Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс экономической теории под ред. Чепурина, Киселевой 3 страница




(1) QD = a – b*P

Полученная кривая иллюстрирует закон спроса, который можно сформулировать следующим образом; если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Об исключениях из этого правила см. Инверсия кривой спроса: эффекты Гиффена и Виблена.

Если теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов, или со стороны предложения, то заметим обратную картину. Чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара (рис. 7).

Рис. 7. Кривая предложения

Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако было бы неправильно представить их как раз и навсегда данные. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. В связи с этим важно различать величину спроса и сам спрос, а также величину предложения и само предложение. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спроса, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. Так в жаркие летние месяцы возрастает спрос на прохладительные напитки и мороженое. В этом случае будем двигаться не по кривой D1 а произойдет сдвиг кривой в новое положение D2 (рис. 8).

Рис. 8. Сдвиг кривой спроса

Главный фактор, воздействующий на предложение, – издержки производства. Поэтому, если в результате использования достижений технического прогресса или, применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий удается снизить издержки производства, кривая предложения S, смещается вправо (рис. 9). К сдвигу кривой предложения приводят также и изменения в налогообложении: повышение налогов, которые уплачивает производитель, приводит к сдвигу кривой предложения влево, а снижение налогов – к сдвигу кривой вправо.

Рис. 9. Сдвиг кривой предложения

На каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить кривые спроса и предложения (рис. 10). В точке встречи Е спрос количественно равен предложению (Q1) и цена Р1 выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия.

Рис. 10. Цена равновесия

При более высокой цене Р2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF) и возникает дефицит товара на рынке. В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх. Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж – такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. В точке равновесия экономическое движение прекращается.

Анализ закономерностей изменения спроса и предложения и механизма образования цены равновесия дает возможность более полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшее условие нормального функционирования рыночного механизма и достижения общего равновесия. Экономическая свобода подразумевает, во-первых, свободу предпринимательства; во-вторых, свободу выбора продавцов и покупателей, т.е. свободу торговли; в-третьих, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения; в-четвертых, свободу ценообразования.

Эластичность спроса и предложения.

То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены (рис. 11). Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены. Основным моментом, на который нужно обратить внимание, является общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продавцам. Общая выручка, или валовой доход, продавца всегда равна цене, умноженной на количество проданного товара, или произведению Р*Q. На рис. 11а представлен случай, когда падение цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая выручка не изменилась. На рис. 11б снижение цены в 3 раза сопровождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и общая выручка сократилась. Другая ситуация представлена на рис. 11в. Выручка возрастает, потому что объем спроса вырос больше, чем упала цена.

Рис. 11. Эластичность спроса

Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены представляет собой отношение изменения объема спроса к вызвавшему его изменению цены:

Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса, так что общая выручка остается неизменной (рис. 11а), мы говорим о единичной эластичности спроса (ЕD= 1). Когда снижение цены вызывает меньший рост объема спроса (рис. 11,), спрос неэластичен (ЕD < 1). Когда снижение цены вызывает больший рост величины спроса (рис. 11в), мы говорим об эластичном спросе (ED > 1). Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной; однако в экономической теории принято пользоваться абсолютным значением этого показателя, не принимая во внимание знак «минус». Например, повышение цен на яблоки на 10% вызвало уменьшение величины спроса на 5%. Коэффициент эластичности равен: –5% / 10% = –0,5. Но нас будет интересовать абсолютное значение, которое равно 0,5.

На степень эластичности спроса влияет целый ряд факторов: наличие товаров-субститутов (т. е. взаимозаменяемых товаров, например, чай и кофе), размер дохода потребителя, качество товара, удельный вес товара в бюджете потребителя, является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости, ожидания потребителя и т.д. Помимо товаров-субститутов, существуют и товары-комплементы (взаимодополняемые товары, например, пылесосы и мешки для сбора пыли). Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью.

Одним из важных факторов, влияющих на спрос, является уровень доходов. При изменении доходов спрос на товары изменяется по-разному. В связи с этим мы говорим об эластичности спроса в зависимости от дохода:

где Е – коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода, Q – величина спроса, а I – доход покупателей.

На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спросом на разные товары можно построить график «доход–расходы» для отдельного блага (при предположении, что цена блага остается неизменной). Такие графики называют кривыми Энгеля (рис. 12).

Рис. 12. Кривые Энгеля: для нормальных товаров (кривая Е1), предметов роскоши (кривая Е2) и низкокачественных товаров (кривая Е3); по оси абсцисс откладывается уровень дохода I, а по оси ординат – расходы на потребление данного блага С

Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены.

Говоря об эластичности спроса и предложения, т е. о том, насколько при изменении цены изменяются спрос и предложение, мы должны иметь в виду, что эти изменения происходят во времени и, следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Особенно большое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен, должен пройти определенный промежуток времени.

Предположим, спрос на какой-либо товар вырос. Поскольку предложение этого товара сразу возрасти не сможет, ситуация мгновенного равновесия будет характеризоваться лишь повышением цены (рис. 13а). Кривая предложения представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, и сдвиг кривой спроса в положение D2 увеличивает цену равновесия до Р2. В условиях краткосрочного равновесия (рис. 13б) число предприятий, работающих на данном рынке, еще не меняется. Однако предложение несколько увеличивается, и кривая S2 становится наклонной, поскольку предприниматели могут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. В этом случае объем предложения возрастает до Q3, а цена равновесия Pz становится ниже.

Наконец, когда рассматриваем длительное равновесие (рис. 5.9в), предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Высокие цены позволили создать новые мощности, в отрасль пришли новые предприниматели, объем предложения вырос до Q4, а цена равновесия еще более снизилась.

Рис. 13. Согласование спроса и предложения с учетом фактора времени

С понятием эластичности спроса и предложения связано понятие гибкости цены, которая может быть определена как величина, обратная эластичности. Она измеряет влияние данного изменения величины спроса и предложения на цену.

Понятия эластичности спроса и предложения по цене имеют большое практическое значение не только для понимания поведения потребителя на рынке или ценовой стратегии фирм, но и для анализа последствий экономической политики государства, в частности, политики налогообложения. Одним из важнейших здесь является вопрос распределения налогового бремени, т.е. кто реально уплачивает тот или иной налог. Проиллюстрируем это на условном примере (рис. 14). Предположим, равновесная цена товара на рынке составляет 1 долл., и государство вводит дополнительный налог на производителя в размере 50 центов на каждую единицу данного товара. Кривая предложения в этом случае сдвигается вверх на величину налога, и цена товара должна возрасти.

Рис. 14. Эластичность и распределение налогового бремени

Если бы увеличение цены в точности соответствовало размеру налога, то это бы означало, что производитель полностью перекладывает уплату налога на покупателя (это возможно в случае нулевой эластичности спроса). На рисунках 14а и 14б показано, что реальное распределение налогового бремени между продавцом и покупателем зависит от эластичности спроса и предложения. При неэластичном спросе и эластичном предложении (рис. 14а) цена сильно увеличивается и большую часть налога уплачивает покупатель (в нашем примере 35 центов из общей суммы налога фактически платит покупатель и только 15 центов – производитель). При эластичном спросе и неэластичном предложении (рис. 14б) повышение цены приводит к тому, что потребители существенно сокращают закупки данного товара, переключая свой спрос на товары-субституты, и производителю уже не удается переложить на покупателя бремя уплаты налога (цена возрастает только на 15 центов, а остальную сумму налога платит сам производитель).

Спрос и полезность. Теория потребительского выбора. Большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т. е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо. Для описания процесса убывания полезности в экономической науке понятие предельной полезности, т.е. добавочной полезности, прибавляемой каждой последней порцией товара (подробнее см. Теория предельной полезности ). Закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена.

При удовлетворении потребностей человек начинает с самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что, в конце концов, предельные полезности употребляемых благ станут одинаковы. Таким образом, можно сформулировать второй закон Госсена: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины.

Если мы разделим предельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную предельную полезность. Каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одинаковыми взвешенные предельные полезности. Условие равновесия потребителя:

где MU – предельная полезность отдельных товаров, а Р – их цена.

В маржиналистской теории важное место занимала проблема количественного измерения абсолютных величин предельной полезности. Возможно ли вообще найти такой показатель? Так, В. Парето высказал идею о том, что вместо абсолютных измерений предельной полезности плодотворнее было бы перейти к анализу относительному, а именно: определить предпочтение одних комбинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров. Инструментом такого анализа явились так называемые кривые безразличия (рис. 15). Возьмем потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление (для простоты) товаров А и В. Имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя (например, два товара А и три товара В имеют такую же общую полезность, как три товара А и два товара В). Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров А и В потребитель, следовательно, в равной мере безразличен. Если эти комбинации покажем графически, то получим плавную кривую безразличия U2. Эта кривая проведена таким образом, что если бы потребитель мог выбрать любые точки на ней, они были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он получит. Если взять более высокий или более низкий уровень удовлетворения потребностей, то кривая примет иное положение (пунктирные линии на рис. 15).

Рис. 15. Кривые безразличия

Выпуклый характер кривой говорит о том, что потребитель имеет дело с товарами, которые не являются полностью взаимозаменяемыми. Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, оставаясь при этом на данном уровне удовлетворения потребностей (на данной кривой безразличия), называется предельной нормой замещения (MRS). Предельная норма замещения может быть представлена как отношение: MRS = ΔВ/ΔА. На рисунке 16 показано, что по мере увеличения потребления товара А на каждую дополнительную единицу ΔА (движение от точки К к точке N) количество товара В, от которого потребитель готов отказаться ΔВ, сокращается, т.е. предельная норма замещения убывает. В самом деле, чем менее дефицитным становится товар А, тем меньшим количеством товара В мы готовы пожертвовать, чтобы и дальше увеличивать потребление А.

Рис. 16. Предельная норма замещения

Бюджетная линия (бюджетное ограничение) – линия возможностей потребления для данного потребителя (рис. 17а). Если потратить все деньги на товар А, то можно купить 4 ед., если все деньги потратить на товар В, то можно купить 6 ед. Любая из возможных комбинаций товаров А и В окажется на бюджетной линии.

Рис. 17. Бюджетная линия (а) и равновесие потребителя (б)

Наложим теперь линию KL на график кривых безразличия (рис. 17б). Потребитель при данном уровне дохода будет перемещаться по прямой KL к точке, где он получит наибольшую полезность, т.е. к наивысшей возможной кривой безразличия – U2.

Излишек потребителя – это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил. Смысл этой категории заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. А это значит, что на каждой единице товара, предшествующей этой последней, потребитель получает некоторую выгоду (рис. 18, см. также Почему государственная политика в области ценообразования приводит к уменьшению благосостояния общества. Точка зрения экономической теории). Чем ниже цена, тем больше величина излишка потребителя. При покупке двух единиц товара излишек потребителя составит: 140 – 120 = 20 долл.; при покупке трех единиц 180 – 120 = 60 долл.

Рис. 18. Излишек потребителя – это заштрихованная область, ограниченная сверху кривой спроса, а снизу – линией цены

Рыночное хозяйство и деперсонифицированный механизм цен.

Колебания рыночных цен определяют важнейшие функции рынка:

1. Распределение основных факторов производства (аллокативная функция рынка);

2. Стимулирование технического прогресса;

3. Дифференциация доходов субъектов рынка (дистрибутивная функция рынка)

Можно по-разному относиться к факту разорения фирм, но прилагать моральные, нравственные оценки к механизму рыночных цен – бессмысленное занятие. Жаловаться на несправедливость рынка, как отмечал Хайек, это то же самое, что жаловаться на несправедливость Солнечной системы.

Глава 6. МЕХАНИЗМ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Издержки производства: виды и динамика. Принимая решение об использовании ресурсов в данном производстве, предприниматель отказывается от производства других товаров и услуг, то есть жертвует ценностью альтернативных возможностей. Поэтому при принятии экономических решений следует учитывать альтернативные издержки. Как правило, основная часть затрат фирмы представляет собой явные издержки – денежные выплаты поставщикам факторов производства (расходы на оборудование, сырье, энергию, полуфабрикаты, заработную плату, аренду помещения и т.д.). Альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих сомой фирме, называются неявными издержками. Хотя неявные издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности (не включаются в бухгалтерские издержки), их необходимо брать в расчет при принятии экономических решений. В понятие экономические издержки должна включаться альтернативная стоимость всех используемых ресурсов, в том числе и нормальная прибыль как минимальный доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе. Так, в нормальную прибыль войдут: процент на собственный капитал, арендная плата, которую можно было бы получить, сдавая внаем собственное здание, доход от продажи собственных услуг труда и т.п. Некоторые явные издержки, однако, не принимаются в расчет при принятии экономических решений. Это, так называемые невозвратные издержки – одноразовые издержки, которые не могут быть возвращены даже при закрытии предприятия. К невозвратным издержкам относятся, например, затраты на изготовление вывески с названием фирме. Невозвратные издержки не имеют альтернативной стоимости и не включаются о экономические издержки.

Таким образом, имеются существенные различия между понятиями бухгалтерская и экономическая прибыль. Бухгалтерская прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и явными (денежными) издержками. Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и всеми издержками (явными и неявными, включая нормальную прибыль предпринимателя). Таким образом, экономическая прибыль представляет собой доход, полученный сверх нормальной прибыли.[2]

Издержки подразделяются на постоянные и переменные. Однако о разделении издержек на постоянные и переменные можно говорить только применительно к краткосрочному периоду функционирования фирмы. В краткосрочном периоде постоянные издержки остаются неизменными. В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными. Валовые (общие) издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровне производства (рис. 19).

Рис. 19. Постоянные (FC), переменные (VC) и валовые (TC) издержки фирмы

Неравномерное изменение валовых издержек приводит к тому, что меняются по мере роста объема производства и издержки на единицу продукции, или средние издержки (AC). Средние издержки равны валовым издержкам, деленным на произведенное количество товара АС = TC/Q (рис 20).

Рис. 20. Средние издержки фирмы (АС) = средние постоянные издержки (AFC) + средние переменные издержки (AVC); кривая AVC идет вверх вследствие закона убывающей доходности

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Сравнение средних издержек фирмы с уровнем цены дает возможность оценить положение каждой фирмы на рынке (рис. 21).

Рис. 21. Положение фирмы на рынке: Р – цена, АС – средние издержки, включающие нормальную прибыль; (а) фирма получает нулевую экономическую прибыль (при этом бухгалтерская прибыль близка к нормальной прибыли); (б) фирма получает сверхприбыль – квазиренту; (в) фирма несет убытки и разорится, если не уйдет с рынка

В связи с этим необходимо рассмотреть так называемые предельные издержки, т. е. дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукта наиболее дешевым способом. Предельные издержки получаются как разность между издержками производства n единиц и издержками производства n – 1 единиц: МС = ТСn – ТСn-1 (рис. 22). Сначала предельные издержки сокращаются, оставаясь ниже средних издержек. Это объясняется тем, что если издержки на единицу продукции убывают, следовательно, каждый последующий продукт стоит меньше средних издержек предшествующих продуктов, т. е. средние издержки выше предельных. Последующий рост средних переменных издержек (AVC) означает, что предельные издержки становятся выше предшествующих средних издержек. Таким образом, линия предельных издержек пересекает линию средних издержек в ее минимальной точке М.

Рис. 22. Предельные издержки фирмы

Производство дополнительной единицы продукции, порождая дополнительные издержки, с другой стороны, приносит и дополнительный доход, выручку от ее продажи. Величина этого дополнительного, или предельного дохода (предельной выручки) представляет собой разность между валовой выручкой от продажи n и n – 1 единиц продукции: MR = TRn – TRn-1. В условиях свободной конкуренции производитель не может повлиять на уровень рыночной цены, и, следовательно, продает любое количество своей продукции по одной и той же цене: MR = Р. А условие равновесия фирмы: МС = Р.

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде достигается экономическая эффективность как с точки зрения использования ограниченных ресурсов в данном процессе производства, так и с точки зрения их распределения между различными производственными процессами. Условие полного долгосрочного равновесия можно записать следующим образом: MC = P = AC = LAC (рис. 23).

Рис. 23. Долгосрочные средние издержки фирмы (LAC)

Излишек производителя, излишек потребителя и взаимовыгодность обмена. См. подробнее Почему государственная политика в области ценообразования приводит к уменьшению благосостояния общества. Точка зрения экономической теории

Глава 7. МЕХАНИЗМ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции (рис. 24).

Рис. 24. Рыночные структуры несовершенной конкуренции; входной барьер при вступлении на рынок – это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли

Чистая монополия. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один-единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина «монополия», а тем более «чистая монополия» всегда присутствует известная доля условности. Не случайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент», «ценоискатель» (в отличие от него, совершенный конкурент – это «ценополучатель»).

В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т.е. равенство предельных издержек и предельного дохода, или МС = MR) достигается при таком объеме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума. Цена при этом выше средних издержек. При совершенной конкуренции соблюдается равенство МС = MR = Р = АС При несовершенной конкуренции

(МС = MR) < АС < Р

Монополист, стремящийся максимизировать прибыль, всегда действует на эластичном участке кривой спроса, поскольку только при коэффициенте эластичности, большем единицы (ЕDР > 1). предельный доход положителен. Объем производства при этом будет меньшим, чем он был бы при совершенной конкуренции, т.е. Q1 < Q2 (рис. 25). При совершенной конкуренции именно в точке Е2 происходит совпадение предельных издержек (МС), минимального значения средних издержек (АС) и уровня продажной цены (Р). Если бы цена (Р2) установилась на уровне точки Е2, то не было бы и монопольной прибыли.

Рис. 25. Равновесие монополии в краткосрочном периоде

Установление фирмой цены на уровне точки Е2 было бы, очевидно, альтруизмом. В этой точке МС = АС = Р. Но при этом МС > MR. Рационально действующая фирма отнюдь не сочтет нормальным такое положение, когда расширение производства во имя «общественных интересов» будет сопровождаться для нее б о льшими дополнительными затратами, чем дополнительным доходом.

Общество заинтересовано в большем объеме производства и меньших издержках на единицу продукции. При увеличении выпуска с Q1, до Q2 средние издержки уменьшились бы, но тогда для сбыта дополнительной продукции пришлось бы снизить цену. Этот путь не подходит несовершенному конкуренту: он не желает «испортить» свой рынок понижением цен. Для максимизации прибыли фирма создает определенный дефицит, который и обусловливает цену, превышающую предельные издержки. Дефицит означает ограничение (меньший объем предложения) в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с тем его объемом, который был бы в условиях совершенной конкуренции. Это видно и из графика: Q1, < Q2.

Монопольная прибыль в модели несовершенной конкуренции трактуется как излишек над нормальной прибылью. Монопольная прибыль проявляется как результат нарушения условий совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке. Но насколько устойчиво это превышение над нормальной прибылью? Очевидно, многое будет зависеть от возможностей притока в отрасль новых фирм. При совершенной конкуренции прибыль выше нормальной сравнительно быстро исчезает под влиянием наплыва новых фирм. Если же барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, то монопольная прибыль приобретает устойчивый характер.

Для измерения степени монопольной власти в экономической теории используется индекс Лернера (по имени Аббы Лернера, английского экономиста, предложившего этот показатель в 30-е годы XX в.):

L = (P – MC) / P

Чем больше разрыв между Р и МС, тем больше степень монопольной власти. Величина L находится в интервале между 0 и 1. При совершенной конкуренции, когда Р = МС, индекс Лернера, естественно, будет равен 0.

Ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Слово «дискриминация» здесь означает не ущемление чьих-либо прав, а «разделение». Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль.

Потери от несовершенной конкуренции (рис. 26).Если бы цена устанавливалась на уровне точки Е1 (точки пересечения кривой МС и кривой спроса D), т.е. цена Р1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС = Р, то потребительский излишек был бы равен площади треугольника Р1Р0Е1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.