Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Следующий вид коммуникативной деятельности – деловые беседы.Особым видом деловых бесед являются переговоры. 1 страница




Деловая беседа как вид управленческой коммуникации с точки зрения подготовки и осуществления сложнее, чем выступление. Деловая беседа – это двухсторонняя коммуникация, где каждая сторона не только воздействует на другую, но и испытывает обратное влияние. Беседа предполагает большую, по сравнению с выступлением, неопределенность исхода и промежуточных реакций сторон. Это усиливает роль таких качеств у участников беседы как гибкость и острота ума, внимания и реакций.

Техника деловых бесед различается в зависимости от того, в качестве кого вы выступаете – посетителя в переговорах с руководителем или сами ведете беседу с подчиненным или посетителем.

Рассмотрим вначале случай, когда вы сами являетесь посетителем вышестоящего руководителя. В этом случае рекомендуется выполнение следующих этапов беседы:

1. Подготовительный – четкая проработка схемы поведения, жесткое фиксирование целей (зачем иду, кто человек, к которому иду, что могу предъявить в беседе с точки зрения положительных стимулов?).

2. Перед входом в кабинет – сделать 2-3 вдоха, на последнем вдохе сказать: "Я спокоен", на выдохе – "спокоен" и подумать что-то хорошее о человеке, к которому идешь.

3. Войти, поздороваться, назвать по имени, отчеству и сделать паузу. Желательно, чтобы беседу начал он, а не Вы. Не начинать беседу с вопроса, с которым пришли.

4. Если он спрашивает, с чем пришли, необходимо сказать такое, с чем он не смог бы не согласиться.

5. Можно приступить к основному вопросу. Если чувствуете, что собеседник собирается дать отрицательный ответ, то лучше отложить вопрос.

6. Независимо от результата беседы прощайтесь с упоминанием имени, отчества. На выходе, кстати скажите то, что для Вас главное.

7. После беседы задайте себе вопрос: что я достиг? В чем моя заслуга в решении вопроса? Если решение вопроса не достигнуто, то почему?

Рассмотрим технику проведения беседы при приеме посетителя. Процесс подготовки и проведения беседы в этом случае можно подразделить на следующие 5 стадий:

1. Подготовка к беседе,

2. Начало беседы,

3. Обмен информацией,

4. Аргументация и контраргументация,

5. Завершение беседы.

Коротко рассмотрим каждую из них.

Первая стадия – подготовка к беседе. Если беседа может оказать серьезное влияние на решение определенных деловых вопросов, необходима тщательная подготовка к ней. Необходимо четко определить, какие результаты ожидаются, каковы ограничения, за которые не должна выходить ваша позиция. Подробно узнать, кто ваш собеседник, его фамилия, имя, отчество, должность и другие необходимые сведения.

Вторая стадия – начало беседы. Эта стадия во многом определяет последующий разговор, поэтому в этой части необходимо решить три задачи:

1. установить психологический контакт с собеседником,

2. побудить интерес к обсуждаемым проблемам,

3. при необходимости перехватить инициативу.

Следующая стадия беседы – обмен информацией. На этом этапе происходит изложение позиций сторон по обсуждаемой проблеме. Причем, перейти к обсуждению основных вопросов должен тот, по чьей инициативе проводится беседа. Во время обмена информацией могут решаться следующие задачи:

· передача задуманной информации от вас собеседнику,

· выявление целей, мотивов и намерений собеседника по обсуждаемой проблеме,

· предварительное определение дополнительной аргументации и контраргументации.

Обмен информацией не должен превращаться в монолог, где один только говорит, а другой слушает.

После того как в процессе обмена информацией были изложены позиции сторон и уточнен их смысл, начинается, следующая стадия беседы – приводятся аргументы и контраргументы. Эффективность проведения беседы во многом зависит от умения применять методы аргументации и контраргументации. С этими методами вы можете познакомиться в рекомендованной вам литературе.

Последняя стадия – завершение беседы. На этой стадии необходимо закрепить в сознании собеседника результаты и общие решения, достигнутые в беседе. Если проблема не решена, не дан определенный ответ, то необходимо установить точный срок, когда будет дан ответ.

