Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные черты основных моделей рынка




Сущность конкуренции и ее основные виды

 

Рыночная структура – это условия, в которых происходит конкуренция между фирмами. Рыночная структура зависит от таких параметров, как количество и размеры фирм, характер продукции, барьеры входа на рынок и выхода с рынка, доступность информации, государственное регулирование и другие.

Рынок совершенной конкуренции – это такой, на котором продавцы и покупатели не могут влиять на цену продукта, они приспосабливаются к равновесному состоянию рыночной среды. Рынок несовершенной конкуренции – это такой, на котором либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность влиять на рыночную цену. Основными моделями несовершенного рынка являются рынок чистой монополии, олигополистический рынок и рынок монополистической конкуренции.

Чтобы существовал рынок совершенной конкуренции, должны выполняться следующие условия:

- большое количество продавцов и покупателей, каждый из которых производит или покупает малую долю общего рыночного объема;

- продукт однородный, иначе, стандартизированный, гомогенный. У потребителей нет объективных предпочтений, им безразлично, у какого продавца покупать;

- продавцы действуют независимо друг от друга, между ними невозможно соглашение о цене или совокупном объеме продаж. И поскольку доля каждой фирмы в общем объеме выпуска невелика, то снижение цены одним продавцом не повлияет на спрос на продукцию других продавцов.;

- свободный доступ к информации, продавцы и покупатели могут без промедления реагировать на все изменения на рынке;

- свободный вход на рынок и выход с рынка, то есть не существует ограничений, не позволяющих фирме продавать товар на рынке, и нет трудностей прекращения деятельности на рынке. Таким образом, необходимыми условиями рынка совершенной конкуренции являются: малость и множественность; однородность продукции; совершенная информированность (прозрачность рынка); свобода входа и выхода.

 

2. Основные типы рыночных структур

Характерная черта Модели рынка
Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
1.Сфера распространения Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды Производство стали, автомобилей, бытовых электроприборов Местные предприятия общественного пользования
2.Число фирм очень большое Много Несколько Одна
3.Контроль над ценой отсутствует В довольно узких рамках Ограниченный; значительный при тайном сговоре Значительный
4.Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Существенные препятствия; необходимость владения патентами и стратегическим сырьем Блокировано
5.Тип продукта Стандартизированный (однородный) Дифференцированный: похожий, но не идентичный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный, нет близких заменителей
6.Неценовая конкуренция отсутствует Значительный упор на рекламу, торговые знаки, марки Очень типична, особенно при дифференциации продукта Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.