КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Корпоративный финансовый контроль
Обязанности финансового менеджера (директора) Содержание финансовой работы СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ В КОРПОРАЦИИ Классификация и содержание оперативных бюджетов Цель и задачи бюджетирования Виды и содержание финансовых планов Первым этапом разработки финансового плана (оперативного или годового) является осуществление анализа финансовых показателей, взятых из бухгалтерских и статистических отчетов предприятия (корпорации) за период, предшествующий планируемому (квартал, полугодие, год). К таким показателям относятся: выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг), себестоимость проданных товаров, прибыль, объем капиталовложений, рентабельность активов и собственного капитала, показатели финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса. Второй этап – составление специальных расчетов и таблиц к финансовому плану (расчеты бухгалтерской и чистой прибыли и ее распределение по направлениям, амортизационных отчислений, источников финансирования капиталовложений, потребности в оборотных средствах и др.). Третий этап – разработка отчетов об исполнении финансовых планов (бюджетов). Они используются для финансового анализа и разработки планов на предстоящий период [1, С. 540]. Рассмотрим содержание и назначение отдельных видов финансовых планов. Составной частью бизнес-плана на действующем предприятии является график безубыточности. Он необходим также при создании новой фирмы, при разработке инвестиционного проекта и т. д. В процессе планирования объема реализации продукции (объема продаж) возникает необходимость определения минимальной величины этого показателя по предприятию в целом как первоначальной критической точки, ниже которой будет получен убыток. Обычно для этих целей рекомендуют строить график безубыточности (как самостоятельный финансовый расчет). После прохождения точки безубыточности предприятие начинает получать прибыль. График показывает влияние на прибыль объема производства и себестоимости продукции (в разбивке на условно переменные и условно постоянные издержки). С помощью данного графика можно найти точку безубыточности, т. е. такой объем производства, при котором прямая выручка от реализации при заданном уровне цен пересечется с прямой общих издержек (себестоимостью реализованной продукции). При прохождении предприятием точки безубыточности (критической точки) в результате роста объема производства будет наконец получена прибыль. Следующим необходимым документом является баланс (план) доходов и расходов, или план притока и оттока финансовых ресурсов. Состав показателей баланса определяется источником поступления средств и планируемыми расходами на осуществление хозяйственной деятельности. К балансу прилагают расчеты конечных финансовых показателей: прибыли, амортизационных отчислений, средств на потребление и накопление. Перечень показателей баланса позволяет определить состав расходов и источников их покрытия в рамках планируемого квартала (года). Так, оставшуюся в распоряжении предприятия чистую прибыль направляют на выплату дивидендов владельцам акций, финансирование капиталовложений, пополнение резервного капитала и т. д. В инвестиционном плане (бюджете) отражают общий объем реальных инвестиций (капиталовложений), направления их расходования и источники финансирования. В современных условиях наиболее перспективным является метод самофинансирования, при котором доля собственных средств в общем объеме капиталовложений должна превышать 50%. План распределения прибыли — это традиционный расчет бухгалтерской и чистой прибыли. Часть необходимой работы выполняют при прогнозировании объема продаж, построении графика безубыточности, где также необходимо рассчитать выручку от реализации, ее полную себестоимость и ожидаемую прибыль. Основным документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия (корпорации) является платежный баланс. Кассовый план (заявка) — план оборота наличных денежных средств предприятия, который характеризует поступления и выплаты денежных средств через кассу. Своевременная выплата наличных денег характеризует денежные отношения предприятия с его персоналом. Надлежащая постановка кассового планирования на каждом предприятии способствует стабилизации денежного обращения в стране. Оперативный контроль исполнения кассового плана возложен на финансовую службу и бухгалтерию предприятия. Кредитный план – это план получения и погашения ссуд банков (включая уплату процентов за кредит) [1, С. 541-544]. В кредитный план включают следующие виды ссуд: ♦ кредиты на производственные цели (на формирование основных и оборотных средств); ♦ инвестиционные кредиты (на финансирование нового строительства или приобретение недвижимости); ♦ кредиты на сезонные затраты производства; ♦ сельскохозяйственные кредиты (на закупку семян, удобрений, горюче-смазочных материалов сельхозтоваропроизводителями) и др. Значение Квс > 1(коэффициент валютной самоокупаемости) свидетельствует о валютной устойчивости корпорации; значение Квс < 1 характеризует дефицит или ограниченность валютных средств. [1, С. 545] Коэффициент валютного самофинансирования (Кдсф) свидетельствует о том, что предприятие за счет прибыли в валюте, полученной от продажи товаров (услуг), дохода от иных валютных операций, а также амортизационных отчислений от основных средств, приобретенных за валюту, возмещает свои текущие затраты в валюте. План валютных доходов и расходов составляют на основе предполагаемого объема валютной выручки от экспортной реализации товаров в соответствии с заключенными контрактами, на базе плановых поступлений валюты от продажи их на внутреннем рынке и иных поступлений, а также предполагаемых расходов в валюте. При расчетах поступлений валютной выручки от экспорта продукции учитывают обязательную продажу части ее (50%) за рубли. Поэтому в расчет принимают только поступления на текущий валютный счет предприятия (корпорации). В отличие от платежного баланса в прогнозе о движении денежных средств на предстоящий квартал их отражают по видам деятельности. Как правило, различают три вида хозяйственных операций и соответственно связанных с ними денежных потоков: ♦ текущая (операционная) деятельность; ♦ инвестиционная; ♦ финансовая. Подобная группировка дает возможность: ♦ исследовать движение текущих денежных потоков; ♦ оценить способность предприятия погасить свою задолженность перед кредиторами; ♦ выплатить дивиденды владельцам акций; ♦ изучить возможность привлечения дополнительных денежных ресурсов для реализации инвестиционных, инновационных и других программ. Планирование схемы финансирования оборотных активов направлено на обеспечение необходимой потребности в них и оптимизацию структуры источников покрытия этих активов. Процедура разработки бюджета формирования и финансирования оборотных активов включает расчет прогноза объемов запасов, дебиторской и кредиторской задолженности на предстоящий квартал (год). Более детальный прогноз финансовых показателей осуществляют в процессе бюджетирования доходов, расходов и капитала предприятия (корпорации). [1, С. 546-547]
Бюджетирование – это процесс разработки плановых бюджетов (смет), объединяющих планы руководства предприятий (корпораций), и в первую очередь производственные и маркетинговые планы. Цель бюджетирования – обеспечение производственно-коммерческого процесса необходимыми денежными ресурсами как в общем объеме, так и по структурным подразделениям. Для достижения этой главной цели должны быть решены основные задачи бюджетирования: ♦ установление объектов бюджетирования; ♦ разработка системы бюджетов – операционных и финансовых; ♦ расчет соответствующих показателей бюджетов; ♦ вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия; ♦ расчет величины внутреннего и внешнего финансирования; выявление резервов дополнительного привлечения средств; ♦ прогноз доходов и расходов, а также капитала предприятия на предстоящий период (квартал, год). В общей системе бюджетов выделяют основной (консолидированный) и локальные бюджеты. «Основной бюджет – это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей». Локальные бюджеты служат исходной информационной базой для составления основного бюджета. Главной причиной, по которой предприятия теряют значительную часть своих доходов, не составляя основной бюджет, является отсутствие достоверных сведений о своих покупателях и рынке сбыта. В результате возникают трудности в прогнозировании реального объема продаж продукции (работ, услуг). С позиции оптимизации доходов значение имеет не только правильное составление основного бюджета на предстоящий год, но и систематический контроль его выполнения, что помогает минимизировать непредвиденные финансовые потери. Процесс бюджетирования имеет непрерывный или скользящий характер. Скользящее бюджетирование гарантирует непрерывность системы оперативного планирования финансовой деятельности предприятия (корпорации) [1, С. 548]. Финансовое управление – процесс упорядоченных действий по формированию рациональной структуры управления и контроля. Процесс финансового управления предполагает создание единого информационного поля и постановку системы планирования, учета, анализа и контроля над движением денежных средств. Центр ответственности - это набор статей бюджета предприятия (объединенных по общему признаку), за планирование и выполнение которых несет ответственность один из менеджеров предприятия или руководитель структурного подразделения (филиала). В рамках процесса бюджетирования руководитель центра ответственности отвечает за: ♦ организацию планирования и нормирования вверенных ему статей доходов и расходов; ♦ правильность планирования соответствующих статей бюджета; ♦ контроль выполнения статей бюджета; ♦ принятие решений по устранению отклонений плановых статей бюджета от фактических параметров (если такое отклонение превышает 5%). Центр финансового учета (ЦФУ) – структурное подразделение, осуществляющее ряд основных и вспомогательных видов деятельности и способное оказать воздействие на доходы или расходы от данной деятельности [1, С. 549]. В состав ЦФУ включают: ♦ профит-центр, деятельность которого связана с подразделениями, генерирующими прибыль (например, цех с законченным циклом производства продукта, транспортный цех и т. д.); ♦ центр затрат, деятельность которого связана со структурными подразделениями, не приносящими прибыль (например, отделы снабжения и комплектации, вспомогательные и обслуживающие хозяйства); ♦ венчур-центр, деятельность которого связана с подразделениями, от которых ожидают прибыль в будущем. Таким образом, бюджетирование предоставляет руководству предприятия (корпорации) следующие преимущества: ♦ служит инструментом планирования и контроля; ♦ повышает эффективность принятия управленческих решений; ♦ позволяет четко распределить ответственность и полномочия руководителей подразделений и специалистов; ♦ повышает объективность оценки деятельности структурных подразделений и филиалов [1, С. 550]. Система бюджетирования на любом предприятии состоит из двух подсистем: ♦ бюджетов структурных подразделений, составляемых по центрам ответственности (центрам финансового учета); ♦ сквозного бюджета, характеризующего деятельность предприятия в целом. Бюджеты подразделяют также на операционные и финансовые. Операционный бюджет – это бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого являются более частные бюджеты: продажи товаров; прочих доходов; производства; затрат на материалы и энергию; оплаты труда; амортизации основных средств и нематериальных активов; общепроизводственных и общехозяйственных расходов, налоговый и др. Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса активов и пассивов (бюджета по балансовому листу). Составление бюджета доходов и расходов является отправной точкой процесса сквозного бюджетирования на любом предприятии. Данный бюджет представляет собой расчетную оценку доходов и расходов, а также их структуру на предстоящий период. Доходную и расходную часть бюджета исчисляют отдельно, а затем сводят в единую таблицу. Доходную часть бюджета разделяют на три составляющие: доходы от реализации продукции (работ, услуг); доходы от прочей текущей деятельности и доходы по финансовой деятельности. Расходная часть состоит из текущих расходов, связанных с производством и сбытом продукции; расходов на выплату налогов и взносов в государственные социальные внебюджетные фонды; расходов по финансовой деятельности [1, С. 551]. Концентрация всех видов планируемых денежных потоков получает отражение в специальном плановом документе – бюджете движения денежных средств. Основной целью разработки этого бюджета является прогнозирование во времени денежных потоков предприятия в разрезе отдельных видов его хозяйственной деятельности и обеспечение платежеспособности на приемлемом уровне (исключение кассовых разрывов) в течение всего планового периода. В более широкой интерпретации назначение бюджета движения денежных средств состоит в следующем: ♦ обеспечение платежеспособности компании; ♦ анализ взаимосвязи полученного финансового результата и изменения величины денежных средств; ♦ проведение эффективной политики в области привлечения заемных средств; ♦ выявление размеров и контроль динамики положительного и отрицательного сальдо денежных средств как по предприятию в целом, так и по каждому центру финансового учета; ♦ осуществление учета, анализа, контроля и планирования денежных потоков компании в целом и образующих ее центров финансового учета. На предприятии бюджетирование обычно проводится в несколько этапов: 1. Разработка «Положения о бюджетировании движения денежных средств». 2. Организация работы подсистемы оперативного финансового учета для целей информационного обеспечения исполнения данного бюджета. 3. Организация работы (с привлечением экономических служб предприятия) по финансовому планированию движения денежных средств.[1, С. 552] Сравнительно новым в практике финансового планирования на предприятиях России является составление планового баланса активов и пассивов на конец прогнозного периода. Разработка данного баланса (бюджета по балансовому листу) в разрезе укрупненной номенклатуры статей может оказать существенное влияние на пересмотр финансовой стратегии предприятия. Если предварительные расчеты показывают, что не достигается необходимая ликвидность и финансовая устойчивость предприятия, то возможны значительные корректировки чистой прибыли, направляемой на цели накопления и выплату дивидендов. Прогнозный баланс позволяет: ♦ выявить возможные неблагоприятные для предприятия последствия финансовых решений, принимаемых на планируемый период; ♦ проверить математическую правильность процесса бюджетирования в целом, например достоверность составления бюджета движения денежных средств; ♦ осуществить анализ финансового состояния предприятия в будущем на основе расчета финансовых коэффициентов по балансовым статьям и оценить их уровень с позиции требований финансового рынка; ♦ установить будущую структуру капитала и имущества (активов) предприятия. Отличительной особенностью данного этапа бюджетирования является то, что некоторые показатели баланса получают в результате разработки бюджетов доходов и расходов и движения денежных средств (например, денежные средства). Ряд показателей берут из предыдущего баланса (например, уставный капитал, добавочный капитал). Некоторые параметры присутствуют в скрытом виде (например, прогноз движения материальных ценностей на складе). Однако для ряда статей прогнозного баланса требуются специальные расчеты, например для готовой продукции на складе, незавершенного производства, НДС по приобретенным материальным ценностям, дебиторской задолженности и др. [1, С. 554] Финансовую работу в корпорациях осуществляют специальная финансовая служба или бухгалтерия. Назначение финансовой службы: ♦ обеспечение производственно-коммерческой деятельности денежными ресурсами, т. е. постоянной платежеспособности корпорации и ликвидности ее баланса; ♦ обеспечение роста доходности активов (имущества), собственного капитала и продаж; ♦ осуществление расчетов и выполнение финансовых обязательств перед государством и партнерами (юридическими и физическими лицами); ♦ разработка оперативных (текущих) и долгосрочных финансовых планов (бюджетов); ♦ контроль над рациональным движением денежных ресурсов (денежными потоками). Финансовая работа в корпорации осуществляется по трем основным направлениям. Это: 1. Финансовое планирование (бюджетирование доходов, расходов и капитала). 2. Оперативная (текущая) деятельность по управлению денежным оборотом. 3. Контрольно-аналитическая работа. Финансовое планирование заключается в разработке и анализе выполнения различных видов финансовых планов (бюджетов). В соответствии с Методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ по разработке финансовой политики предприятия от 01.10.97 бюджеты составляют по структурным подразделениям (центрам ответственности) и по предприятию в целом. Для организации системы бюджетирования Минэкономразвития РФ рекомендует создавать следующие центры ответственности: ♦ по доходам, включая управление коммерческой и маркетинговой деятельностью; ♦ по расходам, включая управление производством, снабжением и ремонтом основных средств; ♦ по прибыли, включая управление финансовой деятельностью; ♦ по инвестициям, куда входит управление техническим развитием и персоналом предприятия. [1, С. 556-557] Бюджеты подразделяется на операционные и финансовые. В состав операционных бюджетов включают: ♦ бюджет продаж; ♦ бюджет производства; ♦ бюджет производственных запасов; ♦ бюджет затрат на материалы и энергию; ♦ бюджет расходов на оплату труда; ♦ бюджет амортизационных отчислений; Финансовые бюджеты: ♦ бюджет движения денежных средств; ♦ бюджет по балансовому листу (прогнозного баланса активов и пассивов); ♦ бюджет формирования оборотных активов и источников их финансирования; ♦ капитальный (инвестиционный) бюджет. Центр финансового учета – объект финансовой структуры предприятия, включающий одно или несколько подразделений, деятельность которых может быть выражена способом управленческого учета (независимо от других подразделений). Управление бюджетированием начинают с назначения директора по бюджету. Директором по бюджету обычно назначают финансового директора (вице-президента по экономике и финансам в акционерном обществе). Комитет по бюджету – постоянно действующий орган, который занимается проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации и разрешает спорные вопросы, возникающие в процессе разработки и утверждения бюджетов. [1, С. 558-559] Оперативная финансовая работа заключается в обеспечении регулярных денежных взаимоотношений с партнерами (контрагентами) корпорации: ♦ поставщиками материальных ценностей и услуг (оплата закупок, управление производственными запасами и др.); ♦ покупателями готовой продукции и услуг (получение платежей и управление дебиторской задолженностью); ♦ бюджетной системой государства; ♦ персоналом (оплата труда, социальные и дивидендные выплаты); ♦ банками, страховыми компаниями, инвестиционными фондами и др.; ♦ арбитражным судом в случае возникновения претензий и т. д. Финансовой службе необходимо рассмотреть задолженность, выраженную в векселях, рассчитав при этом дисконтные суммы по ним как для получения, так и для уплаты. Эту работу выполняют совместно с бухгалтерией. [1, С. 561-562] Наиболее общие рекомендации по управлению дебиторской задолженностью включают следующее: § контроль состояния расчетов с покупателями, особенно по отсроченной (просроченной) задолженности; § ориентацию на большее число покупателей с целью снижения риска неуплаты одним или несколькими крупными контрагентами; § анализ соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью. Превышение суммы расчетов с дебиторами над величиной расчетов с кредиторами создает угрозу финансовой устойчивости предприятия в будущем и приводит к необходимости привлечения дополнительных (как правило, более дорогих) источников финансирования; § использование способа предоставления скидок при досрочной оплате товара (например, покупатель получает 2%-ную скидку с цены товара при его оплате в 10-дневный срок и оплачивает его полную стоимость начиная с 11-го дня договорного периода); ♦ понижение суммы дебиторской задолженности на величину безнадежных долгов; ♦ отслеживание задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации денежной наличности товаров; ♦ заключение договоров с покупателями с гибкими условиями сроков и формы оплаты (предоплата, частичная предоплата, передача товара на ответственное хранение до момента оплаты, выставление промежуточного счета на сумму процентов по каждому кредитному договору за период пользования ссудой, а также источники их выплаты с учетом порядка и условий налогообложения прибыли). Контрольно-аналитическая работа заключается в осуществлении систематического контроля над исполнением консолидированного и локальных бюджетов, над структурой капитала, использованием основных и оборотных средств, платежеспособностью и ликвидностью баланса корпорации. Организует финансовую работу на предприятиях различных форм собственности финансовый директор или главный директор [1, с. 563]. В современной структуре акционерного общества (корпорации) управление финансами осуществляет главный финансовый менеджер (директор). Стратегия управления компанией – это определение долгосрочных целей ее развития и факторов повышения доходности и ликвидности с учетом возможных изменений рыночной конъюнктуры. Стратегические решения (выбор вариантов) создают основу для принятия правильных оперативных решений по управлению финансовыми ресурсами корпорации. [1, С. 564] Одна из основных целей любой компании - укрепление позиций на рынке товаров и услуг. Эта цель достигается путем повышения объема продаж и прибыли, что зависит от трех основных факторов: ♦ от типа компании; ♦ от настоящего и перспективного положения на рынке товаров и услуг; ♦ от поведения и целей собственников (владельцев) компании. Цели корпорации определяются непосредственными обладателями ресурсов (владельцами). Однако цели собственников (акционеров) могут противоречить целям менеджеров корпорации. Менеджеры, являясь наемными служащими компании, стремятся увеличить общий объем продаж и прибыли (для поддержания высокого имиджа компании), конечно, с учетом емкости данного сегмента рынка. Собственники преследуют цель максимизации прибыли для получения большего дивиденда на принадлежащие им акции, что не всегда возможно. Собственники и менеджеры по-разному относятся и к риску. Ключевые должности в структуре финансового менеджмента западных промышленных корпораций занимают: ♦ главный финансовый менеджер (руководитель штаба по управлению финансами); ♦ финансовый управляющий – казначей; ♦ главный бухгалтер – контролер. [1, С. 565] Таким образом, комплексная работа по принятию финансовых и инвестиционных решений предполагает использование всего набора рыночных инструментов привлечения денежных ресурсов для организации производственно-торгового процесса в корпоративной группе. Финансовые инструменты подразделяют на первичные (денежные средства, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность по текущим операциям и др.) и вторичные, или производные (опционные, форвардные и фьючерсные контракты). На небольших предприятиях роль финансового директора выполняет руководитель или по его поручению главный бухгалтер. Финансовый директор использует следующие методы управления корпорацией: планирование, самофинансирование, кредитование, страхование, самострахование (образование резервов), налогообложение, систему безналичных расчетов, систему амортизационных отчислений, финансовые поощрения и санкции, трастовые, залоговые, лизинговые, факторинговые и иные операции. Перечисленные методы предполагают использование специальных приемов управления корпоративными финансами: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировки курса ценных бумаг и валют, дисконт и др. Стратегической целью финансового директора является обеспечение денежными ресурсами процесса производства и продажи товаров (продукции, работ, услуг). Он должен составить прогноз финансового состояния корпорации на ближайшее будущее (квартал, год) и на более отдаленную перспективу (далее календарного года). В соответствии с этой задачей разрабатывается стратегия формирования и использования финансовых ресурсов на цели развития акционерной компании и выплату дивидендов. Стратегические разработки финансового директора предполагают обязательный прогноз возможного изменения государственной политики в финансово-кредитной сфере с точки зрения соответствия такой политики целям и задачам корпорации. [1, С. 566-568]
Контроль является одной из завершающих стадий управления корпоративными финансами, выступая в то же время необходимым условием управления ими. Финансовый контроль - это метод управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов. В западной экономической литературе внутрифирменный контроль часто отождествляют с аудитом. Под аудитом обычно понимается ежегодная независимая проверка бухгалтерской отчетности компании, проводимая в интересах ее акционеров. Аудит, однако, предусматривает более широкое применение, чем только проверка бухгалтерской отчетности. Внутренний аудит представляет собой действенный инструмент управления, позволяющий определить отклонения от утвержденных планов, норм и стандартов. Внутренний аудит призван помочь руководству реально оценить позитивные и негативные аспекты деятельности корпорации. Западные экономисты выделяют следующие принципы внутрифирменного финансового контроля: 1. Разделение обязанностей. Ответственность между служащими компании распределяют так, чтобы никто не нес ответственности за операцию в целом. Таким образом, лицо, разрешающее операцию, не несет ответственности за участвующие в ней активы и за регистрацию данной операции. 2. Разрешение и одобрение. Этот принцип заключается в том, что все операции должны быть одобрены главным финансовым менеджером (директором) корпорации с опорой на те объемы денежных средств, на отпуск которых он имеет полномочия. Основная идея в данном случае состоит в том, что работа каждого лица проверяется другим лицом без какого-либо дублирования. В акционерных обществах работа Правления проверяется Советом директоров и ревизионной комиссией. Физический контроль заключается в праве допуска проверяющего к активам и документам компании. 3. Важность свидетельства. Основной частью системы контроля является свидетельство выполнения работы, заверенное подписью контролера, который должен поставить свою подпись, подтверждающую, что работа выполнена качественно. Без таких свидетельств невозможно определить, что система контроля работает в запланированном режиме. 4. Ограниченная система контроля. Теоретические аспекты финансового контроля не всегда применимы на практике. Успех системы контроля зависит от проверяющих, а они могут уставать и быть не во всем компетентными. Контроль не эффективен, если возникает сговор между служащими компании. Поэтому даже самые лучшие системы контроля не гарантируют полного успеха, хотя риск неудач понижается, если контроль осуществляют высококвалифицированные специалисты. В связи с этим руководство обязано регулярно проверять качество работы контролеров, точность выявления ими слабых мест и своевременность обнаружения ошибок. Важным объектом финансового контроля являются финансовые показатели бюджетов компании. Для осуществления контроля исполнения бюджетов Министерство экономического развития РФ рекомендует использовать двухуровневую систему. Нижний уровень – контроль исполнения бюджетов структурных подразделений компании. Такой контроль осуществляют их руководители. [1, С. 570] Верхний уровень – контроль исполнения бюджетов структурных подразделений компании. Его проводят финансово-экономические службы и бухгалтерия компании. Ключевыми элементами системы контроля являются: ♦ объекты контроля – бюджеты структурных подразделений; ♦ предметы контроля – отдельные показатели бюджетов (соблюдение лимита фонда оплаты труда, расходов сырья, материалов и энергии и т. д.); ♦ технология контроля бюджетов – осуществление процедур, необходимых для определения отклонения фактических показателей бюджетов от плановых в абсолютных суммах и в относительном выражении (процентах); ♦ субъекты контроля – структурные подразделения и экономические службы компании. Наряду с бюджетным важным элементом корпоративного контроля является финансовый анализ бухгалтерской отчетности, который включает следующие виды анализа: ♦ горизонтальный; ♦ вертикальным; ♦ трендовый; ♦ финансовых коэффициентов (финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности баланса, рентабельности активов, собственного капитала и продаж, оборачиваемости активов); ♦ сравнительный (пространственный); ♦ факторный. Анализ бухгалтерской отчетности выражается в исследовании абсолютных показателей, представленных в этой отчетности. В процессе такого анализа устанавливают состав и структуру имущества корпорации, ее финансовые вложения, источники образования собственного капитала, изучают связи с поставщиками и покупателями, определяют объем и источники привлеченных средств, оценивают объем выручки от продаж и прибыли. Устанавливают долю чистой прибыли в выручке от реализации продукции, т. е. величину налоговой нагрузки на корпорацию. Метод финансовых коэффициентов характеризует соотношение между показателями бухгалтерской отчетности, а также взаимосвязи между ними. При проведении анализа следует учитывать следующие факторы: ♦ эффективность применяемых методов планирования; ♦ достоверность бухгалтерской отчетности; ♦ использование различных методов учета (учетной политики); ♦ уровень диверсификации хозяйственной деятельности предприятий-конкурентов; ♦ статичность применяемых коэффициентов и др. [1, С. 571-572]
14 РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОРПОРАЦИЙ: СЛИЯНИЕ, ПОГЛОЩЕНИЕ, ДРОБЛЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |