В процессе трудовой деятельности возникают социально-трудовые отношения между работниками, с одной стороны, и работодателями (владельцами предприятий, организаций или их представителями) — с другой. Они могут приобретать конфронтационный характер, когда возникающие между сторонами конфликты разрешаются силовыми методами (через забастовки и локауты). Однако мировой опыт во второй половине прошлого века показал и иную модель отношений — социальное партнерство. В 90-х гг. XX в. эта модель получает признание и в России. В широком смысле социальное партнерство — это определенный тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом, основой которого является достижение согласия по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития. В более узком смысле — это система взаимоотношений между органами государственной власти, представителями трудящихся и работодателями, предпринимателями, основанная на равноправном сотрудничестве. Поскольку в данном параграфе речь идет о труде, социальное партнерство мы будем рассматривать во втором значении. Вы знаете о том, что интересы наемных работников и работодателей во многом не совпадают. Между ними возникают противоречия, нередко порождающие конфликты, которые могут затрагивать любые вопросы трудовой деятельности: ее нормирование и оплату, рабочее время и охрану труда, социальные гарантии и право на объединение. Механизм социального партнерства дает возможность решать спорные вопросы не на основе конфронтации, а посредством переговоров, путем согласования интересов, на базе разумного компромисса. Социологи отмечают следующие отличительные черты социального партнерства: — участие наемных работников в управлении предприятиями в разных организационных формах, включая профсоюзы; — переговорный характер урегулирования возникающих между сторонами (субъектами трудовых отношений) разногласий и противоречий; — наличие механизмов и правовых институтов по согласованию интересов партнеров на разных уровнях; — согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне разделения доходов и социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости и мер по защите субъектов трудовых отношений; — снижение уровня и смягчение трудовых конфликтов в форме забастовок и локаутов. В России социальное партнерство в сфере труда регулируется в настоящее время Трудовым кодексом РФ, законами РФ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996 г.), «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1999 г.).
С 2000 г. в подготовке и осуществлении Генеральных соглашений, в которых определяются приоритеты социального партнерства, участвуют представители 30 профсоюзов, 30 объединений работодателей и 30 представителей Правительства Российской Федерации.
Существует несколько форм социального партнерства. Одной из них являются коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров и их заключению. Такие договоры — это правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения в организации. Их готовят и заключают от имени работников и работодателей их представители. Договор может включать взаимные обязательства сторон по таким вопросам, как формы, системы и размеры оплаты труда; рабочее время и время отдыха; улучшение условий и охраны труда работников; экологическая безопасность, охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением, и т. п. К формам социального партнерства относится и участие работников, их представителей в управлении организацией. Среди форм такого участия — получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; участие в разработке, принятии коллективных договоров и др. Формой социального партнерства является также участие представителей работников в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров. С этой целью создаются комиссии по трудовым спорам из представителей работников и работодателей. Анализируя процесс становления социального партнерства в России, эксперты отмечали, что он происходил негладко. Трудности на этом пути объясняются слишком большим разрывом в доходах различных групп населения и социально-психологической неготовностью к восприятию идеи социального партнерства, недостаточным развитием гражданского общества, несоблюдением частью представителей бизнеса цивилизованных «правил игры», разобщенностью профсоюзов, несовершенной системой власти. Между тем взаимная согласованность, учет интересов различных социальных групп являются необходимым условием развития экономики, формирования гражданского общества, создания сильного государства. Взаимосвязь всех названных задач определяет перспективу развития социального партнерства в нашей стране. Основные понятия: труд, социология труда, социальное партнерство. Термины: содержание труда, условия труда, дисциплина труда, культура труда, человеческий фактор производства.
Проверьте себя
1) Какие аспекты труда изучает социология? 2) Что входит в понятие культуры труда? 3) Почему в современных условиях меняются требования к человеческому фактору производства? 4) Что такое социальное партнерство? 5) Как происходит становление социального партнерства в России?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Какая профессия вам более знакома? Осуществите анализ этого профессионального труда: определите его цель, используемые технические средства, способы трудовой деятельности (технологию), трудовые операции и приемы. Подумайте, как можно повысить производительность этой трудовой деятельности. Сравните содержание труда продавца в гастрономе и водителя автобуса. 2. Немецкий поэт и ученый И. В. Гёте писал: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специализации. Приобретение полного знания, полного умения в области одного какого-либо предмета дает большее образование, чем усвоение наполовину сотни разнообразных предметов». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ. 3. В развитых странах мира, вступивших в информационное общество, категории работников со значительным информационным компонентом в их деятельности в 90-х гг. XX в. составляли от 40 до 50% занятых в народном хозяйстве. А вместе с профессиями, требующими в той или иной степени творческого труда, их удельный вес достиг 70—80% всех занятых. Сделайте выводы из этих данных. 4. В литературе западных стран появились и прогнозы о негативных последствиях информатизации производства. В их числе: исчезновение многочисленных профессий, деквалификация, дегуманизация труда, новые требования к мобильности трудящихся, стрессы. Опираясь на знания, полученные в школе и из других источников, выразите свое отношение к этим прогнозам. Аргументируйте свой ответ. 5. Идея социального партнерства родилась как противовес теории классовой борьбы. Обсудите: какой из этих двух подходов к общественным отношениям в современных условиях наиболее соответствует интересам общества, государства и различных социальных групп?
Поработайте с источником
Ознакомьтесь с отрывком из книги А. И. Кравченко «Социология: справочное пособие».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление