КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение машиностроения в отраслевой структуре промышленности
Сущность, структура и характерные особенности машиностроительной отрасли в России. Курс лекций
Автор-разработчик Лютова И.И. Москва 2004 Содержание
1. Сущность, структура и характерные особенности машиностроительной отрасли в России…………………………………………………………...4 1.1. Значение машиностроения в отраслевой структуре промышленности…………………………………………………………...4 1.2. Факторы отраслевой структуры, специализации и формы организации машиностроительного производства………………………8 1.3. Динамика пропорций и тенденции совершенствования отраслевой структуры…………………………………………………….19 2. Управление формами общественной организации и размещением предприятий……………………………………………………………….29 2.1. Сущность, формы и показатели концентрации производства…..29 2.2. Централизация, децентрализация и делегирование полномочий в управлении………………………………………………………………...33 2.3. Департаментизация и кооперация………………………………...39 2.4. Централизация и децентрализация………………………………..48 2.5. Дифференциация и интеграция……………………………………51 2.6. Экономическая эффективность концентрации производства в промышленности……………………………………………………….. 56 2.7. Оптимальные размеры предприятий и размещение отраслей промышленности………………………………………………………….62 2.8. Показатели эффективности размещения предприятий машиностроительной отрасли…………………………………………...71 3. Функционирование машиностроительной отрасли и ее субъектов в рыночной экономике…………………………………….………………..74 3.1. Классификация продукции машиностроительной отрасли…………………………………………………………………….74 3.2. Количественная оценка конкурентоспособности машиностроительной продукции………………………………………..82 3.3. Рыночная конъюнктура и конкурентоспособность продукции…90 4. Отрасль, фирма, предприятие в различных типах конкурентной среды……………………………………………………………………….92 4.1. Совершенная конкуренция………………………………………...92 4.2. Монополистическая конкуренция и эффективность фирмы……94 4.3. Поведение фирмы на олигополистическом рынке……………..103 4.4. Ценовая дискриминация…………………………………….……115 4.5. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта………………………………………………………………….121 4.6. Показатели монопольной власти…………………………...……128 5. Организационно – производственные основы выпуска продукции…132 5.1. Основные организационно – правовые формы предприятий….132 5.2. Производственная структура предприятий машиностроительной отрасли..………………………………………………………………….140 5.3. Структура и организация производственного цикла………..….146 5.4. Организация поточных и автоматизированных методов производства……………………………………………..………………152 6. Тенденции и перспективы развития машиностроительной отрасли...159 6.1. Научно-технические перспективы развития машиностроения..159 6.2. Планирование технического развития предприятий в отрасли..163 6.3. Инновационная и инвестиционная политика…………….……..167 6.4. Совершенствование системы оплаты труда как фактора социальной стабильности……………………………………………….174 6.5. Промышленная политика – инструмент перехода к экономическому росту…………………………………………………..179 Список использованных источников……………………………………...189
За последние годы в России проделана огромная работа по перестройке всей политической и экономической жизни, осуществлению радикальной реформы хозяйственного механизма. К сожалению, непродуманность осуществления этой реформы привела экономику страны к затяжному кризису. Этот кризис затянулся на долгих девять лет и лишь начиная с 1999 года ситуация стала меняться в лучшую сторону. ВВП страны в 1999 г. вырос на 5,4 %, в 2000 г. - на 9, в 2001 г. - на 5, в 2002 г. — на 4,3 %, т.е. за четыре последних года ВВП увеличился примерно на 1/4. Если к этому прибавить прирост около 6 % в 2003 г., то за 1999-2003 гг. ВВП страны должен возрасти примерно на 32 %. Но даже с учетом его роста к концу 2003 г. мы достигли лишь 70% уровня ВВП 1990 г. Достигнутые в течение последних пяти лет успехи в экономическом развитии позволили отодвинуть нашу страну от края, на котором мы оказались в результате беспрецедентного для мирных лет российской истории падения производства в 90-е гг. Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50 %, в Германии - 48, в Швеции - 42, в США - 40, во Франции - 38, в Великобритании - 36 %. Машиностроительный комплекс России производит лишь около 21 % промышленной продукции. Машиностроительный комплекс (МК), включающий в себя соответственно машиностроение и металлообработку, ремонтное производство, а также малую металлургию, является материальной базой технического перевооружения. От него в решающей степени зависит производительность общественного труда, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Предприятия этой отрасли очень тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отраслей хозяйства. Главная задача машиностроения - обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий. Актуальны также углубление специализации и расширение кооперирования производства; развитие предприятий сборочного и механосборочного типов, специализированных заводов по изготовлению деталей, агрегатов, заготовок отраслевого и межотраслевого назначения; ускорение обновления основных производственных фондов; повышение эффективности использования действующих и значительное сокращение сроков создания и освоения вводимых производственных мощностей Большинство задач, поставленных жизнью перед этим стержневым, структурообразующим сектором экономики, не было выполнено. Как и в других отраслях, в МК в 1990-2002 г. произошел значительный спад производства большинства видов станков, электромашин, электродвигателей, автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, оборудования для легкой и пищевой промышленности, медтехники, запчастей к машиностроительной продукции. По оценкам Госкомстата России, сокращение физических объемов машиностроительной продукции в 2002 г. по сравнению с 1990 г. составило 43 %. Среди основных причин падения научно-технического уровня продукции машиностроения: • отказ от государственной поддержки передового производства в рамках соответствующих программ, снятие государственных дотаций; • сокращение госзаказов на эти виды оборудования. Сейчас заметно снижение и до этого невысокой доли экспорта машин и оборудования (в 80-е годы экспортировалось только 3 % изделий машиностроения, да и то по демпинговым ценам, чаще всего в страны третьего мира). Все это говорит о чрезвычайно низком научно-техническом уровне нашего машиностроения. В 1997—2002 гг. осуществлялось: — расширение производства современного технологического оборудования, в первую очередь для отраслей ТЭК и обрабатывающих отраслей; — совершенствование структуры выпуска автомобилей; — развитие производства конкурентоспособного оборудования и инструментов; — расширение ассортимента транспортных средств, строительно-дорожных машин, сельскохозяйственной техники; — снижение издержек во всех отраслях машиностроительного производства. В результате реализации этих мероприятий правительством, произошла стабилизация производства в 2000 г. и начало роста по целому ряду видов продукции. Один из основных путей решения многих проблем машиностроения - это развитие внутреннего рынка машиностроительной продукции. Особенность российского производственного сектора состоит в том, что в нем доминируют естественные монополии или олигополии, в основном сырьевой направленности, которые являются одновременно и финансовыми монополистами в силу развитого у них экспортного потенциала. Без их заказов машиностроение России не может развиваться нужными темпами. Основными направлениями технологической модернизации предприятий машиностроительного комплекса на ближайшее время будут: • развитие новых технологий, в первую очередь, энерго- и ресурсосберегающих, способствующих повышению конкурентоспособности машин и оборудования; • приведение структуры производства в соответствие с требованиями рынков; • формирование крупных структурообразующих объединений, холдингов и корпораций, имеющих повышенную финансовую устойчивость и способных к саморазвитию; • увеличение темпов обновления и ввода новых основных фондов на устойчиво работающих предприятиях; • создание федеральных научных центров высоких технологий, объединяющих вокруг себя научные, производственные и финансовые организации для образования самоподдерживающихся и саморазвивающихся корпоративных систем. Ниже (таблица 1) представлены некоторые результаты работы машиностроения и металлообработки.
Таблица 1. Основные показатели работы машиностроения и металлообработки
* С 1995 г. — по данным бухгалтерской отчетности.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |