм и отношений собственности, за которой стоит не только замена государственной формы собственности, но и вытеснение ее частной формой или формами, близкими к частной, такими, например, как узкоколлективная, акционерная, смешанная.

Иначе говоря, приватизация есть переход к частной собственности или максимальное приближение к ней. Поэтому приватизация распространяет свое действие не только на государственные предприятия, но и на муниципальные предприятия, колхозы, жилищный фон, земельные угодия, частично даже на природные богатства.

Такими образом, необходимость приватизации состоит прежде всего в том, что без нее не может быть рыночной, а следовательно эффективной экономики. Так что главной, определяющей целью приватизации следует считать создание эффективно функционирующих частных, акционерных предприятий и неизбежно сопутствующего им слоя частных собственников.

Мыслится, что приватизация способна поглотить и ликвидировать убыточные, низкорентабельные государственные предприятия. Это стало бы ее колоссальным вкладом на пути вывода российской экономики из кризисного состояния и социального содействия коллективами этих предприятий.

Пределы В своей первой фазе приватизация распространилась

приватизации на государственные и муниципальные предприятия и на жилье. Несомненно, что не избежать приватизации земли, без чего не возможно создать эффективное сельскохозяйственное производство рыночного типа. Что же касается приватизации природных богатств в широком смысле слова, полезных ископаемых, интеллектуальных ценностей, то здесь есть о чем задуматься. Представляется, что многое из этого кладезя богатств должно оставаться в общенародной собственности, в ее государственной форме, но с тем условием, чтобы государственная собственность была действительно народной, общественной, а не собственностью государственных органов.

Прежде всего, думается, что не должны приватизироваться объекты общенародного пользования, национального достояния, крупнейшие культурно-исторические ценности, заповедники. Затем идут объекты, преступное использование или разрушение которых криминальными элементами может представить угрозу населению и государству. Далее следуют учреждения, выполняющие общегосударственные функции, которые по своей природе не могут быть частными, негосударственными. Видимо, мы еще не созрели для передачи в частную собственность предприятий энергетики, транспорта, связи, от которых зависит жизнеобеспечение населения.

Конечно, перечисленные признаки носят довольно общий характер и в каждом конкретном случае понадобятся уточнения, внесение определенности. Но на то и есть законодательные, исполнительные правовые органы и службы, существует правительство, президент страны, чтобы решать, что можно и чего нельзя.

Содержание В развитых странах наиболее распространенными форма- и формы ми приватизации государственной собственности являются:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.