Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В одной ассоциации фиксируется одно информационное сообщение. 4 страница




 

· Сосредоточьте внимание на каком-либо одном помещении. Например, вспомните коридор в своей квартире. Мысленно обойдите коридор по периметру (всегда в одном направлении – по часовой стрелке) и вспомните 10 разных объектов.

 

 

· Проделайте то же самое в других помещениях вашей квартиры. Выделите по 10 образов в ванной комнате, на кухне, в маленькой комнате, в большой комнате.

 

В результате вы сможете последовательно вспоминать 50 образов. Вспоминаете 10 образов в коридоре, затем переходите к припоминанию 10-ти образов в ванной, затем вспоминаете 10 образов на кухне и так далее.

· Закрепите в памяти выделенные вами образы и их последовательность путем многократного ПРИПОМИНАНИЯ.

 

Важно!

Выделяемые вами зрительные образы НЕ ДОЛЖНЫ ПОВТОРЯТЬСЯ. Повторяться могут названия предметов.

Выделяйте образы, вспоминая их. Вам необходимо извлечь из мозга уже имеющиеся там связи.

Подбирайте такие образы, чтоб их них можно было бы в дальнейшем выделить еще пять других образов.

Применение.

Метод Цицерона применяется для формирования системы опорных (стимулирующих) образов. Система опорных образов формируется комбинацией разных методов запоминания последовательности. Образы, выделенные методом Цицерона, как правило, являются образами ПЕРВОГО УРОВНЯ в системе опорных образов. По аналогии с компьютером – это корневой каталог, через который вы выходите на другие опорные образы.

 

6.2 Прием свободных ассоциаций

 

Человек никогда не воспринимает объекты изолированно друг от друга. Многие объекты имеют постоянные взаимосвязи, которые фиксируются мозгом автоматически.

Например, чайная ложка обычно связана с чашкой. Чашка обычно находится на блюдце. На блюдце обычно лежит кусочек торта. Образ торта может вызывать в воображении образ коробки, в которой он продается. Образ коробки напомнит нам о витрине, где эта коробка лежала. И так далее.

Принцип приема свободных ассоциаций очень простой. Необходимо вспомнить последовательность образов, имеющих естественные взаимосвязи. Эта последовательность образов может быть использована в качестве опорных (стимулирующих) образов для запоминания информации.

 

 

Важно!

Выделяя образы приемом свободных ассоциаций, не следует перескакивать на образы, относящиеся к методу Цицерона. Либо образы, задействованные в приеме свободных ассоциаций, следует пропускать при выделении образов методом Цицерона.

Никакие опорные образы не должны повторяться. Даже если в вашей системе опорных образов будет сто тысяч образов, все они должны быть разными, уникальными, какими бы методами они ни получались.

Применение.

Прием свободных ассоциаций используется для расширения других методов запоминания. Когда необходимо быстро сформировать дополнительные опорные образы.

 

6.3 Выделение частей образа

 

Практически каждый предмет состоит из частей. Части предмета неразрывно связаны с самим предметом. И эти связи, воспринимаемые нами регулярно, автоматически фиксируются мозгом. Следовательно, прием выделения частей образа основан на естественных ассоциациях, то есть на связях, образованных естественным путем при восприятии объектов.

Выделять образы (подобразы) из объекта следует всегда в одинаковом порядке: слева направо или сверху вниз, как мы обычно пишем или читаем.

Каждый выделенный подобраз следует представлять в воображении отдельно и крупно.

Выделенные образы являются опорными (стимулирующими) образами. И, как любые другие опорные образы, они не должны повторяться.

 

 

 

Применение

Образы, выделенные этим приемом, как правило, являются конечными образами в системе опорных образов. Непосредственно к ним привязываются ассоциации, в которых закодированы конкретные запоминаемые сведения.

 

6.4 Прием "Цепочка"

 

При запоминании приемом «Цепочка» образы связываются парами. Относительные размеры образов в каждой паре одинаковые – большие.

В каждой паре образов необходимо четко различать первый и второй образ пары. Второй образ пары проникает в первый. Второй образ пары находится сверху. Второй образ пары находится справа.

 

 

Применение

Этот прием применяется для формирования коротких последовательностей опорных (стимулирующих) образов. Последовательность образов хорошо закрепляется путем многократного припоминания и используется для формирования систем опорных образов в комбинациях с другими методами запоминания последовательности.

Длинные последовательности образов в системе "Джордано" не используются, так как любая длинная последовательность будет разрушена со временем ("эффект стирания связей"). От длинной последовательности связей в мозге сохраняются лишь первые и последние элементы. Даже тогда, когда после запоминания последовательность воспроизводится безошибочно и полностью.

Запоминание длинной последовательности образов приемом «Цепочка» может использоваться при выполнении тренировочных упражнений, когда длительная сохранность связей не важна. В этом случае количество связываемых образов практически не ограничено – можно связать десятки и даже сотни образов.

 

6.5 Приём "Матрёшка"

 

При запоминании последовательности образов приемом "Матрешка" образы вкладываются друг в друга, как в знаменитой русской матрешке.

Относительные размеры соединяемых образов в каждой паре: большой + маленький.

В реальности соединяются маленький образ (представляемый крупно) и часть большого образа (представляется крупно).

 

 

 

 

 

 

Смысл этого приема заключается в следующем:

· каждый из соединяемых образов остается свободным, в дальнейшем на части этого образа можно записать другие образы (средние по размеру);

· запоминание последовательности образов приемом "Матрешка" стабилизирует образы в воображении при их припоминании. Следующая картинка не возникнет в воображении до тех пор, пока вы сознательно не увеличите часть первого образа пары.

Применение.

Этом прием используется для запоминания последовательности нескольких ассоциаций, когда ассоциации связываются между собою непосредственно, без вспомогательных стимулирующих образов.

Однотипные сведения таким образом собираются в информационный блок. И на стимулирующем опорном образе фиксируется сразу целый блок информации (список телефонных номеров, хронологическая таблица и пр.).

 

6.6 Запоминание под порядковыми номерами

Запоминание под порядковыми номерами практически не применяется при запоминании реальной учебной или бытовой информации, так как это противоречит основным принципам системы "Джордано", изложенным выше. Когда возникает необходимость нумеровать запоминаемые сведения (например, статьи конституции), применяется принцип нумерации образов образными кодами.

Напоминаю вам правила обращения с образными кодами. На образные коды ничего не записывается и образные коды нельзя связывать между собой.

Поэтому, описываемый ниже способ запоминания под порядковыми номерами вы можете использовать:

· для тренировки;

· для всякого рода демонстраций и фокусов;

· а также для оперативного временного запоминания.

Допустим, вам необходимо запомнить под порядковыми номерами следующее:

43 – волшебство

65 – богатство

78 – 706

87 – фокусы

503 – 773

Образы, обозначающие порядковые номера (43, 65, 78, 87, 503), представляются большими (основы ассоциаций, в нарушение основных правил запоминания). А образы, обозначающие запоминаемые слова или числа, представляются средними по размеру.

Для запоминания следует образовать связи между частью большого образа и средним образом.

Вспоминая порядковый номер (каждый человек без ошибок припоминает ряд чисел), вы вспоминаете образ, его обозначающий, и "снимаете" с него ранее запомненный образ.

Как отличить образы-слова от образов-чисел? Очень просто. Образы, обозначающие числа, необходимо хорошо заучить заранее. И тогда они легко узнаются.

 

 

Для долговременного запоминания нужной вам информации этот способ не годится. Образы, обозначающие числа нельзя использовать в качестве основ ассоциаций. Это грубая ошибка при запоминании.

Это один из методов запоминания в спортивной мнемотехнике. Когда быстро запоминаются большие объемы бессмысленной информации (числа, карты, слова и т.п.)

 

 

6.7 Запоминание в алфавитном порядке

 

В простейшем случае запоминание в порядке букв алфавита осуществляется также, как и запоминание под порядковыми номерами. Однако букв в алфавите мало и можно запомнить последовательно всего 30 единиц информации.

Практическая схема запоминания в алфавитном порядке представлена на рисунке. Для формирования системы опорных образов применяется комбинация нескольких приемов:

· образные коды букв русского алфавита;

· короткая последовательность произвольных образов (запоминается приемом "Цепочка");

· прием выделения частей образа (обычно выделяется 5 образов);

· сама запоминаемая информация (телефоны, например) предварительно формируется в ассоциацию; основа каждой ассоциации (каждый телефонный номер) фиксируется связью на части произвольного образа.

Такую алфавитную телефонную книжку можно произвольно расширять, увеличивая количество ячеек для информации. Для этого к последовательности произвольных образов при необходимости добавляются новые произвольные образы.

На редко встречающихся буквах образов будет мало. На часто встречающихся буквах – много.

Запомненные таким способом телефонные номера могут припоминаться последовательно, выборочно по буквам алфавита и без перебора, по любому элементу телефонного номера (фамилия, название или одно из чисел).

Разумеется, все образуемые связи должны тщательно закрепляться в мозге путем их многократной активизации (повторение по памяти).

 

 

 

6.8 Прием возврата

 

Для надежного долговременного сохранения связей в мозге, образные коды не должны связываться между собою.

Прием возврата – сочетание приемов "Цепочка" и "Выделение частей образа" – позволяет запоминать образные коды изолированно.

Этот прием применяется для долговременного запоминания сложных текстовых отрывков, содержащих большое количество часто повторяющихся образных кодов (двузначные и трехзначные числа, названия, имена и т.п.)

Образы, обозначающие точные сведения, запоминаются приемом "Цепочка". Как только встречается образный код, он связывается не с предыдущим образом, а с частью предыдущего образа.

Когда образные коды изолированы, связывание образов продолжается приемом "Цепочка"

 

 

Подробно применение этого приема будет рассмотрено при анализе техники запоминания фактографической информации.

 

6.9 Закрепленная последовательность

 

В качестве опорных образов можно использовать любые произвольно выбранные образы, удобные для запоминания.

Если к каждому из десяти образов, выделенных методом Цицерона, привязать короткую последовательность из пяти образов, связанных приемом "Цепочка", то вместо пяти опорных образов, вы получите 50 опорных образов.

Система опорных образов формируется заранее и хорошо закрепляется в мозге путем многократного повторения (по памяти).

Лучший способ закрепления опорных образов – это их использование для запоминания. Вы можете на сформированные опорные образы запоминать числа. Закреплять такую информацию не следует.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.