Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые особенности




При обращении в суды:

при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается по каждому из оснований;

цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством РФ;

при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником государственная пошлина уплачивается правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;

при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается;

При совершении нотариальных действий:

за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза;

при удостоверении доверенности, выданной в отношении нескольких лиц, государственная пошлина уплачивается однократно;

при наличии нескольких наследников государственная пошлина уплачивается каждым наследником;

При регистрации актов гражданского состояния и др.:

при внесении исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния на основании заключения органа ЗАГС государственная пошлина уплачивается 1 раз, независимо от количества записей, и количества выданных свидетельств;

за выдачу свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния в связи с переменой имени государственная пошлина уплачивается, за каждое свидетельство.

за выдачу свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния государственная пошлина не уплачивается, если соответствующая запись акта гражданского состояния восстановлена на основании решения суда.

При совершении действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом:

при приеме в гражданство РФ физических лиц, имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств и остающихся в результате этого лицами без гражданства, государственная пошлина не уплачивается.

при приеме в гражданство РФ детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственная пошлина не уплачивается;

за выдачу гражданину РФ, местом жительства которого является Калининградская область, документов гражданства, государственная пошлина не уплачивается.

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций

федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные учреждения и т.п. – за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;

суды и судьи – при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации;

Центральный банк РФ – при государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг;

государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей – за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;

физические лица – авторы культурных ценностей – за право вывоза ими культурных ценностей;

органы государственной власти, органы местного самоуправления – за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций;

физические лица – Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны – по делам, рассматриваемым в судах, при обращении в органы и должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы ЗАГС;

физическое лицо – гражданин Российской Федерации, являющийся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателем на нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае, если такое физическое лицо является инвалидом, учащимся образовательных учреждений (независимо от их форм собственности).

Государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:

o за выдачу приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства в целях его обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

o за продление срока действия разрешения на временное пребывание в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в целях осуществления благотворительной деятельности или доставки гуманитарной помощи либо по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника;

o за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику;

o за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

o за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества;

o за выдачу паспорта гражданина РФ детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;

возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

при заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина:

при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;

отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

отказа в выдаче паспорта гражданина РФ для выезда из и въезда в РФ, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Возврат уплаченной государственной пошлины производится по заявлениям, подаваемым в течение года со дня принятия соответствующего решения суда.

Государственная пошлина, подлежащая возврату, должна быть выдана гражданину или юридическому лицу в течение одного месяца со дня принятия решения о ее возврате соответствующим финансовым или налоговым органом.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каково определение понятия «государственная пошлина»?

2. Что такое юридически значимые действия, и какие из них вы знаете?

3. Как формируется ставка государственной пошлины?

4. Как определяется размер государственной пошлины?

5. Что происходит с государственной пошлиной при совершении нотариальных действий с выездом нотариуса на дом к физическому лицу?

6. В каких случаях предусмотрен возврат государственной пошлины?


Глава 4. Региональные налоги

В процессе проведения рыночных реформ в России возникла необходимость в реформировании региональных и местных финансов, которые представляют собой определенные экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения определенных функций и задач государства и обеспечения условий рыночного воспроизводства.

Однако в истории России это не первая попытка введения многоуровневой системы финансов, поскольку опыт федеративного устройства государства Россия имела еще на заре прошлого века. Так, Конституция 1918 года предусматривала в специальной главе порядок составления и реализации государственного бюджета. Налоги подразделялись на общегосударственные и местные, устанавливались сроки, на которые должен был формироваться бюджет – полгода или год. Первый советский бюджет на шесть месяцев был утвержден задним числом в июле 1918 года.

Таким образом, уже в 1918 году создаются более или менее стройные бюджетные отношения между центром и губерниями, упорядочиваются способы изыскания средств. Местные Советы имели право получать средства из местных источников и от центральной власти. При этом местные налоги и сборы должны были использоваться на нужды местного хозяйства [4].

В Договоре об образовании СССР (1922 год) предусматривались права Союза Советских Социалистических Республик. К компетенции Союза были отнесены международные отношения, установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза. Конституция СССР разрешила вводить республиканские и местные налоги только с санкции Союза. Именно в этот исторический период начали формироваться единый государственный бюджет, монетная, денежная и кредитная системы молодого советского государства.

Современная финансовая деятельность государства руководствуется принципом федерализма, который закреплен в Конституции РФ и представляет собой разграничение компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Так, в ст.71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ (ст. 72 Конституции РФ).

Таким образом, на региональном уровне финансы являются важным связующим звеном между созданием и использованием национального дохода, при этом они воздействуют на общественное производство, распределение и потребление и носят объективный характер.

Одним из методов финансовой деятельности государства является налоговый метод, который носит принудительный характер изъятия денежных средств.

Субъекты России и муниципальные образования наделены полномочиями в сфере регулирования налоговых правоотношений в рамках полномочий, предоставленных Налоговым кодексом и Бюджетным кодексом.

Региональные и местные налоги обеспечивают региональные и местные бюджеты собственными источниками финансирования расходов, хотя доля регулирующих налогов в доходах региональных и местных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Кроме того, региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах (ст.12 НК РФ).

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Согласно ст.14 НК РФ установлены следующие региональные налоги:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Бюджетное устройство России предусматривает, что региональные и местные налоги служат только добавкой в доходной части соответствующих бюджетов, главной частью которой являются отчисления от федеральных налогов. Во многих развитых странах доля местных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов составляет 80%. В РФ этот показатель колеблется от 0,7 до 17% и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития.

В структуре доходов консолидированного бюджета РФ доходы от региональных и местных налогов низки: 2,5 и 0,6% соответственно, однако данные показатели не умаляют фискальной и регулирующей роли рассматриваемых налогов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.