Успех беседы во многом зависит от того, насколько правильно поняты особенности характера своего собеседника и выбран правильный тон разговора с ним. Существует следующая классификация основных типов собеседников:

1. Вздорный человек. Такой собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. В ходе нее он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией он часто наводит собеседника на то, чтобы они не согласились с его утверждениями. По отношению к нему следует вести себя таким образом:

· обсудить с ним спорные моменты до начала общей беседы,

· оставаться хладнокровным,

· следить, чтобы решения формулировалось его словами (при вашем содержании),

· привлечь его на свою сторону, попытаться сделать из него позитивного участника беседы,

· в экстремальных случаях остановить беседу и продолжить ее после того, как вспыливший остынет.

2. Позитивный человек. Это самый приятный тип собеседника, добродушный, с ним можно спокойно вести беседу. По отношению к нему можно занять следующую позицию:

· вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных вопросов,

· в трудных и спорных вопросах и ситуациях искать помощь и поддержку у него,

· в определенные моменты его оберегать и опекать.

3. Всезнайка. Э тот собеседник думает, что он знает все наилучшим образом. Обо всем у него свое мнение, он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться следующих правил:

· во время беседы посадить его с компетентным и достаточно жестким человеком,

· напоминать ему, что и другим надо высказаться,

· дать ему возможность вывести и сформулировать промежуточные заключения,

· иногда задавать ему сложные специальные вопросы, в которых он не компетентен.

4. Болтун. Такой собеседник часто прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратит на свои выпады. Чтобы его нейтрализовать, необходимо:

· когда он начнет отклонятся в сторону, его нужно тактично остановить,

· посадить ближе к ведущему беседу или к другой авторитетной личности,

· в случае необходимости ограничить время отдельных выступлений и всей беседы.

5. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его не интересует. Поэтому нужно:

· задавать ему вопросы информативного характера,

· задавать ему стимулирующие вопросы,

· попытаться выяснить, что интересует его лично.

6. Важная птица. Этот человек не переносит критики, чувствует себя выше других. Поэтому нужно:

· не дать ему разыграть роль гостя,

· нужно незаметно предложить ему занять равноправное со всеми участниками беседы положение,

· не допускать никакой критики в адрес присутствующих или отсутствующих лиц.

7. Почемучка. Такой собеседник задает постоянно вопросы по существу и не по существу.

Как справиться с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:

· все его вопросы отправлять конкретным лицам,

· переадресовывать вопрос ему самому,

· на вопросы информационного характера отвечать сразу и кратко,

· сразу признать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ.

И, наконец, рассмотрим такой вид коммуникативной деятельности как телефонный разговор.

Современная деловая жизнь невозможна без телефона. Благодаря телефону повышается оперативность решения огромного количества вопросов. Но вместе с тем несоблюдение правил ведения служебных телефонных разговоров является одной из основных причин потерь рабочего времени руководителем.

Хотя телефонный разговор считается простым видом делового общения, но из-за плохой подготовки к разговору, неумения выделить в нем главное, лаконично и грамотно излагать свои мысли не всегда достигается эффект коммуникации.

Рассмотрим основные рекомендации по технологии телефонного разговора.

1. Подготовьтесь к разговору. Четко определите цель разговора. Продумайте содержание беседы. При необходимости зафиксируйте перечень вопросов на бумаге. Вспомните про другие вопросы, которые могут быть к тому же лицу. Предусмотрите возможную реакцию собеседника на вашу информацию.

2. Говорите лаконично. Разговор не должен выходить за пределы 5– 6 минут. Придерживайтесь следующей композиции телефонного разговора:

· взаимные представления (полминуты),

· введение собеседника в курс дела, информирование о цели звонка (до минуты),

· обсуждение обстоятельств, существа дела, достижение цели разговора (2 – 4 минуты). Один из приемов экономии времени с вашей стороны – закрытые вопросы, предполагающие односложные ответы собеседника (да, нет, не знаю),

· завершение разговора, прощание (полминуты).

Старайтесь не допускать отклонения собеседника от темы разговора.

3. Начинайте разговор с представления себя и своей организации или подразделения – и тогда, когда звоните вы, и тогда, когда звонят вам. Если ваш собеседник не представился сам, при необходимости поинтересуйтесь, с кем вы разговариваете. Это удобнее сделать в начале беседы.

