Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт клубной работы с детьми и родителями. Интересные подходы к клубной групповой психологической работе можно найти в книге Н.И.Козлова «Формула личности»




Интересные подходы к клубной групповой психологической работе можно найти в книге Н.И.Козлова «Формула личности». (16) Данное издание интересно, прежде всего, конкретными разработанными и проверенными на практике сценариями занятий.

Автор является лидером в организации клубной психологической работы с молодежью в России. Его программа «Синтон клуба» взята на вооружение многими психологами в разных городах. В рассматриваемой программе «Клуб общения «Я+ТЫ» широко используются отдельные элементы синтоновских сценариев, адаптированные к реальным возможностям аудитории и ведущего. Удачно идут предлагаемые им игры из разных разделов: командно-соревновательные, экстремальные, ролевые, на новый сенсорный опыт, на телесные ощущения. Очень важно, что вполне серьезные психологические темы Н.И. Козлов трактует с легкой иронией и юмором, что улучшает восприятие этого материала молодежью. В предлагаемых им программах «социальная адаптация происходит не за счет натаскивания, а за счет душевного роста».

Правильность выбора руководителем объединения данной формы работы подтверждает и материалы Интернета о деятельности коллег педагогов в других регионах.

Так, в работе Шапочкина Алексея Васильевича. «Клубная деятельность как средство социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением в России в XX в» проведен анализ эволюции девиантного поведения и клубной деятельности. Доказано, что в условиях переходных этапов в развитии общества при усилении процессов социальной дезадаптации детей и подростков именно клубы активизировали свою деятельность и обеспечивали социально-педагогическую реабилитацию; выявлен реабилитационный потенциал детских и подростковых клубов.

В данной работе раскрыты новые для отечественной педагогики факты, характеризующие социально-педагогическую реабилитационную деятельность отдельных подростковых клубов г Новгорода. Кроме того, в ней охарактеризованы социально-педагогические подходы к подростку с девиантным поведением в условия клубной деятельности, которые могут стать теоретическим основанием для разработки современных концепций социальной реабилитации.

Большой теоретический и практический материал был найден об опыте коллег из Санкт-Петербурга. Понятие «специализированный подростковый клуб» было введено санкт-петербургскими исследователями С.А. Алексеевым, Ф.С. Маховым, М.С. Ошеровым, которые первыми описали практический опыт перевоспитания «трудных» в условиях временных коллективов.

При этом подростковые военно-патриотические клубы, специализирующиеся на работе с трудновоспитуемыми подростками, было предложено называть «специализированными». Однако, как показала экспериментальная работа С. А. Алексеева, наиболее эффективно воспитательные функции временных коллективов осуществляются в том случае, когда соотношение «трудных» и благополучных составляет 1:3.

Очень важным для рассматриваемой программы оказались выведенные авторами из Петербурга временные периоды адаптации трудных полростков в клубе.

Так, изучение ими процесса ресоциализации социально дезадаптированных подростков в коллективе клуба показывает, что этот процесс складывается из трех этапов, которые характеризуются различными по содержанию задачами, разной степенью включенности несовершеннолетних в систему коллективных отношений, разным уровнем социального развития, социальной активности подростков.

«Трудный», попадая в новый коллектив, первоначально переживает довольно болезненный процесс адаптации, от которого в значительной степени зависит судьба его пребывания в клубе, взаимоотношение с новыми товарищами. Адаптационный период в первую очередь предполагает ломку стереотипа «трудный» подросток, то есть в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры, которая до сих пор для него имела исключительную значимость. Эта ломка происходит в процессе включения подростка в коллективную деятельность, путем замены ложной романтики уличной компании на романтику здорового коллектива, эстетику дисциплины, замена круговой поруки на истинное товарищество.

Первый период, можно назвать периодом адаптации. Основными проблемами этого периода являются, во-первых, вовлечение «трудных» в клуб, во-вторых, их адаптация и предотвращение отсева, который, учитывая, что занятия в клубе целиком строятся по принципу добровольности, практически неизбежно возникает в такого рода внешкольных объединениях по интересам., В этот период важно, опираясь на первоначальные мотивы, приведшие подростков в клуб, приобщать их к различным коллективным делам и нормам коллективной жизни. Период адаптации проходит в клубе как карантинный период в течение 2 - 3-х месяцев.

Основная опасность этого периода заключается в том, что далеко не все подростки адаптируются и остаются в клубе в дальнейшем. В это время часть из них (16, 7%) отсеиваются, поэтому в период адаптации нужна особо тщательная индивидуальная работа, выявление тех к. индивидуальных причин, которые, затрудняют адаптацию, а также организация жизнедеятельности подростков в клубе с учетом тех мотивов, которые побудили их стать членами клуба,

Второй период - период частичной неустойчивой ресоциализации, характеризующийся активным включением несовершеннолетнего в коллективную деятельность клуба, принятием коллективных норм, отказом от асоциальных форм поведения. Однако в это время еще возможны рецидивы асоциальных отклонений, которые чаще всего провоцируются инерционностью прежних социальных экспектаций, стереотипных оценок, инерцией общественного мнения, которое сложилось о «трудных» в коллективе класса, у учителей.

Преодолению этой довольно опасной инерции общественного мнения, стереотипных оценок педагогов способствует тесная связь клуба со школой, семьей. Педагогические воспитательные усилия учителей, руководителей клуба, родителей должны направляться и действовать единым фронтом.

Третий период - период полной ресоциализации - характеризуется практически завершением процесса ресоциализации, когда у юноши складываются достаточно твердые взгляды, убеждения, социальные ориентации, осуществляется профессиональное самоопределение, формируется самосознание, способность к самоанализу, самовоспитанию, появляется стремление участвовать в общественной жизни, в общественно-полезном труде.

 


 

 

Учебное пособие

 

«Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»

 

Составитель: - кандидат психологических наук, доцент

Шувалов Юрий Николаевич

 

 

Подписано в печать Формат бумаги 60Х84 1/16 Бумага типографии №2

Офсетная печать. Усл. печ. л. Усл. кр. –отт. Уч. изд. л.

Тираж экз. Заказ

 

 

Редакционно-издательский центр Тульского государственного университета

300600. Г.Тула ул. Болдина 151

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.