Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вызывая духов 4 страница




Осенью 1897 г. духи вернулись к Юнгу в дом.
Успешно пройдя христианскую конфирмацию, Хелли получила возможность вернуться к той важной роли, которую она играла в юношестве. Она особо жаждала вновь оказаться в центре юнговского внимания. У нее не было и тени сомнения на счет предложения Юнга продолжить сеансы, хотя она и испытывала значительное давление со стороны своего дяди и матери, советовавших держаться от таких вещей подальше. Но в той ситуации требовалась дополнительная уловка. Согласно воспоминаниям ее племянницы, Хелли воспользовалась тем предлогом, что она идет к Юнгу домой для того, чтобы поработать в саду26.
Их первые попытки были чисто экспериментальными и разведочными, но с тех пор Юнг освоил спиритическую литературу и получил достаточную научную подготовку для того, чтобы осознать огромные возможности, содержащиеся в данном проекте. Ведь он уже прочитал две лекции для общества "Зофингия", которые продемонстрировали прогресс в его теоретических воззрениях относительно спиритических феноменов27. В такого рода сферах он чувствовал себя достаточно уверенно и это давало ему основание рьяно отстаивать огромную религиозную и научную значимость подобных идей в кругу своих коллег. Для того, чтобы превратить сеансы из салонной игры в более серьезное мероприятие, Юнг иногда приглашал на них своих соучеников по медицинской школе, дабы те могли воочию засвидетельствовать феномен Хелли и вынести на этот счет свое собственное суждение.
В новой серии сеансов трансы Хелли приобрели совершенно иной характер. Дед Прейсверк, доселе выполнявший по отношению к Хелли функцию "духа-распорядителя", уступил место скопищу усопших персонажей, взявшихся говорить с группой. Некоторые из них вели свое происхождение от реальных исторических лиц, другие же, утверждавшие, что они являются баронами и баронессами, носили, по всей видимости, вымышленные имена. Однажды Хелли медиумически вызвала прабабку Юнга, в свое время совращенную Гете.
Но независимо от этого обилия новых контактов, ведущую роль в трансах Хелли в конечном итоге захватил дух, известный под именем "Ивен". Ивен описывали как небольшую, чувствительную еврейскую женщину, которая была морально чистой ("белоснежной"), мудрой и зрелой личностью. Новшеством, проявившимся в этих сеансах общения с Ивен, была теория реинкарнации. Через Хелли Ивен утверждала, что она является Преворстской Провидицей, а также женщиной пятнадцатого столетия, которую, как она говорила, сожгли, привязанной к столбу, как ведьму, а кроме того — христианской мученицей, казненной во время правления Нерона, и возлюбленной Царя Давида. Она утверждала, что во всех этих инкарнациях у нее было множество детей и в своих "романсах" (как их впоследствии назвал Юнг) она выдала детальную генеалогию и массу изумительных историй о своих прошлых жизнях. Ивен даже утверждала, что ей доводилось путешествовать по звездному небу и посещать Марс; она детально описала марсиан и их высокоразвитую цивилизацию. В этом пункте у Юнга зародились подозрения насчет Хелли.
В девяностых годах девятнадцатого века популярностью пользовалась книга Камиллы Фламмарион, содержавшая псевдонаучные спекуляции по поводу марсианской цивилизации, якобы создавшей те знаменитые каналы, которые, как утверждали многие астрономы, виднелись на поверхности красной планеты28. Когда Юнг осознал, что Хелли склеивала свои романсы из услышанного и прочитанного, вся его возникшая благодаря сеансам вера в мир духов, оказалась расстроенной.
Юнг понял, что во многом личность Ивен основывалась на образе Преворстской Провидицы из книги Кернера. Подарив Хелли экземпляр этой книги, он сам, того не ведая, создал Ивен. Он получил ценный урок относительно власти "скрытых воспоминаний" и способности текстуального материала проявляться в сознании в абсолютно новой форме. На самом деле, "забытый" материал может вновь появляться в мыслях, фантазиях или сновидениях, обладая при этом всей той эмоциональной силой и визуальной четкостью, которые свойственны для действительных воспоминаний. На рубеже столетий этот вполне естественный феномен получил название "криптомнезии", что буквально означает: "скрытые воспоминания". В случае с Хелли Юнг впервые увидел, что при определенных обстоятельствах сплав забытых воспоминаний может быть преобразован в иную личность, которая производит впечатление имеющей собственную аутентичную жизнь, независимую от эго индивида. Однако, не взирая на тот факт, что наблюдая за даваемыми Хелли представлениями Юнг уже знал о их связи с криптомнезией, он тем не менее не использовал для их оценки подобную психологическую терминологию вплоть до завершения своего медицинского обучения. А еще более важно то, что позднее он стал отрицать совершенно очевидные случаи криптомнезии, которые, признай он их, привели бы к разрушению его основных теорий.
Чудесные взрывы, акты любви, акты мошенничества
Осенью 1898 г. стол, около которого Юнг и Хелли проводили свои спиритические сеансы, внезапно треснул посредине29. Через несколько недель неожиданно раскололась на четыре куска хлеборезка, доставшаяся матери Юнга от ее отца. Впоследствии Юнг вставил эти куски в оправу и хранил их в сейфе у себя дома как живое напоминание о могущественных силах, вызванных им и его родственницей в ходе их сеансов.
Сеансы были внезапно прекращены по нескольким причинам. Во-первых, согласно Юнгу, Хелли в него влюбилась, и ему стало ясно, что в большинстве случаев она мошеннически имитировала манифестации своих трансов, дабы сохранить у него интерес к себе30. Во-вторых, растущая осведомленность Юнга в естественных науках вела его к переоценке своего крайнего антиматериализма. Он начал видеть более биологически-ориентированный исходный пункт для своих собственных раздумий о спиритизме в таком понятии девятнадцатого века как "жизненная сила"31. Но третьей (и наиболее важной) была следующая причина: мать Хелли была обеспокоена изнуренностью дочери и тревожилась за ее здоровье. Она обвинила Юнга и его мать в причинении Хелли вреда. После периода депрессии Хелли покинула Базель и отправилась учиться шитью сначала, в Монпелье (Франция), а затем в Париж. Хотя Юнг и встречался с Хелли в Париже, ему так никогда больше и не удалось наладить отношения с Прейсверками и впоследствии он писал о них с насмешкой.
Хелли умерла от туберкулеза, за несколько дней до своего тридцатилетия в ноябре 1911 г. Хотя впоследствии Юнг утверждал, что в течении последних нескольких месяцев болезни ее сознание постепенно деградировало и Хелли регрессировала до уровня двухлетнего ребенка, Прейсверки это отрицали. Согласно ее племяннице Стефани Замстейн-Прейсверк, "она умерла от разрыва сердца"32 — сердца, которое Карл Юнг, как мы увидим, разрывал не единожды.
Итак, что же нам делать с этим ранним спиритическим периодом в жизни Карла Юнга? Кое-что кажется совершенно очевидным.
Юнг воспринял эти спиритические эксперименты настолько серьезно, что некоторые возникшие в ходе них идеи властвовали над ним значительно дольше, чем инструкции, полученные им в медицинской школе. Нет сомнений в том, что по его мнению посредством медиумических трансов он получал знание из находящегося вне самой Хелли интеллигибельного источника. Когда бы ни появлялись все те личности, которые возникли в процессе представлений Хелли, Юнг признавал их реальными и пытался вступить с ними в диалог. По крайней мере, в течении некоторого периода времени Юнг рассматривал некоторые из этих опытов как случаи подлинного контакта с бестелесными существами33. Да, он осознавал, что большая часть всего этого могла быть просто криптомнезическим продуктом психики самой Хелли. Но его глубоко личное отношение к персонификациям или осколочным личностям (или духам) Хелли впоследствии оказалось определяющим для его концепции бессознательного человеческого разума. В то время как Фрейд относился к продуктам бессознательного разума как к иероглифам, подлежащимдешифровке, Юнг всегда рассматривал их как исходный пункт для начала диалога. Для Юнга бессознательное навсегда останется источником более высокого знания, находящегося по ту сторону границ времени и трехмерного пространства; ему всегда будет казаться, что каждый может установить личные отношения с голосами и образами собственного бессознательного, собственной Земли мертвых.
Но задолго до начала Первой мировой войны (когда Юнг вновь повел других в Землю мертвых) он выдержал несколько лет научных сомнений и относительного скепсиса по поводу реальности духов. В течение этих первых лет своей психиатрической карьеры (безжалостно построенной на принесении в жертву общественной репутации Хелли) духи претерпели трансформацию. Юнг переименовал их. Духи стали "комплексами", а мир духов — "бессознательным". Но лишь до тех пор, пока в 1916 г. в Цюрихе это бессознательное вновь не оказалось в доме предков, во внутренней отчизне, в мире богов.

1 Эта глава в юнговской жизни остается наименее исследованной ввиду отсутствия доступа к первоисточникам (а именно — к юнговским заметкам о сеансах спиритизма и его собственным дневникам). Я опираюсь на следующие вторичные источники: Stephanie Zumstein-Preiswerk, C.G.Jungs Medium: Die Geschichte der Hell у Preiswerk (Munich: Kin-dler Vei'lag, 1975); хотя и подвергшееся еще прижизненной корректировке со стороны самого Юнга, обсуждение юнговских спиритических экспериментов в.книге Henri Ellenberger, The Discovert/ of Unconscious (New York: Basic Books, 1970) является исторически неточным и оно было скорректировано Элленбергером в его статье 1991 г. на тему: "К.Г.Юнг и история Хелен Прейсверк: критическое исследование с привлечением новых документов" в Mark Micale, ed., Beyond the Unconscious: Essays of Henri F. Ellenberger in the History of Psychiatry (Princeton: Princeton University Press, 1993), а также в следующих работах: James Hillman, "Some Early Background to Jung's Ideas: Notes on C.G.Jungs Medium by Stephanie Zumstein-Preiswerk", Spring (1976): 123-36; Aniella Jaffe, "Parapsychology: Experience and Theory", in From the Life and Work of C.G.Jung, trans. R.F.C.Hull (New York: Harper Colophon, 1971), впервые опубликованной как Aus Leben und Werkstatt von C.G.Jung: Parapsychologie, Alchemie, Nationalsozialismus, Erinne-rungen aus den letzten Jahren (Zurich: Rascher and Cie, 196; F.X.Cha-ret, Spiritualism and Foundations of C.G.Jung's Psychology (Albany: State University of New York Press, 1993). Юнговская докторская диссертация 1902-го г. ("О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов"; его первая публикация: C.G.Jung, Zur Psychologic und Pathologie sogennanter occulter Phanomene. Eine psych.iatri.sche Studie (Leipzig: Oswald Mutze, 1902). Первый английский перевод, сделанный М.Д.Эдером, появился в: Constance Long, ed., Collected Paperson Analytical Psychology (New York: Moffat, Yard; London: Валйге, Tindall and Cox, 1916.)) является наиболее обширным из обнародованных Юнгом сообщений о своих спиритичесских экспериментах, но, как показывает Элленбергер, оно явно противоречит описанию, данному Zumstein-Preiswerk. Юнг также обсуждает свой опыт с Хелен Прейсверк в начале семинара, проведенного на английском языке в 1925 г.: C.G.Jung, Analytical Psychology: Notes of the Seminar Given in 1925, ed. William McGuire (Princeton: Princeton University Press, 1989). История, рассказываемая Юнгом в MDR, явно фальшива и служит лишь для того, чтобы изменить общественное мнение относительно того, что он инициировал или был глубоко вовлечен в эти сеансы.
2 Ellenberger, Discovery, 687.
3 См. его статью "Швейцарская линия в европейском спектре" [1928] (CW
10). В оригинале: C.G.Jung, "Die Bedeutung der schweitzerischen Linie in Spektrum Europas", Neue Schweitzer Rundschau (Zurich) 34 (192: 1-11, 469-79.
4 См.: James Mearns, "Preiswerk, Samuel", in J.Julian, ed., A Dictionary of Hymology. (1907, reprint, New York: Dover, 1957), 2: 907-8; B.Pick, "Preiswerk, Samuel, Dr"., in John McClintock and James Strong, eds., Cyclopedia of Biblical, Theological and Ecclesiastical Literature. (New York: Harper and Brothers, 1879), 8:505. Относительно истории семьи Прейсверков на протяжении столетий, включая пятьдесят генеалогических таблиц, см. Ernst Schopf-Preiswerk, Die Basler Familie Preiswerk (Basel: Verlag Friedrich Reinhard, 1952), переизданную с дополнениями в 1961 и 1979 гг.
5 Aniela Jaffe, "Parapsychology", 2.
6 Zumstein-Pfeiswerk, C.G.Jungs Medium, 53. Все последующие переводы пассажей относительно самых первых сеансов взяты из этой работы, 53-58. Все эти переводы сделаны мной самим.
7 Об этих переменах см.: там же, 59-65.
8 Вводная информация о.многих из них имеется в книге: Alan Gauld, The Founders of Psychical Research (New York: Schocken, 196.
9 Johann C.F.Zoellner, Transcendental Physics: An Account of Experimental
Investigations, From the Scientific Treatises, trans. Charles Carlton Mas-sey (London: W.H.Harrison, 1880)
10 Immanuel Kant, Dreams of a Spirit-Seer and Other Related Writings, trans. John Manolesco (New York: Vantage, 1969), впервые появившаяся на немецком в 1776 г.
11 Arthur Schopenhauer, "Essay on Spirit-Seeing and Everything Connected
Therewith [1851]", in Parega and Paralipomena: Short Philosophical Essays, trans. E.F.J.Payne (Oxford: Clarendon Press, 1974), 1:282.
12 Ibid., 287.
13 Johann Heinrich Jung-Stilling, Theorie der Geister-Kunde (Nuremberg: Raw, 180. На английском языке эта книга появилась под названием Theory of Pneumatology, trans. Samuel Jackson (London: Longman, Rees, Orme, Brown, Breen and Longman, 1834).
14 Jung-Stilling, Theory of Pneumatology, 370-87.
15 Ibid., 371.
16 Ibid., 373.
17 Ibid., 225.
18 Justinius Kerner, Die Seherin von Prevorst, Eroffnungen tiber das innere
Leben des Menschen und uber das hereinragen einer Geisterwelt in die unsere, pt. 2 (Stuttgart: J.G.Gotta'scher, 1829). Первое английское издание: The Seeress of Prevorst; being relevations concerning the inner life of Man, and the interdiffusion of a world of spirits in the one we inhabit, trans. Mrs. Crowe (New York: Harper and Brothers, 1845).
19 Kerner, Seeress, 49.
20 Ibid., 20.
21 Ibid., 24.
22 Ibid., 26.
23 Ibid., 28.
24 Ibid., 119.
25 Публикация Die Seherin von Prevorst (в конце того же года) вызвала такой всплеск интереса, что Кернер даже основал журнал Blatter von Prevorst для того, чтобы публиковать сходные сообщения о спиритических и паранормальных феноменах по всей Европе. Это был, возможно, первый журнал, посвященный непосредственно парапсихологии. Гер-манн Гессе составил антологию из подборок из этих ранних публикаций, напечатанную под названием Blatter aus Prevorst: Eine Auswahl von Berichten uber Magnetismus, Hellsehen, Geistererscheinungen aus dem Kreise Justinius Kerners und seiner Freunde (Berlin: S.Fischer Verlag, 1926).
26 Zumstein-Preiswerk, C.G.Jungs Medium, 74.
27 C.G.Jung, The Zofingia Lectures, CW A, trans. Jan van Heurck (Prince-
ton: Princeton University Press, 1983). Юнг прочитал для этого общества пять лекций в период с ноября 1896 г. по январь 1899 г.
28 Camille Flammarion, Astronomie populaire (Paris: Marpon and Flammari-
on, 1881).
29 MDR, 104-6.
30 Jung, Analytical Psychology, 5-6.
31 По поводу раннего принятия Юнгом "витализма" и того, как он соединил
это понятие со спекуляциями относительно независимости человеческой души см.: C.G.Jung, "Some Thoughts on Psychology" [May 1897], in The Zofingia Lectures, 31, 38-40.
32 Zumstein-Preiswerk, C.G.Jungs Medium, 100.
33 В этом пункте я сильно расхожусь во мнении с Генри Элленбергером, который говоря, что Юнг "полностью осознал, что в ходе этих сеансов он имел дело вовсе не с голосами бестелесных существ, а скорее с проекциями бессознательного материала, т.е. с тем, что он называл "психологической реальностью"" (in Micale, Beyond the Unconscious, 304.) просто приписывает молодому студенту-медику менее искренние публичные высказывания более позднего Юнга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.