КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комиссии и из агентского договора 11 страница
Число разновидностей договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не поддается определению, впрочем, так же, как и число различных сочетаний транспортно-экспедиционных услуг. Экспедиторские организации могут специализироваться на погрузочно-разгрузочных операциях в сочетании с обеспечением проверки веса и количества отправляемых или получаемых грузов; на сопровождении грузов и их охране в пути следования; на оформлении перевозочных документов и осуществлении расчетных операций за счет средств клиентов и т.п. Однако во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, должны признаваться договорами транспортной экспедиции, регулирующими оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза. Тем самым на них распространяются нормы гл. 41 ГК о транспортной экспедиции, а не общие положения о договорах возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК).
7. Договоры об организации транспортно-экспедиционного обслуживания
Все разновидности договора транспортной экспедиции могут предусматривать оказание экспедитором соответствующих услуг в течение определенного длительного периода в отношении всех партий грузов, отправляемых или получаемых клиентом. В этом случае договор транспортной экспедиции (его конкретная разновидность) становится также организационным договором. Например, по договору о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты отношения экспедитора с соответствующими транспортными организациями - перевозчиками грузов могут строиться на долгосрочной основе: с каждой из них экспедитором может быть заключен договор о централизованном завозе (вывозе) грузов соответственно на станцию железной дороги, в порт (на пристань) и аэропорт. В таком договоре могут быть заранее согласованы многие условия, касающиеся порядка выполнения экспедитором и клиентом своих обязательств применительно к конкретным партиям грузов, отправляемых (получаемых) клиентом, в частности: - сроки и порядок подачи клиентом заявки о транспортно-экспедиционном обслуживании отправляемых (получаемых) грузов; - место предъявления грузов экспедитору и порядок их приемки последним; - типы и виды транспортных средств, которые могут использоваться экспедитором; - порядок и сроки оформления перевозочных документов, а также представления экспедитором информации о ходе исполнения обязательств; - правомочия экспедитора на совершение юридических действий от имени клиента и порядок выдачи доверенностей; - сроки и порядок возмещения экспедитору понесенных расходов, выплаты ему вознаграждения и размер вознаграждения и др. При наличии между клиентом и экспедитором такого договора выполнение или организация выполнения экспедитором определенных этим договором услуг в отношении конкретных партий грузов, отправляемых (получаемых) клиентом, а также возмещение последним экспедитору понесенных им расходов и уплата вознаграждения должны рассматриваться в качестве действий сторон по исполнению обязательств из этого договора.
§ 9. Обязательства из договоров об оказании иных транспортных услуг
1. Договоры возмездного оказания услуг, связанных с транспортной деятельностью
В сфере транспортных отношений помимо договоров перевозки и транспортной экспедиции находит применение большое число других договоров, связанных с транспортным процессом, которые, однако, не преследуют цели обеспечения перевозки конкретной партии груза. Так, транспортные организации по договорам с клиентами могут осуществлять погрузочно-разгрузочные работы (если они не составляют их обязанность по договору перевозки грузов) и работы по техническому обслуживанию соответствующих транспортных средств. Железнодорожный перевозчик по договору с грузополучателем может принимать участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест и в тех случаях, когда такая проверка не входит в его обязанности (ст. 41 УЖТ), а также оказывать услуги по промывке вагонов после выгрузки загрязняющих и иных подобных грузов (ст. 44 УЖТ). На воздушном транспорте на договорной основе осуществляются авиационные работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей. Кроме того, на основании договоров с клиентами осуществляется обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах; аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (ст. ст. 50, 114, 115 ВК) и некоторые другие операции и услуги. На морском и внутреннем водном транспорте по договорам возмездного оказания услуг осуществляется лоцманская проводка судов в целях обеспечения безопасности плавания судов и защиты водной среды (ст. ст. 85 - 106 КТМ, ст. 41 КВВТ). К числу договоров об оказании возмездных транспортных услуг на этих видах транспорта следует также отнести договор о спасании судов и другого имущества, в соответствии с которым осуществляются спасательные операции, т.е. действия, предпринимаемые для оказания помощи судну или другому имуществу, находящемуся в опасности в любых судоходных или иных водах (ст. ст. 337 - 353 КТМ, ст. 124 КВВТ). С целью защиты морской среды в морских портах используется договор о возмездном оказании экологических услуг. Он включает в себя обязанность администрации порта принять без каких-либо ограничений все виды судовых отходов в течение всего времени стоянки судна в порту, а также выполнить все связанные с приемом отходов операции (подача и уборка плавсредств, предоставление контейнеров и других емкостей для сбора мусора, перегрузочные операции и т.п.). Обязанностями судовладельца (капитана судна) являются сдача в порту всех имеющихся на борту судна отходов и загрязнений (с целью предотвращения их сброса в море), а также уплата экологического сбора. В морских торговых портах на договорной основе оказываются услуги по швартовке судов: услуги швартовщиков по разноске швартовых концов при швартовке, отшвартовке, перетяжке и перешвартовке судов, а также услуги буксиров при швартовых операциях. Аналогичным образом портами оказываются услуги по несению пожарной охраны на борту судна или у его борта в течение всего времени стоянки судна в порту и т.п. <1>. -------------------------------- <1> Подробнее об отдельных видах договоров возмездного оказания услуг транспортными организациями см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. С. 740.
Эти и подобные им договоры относятся к договорам возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК). Вместе с тем все они связаны с деятельностью транспорта и носят вспомогательный по отношению к этой деятельности характер. Договоры возмездного оказания услуг в сфере транспорта различаются по содержанию оказываемых услуг и целям, присущим каждому из таких договоров.
2. Договор буксировки на водном транспорте
Одним из широко используемых договоров возмездного оказания транспортных услуг является договор буксировки. Буксировка как способ транспортировки (перемещения) объекта на морском и внутреннем водном транспорте может использоваться для его доставки получателю путем передачи буксируемого объекта транспортной организации. Тогда она оформляется договором перевозки груза, ибо юридически безразлично, будет ли, например, погружена принятая для доставки древесина на палубу грузового судна, в его трюм или на несамоходную баржу либо сплочена в плоты. Условие о перевозке груза буксиром в этом случае составляет лишь конкретизацию способа исполнения перевозчиком своей обязанности по перевозке груза. Иное дело осуществление буксировки груза (объекта) по воде с непременным участием назначенного отправителем экипажа, сопровождающего буксируемый объект, причем последний не передается буксировщику, оставаясь во владении отправителя. Такие отношения оформляются не договором перевозки груза, а специальным договором буксировки, являющимся самостоятельным транспортным договором, выделившимся из договора перевозки <1>. При этом договор буксировки используется только на водных видах транспорта, ибо на других видах транспорта он укладывается в рамки договора перевозки грузов (чем и объясняется отсутствие норм об этом договоре в УЖТ, ВК и УАТ). -------------------------------- <1> См.: Алексеев И.В. Юридическая природа договора буксировки в советском морском и внутренневодном праве // Ученые записки Пермского университета. Т. 4. Вып. 19. Пермь, 1961. С. 38.
По договору буксировки одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект (буксируемый объект) в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее (п. 1 ст. 88 КВВТ). По юридической природе этот договор двусторонний, консенсуальный, возмездный. Консенсуальный характер также отличает его от реального договора перевозки грузов <1>. Договор буксировки оформляется транспортной накладной и составленными на ее основе дорожной ведомостью и квитанцией о приеме буксируемого объекта для буксировки. -------------------------------- <1> Высказывавшиеся ранее мнения о возможности признания некоторых договоров буксировки реальными теперь не соответствуют действующему транспортному законодательству (подробнее см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. С. 226, 563 - 565).
Сторонами рассматриваемого договора являются отправитель и буксировщик, который должен обладать лицензией. Отправитель и получатель буксируемого объекта могут не совпадать в одном лице. В таком случае получатель становится третьим лицом (подобно грузополучателю в договоре перевозки грузов), а договор буксировки также приобретает признаки договора в пользу третьего лица. Обязанности отправителя в данном договоре составляют предъявление буксируемого объекта для буксировки в состоянии, пригодном для безопасного плавания, а также оплата услуг буксировщика. Последняя по общему правилу производится авансом, до момента начала буксировки, иначе буксировщик вправе задержать буксировку (ст. 75 и п. 6 ст. 88 КВВТ). Буксировщик обязан до приема буксируемого объекта провести его осмотр на предмет соответствия правилам плавания. При выявлении дефектов и недостатков, препятствующих буксировке, он составляет акт с указанием их перечня и сроков устранения. При отсутствии или устранении таких дефектов и недостатков им составляется акт о готовности объекта к буксировке, на основании которого затем составляется транспортная накладная (п. 2 ст. 91 КВВТ). Далее буксировщик обязан осуществить буксировку и сдать буксируемый объект указанному в накладной получателю, предварительно известив его о своем прибытии. Правила об имущественной ответственности за нарушение сторонами условий данного договора (неподачу транспортных средств или непредъявление объекта для буксировки, просрочку в доставке объекта, его утрату или повреждение и т.д.), включая ее условия, содержание и ограничения, в основном унифицированы с аналогичными правилами, касающимися сторон договора перевозки грузов (ст. ст. 115 - 118 КВВТ) <1>. Это касается также претензионного порядка предъявления требований к буксировщику (ст. 161 КВВТ). -------------------------------- <1> Как отметил М.И. Брагинский, поскольку буксируемый объект не выбывает из обладания отправителя, буксировщик не несет ответственности за недостачу буксируемого объекта, что также отличает эти отношения от отношений, складывающихся при перевозке груза (см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. С. 600). Некоторые особенности, касающиеся размера ответственности буксировщика за утрату или повреждение буксируемого объекта, установлены п. п. 4 и 5 ст. 119 КВВТ.
При необходимости осуществления систематических буксировок на основании п. 5 ст. 88 КВВТ возможно заключение договора об организации буксировок, предусматривающего их объем и сроки, условия предъявления объектов для буксировок и осуществления их буксировок, условия оплаты буксировок и расчетов за них, а также иные условия организации буксировок. Такой договор по юридической природе аналогичен договорам об организации перевозок грузов и, подобно им, должен быть отнесен к организационным договорам, а не к договорам о возмездном оказании транспортных услуг.
3. Особенности договора буксировки на морском транспорте
На морском транспорте используются два вида договора буксировки: договоры морской или портовой буксировки. В первом случае владелец судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние, а во втором случае владелец судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно (иной плавучий объект) для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для его ввода в порт или для вывода из порта (ст. 225 КТМ). Эти договоры также являются двусторонними, консенсуальными и возмездными. Договор морской перевозки всегда заключается в письменной форме, а договор портовой перевозки может быть заключен и устно (ст. 227 КТМ). Важно отметить, что правила КТМ о договоре буксировки носят диспозитивный характер и применяются, если иное не установлено соглашением сторон. При этом морская буксировка обычно осуществляется под управлением капитана буксирующего судна, тогда как портовая - под управлением капитана буксируемого судна. Данное положение имеет юридическое значение с точки зрения ответственности за ущерб, нанесенный буксируемому объекту и находящимся на нем людям и имуществу: в первом случае предполагается вина владельца буксирующего судна, а во втором - вина владельца буксируемого судна. Однако по письменному соглашению сторон управление буксировкой и, соответственно, презумпция вины в нанесении ущерба буксируемому объекту могут быть иными: морская буксировка будет осуществляться под управлением капитана буксируемого судна, а портовая - буксирующего судна (п. 2 ст. 229, п. 2 ст. 230 КТМ). Но во всех случаях такая ответственность сторон наступает при наличии вины в нанесении ущерба буксируемому объекту, даже несмотря на то, что буксировка осуществляется в рамках предпринимательской деятельности. Это отличает ее от ответственности за несохранность груза по договору его перевозки.
Дополнительная литература
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003.
КонсультантПлюс: примечание. Учебник В.А. Егиазарова "Транспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2011 (7-е издание, переработанное и дополненное).
Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. М., 2002. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000. Савичев Г.П. Транспортное право в условиях перехода к рынку // Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995.
Глава 44. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИЗ ДОГОВОРА ХРАНЕНИЯ
§ 1. Общие положения о договоре хранения
1. Сущность хранения
Правоотношение хранения относится к категории обязательств по оказанию услуг и представляет собой совокупность необходимых последовательных действий: 1) передача объекта хранения в чужое владение с целью сохранения его полезных свойств в течение определенного срока; 2) действия хранителя по обеспечению сохранности объекта и (или) его полезных свойств; 3) возвращение объекта хранения поклажедателю по истечении установленного срока или по требованию. Общественные отношения по поводу хранения вещей хронологически являются одними из древнейших. В докапиталистический период они были преимущественно распространены на бытовом уровне как отношения лично-доверительного характера без какого-либо коммерческого содержания. В связи с этим безвозмездность хранения была характерным признаком обязательства. С развитием рыночных отношений хранение как разновидность услуг становится все более необходимым и выгодным направлением предпринимательской деятельности. Это повлекло, во-первых, утрату в значительной мере традиционной безвозмездности хранения на бытовом уровне и, во-вторых, возникновение и последующее нормативное закрепление практически во всех правовых системах специальных видов хранения, обусловленных деятельностью субъектов гражданского права особого рода (товарные склады, ломбарды и др.). Вместе с тем безвозмездное хранение также сохраняет определенное значение.
2. Понятие договора хранения
Сложность и особенность хранения как обязательства по оказанию услуг заключаются в двойственной природе данного договора. Двойственность обусловлена различными сферами применения, которые могут быть обозначены как "бытовая сфера" и "профессиональная сфера". По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Данное определение, содержащееся в п. 1 ст. 886 ГК, представляет собой классическую элементарную конструкцию договора хранения, который в подобном контексте может быть охарактеризован как безвозмездное (отсутствует упоминание об оплате услуг) и реальное обязательство хранителя. В бытовой сфере, где отношения сторон хранения продолжают носить лично-доверительный характер, указанная элементарная конструкция может найти применение, хотя и в этой сфере ее значение падает, поскольку и на "непрофессиональном" уровне отношений по поводу хранения все чаще стороны предусматривают возмещение оказанных услуг. В профессиональной сфере применения договор хранения изначально предполагает такие характеристики, как возмездность, а также вероятная консенсуальность. Подобная конструкция договора предполагает специальный субъектный состав: в качестве хранителя могут выступать коммерческое юридическое лицо либо некоммерческое юридическое лицо, осуществляющее хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности, т.е. профессиональные хранители. Кроме того, к числу профессиональных хранителей можно отнести и физических лиц, наделенных статусом индивидуального предпринимателя.
3. Предмет договора хранения
"Хранение" следует понимать как услугу, совокупность полезных действий, объектом совершения которых является переданная хранителю вещь, подлежащая последующему возвращению. Этим данное обязательство отличается от внешне сходного с ним обязательства по охране (наблюдению). Объектом охранных действий может являться как имущество (движимые и недвижимые вещи), так и физическое лицо, а по содержанию это отношение представляет собой наем физического или юридического лица в качестве охранника (смотрителя). Под вещью как объектом хранения следует понимать движимое имущество (кроме варианта специального хранения в порядке секвестра, которым в качестве объекта хранения предусмотрены и недвижимые вещи). Хотя данное правило не установлено ГК, но согласно традициям континентального и, в частности, российского права объектом хранения следует признавать именно движимую вещь. При этом объектом хранения может быть как индивидуально определенная вещь, так и вещи, определяемые родовыми признаками. Подобная универсальность в отношении объекта позволяет отличить хранение как от имущественного найма, так и от займа. Допустимость в качестве объекта хранения вещей, определяемых родовыми признаками, позволяет использовать вариант "хранения с обезличением" (ст. 890 ГК), который предполагает смешение вещей одного поклажедателя с вещами того же рода других поклажедателей. Подобный вариант существенно удешевляет услуги по хранению и упрощает возможный оборот вещей. Но вариант "хранения с обезличением" должен быть прямо предусмотрен сторонами в тексте договора. В связи с использованием варианта "хранение с обезличением" встает вопрос о характере вещного права на обезличенное (смешанное) имущество. У нескольких поклажедателей возникает право общей собственности, объектом которого является вся совокупность однородных обезличенных вещей, сданных на хранение. То же самое имеет место при "хранении с обезличением", когда вещи поклажедателя смешиваются с однородными вещами хранителя.
4. Возмездность договора хранения
При рассмотрении общих положений о договоре хранения "возмездность" следует понимать в двух значениях. Во-первых, как возмещение понесенных хранителем необходимых или чрезвычайных расходов, связанных с оказанием услуг по хранению. Во-вторых, как собственно вознаграждение, которое представляет собой разницу между общей суммой оплаты услуг хранителя и суммой вышеназванного возмещения расходов и в сущности является доходом хранителя. Примечательно, что даже в случае безвозмездного хранения поклажедатель все равно обязан возместить хранителю необходимые расходы на хранение вещи, если законом или договором не предусмотрено иное. Таким образом, устанавливая презумпцию возмещения расходов, законодатель рассматривает "возмездность" как характеристику договора хранения только в значении вознаграждения, и стороны, заключая безвозмездный договор, предполагают, что хранитель не может претендовать на оплату своих услуг сверх размера понесенных им расходов. Если же поклажедатель намерен освободить себя и от оплаты расходов хранителя, то данное условие должно быть прямо предусмотрено в договоре. Особое внимание следует обратить на условия возмещения чрезвычайных расходов хранителя, т.е. расходов, которые стороны не могли предвидеть при заключении договора и которые превышают обычные расходы. По общему правилу чрезвычайные расходы подлежат возмещению, если поклажедатель дал согласие на эти расходы или одобрил их впоследствии. При этом молчание поклажедателя на запрос хранителя в течение определенного срока считается формой согласия на произведение чрезвычайных расходов.
5. Обязанности сторон договора хранения
К числу обязанностей поклажедателя, кроме вышеупомянутой обязанности оплатить услуги хранителя либо только в виде возмещения, либо в виде и возмещения, и вознаграждения, относятся следующие: - обязанность взять вещь обратно по истечении обусловленного срока хранения; - обязанность при сдаче вещи на хранение предупредить хранителя об опасных свойствах вещи. Хранитель обязан: - принять вещь на хранение; - хранить вещь в течение всего обусловленного договором срока или до востребования вещи поклажедателем; - предпринимать действия, направленные на сохранение вещи и (или) ее полезных свойств, как минимум в том объеме, в каком бы он заботился о сохранении своих вещей; - оказывать услуги по хранению лично, если иное не предусмотрено договором или другим способом не согласовано с поклажедателем; - не пользоваться вещью, переданной поклажедателем, без его согласия; - незамедлительно уведомлять поклажедателя о необходимости изменить условия хранения, предусмотренные договором; - возвратить сданную на хранение вещь управомоченному лицу по первому требованию. Срок хранения по смыслу ст. 889 ГК не является существенным условием договора. Он устанавливается в договоре или определяется в соответствии с разумным сроком сохранности вещи, сданной на хранение, или какого-либо полезного свойства вещи, если оно названо в качестве объекта хранения.
6. Форма договора хранения
Форма договора хранения определяется в зависимости от вида и обстоятельств его заключения. Если сторонами договора являются физические лица (бытовое хранение), они должны заключать соглашение в письменной форме лишь в случаях, когда стоимость переданной на хранение вещи как минимум в 10 раз превышает установленный законом минимальный размер оплаты труда (аналогично правилу, установленному для граждан при заключении договора займа). К простой письменной форме приравнивается не только документ (расписка, квитанция, бланк установленной формы), но и жетон, а также иной (легитимационный) знак, который используется хранителем в качестве способа подтверждения факта заключения договора при условии, если подобные способы предусмотрены законом, иными правовыми актами или являются обычными для данного вида хранения. Держатель жетона презюмируется в качестве поклажедателя или лица, действующего от его имени. Поэтому хранитель при выдаче им вещи, сданной на хранение, предъявителю жетона (в случае, если жетон был найден или похищен) несет ответственность лишь тогда, когда в действиях хранителя будет доказано наличие умысла или грубой неосторожности. Жетон служит одним из возможных способов доказательства заключения договора хранения. Соответственно, гражданин, утративший жетон, сохраняет право доказывать факт заключения договора, в том числе ссылаясь на свидетельские показания.
7. Ответственность хранителя
Хранитель как основной должник в обязательстве хранения несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение принятых им на хранение вещей. Его имущественная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей наступает по общим правилам гражданско-правовой ответственности, т.е. при наличии вины. Однако профессиональный хранитель несет повышенную ответственность: он отвечает не только за виновную, но и за случайную утрату, недостачу или повреждение хранимых вещей. Профессиональный хранитель может освободиться от ответственности, лишь если докажет, что указанные последствия наступили вследствие действия непреодолимой силы, либо в силу особых свойств принятой им на хранение вещи (вещей), о которых он не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя (абз. 2 п. 1 ст. 901 ГК). Если, однако, утрата, недостача или порча хранимого имущества произошли в то время, когда поклажедатель находился в просрочке, т.е. после наступления срока исполнения им обязанности взять свои вещи обратно, хранитель, в том числе профессиональный, отвечает лишь при наличии с его стороны умысла или грубой неосторожности (п. 2 ст. 901 ГК). Иначе говоря, его ответственность в такой ситуации понижается, ибо он не отвечает за свою вину в форме легкой (простой) небрежности. По общему правилу хранитель обязан возместить поклажедателю все понесенные убытки, включая и упущенную выгоду, однако при безвозмездном хранении его ответственность за убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или порчей хранимых вещей, ограничивается размером реально понесенных последним убытков. Если же в результате повреждения принятой на хранение вещи ее уже невозможно использовать по первоначальному назначению, то при наличии условий ответственности хранителя поклажедатель вправе отказаться от этой вещи и потребовать возмещения ее стоимости, а также и других понесенных им в этой связи убытков, если только последние не исключены или не ограничены законом или договором (ст. 902 ГК).
8. Ответственность поклажедателя
Поклажедатель несет ответственность за убытки, причиненные имуществу хранителя вредоносными свойствами сданной на хранение вещи (например, скоропортящейся или легковоспламеняющейся, взрывоопасной и т.п.). Но такая ответственность наступает при условии, что хранитель не знал и не должен был знать об этих свойствах принятой на хранение вещи (ст. 903 ГК).
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |