Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нестратегические барьеры входа в отрасль




Индекс Херфинд

Индекс Херфиндаля — Хиршмана (англ. Herfindahl-Hirschman index) (также известен, как Индекс Герфиндаля — Гиршмана) используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.

HHI = S 21+ S 22+...+ S 2 n,

где S 1, S 2 — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли

В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс Херфиндаля — Хиршмана будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями H =502+502=5000, для 100 фирм с долей в 1% H =100. Индекс Херфиндаля — Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.

Индекс Херфиндаля ограничен сверху 10000 (причем это значение достигается только в случае чистой монополии одной фирмы) и 10000 n снизу, где n — количество фирм в отрасли (причем данное значение достигается в случае равного распределения долей продаж между фирмами в отрасли)[1].

С 1982 г. в США HHI законодательно сделан важным показателем при оценке допустимости слияний и поглощений в рамках «антитрестовского» законодательства: при HHI<=1000 слияния и поглощения допускаются беспрепятственно; при 1000< HHI <=1800 — требуется проверка Департамента юстиции; при 1800<HHI слияния и поглощения допускаются, если ΔHHI<=50, и требуется проверка Департамента юстиции, если Δ HHI>100[ источник не указан 1718 дней ].

Коэффициент Херфиндаля — Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям коэффициентов концентрации (CR) и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:

I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% < CR < 100%; 1800 < HHI < 10000

II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 45% < СR < 70%; 1000 < HHI < 1800

III тип – низкоконцентрированные рынки: при CR < 45%; HHI < 1000

Барьеры для входа, вызванные возрастающей экономией от масштаба, связаны с понятием минимального эффективного размера (MES - minimum efficient size) - объема выпуска, при котором возрастающая экономия от масштаба меняется на постоянную (убывающую), и фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних затрат (рис. 4, 5).

Показатель минимально эффективного размера обычно измеряется в долях рыночного объема.

Рис. 2. Естественная монополия: экономия от масштаба при любом объеме. Рис. 3. Естественная монополия: экономия от масштаба при ценах спроса, превышающих затраты.
Рис. 4. Минимально эффективный выпуск при L -образной кривой затрат. Рис. 5. Минимально эффективный выпуск для U -образной кривой средних затрат длительного периода.

Число фирм, действующих в отрасли в состоянии долгосрочного равновесия, будет равно отношению объема рыночного спроса при цене, равной минимальному значению долгосрочных средних затрат к минимально эффективному размеру (при условии, что производственная функция и структура затрат всех фирм в отрасли идентичны):

где Qd - объем рыночного спроса при цене, равной минимуму долгосрочных средних затрат; q* - минимально эффективный размер фирмы.

Если в отрасли окажется число фирм, большее n, по крайней мере часть из них будет производить товар с затратами, большими минимального значения долгосрочных средних затрат, причем ценовая конкуренция между ними приведет к снижению цены до уровня минимальных средних затрат, так что некоторые фирмы будут терпеть убытки и будут вынуждены прекратить производство.

Возрастающая экономия от масштаба служит барьером для входа в отрасль, однако знания о наличии возрастающей экономии от масштаба недостаточно для того, чтобы делать вывод о высоте барьеров для входа в отрасль. Необходима дополнительная информация - о разнице между уровнем средних затрат крупных и мелких фирм в отрасли. Чем выше эта разница, тем существеннее барьеры для входа, вызванные возрастающей экономией от масштаба.

Дополнительной информацией, необходимой для вывода о высоте барьеров для входа в отрасль, служит показатель преимущества в затратах7 - отношение средней величины добавленной стоимости на одного работающего крупных предприятий (входящих в первый дециль выборки, ранжированной по убыванию объема выпуска) к соответствующему показателю для мелких предприятий (принадлежащих к последнему децилю выборки) отрасли. Исследования Р. Кейвза и соавторов8 привели к выводу, что высокий минимально эффективный размер выпуска лишь тогда создает существенные барьеры для входа в отрасль, когда показатель преимущества крупных предприятий в издержках выше 1.25.

Использование показателя преимущества в затратах исключает типичную ошибку эмпирических исследований - отождествление высокого показателя минимально эффективного размера с показателем уровня концентрации.

Показатель минимально эффективного размера служит важной характеристикой рыночной структуры. Минимально эффективный размер определяется технологией производства товара. В эмпирических исследованиях минимально эффективный размер можно условно отождествлять с производственной мощностью предприятия (или с существенной долей производственной мощности, например 90%). В этом случае важнейшим показателем, свидетельствующим о характере экономии от масштаба, является коэффициент использования производственной мощности. Низкое значение этого показателя свидетельствует о том, что фирма не полностью использует возможности, заложенные в проектной технологии предприятия, что проявляется, как правило, в возрастающей экономии от масштаба. Если коэффициент использования производственной мощности низок, высока вероятность ценовой конкуренции между фирмами-продавцами. Наоборот, при высоком значении коэффициента использования производственной мощности можно сделать вывод о постоянной или убывающей (во всяком случае, не возрастающей) экономии от масштаба.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.