4. Старайтесь выслушивать собеседника, не перебивайте его, но в то же время подтверждайте ваше участие краткими репликами.

5. Разговаривайте по телефону на том же уровне громкости, что при очной беседе, чтобы не мешать работе вашим коллегам или подчиненным.

6. Если вам звонят во время вашего разговора с посетителем или сотрудником, ваши действия могут быть такими:

· можно попросить позвонившего немного подождать, не вешая трубку (если ваш разговор посетителем близок к завершению или звонит младший по должности),

· можно попросить перезвонить через несколько минут,

· можно записать его телефон и перезвонить в удобное для вас обоих время.

7. Держите рядом с телефоном ручку и бумагу. Чтобы не упускать детали разговора, приучите себя делать пометки либо по ходу разговора, либо сразу после его окончания.

8. Инициатива окончания разговора принадлежит либо позвонившему, либо старшему по должности из говорящих.

И еще один момент следует отметить, следует ли использовать служебный телефон для личных разговоров? Следует ли разрешать личные телефонные разговоры в рабочее время? Какое решение вы бы приняли по этому вопросу, будучи руководителем?


 

 

Тема 14. Риск - менеджмент

Вопросы:

1. Понятие риска в бизнесе. Классификация видов риска.

2. Система управления рисками.

Литература:

 

1. Менеджмент: учебник./Под ред. Максимцова М.М., Игнатьевой А.Д.- М.,1998,гл.13.

2. Уткин Э.А. Курс менеджмента - М., 1998,с.295-326.

3. Общий курс менеджмента./Под ред. Прошкина Б.В.-М.,с.291-317.

4. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент - М.,1997.

 

1 Понятие риска в бизнесе. Классификация видов риска.

Современная рыночная среда невозможна без риска.

Предпринимательство без риска не бывает, он непременное и обязательное явление. Наибольшую прибыль, как правило, приносят операции с повышенным риском.

Поэтому основной задачей в бизнесе является не избежание риска, а предвидение его и снизить до возможно низкого уровня.

Риск - это вероятность потери организацией части своих ресурсов, недополучения доходов или появление новых расходов в результате осуществления определенной производительной и финансовой деятельности.

Риск - это историческая и экономическая категория.

Как историческая категория риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Она свидетельствует о том, что риск связан с ходом общественного развития. Риск как историческая категория возник на низшей ступени цивилизации.

По мере развития цивилизации появляются товарно-денежные отношения, и риск становится экономической категорией.

Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае свершения такого события возможны три экономических результата:

· отрицательный (проигрышный, ущербный, убыточный)

· нулевой

· положительный (выигрышный, выгодный, прибыльный).

Риск неразрывно связан с менеджментом. Ни один менеджер не в состоянии устранить риск полностью, но может в определенной мере управлять риском, снижать его до минимального уровня.

Как следует из определения, риск связан с вероятностью возникновения определенных потерь.

В предпринимательской деятельности выделяются следующие виды потерь:

· материальные,

· трудовые,

· финансовые,

· потери времени,

· социальные потери.

Материальные потери проявляются в непредусмотренных дополнительных затратах или прямых потерях оборудования, имущества, продукции, сырья, энергии и т.п. Каждый вид потерь имеет свои единицы измерения. Сводная величина потерь предусматривает использование стоимостного выражения.

Трудовые потери - это потери рабочего времени, вызванные непредвиденными обстоятельствами. Трудовые потери выражаются в человеко-часах или человеко-днях.

Финансовые потери - это прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг.

Финансовые потери могут быть также при недополучении и неполучении денег из предусмотренных источников, при не возврате долгов, неоплатой покупателя поставленной ему продукции и др..

Особые виды денежного ущерба связаны с инфляцией, изменения валютного курса рубля, дополнительным изъятием средств организаций в государственный или республиканский бюджет.

Потери времени - это замедление процесса предпринимательской деятельности по сравнению с плановым.

Прямая оценка таких потерь осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченного результата.

Чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное измерение, необходимо установить, к каким потерям дохода, прибыли могут приводить эти потери времени.

Социальные потери - это нанесению ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу.

Такие виды потерь трудно бывает определить в количественном, тем более стоимостном выражении.

Риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискованного события и принимать меры к снижению степени риска.

Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска.

Классификация рисков позволяет определить место каждого вида риска в их общей системе и использовать для управления им наиболее эффективные, соответствующие этому виду способы и приемы.

В зависимости от возможного результата решения риски можно подразделить на 2 группы:

· чистые,

· спекулятивные (Рис.1)

Чистые риски означают возможность получения отрицательного и нулевого результата. К этим рискам относят:

-природные

-экологические

-политические

-транспортные

-часть коммерческих рисков (производственные, торговые)

Спекулятивные риски выражающиеся в возможности получения как положительного так и отрицательного результата. К этим рискам относят финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.

Природные риски - это риски, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясение, наводнение, буря, пожар, и т.д.

Экологические риски - риски, связанные с загрязнением окружающей среды.

 


 

Рис.1. Схема классификации рисков.

 

Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства.

Транспортные риски - риски, связанные с перевозками грузов транспортом.

Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. В соответствии с видами предпринимательской деятельности эта группа рисков делится на производственные, торговые и финансовые риски.

Производственный риск - это вероятность убытков или дополнительных издержек, связанных со сбоями или остановками производственных процессов, нарушением технологии и др.

Торговый риск - риск убытков или неполучения доходов из-за не выполнения одной из сторон своих обязательств по договору, например, в результате не поставки, задержки платежей и др.

Финансовый риск - связан с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств). Они подразделяются на 2 вида:

-риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляцион­ный и валютный риски)

-инвестиционные риски (т.е. риски, связанные с вложением капитала)- это риски упущенной выгоды, риски снижения доходности и риски прямых финансовых потерь.

Как уже отмечалось, риск является обязательным элементом любой экономики.

Появление риска как части экономического процесса является объективным экономическим законом.

Вложение капитала и риск всегда взаимосвязаны.

Хозяйствующие субъекты и граждане, осуществляющие вложения капитала, по отношению к степени риска подразделяются на:

· предпринимателей - тех, кто вкладывает свой собственный капитал при определенной степени риска;

· инвесторов - тех., кто является посредником в финансировании капиталовложений;

· спекулянтов - тех, кто готов идти на определенный, заранее рассчитанный риск;

· игроков - тех, кто готов идти на любой риск.

Риск присущ любым видам вложений капитала.

Но существует капитал, значение которого прямо означает «идти на риск»- это венчурный капитал.

Венчурный капитал или рисковые инвестиции - это инвестиции в форме выпуска новых акций, производимых в новых сферах деятельности, связанных с большой степенью риска.

Венчурный капитал содержит в себе разные формы приложения капитала: ссудного, акционерного, предпринимательского.

 

2 Система управления рисками

Большинство решений в менеджменте носит многовариантный, вероятностный характер.

Поэтому ошибки и просчеты являются обычным явлениям.

Но разрабатывая решения и делая экономические оценки, менеджер должен учитывать возможный риск и принимать меры для снижения его уровня. В этом заключается сущность управления риском или риск-менеджмента.

 

Риск-менеджмент - это система управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

Риск-менеджмент как система управления состоит из 2-ух подсистем: управляемой подсистемы (объект управления) и управляющей (субъект управления).

Объект управления в риск-менеджменте - это рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска- отношения между партнерами, конкурентами, заемщиками и кредиторами и др..

Субъект управления в риск-менеджменте- это специальная группа людей, которая осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.

Управление рисками в настоящее время становится одни из видов профессиональной деятельности в области менеджмента.

В штате успешно функционирующих на рынке организаций вводится особая должность - менеджер по риску (риск-менеджер), в обязанности которого входит обеспечение снижения всех видов риска.

Риск-менеджмент как система управления включает следующие направления деятельности:

1. выработку целей риска и рисковые вложения капитала;

2. установление степени и величины риска;

3. выбор стратегии управления риском;

4. выбор методов управления рисками.

 

1. Цель риска- это результат, который необходимо получить, им может быть выигрыш, прибыль, доход.

Цель рисковых вложений капитала- это получение максимальной прибыли.

Любое действие, связанное с риском, всегда целенаправленно. Цели риска и рисковых вложений капитала должны быть сопоставленными с риском и капиталом.

2. Управление риском означает также установление степени риска.

Для оценки степени риска выделяются определенные зоны риска в зависимости от ожидаемой величины потерь (Рис.2)

 
 


 

выигрыш потери

 

Безрисковая Зона допусти- Зона критиче- Зона катастро-

зона мого риска ского риска фического

риска

 

0 расчет- расчет- собственный

ная прибыль ная выручка капитал

Рис.2.

 

Область в которой потери не ожидаются, т.е. экономический результат хозяйственной деятельности положительный, называется безрисковой зоной

Зона допустимого риска- область, в пределах которой величина вероятных потерь не превышает ожидаемой прибыли, следовательно, коммерческая деятельность имеет экономическую целесообразность. Границы зоны допустимого риска соответствуют уровню потерь, равному расчетной прибыли.

Зона критического риска- это область возможных потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли вплоть до величины полной расчетной выручки (сумма затрат и прибыли). Здесь предприниматель рискует не получить никакого дохода и понести прямые убытки в размере производственных затрат.

И, наконец, зона катастрофические риска- область вероятных потерь, которые превосходят критический уровень и могут достичь величин, собственного капитала организации.

Катастрофический риск может привести организацию или предпринимателя к краху и банкротству.

 
 

Наглядное представление об уровне риска дает график зависимости вероятности потерь от их величин - кривая риска (Рис.3).

 

На этом графике на кривой распределения вероятностей получения потерь нанесены граничные точки риска: Д, К и Кт, отражающие допустимый, критический и катастрофический риск, то получаем распределение вероятности возникновения рисков.

В среднем для зоны допустимого риска вероятность возникновения такой ситуации возможна в 70 случаях из 100, для зоны критического риска- в 40 случаях из 100 и для зоны катастрофического риска- в 20 случаях из 100.

Из этого видно, что любое экономическое решение, связанное с получением прибыли, имеет определенную степень риска.

Данное направление предусматривает также установление величины стоимости риска.

Под стоимостью риска понимаются фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий.

3.Следующее направление деятельности в риск-менджменте- выбор стратегии управления риском.

Стратегия риск-менеджмента- это управление риском в не­определенной хозяйственной ситуации, основанное на прогнозировании риска и приемов его снижения.

Стратегия риск-менеджмента включает правила, на основе которых принимаются рисковые решения и способы выбора варианта решения.

К ним относятся:

а). Максимум выигрыша. Сущность этого правила заключается в том, что из возможных вариантов рисковых вложений капитала выбирается вариант, дающий наибольшую эффективность результата (доход, прибыль) при минимальном или приемлемом доя инвестора риске.

ПРИМЕР: Владелец груза стоимостью 10 млн. руб. решает перевести его автотранспортом. Он знает, что в результате аварии он может потерять груз: вероятность аварии - 0.05, страховой тариф при страховании груза - 3% от страховой суммы.

С учетом этих данных, вероятность перевозки груза без аварии равна: 1-0,05=0,95

Затраты на страхование груза составляют: (3*10)/100=0,3 млн. руб.

При страховании выигрыш владельца груза составляет:

0,05*10+0,95*(-0,3) = 0,215 млн. руб.

При отказе от страхования убытки составляют:

0,05*(-10)+0,95*0,3=0,215 млн. руб.

 

б). Оптимальная вероятность результата. Сущность этого правила состоит в том, что из возможных решений выбирается то, при котором вероятность результата является приемлемой для менеджера.

ПРИМЕР: Имеется 2 варианта рискового вложения капитала.

По 1-му варианту ожидается получить прибыль 1 млн. руб. при вероятности 0,9.

По 2-му варианту ожидается получить прибыль 1,8 млн. руб. при вероятности 0,7. Сопоставление результатов этих вариантов показывает, что по 2-му варианту сумма больше на 80%, а вероятность ее получения ниже на 20%, чем в 1-ом варианте. Расчет показывает, что предпочтительным является 2-ой вариант:

1 млн. руб.*0,9= 900 тыс. руб.

1,8 млн. руб. *0,7=12,6 млн. руб.

На практике это правило обычно сочетается с третьим правилом.

 

в) Оптимальная колеблемость результата. Сущность его заключается в том, что из возможных решений выбирается то, при котором вероятности выигрыша и проигрыша для одного и того же рискового вложения капитала имеют небольшой разрыв, т.е. наименьшую величину дисперсии, среднего квадратического отклонения, вариации.

ПРИМЕР: Имеем 2 варианта рискового вложения капитала. В первом варианте с вероятностью 0.6 можно получить доход 1 млн. руб. и с вероятностью 0.4 (1-0.6) получить убыток 0.6 млн. руб.

Во втором варианте с вероятностью 0.8 можно получить доход 2 млн. руб. и с вероятностью 0.2 (1-0.8) получить убыток в 1.5 млн. руб.

Средний ожидаемый доход составляет:

I вариант: 0.6 * 1 + 0.4 (-0.6) = 0.36 млн. руб.

II вариант: 0.8 * 2 + 0.2 (-1.5) = 1.3 млн. руб.

На первый взгляд более доходным является 2 вариант, так как при нем доходность на 261% выше, чем при первом варианте

((1.3 - 0.36 / 0.36) * 100 = 261%)

Однако, углубленный анализ показывает, что 1-й вариант имеет преимущества перед вторым вариантом:

1. Меньше разрыв показателей вероятности результата:

I вариант - 0.6 - 0.4 х 100 = 50%

0.4

II вариант - 0.8 - 0.2 х 100 = 300%

0.2

2. Незначительный разрыв вероятности выигрыша, т.е. получения дохода.

I вариант: 0.6

II вариант: 0.8, т.е. всего на 25% (100 - (0.6/0.8) х 100)

 

Меньше темп изменения вероятности и суммы убытка по сравнению с темпом изменения вероятности и суммы дохода:

Так, во 2-м варианте по сравнению с первым при росте вероятности дохода с 0.6 до 0.8 (на 33%) - 0.8 - 0.6 х 100 = 33%, сумма дохода возрастает

0.6

на 100% (с 1 до 2 млн. руб.). В то же время при снижении вероятности убытка на 100% (с 0.4 до 0.2) сумма убытка увеличивается на 150% (с 0.6 до 1.5 млн. руб.)

г). Оптимальное сочетание выигрыша и величины риска. Сущность правила заключается в том, что менеджер оценивает ожидаемые величины выигрыша и риска (проигрыша, убытка) и принимает решение вложить капитал в то мероприятие, которое позволяет получить ожидаемый выигрыш и одновременно избежать большого риска.

ПРИМЕР: Имеются 2 варианта рискового вложения капитала.

I вариант: доход 10 млн. руб., убыток - 3 млн. руб.

II вариант: доход 15 млн. руб., убыток - 5 млн. руб.

Соотношение дохода и убытка позволяет сделать вывод в пользу принятия I варианта вложения капитала, так как по 1-му варианту на 1 руб. убытка приходится 3.33 руб. дохода (10/3), по второму - 3.0 дохода (15/5). Таким образом, если соотношение дохода и убытка по 1-му варианту составляет 3.3:1, то по второму - 3:1. Делаем выбор в пользу I варианта.

4.Четвертая составляющая риск-менеджмента - выбор методов управления рисками.

Методы управления рисками можно разделить на 2 основных вида, которые отличаются целями и инструментами воздействия:

1. методы предупреждения и ограничения риска;

2. методы возмещения потерь.

Методы предупреждения и ограничения риска имеют цель снизить уровень риска. К ним относятся:

- предварительная экспертиза вариантов принимаемого решения и оценка соответствующих уровней риска;

- лимитирование риска - установление предельных сумм издержек, связанных с определенным решением;

- диверсификация рисков, например: инвестирование капитала организаций в различные виды деятельности (рекомендуется не менее 12 компаний); инвестирование в различные виды ценных бумаг (оптимальной величиной является 8-20 бумаг); оптимизация структуры инвестиционного портфеля (1/3 - крупные фирмы, 1/3 - средние, 1/3 - мелкие); дублирование поставщиков (как минимум 2 поставщика, а лучше 3-4); сбыт товаров и услуг на нескольких рыночных сегментах (различные категории потребителей, клиентов, разные регионы) и др.

- Ориентация на среднюю норму прибыли (или доходность), так как погоня за более высокой прибылью значительно увеличивает риск.

Существуют и другие методы данной группы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.