Самопознание начинается с самоузнавания, различения себя и внешнего мира. Ученые полагают, что такое различение встречается уже у трех — восьмимесячных младенцев.
В среднем до двухлетнего возраста дети, отлично узнающие других, не узнают себя на фотографиях, кинокадрах и даже в зеркале. Открытие своего облика, отраженного в зеркале, вызывает у ребенка удивление и восторг.
Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или «поправить» свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я», путь к самосовершенствованию, затрагивающему пока только внешность. Строго говоря, настоящего своего лица в зеркале человек практически не видит, как не слышит он и своего голоса. (Каждый из вас, кто слышал запись своего голоса на магнитофоне, вероятно, удивлялся неожиданно странному, непривычному звучанию.) Дело в том, что, готовясь рассматривать себя в зеркале, мы невольно принимаем определенную позу. В результате у нас меняется выражение лица, теряется его непосредственность и непринужденность. Мы бессознательно формируем свой образ «Я». Поэтому, случайно увидев свое отражение в зеркале, мы бываем удивлены незнакомыми чертами. Такой случай описан в рассказе А. Моравиа «Трельяж». Молодой адвокат, рассматривая только что доставленное из магазина зеркало, вдруг увидел в нем не привычного себя, а какого-то собственного двойника, к которому он испытал сильное чувство антипатии как к совершенно незнакомому человеку. К чувству антипатии примешивалось еще и ощущение какой-то отчужденности. Герой рассказа рассматривал зеркало как предмет, а не готовился к восприятию в нем собственного облика. В результате то, что он увидел, оказалось для него неожиданным, странным образом расходящимся с привычным, видимо более значительным, представлением о себе. Фотоизображение также часто расходится с истинным лицом модели, поскольку не передает живости мимики, характерной для персонажа в жизни. Известный кинорежиссер С. Эйзенштейн считал, что в каждом лице заключена многоликость и при этом все люди двулики. В первом случае он подчеркивал подвижность и изменчивость человеческого лица, а во втором — различие между левой и правой частями лица. Если смонтировать портреты конкретного человека из одних правых или левых половинок лица одной и той же фотографии, они будут существенно отличаться друг от друга. Так, «правые» лица (состоящие из правых половинок) выглядят старше настоящего возраста оригинала. «Левые» лица бывают менее определенными, более типичными, меньше сохраняют индивидуальность живого лица. Внешность человека не только значима для него самого, она оказывает влияние на восприятие человека другими людьми. Вы, вероятно, обращали внимание на то, что одни люди неизменно вызывают доверительное отношение к себе даже незнакомых людей, а к другим и знакомые стараются обращаться нечасто. Психологические эксперименты показывают, что тем, кто обладает приятной внешностью, люди склонны приписывать достоинства, даже отсутствующие у них на самом деле. Еще в древности предпринимались попытки создать типичные характеристики свойств людей, основанные на внешних признаках, особенностях телосложения, строении лица. Когда говорят: «У него на лице написано», то имеют в виду определенную связь между обликом и внутренними свойствами человека. Сказанное об особенностях самовосприятия не означает, что человеку вообще не дано составить верного представления о себе. Далеко не все заключено в человеческой внешности. Умное выражение лица во все века казалось более привлекательным, чем лишенное проявления мысли. Как тут не припомнить пословицу, гласящую, что встречают по одежке, а провожают по уму?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление