Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Латинская Америка перед новыми проблемами 2 страница




В июне 1978 г. правительство Гайзела разработало программу либерализации, которая должна была проводиться сверху и постепенно. В качестве первых шагов была отменена цензура печати и часть репрессивных законов, аннулированы чрезвычайные полномочия президента. Но срок президентства был продлен с 5 до 6 лет.

Во внешней политике правительства Э. Гайзела усилилась тенденция, наметившаяся еще при его предшественнике, к отходу Бразилии от безоговорочной ориентации на США и «Доктрину национальной безопасности» в пользу приоритета торгово-экономических интересов Бразилии, с претензией на превращение страны в региональный центр силы, автономный от США. Бразилия отказалась подписать договор о нераспространении ядерного оружия и приступила к разработке собственной ядерной программы, заключив в 1975 г. соглашение с ФРГ о сотрудничестве в области ядерной энергии, что вызвало недовольство США. В 1978 г. в ответ на заявление президента США Картера о том, что в Бразилии нарушаются права человека, правительство Гайзела демонстративно обвинило США во вмешательстве во внутренние дела страны и отказалось от военной помощи США и военного сотрудничества. Бразилия объявила о введении 200-мильной зоны территориальных вод. Оживились торгово-экономические связи с развивающимися государствами Азии и особенно Африки. Бразилия все более солидаризировалась с ними в критике расизма, сионизма, неравноправных экономических отношений, претендуя на лидирующую роль в «третьем мире». Взамен на поставки оружия и техническую помощь Ираку и Ливии Бразилия добилась стабильного импорта ближневосточной нефти. Широко использовалась для развития отношений с африканскими странами, особенно с бывшими португальскими Колониями, концепция расовой и географической близости Бразилии и этих стран. Стали расти торгово-экономические отношения с


Советским Союзом, товарооборот с которым за 70-е годы увеличился в 12 раз и достиг в 1983 г. 0,9 млрд. долл.

В Аргентине неоконсервативный вариант активно осуществлялся после переворота 24 марта 1976 г. В этот день вся полнота власти перешла к военной хунте в составе командующих тремя родами войск. Хунта назначила президентом командующего сухопутными силами генерала Хорхе Рафаэля Виделу (1976–1981). Действие конституции было отменено, конгресс распущен, деятельность всех партий «временно приостановлена», власть на местах передана военным губернаторам. Была распущена ВКТ, большинство профсоюзов поставлено под контроль военных.

Идеологической основой режима, выражавшего интересы реакционных кругов монополистической верхушки, как в Бразилии и Чили, стала «Доктрина национальной безопасности», дополненная концепцией «внутренней войны» с противниками диктатуры. Армия и репрессивные службы развернули беспощадную борьбу с лево-радикальными вооруженными организациями, в течение двух лет в основном разгромив их. Арестам, жестоким истязаниям, зверским убийствам подверглись многие тысячи участников рабочего и демократического движения.

Творцом экономической политики военного правительства стал виднейший представитель аргентинской монополистической верхушки Мартинес де Ос, министр экономики в правительстве Виделы с 197(-по 1981 г., сторонник монетаристских концепций М. Фридмана которые он пытался приспособить к аргентинской реальности. Модернизация экономики, проводившаяся военным режимом, заключалась в сокращении государственного сектора и государственных расходов, отказе от протекционистской поддержки местной промышленности, в предоставлении приоритета крупному частному капитал} и свободной рыночной экономике, стимулировании конкурентоспособного экспортного производства, в активном привлечении иностранного капитала с надеждой на его преобразующую роль, а также в сдерживании роста заработной платы при свободе цен и сокращении расходов на социальные нужды. В полтора раза к началу 1977 г. были увеличены налоговые поступления. Увеличились доходы от экспорта и валютные поступления, уменьшились бюджетный дефицит и инфляция (до 120% вместо прежних 440% в годовом исчислении к середине 1977 г., хотя и эта цифра оставалась значительной) Прямые иностранные инвестиции увеличились с 2,2 млрд. долл. В конце 1974 г. до 5,6 млрд. в 1981 г. В Аргентину устремился поток внешних займов и кредитов.

Политика модернизации ускорила процессы концентрации крупного капитала, укрепление его связей с ТНК, влияние которых в экономике также усилилось. В 1981 г. 817 предприятий (с персоналом свыше 200 человек) сосредоточили почти 58% всей промышленной


продукции и 44,5% рабочей силы в промышленности. Крупнейшая старейшая аргентинская монополистическая группа «Бунхе и Борн», тесно связанная с иностранным капиталом и сама превратившаяся в транснациональную корпорацию, распространившую свои филиалы на Бразилию и другие страны, владела в Аргентине 90 предприятиями с 20-тысячным персоналом, 552 тыс. га земельных угодий, влиятельными позициями в сфере финансов и торговли. В стране происходила техническая реконструкция крупных предприятий, возросла производительность труда на них. Как и в Бразилии, сооружались и вводились в строй новые гидроэлектростанции. Еще в 1974 г. в Аргентине вступила в строй первая в Латинской Америке атомная электростанция, в 1977 г.– вторая АЭС. Они стали давать 8% всей электроэнергии в стране. В промышленности создавался ряд небольших специализированных предприятий с современным оборудованием, малым количеством занятых и высокой производительностью. труда, связанных производственным циклом с крупным производством. Заметно увеличилась агроэкспортная продукция при некотором сокращении занятого в сельском хозяйстве населения.

Однако выход вперед группы модернизированных предприятий не возмещал упадка и разорения основной массы предпринимателей и сокращения производства традиционных промышленных отраслей. ВВП так и не превысил уровень 1973–1975 гг. после спадов производства в 1976 и 1978 гг., а с 1980 г. страна вступила в затяжной экономический кризис. К 1983 г. промышленное производство по общему объему оказалось отброшенным к уровню 1970 г. Уменьшилась численность рабочих и служащих в обрабатывающей промышленности и особенно в текстильной, швейной, обувной, пищевой, в металлургии, металлообработке и машиностроении. При росте экономически активного населения с 1974 по 1985 г. на 1,6 млн. человек численность рабочих и служащих, занятых в промышленности, уменьшилась с 1,6 до 1,4 млн., а в торговле и сфере услуг увеличилась с 1,8 до 2,3 млн. В начале 80-х годов насчитывалось свыше 1,6 млн. безработных и полубезработных (15–18% ЭАН). Доля заработной платы лиц наемного труда в национальном доходе уменьшилась за годы военного режима с 45 до 28–30%.

Большие внешние займы и кредиты были израсходованы малопродуктивно в надежде на то, что этот источник не оскудеет.

А тем временем внешняя задолженность выросла с 9 до 44 млрд. долл. (1983), оплата по ней стала непосильным бременем. Осуществление модернизаторских планов застопорилось. Не удалось сдержать инфляцию, остававшуюся на уровне 90–160% в год, а в 1983 г. достигшую 434%. Всего с марта 1976 г. по 1983 г. цены выросли в 410 раз. Несмотря на запреты, ежегодно бастовали сотни тысяч трудящихся.


В Чили после контрреволюционного переворота 11 сентября 1973 г. у власти также оказалась военная хунта в составе командующих тремя родами войск и корпуса карабинеров во главе с генералом Аугусто Пиночетом (р. 1915 г.), утвержденным хунтой президентом Чили с чрезвычайными полномочиями на неопределенный срок. Вся страна была объявлена в состоянии «внутренней войны» с «марксизмом», введено осадное положение (замененное в 1978 г. на «чрезвычайное»). Было отменено действие конституции и гражданских свобод, распущен Национальный конгресс, объявлены вне закона партии Народного единства, запрещены Единый профцентр трудящихся (КУТ) и ряд отраслевых профсоюзов. Деятельность всех остальных партий объявлялась «приостановленной», а в 1977 г. вообще была запрещена. Профсоюзы были поставлены под контроль властей. Десятки тысяч руководителей и активистов левых партий и профсоюзов подверглись арестам, пыткам, физическому уничтожению. Тюрьмы были переполнены, Национальный стадион и ряд других объектов спешно превращены в концентрационные лагеря. Воцарился произвол репрессивных служб, особенно созданной в 1974 г. тайной военной полиции (ДИНА). До миллиона чилийцев покинули родину.

Военно-террористическая диктатура выражала в первую очередь интересы монополистических групп, ассоциированных с ТНК. Хунта пришла к власти с лозунгами искоренения «раковой опухоли марксизма», призывами положить конец хаосу и анархии и на основе достижения национального единства реконструировать страну. «Декларация принципов» правительства Пиночета (март 1974 г.) упрекала «пришедшую в упадок» западную либеральную демократию за ее неспособность дать эффективный отпор марксизму. Участники хунты высказывались за построение националистического общества, в котором традиционные институты западной демократии были бы заменены «органической», «социальной демократией», основанной на корпоративных началах, под эгидой авторитарной власти, на моральных принципах христианства и испанских духовных традициях. Национализм сочетался с модернизаторскими технократическими идеями транснационализации экономики по рецептам «Чикагской школы», для чего предполагалось перестроить производственную структуру в соответствии с потребностями мирового рынка.

Частному капиталу были переданы сотни государственных предприятий, что привело к восстановлению и дальнейшему укреплению позиций местных и иностранных монополий. К концу 70-х годов 5 монополистических групп контролировали большую часть капитала 250 крупнейших частных предприятий. Но и после проведенных денационализации госсектору принадлежали значительная часть добывающей промышленности, производство электроэнергии, нефтеперерабатывающие заводы, средства связи, военная


промышленность. Медные рудники, национализированные при Альенде, остались государственными, но за их национализацию была (Выплачена крупная компенсация, а к их эксплуатации и управлению; вновь был привлечен иностранный капитал по соглашению о техническом сотрудничестве. Существенное снижение таможенных тарифов привело к увеличению доли импорта во внутреннем потреблении с 8,2% в 1970–1973 гг. до 16,2% в 1974–1980 гг.

За 1974–1978 гг. в чилийскую экономику было вложено 2,3 млрд. долл. иностранных, преимущественно американских капиталов. Увеличилось поступление займов и кредитов из-за границы, внешняя задолженность выросла с 3,3 млрд. долл. в конце 1973 г. до 21 млрд. в 1986 г.

В сельском хозяйстве из 10 млн. га экспроприированных в 1965–1973 гг. земель к 1978 г. 2,8 млн. га были возвращены прежним владельцам. Коллективная собственность на землю постепенно преобразовывалась в частную. Ставка делалась на укрепление сельской буржуазии и фермерства. Более трети крестьян, получивших 'землю, разорилось.

Была осуществлена частичная модернизация промышленности, повысилась техническая оснащенность, энерговооруженность и производительность труда на крупных предприятиях в экспортных отраслях – медной, железорудной, пищевой, деревообделочной, целлюлозно-бумажной. С 1971 по 1983 г. продукция крупной медной промышленности выросла на 70% при уменьшении персонала на 1/3. Увеличилась сельскохозяйственная продукция. Но одновременно разорилось много национальных предприятий, ориентированных на внутренний рынок. Снизилась продукция машиностроительной, текстильной и некоторых других отраслей промышленности. Это отразилось на общем объеме производства. После кризиса 1974– 1975 гг. ВВП лишь в 1978 г. достиг уровня 1973 г., в 1980 г. поднялся до 119,3% от него, но в 1982 г. вновь сократился на 14,1%. Продукция обрабатывающей промышленности в 1982 г. равнялась 74% от уровня 1973 г. По производству на душу населения Чили оказалась отброшенной назад еще более. Очень высокой в первые годы военного режима была инфляция (504% в 1974 г. и 175% в 1975 г.), но затем она снизилась до 19,7% в 1981 г.

Реакционный вариант модернизации в условиях торжества контрреволюции принес огромные лишения трудящимся. Реальная заработная плата в 1974 г. составила менее половины от уровня 1972 г. В последующем она медленно начала расти, но и в 1980 г. не превышала ^з от уровня 1972 г. Безработица с 3,8% в 1972 г. выросла до 30,5% в 1982 г. (включая безработных, охваченных программами минимальной занятости). Общая численность вытесненного из сферы стабильной занятости маргинального населения превысила 40% ЭАН.


Происходившие процессы отразились и на социальной структуре чилийского общества. Все население Чили выросло с 9 млн. в 1970 г. до 12,7 млн. в 1988 г. В городах проживало в 1970 г. 75% чилийцев, а в 1985 г. уже 84%. Занятость в сельском хозяйстве уменьшилась с 23,8% в 1970 г. до 14,6% в 1984 г., в промышленности (со смежными отраслями) – упала с 38,6 до 26,9%, а в сфере торговли и услуг возросла с 37,6 до 55,4%. Соответственно снизилась и доля промышленного пролетариата, общая численность которого к середине 80-х годов осталась примерно на уровне 1970 г. (700–750 тыс. человек), а стабильно занятых–уменьшилась. Значительно вырос удельный вес трудящихся непроизводственных отраслей. Углубилась дифференциация между растущей высококвалифицированной и высокооплачиваемой прослойкой рабочих и служащих крупных модернизированных предприятий и традиционными кадрами рабочих, а также между теми и другими и многочисленной пестрой массой маргинализированных трудящихся, вытесненных из сферы постоянной занятости.

В обстановке тяжелого поражения левых сил диктатура репрессиями и запретами в сочетании с экономическим наступлением на трудящихся намеревалась не только обеспечить повышение уровня накопления капитала, но и ослабить, раздробить и подчинить своему контролю рабочие организации. Такая политика прикрывалась демагогическими рассуждениями об «освобождении» трудящихся от засилья «чуждых» им марксистских политических организаций, о создании «подлинно рабочих» профсоюзов, которые обеспечат «конструктивное» участие трудящихся в производстве совместно с предпринимателями. Отдельные категории рабочих и служащих привлекались к приобретению акций. Разработанный правительством в 1979–1981 гг. «Трудовой план» узаконивал низовые профсоюзы с очень ограниченными функциями и запретом избирать в руководство известных в прошлом активистов рабочего движения. Разрешались только экономические забастовки на частных предприятиях вне жизненно важных отраслей экономики на срок не более 60 дней и с рядом других ограничений, не позволявших эффективно использовать эту форму борьбы.

На международной арене военная хунта стремилась предстать защитником западной христианской цивилизации от коммунизма. Была выдвинута геополитическая концепция об историческом предназначении Чили на роль великой державы на юге Тихого океана. В стране развернулась шовинистическая пропаганда, обострились территориальные споры с соседними Перу, Аргентиной и Боливией. Хунта добивалась тесного экономического и военного сотрудничества с США, солидаризировалась с реакционными режимами, с политикой США в Центральной Америке. В 1976 г. Чили вышла из Андской группы, участники которой ограничивали деятельность ТНК.


Репрессивная политика чилийской военной диктатуры привела к её изоляции на мировой арене. Переворот и репрессии в Чили осудили парламенты и правительства ряда стран Латинской Америки Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу и др.). Социалистические страны (за исключением Китая и Румынии) прервали дипломатические и экономические отношения с режимом Пиночета. Движение солидарности с жертвами диктатуры охватило весь мир. Чилийские беженцы нашли приют в Мексике, на Кубе и во многих других странах Америки и Европы. Международные профсоюзные федерации разных направлений предприняли акции бойкота чилийских товаров. Ежегодно в сентябре проводились недели солидарности с народом Чили – жертвой насилия. В 1974 г. приступила к работе представительная общественная Международная комиссия по расследованию преступлений военной хунты в Чили. В 1976 г. репрессии и ликвидацию демократических свобод в Чили осудила ОАГ. Аналогичные резолюции принимались в ООН. США в период президентства Картера присоединились к осуждению нарушений прав человека в Чили. Не прекращая сотрудничества с режимом Пиночета, в том числе в военной области, США пытались побудить его к либерализации, к компромиссу с умеренной демократической оппозицией. Международное движение солидарности с жертвами диктатуры и осуждение чилийского режима мировым сообществом помогли спасти жизни многих тысяч патриотов, заставили военную хунту занять оборонительные позиции, перейти к лавированию. В конце 1976 г. Советскому Союзу удалось добиться освобождения генерального секретаря компартии Чили Луиса Корвалана, арестованного хунтой в конце сентября 1973 г. (он был обменен на диссидента-правозащитника Буковского, находившегося в заключении в СССР).

Военные режимы Аргентины и Чили вплоть до первой половины 80-х годов меньше, чем в Бразилии, преуспели в осуществлении неоконсервативных планов развития экономики. Они гораздо позже пришли к власти и имели мало времени в своем распоряжении до наступления кризисной ситуации начала 80-х годов. Бразилия же к этому моменту успела далеко продвинуться от исходных рубежей. Процессы модернизации экономики в Бразилии сочетались с продолжением промышленного развития «вширь», что увеличивало масштабы общего экономического роста. В Аргентине и Чили, с их более высоким исходным уровнем экономического и социального развития, эти возможности были гораздо более ограниченными. Правительства Аргентины и Чили последовательнее осуществляли монетаристские концепции, курс на приватизацию государственной собственности. Бразильские же власти поощрение частного капитала сочетали с сохранением протекционистской роли государства и госсектора в определенных сферах экономики. Аргентина и Чили в


большей мере связывали проекты развития с ростом доходов от традиционного аграрного и сырьевого экспорта, что тормозило эффективное преобразование экономики. Большая поляризация классовых сил в Аргентине и Чили также делала обстановку в этих странах менее стабильной, чем в Бразилии. Своими масштабами и богатыми потенциальными возможностями, длительной стабильностью и устойчивыми темпами роста экономики Бразилия больше привлекала зарубежных вкладчиков капитала. Тем не менее в начале 80-х годов и бразильский военный режим не избежал нарастания кризисных явлений.

Политика капиталистической модернизации в Мексике и Венесуэле. Свои особенности политика модернизации имела в странах с конституционными реформистскими режимами, Мексике и Венесуэле. Правительства этих республик во второй половине 70-х – начале 80-х годов стремились обеспечить оптимальное сочетание планов обновления и развития экономики с активной ролью государства и эффективной социальной политикой в интересах широких слоев населения в национал-реформистском духе. В Мексике и Венесуэле – основных производителях нефти в регионе – надежды на успех масштабных комплексных проектов связывались с ростом государственных доходов от экспорта нефти, цены на которую на мировом рынке с 1973 г. резко взметнулись вверх. Но и в этих странах усилилось внимание к эффективности экономики, к стимулированию крупного частного местного и иностранного капитала, к поискам путей интеграции национальной экономики в мировое хозяйство.

В Мексике политика модернизации проводилась в условиях, когда сложившаяся в послевоенный период политическая система постепенно начинала утрачивать былую гибкость и эффективность и уже не вполне отвечала новым реалиям мексиканского общества. Длительная монополия Институционно-революционной партии (ИРП) на власть при неуклонном усилении обширного государственного сектора вела к чрезмерной централизации и бюрократизации управления республикой, сосредоточенного в руках разросшегося партийно-государственного аппарата, росту коррупции в его рядах, ослаблению связей ИРП с массами. В рамках государственно-монополистического развития окрепли позиции местного монополистического капитала. В середине 70-х годов 50 монополистических групп контролировали 45% продукции обрабатывающей промышленности. Крупная промышленно-финансовая буржуазия стала более настойчиво требовать непосредственного участия в политической власти, оттеснения партийно-государственной бюрократии, ограничения и переориентации государственного вмешательства в экономику, обеспечения максимальных преимуществ крупному частному капиталу. Это проявилось в позиции предпринимательских организаций, в усилении оппозиционной Партии национального действия (ПНД),


влиятельным участником которой была динамичная Монтеррейская группа монополий, связанных с американским капиталом, а также

в возросшем воздействии монополистических кругов на правые и умеренные течения в правящей партии. Трудящиеся классы и левые партии и течения, в свою очередь, выступая против политического монополизма руководства ИРП, авторитаризма, засилья партийно-государственной бюрократии, настаивали на дальнейшем развитии и углублении реформистской деятельности в интересах народных масс демократизации политической системы.

Правительство Хосе Лопеса Портильо (1976–1982) сохранило лозунги «революционного национализма» и «социальной демократии», но на первый план выдвинуло призыв к «союзу ради производства» государства, трудящихся и предпринимателей. Был взят курс на расширение национальных и иностранных капиталовложений и сокращение государственных расходов и администрации, сдерживался рост заработной платы. В 1977 г. была завершена политическая реформа, позволившая оппозиционным партиям получить официально узаконенные права в избирательных кампаниях и в выборах.

Главные надежды в реализации планов экономического и социального прогресса страны правительство X. Лопеса Портильо возлагало на открытые новые богатые запасы нефти. Под будущие доходы от нефти широко использовались внешние займы и кредиты. Добыча нефти увеличилась с 27 млн. т в 1973 г. до 33 млн. т в 1982 г., а экспорт ее–с 4,7 млн. т в 1976 г. до 4,8 млн. т в 1981 г. (немногим менее Венесуэлы). Доходы от экспорта нефти в 1981 г. достигли 15 млрд. долл. Под воздействием нефтяного бума в 1977–1981 гг. бурно росла экономика (в среднем на 7,5% в год). Доходы от нефти и полученные займы и кредиты использовались на техническое переоснащение промышленности, обширное строительство новых предприятий. началось сооружение первой АЭС. В деревне вместо перераспределения земли упор был сделан на закреплении результатов аграрной реформы, техническом оснащении хозяйств и решении продовольственной проблемы за счет роста сельскохозяйственного производства. Укрепились лидирующие позиции Мексики (наряду Бразилией) в Латинской Америке.

Большие изменения в 70-х – начале 80-х годов произошли в социальной структуре населения. Темпы роста населения Мексики оставались высокими (до 3% в год), несколько снизившись в 80-е годы. Население республики увеличилось с 51 млн. человек в 1970 г. до 84 млн. в 1989 г. Мехико к 1990 г. по числу жителей вышел на первое место в мире, в его районе проживало до 20 млн. человек. В целом городское население в стране выросло с 59% в 1970 г. до 70% в 1986 г. Экономически активное население в 1970 г. насчитывало 14,5 млн. человек, а в 1986 г.–23,2 млн. Занятость


в сельском хозяйстве сильно сократилась – с 45 до 26% ЭАН, в промышленности стабилизировалась на уровне 25–27%, значительно увеличилась в сфере торговли и услуг (до 47%).

По сравнению с предыдущим правительством правительство Лопеса Портильо стало проводить более умеренную и сдержанную внешнюю политику, избегая осложнений в отношениях с США и другими странами и уделив особое внимание внешнеэкономическим интересам Мексики и эффективному сотрудничеству латиноамериканских государств. Но общие направления внешней политики Мексики остались неизменны. В 1979 г. Мексика поддержала революцию в Никарагуа и затем оказала экономическую помощь революционной республике, выступила против вмешательства извне в дела Центральной Америки. Продолжалось сотрудничество Мексики с СССР и Кубой, хотя торговля СССР с Мексикой не получила заметного развития. В 1978 г. состоялся визит Лопеса Портильо в Советский Союз. В 1980–1981 гг. взаимно обменялись визитами Лопес Портильо и Фидель Кастро.

Планы развития Мексики, рассчитанные на длительный рост доходов от нефти, были подорваны падением цен на нее с 1981 г. Одновременно сильно выросла выплата процентов по внешнему долгу, увеличившемуся с 3,8 млрд. долл. в 1970 г. до 80 млрд. в 1982 г. На выплату процентов пришлось потратить 70% доходов от экспорта нефти. Обострился финансовый кризис. За несколько месяцев утечка национальных капиталов за границу достигла 3,5 млрд. долл., что побудило правительство Лопеса Портильо в августе 1982 г. национализировать частные банки. В 1982 г. наступил экономический спад, усилившийся в 1983 г. Почти на 100% в 1982 г. подскочили цены. Начались массовые увольнения. В 1981–1983 гг. занятость в промышленности сократилась на 14,5%,. Вне стабильной занятости оказалось до 40% экономически активного населения, чему способствовал и демографический «взрыв».

В Венесуэле правительство партии Демократическое действие (социал-демократической ориентации), возглавленное президентом Карлосом Андресом Пересом (1974–1979), также строило проекты экономического и социального развития, рассчитывая на доходы государства от нефти, тем более после ее национализации в январе 1976 г. Предполагалось широкомасштабное индустриальное строительство и высокие темпы роста экономики и занятости совместить с быстрым увеличением заработной платы и перераспределением доходов в пользу малоимущего населения. На службу развитию был поставлен мощный государственный сектор, доля которого в ВВП страны к 1980 г. достигла 43,6%. Государство обеспечивало свыше половины всех инвестиций. Привлекались и иностранные капиталы, в основном в виде кредитов и займов. Добыча нефти была несколько сокращена–со 194 млн. т в 1970 г. до 113 млн. т к 1980 г., с тем


чтобы не допустить быстрого истощения нефтяных богатств страны и падения цен на нефть. Чрезвычайный рост мировых цен на нефть даже при уменьшении ее добычи позволил за 70-е годы увеличить доходы Венесуэлы от ее экспорта в 6 раз. Развернулось строительство крупных нефтехимических комплексов, металлургических заводов, гигантских электростанций, оснащенных современной техникой. Началась индустриализация неосвоенного богатого минеральными ресурсами района Гвианы. Среднегодовые темпы роста промышленности за 70-е годы достигли 6,9% при росте населения страны на 3,5–3,6% в год1. Производство продукции обрабатывающей промышленности на душу населения в 70-е годы увеличилось в 2,2 раза. По ВВП на душу населения Венесуэла вышла на первое место в Латинской Америке. Поднялись уровень заработной платы и доходы всех слоев населения. Неграмотность уменьшилась с 25,5% (1970) дo 13% (1985), в 4,5 раза возросло (почти до полумиллиона) количество студентов.

Но появились и негативные симптомы. Создалась довольно парадоксальная ситуация, когда Венесуэла стала страдать не от нехватки, а от избытка капиталов, будучи даже при развернувшихся стройках не в состоянии быстро вложить в производство скопившиеся финансовые средства из-за неразвитой инфраструктуры, узости внутреннего рынка, нехватки оборудования и современной технологии, квалифицированной рабочей силы. Начал расти отток капиталов за границу, что повлекло расширение экономической экспансии Венесуэлы в соседние страны. Сильно вырос внешний долг, достигший к концу 1982 г. 34 млрд. долл. Не удались планы диверсификации экспорта, 95% которого по-прежнему составляли нефть и нефтепродукты. С увеличением городского населения с 76% в 1970 г. до 86% в 1985 г. росли маргинальные его слои, социальное напряжение в городах.

В 1979 г. к власти в Венесуэле вторично после 1969–1974 гг. пришло правительство Социал-христианской партии (КОПЕЙ). Президентом стал Луис Эррера Кампинс (1979–1984). Его правительство попыталось традиционную десаррольистскую стратегию развития совместить с рецептами «Чикагской школы». За государством по-прежнему признавалась роль главного стимулятора и финансиста развития, но началось ограничение его производственных функций и перераспределение средств в пользу частного капитала. Однако в начале 80-х годов падение доходов от нефти, рост выплат по внешней задолженности и экономический кризис свели на нет усилия правительства и осложнили обстановку в стране, как и в Мексике.

1 За период с 1970 до 1986 г. население Венесуэлы увеличилось с 11 до 18 млн. чел.


Таким образом, реформистский мексиканский и венесуэльский вариант капиталистический модернизации также оказался уязвимым, несмотря на благоприятную конъюнктуру для этих стран как экспортеров нефти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.