КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции почв
І. Биогеоценотические – объединены в несколько групп по основным контролирующим их свойствам почв. 1. Физические функции: o жизненное пространство o жилище и убежище o опорная функция o функция сохранения и депо семян 2. Химические и биохимические функции: o источник питательных элементов и соединений o депо элементов питания, энергии и влаги o функция стимулятора и ингибитора биохимических и других процессов 3. Физико-химические функции: o сорбция тонкодисперсного вещества, поступающего из атмосферы, с боковыми и грунтовыми водными потоками и растительным опадом o сорбция почвенным мелкоземом микроорганизмов, обитающих в почве o функция стимулятора и ингибитора биохимических и других процессов 4. Информационные функции: o функция сигнала для сезонных и других биологических процессов o регуляция численности, состава и структуры биогеоценоза o пусковой механизм некоторых сукцессий o «память» биогеоценоза (ландшафта) Биогеоценоз – это экосистема в границах фитоценоза. 5. Целостные функции: o трансформация вещества и энергии o санитарная функция o функция защитного и буферного экрана В целом все перечисленные функции прямо или косвенно определяют почвенное плодородие. ІІ Глобальные – входят функции, реализуемые почвенным покровом в его взаимодействии с литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой. 1. Литосферные: o защитный слой литосферы o источник вещества для формирования пород и полезных ископаемых o передача аккумулированной солнечной энергии и вещества в недра Земли 2. Гидросферные: o роль в круговороте воды, регулировании водного баланса 3. Атмосферные: o фактор формирования и эволюции газового состава атмосферы o источник и приемник твердого вещества и микроорганизмов атмосферы 4. Общебиосферные: o среда обитания организмов суши o связующее звено биологического и геологического круговорота В основе генетического почвоведения, созданного В.В. Докучаевым, лежит два фундаментальных принципа: 1. Почва, есть самостоятельное естественно-историческое природное тело, объективно отличающиеся от других природных тел строением, свойствами, законами образования (генезисом) и функционирования. 2. Почва как природное тело является функцией взаимодействия факторов – почвообразователей во времени. Однако еще В.В. Докучаеву и его ученикам было ясно, что связь почвы со средой осуществляется благодаря почвообразовательным процессам, постепенно превращающему исходный геологический субстрат в почву. Так, почти одновременно с учением о почве родилось учение о почвообразовательном процессе как передаточном «механизме» от факторов среды к свойствам почв. Только в 60-70-е годы двадцатого века произошло окончательное осознание, что процессы – необходимое звено в докучаевской формуле: свойства почв ← факторы почвообразования В качестве фундаментальной формулы почвоведения в 1973-1975 гг. Герасимов И.П. предложил использовать триаду: свойства почв ← процессы ← факторы почвообразования
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |