Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кубань в эпоху раннего средневековья




Скифы.

Основную массу современного Геродоту населения Северного Причерноморья составляли племена скифов, о которых он сообщает целый ряд обстоятельных сведений. По данным Геродота, подтверждаемым и материалами археологии, скифы населяли всю южную часть Причерноморья: от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона. Хотя материальная культура, получившая распространение на всей этой обширной территории, в различных райовах обладала известными местными особенностями, но в целом в ней, безусловно, обнаруживаются черты типологической общности. Эта общность сказывается и в типах повсеместно распространённой скифской керамики,и в типах оружия, конских наборов, и в характере погребального обряда. По образу своей хозяйственной жизни скифы подразделялись на племена оседло-земледельческие и кочевые, скотоводческие. Перечисляя известные ему земледельческие племена, Геродот прежде всего называет каллипидов и алазонов— ближайших соседей основанной выходцами из Милета на берегу Буго-Днепровского лимана Ольвии; из этого города он в основном вёл свои наблюдения. Обращает на себя внимание, что первое из этих двух племён — каллнпидов — Геродот считает возможным назвать и другим именем — «эллино-скифы», настолько они уже, очевидно, ассимилировались с греческими колонистами. За каллипидами и алазонами в перечне Геродота следуют скифы-пахари, населявшие оба берега Буга и территорию на запад от Нижнего Днепра, и скифы-земледельцы, жившие по течению Днепра на расстоянии 11 дней плавания от его устья. Скифия времени Геродота не была этнически единой, в её состав входили и не родственные скифам племена. Так, невидимому, не скифского происхождения были земледельческо-скотоводческие племена, жившие в лесостепи.

Уровень хозяйственной жизни у большинства племён Скифии достиг уже сравнительно большой высоты. Геродот сообщает, что алазоны сеяли и употребляли в пищу помимо хлеба также лук, чеснок, чечевицу и просо, а скифы-пахари сеяли хлеб не только для собственных нужд, но и на продажу, которая, надо думать, осуществлялась ими при посредничестве греческих купцов. Вспашка земли, как правило, производилась скифскими земледельцами при помощи запряжённого волами плуга.

Судя по материалам раскопок многочисленных скифских городищ того времени, в частности большого Каменского городища близ Никополя, урожай снимался железными серпами, зерно измельчалось в зернотёрках. Обнаруженные во время раскопок кости животных свидетельствуют о разведении жителями городищ крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и птицы. Сохранившиеся в городищах остатки землянок и глинобитных построек, так же как и устройство погребальных камер в некоторых больших скифских курганах, позволяют составить некоторое представление о жилищах оседлого населения, но более детальное их устройство пока ещё остаётся нам неизвестным.

Скифы-кочевники и так называемые царские скифы, которых Геродот считает самыми сильными и воинственными из всех скифов, населяли степное пространство на восток от Днепра и до Азовского моря, включая и степной Крым. Геродот подчёркивает, что эти племена добывали себе пропитание но земледелием, а скотоводством и жилища свои устраивали в повозках. Более подробно об особенностях их кочевого быта пишет современник Геродота, неизвестный нам по имени автор одного приписываемого Гиппократу медицинского трактата. Он также обращает внимание на то, что у скифов «...нет I домов, а живут они в кибитках, наименьшие из которых четырёхколёсные, а иные и шестиколёсные; со всех сторон они закрыты войлоком и разделяются, как дома,— одни на два, другие на три отделения. Они непроницаемы ни для дождя, ни для снега, ни для ветра. В возы эти запрягают по две и по три пары безрогих волов. В таких кибитках живут женщины, а мужчины едут верхом на конях». У скифов-кочевников животноводство достигло относительно высокой ступени развития, и они в V—IV вв. владели огромными стадами и табунами скота. Распределение этого скота между соплеменниками не было равномерным.

Большие скифские курганы поражают богатством своего погребального инвентаря. Наряду с местными вещами в курганах постоянно встречаются и художественные изделия работы греческих, нередко первоклассных, мастеров. Это наглядно свидетельствует о тесных связях племенной знати с греческими городами-колониями. С другой стороны, роскошные погребения племенных вождей — «царей», как их называют греческие писатели, — и племенной знати составляют резкий контраст с рядовыми скифскими погребениями, часто лишёнными почти всякого инвентаря. Процесс социально-имущественного расслоения в скифском обществе зашёл уже довольно далеко. Свою роль в этом сыграли и торговля с греками и постоянные военные столкновения между племенами, которые сопровождались захватом военной добычи и пленных. Однако последние, невидимому, большею частью перепродавались при посредничестве греческих купцов за пределы страны. О рабах родом из Скифии упоминают и греческие писатели и надписи в городах Балканской Греции. В самой Скифии труд несвободных находил лишь ограниченное применение — преимущественно в хозяйстве кочевников — и рабство имело ещё патриархальную форму. В общественном производстве ведущая роль принадлежала свободному человеку. В Скифии времени Геродота классовое общество и государство ещё не сложились, но устои древнего родо-племенного строя в рассматриваемое время уже были значительно поколеблены. Энгельс подчёркивает, что родовая организация дальше племени не пошла и союз племён означает уже начало её подрыва. Между тем среди скифских племён, несомненно, уже назревала потребность в объединениях более широкого характера. Завоевательные вторжения скифов в Малую и Переднюю Азию и их победоносная борьба с персидскими войсками Дария были бы немыслимы при отсутствии крупных племенных объединений. Следует, однако, решительно отвергнуть мнения тех буржуазных учёных, которые эти племенные объединения скифов наделяют чертами чуть ли не государств феодального времени и представляют их в виде мощной «Скифской державы», якобы возникшей в Северном Причерноморье ещё в VII в. до н. э. Объединения скифских племён, как и другие племенные союзы этой эпохи, отличались непрочностью и изменчивостью своего состава, что, естественно, отражалось и на характере власти возглавлявших их вождей: эта власть, очевидно, нередко была лишь номинальной.

Объединения племён такого типа стали приобретать характер объединений государственных лишь во второй половине IV в. до н. э., когда в Северном Причерноморье возник большой племенной союз под главенством скифского царя Атоя. В короткий срок Атею удалось подчинить своей власти ряд соседних фракийских племён и города западнопонтийских греков. Но объединение Атея просуществовало очень недолго: после того, как Атей был наголову разбит войсками Филиппа II Македонского, оно сразу же распалось. В конце III в. до н. э. возникает более прочное объединение скифских племён с центром в Крыму.

Вопрос об этническом происхождении и языке скифов очень сложен. Геродот с полной определённостью пишет, что все скифы говорили на одном, очевидно, общем для всех племён языке. Однако у скифов не существовало своей письменности. Поэтому единственным источником сведений об их языке являются произведения античных писателей и надписи античной эпохи. До нашего времени дошли в греческой и латинской транскрипции главным образом названия скифских племён, имена божеств, личные имена, топонимические наименования. Истолкование этих скудных фрагментарных данных вызвало существенные разногласия. В конце XIX — начале XX в. был высказан целый ряд взаимно исключающих друг друга предположений о монгольском, славянском и иранском происхождении скифов. В настоящее время разработка этого вопроса значительно двинулась вперёд, и среди учёных преобладает взгляд о принадлежности скифского языка к так называемой североиранской группе языков.

Существующие в современной науке представления о культуре скифов основаны как на свидетельствах античных писателей, так и на непосредственных памятниках этой культуры: скифских городищах и курганах, разбросанных по всему югу нашей страны, многочисленных находках скифской керамики разнообразных форм и видов, изделий из бронзы, железа и драгоценных металлов, оружия— наконечников скифских стрел и копий, скифских железных мечей — акинаков и т. д. Вещи скифского типа получили распространение не только на территории самой Скифии, их находят и далеко за её пределами, например на Кавказе, в Сибири и даже в Передней Азии. Сильное влияние скифской культуры испытало на себе в V в. до н. э. население лесостепной полосы Восточной Европы, а южнее — население Фракии.

Внешний вид и одежда скифов известны главным образом по их изображениям на золотых и серебряных сосудах и других художественных изделиях, преимущественно греческой работы, найденных в таких всемирно известных курганах, как Куль-Оба (Керчь), Чертомлыцкий, Солоха (Нижний Днепр) и ряд других. В своих произведениях на скифские сюжеты греческие мастера-художники с поразительным реализмом дали образы скифов в мирном и военном быту. Сражались скифы преимущественно на конях, хотя в дальнейшем, по мере роста оседлости, появляется и скифская пехота. Геродот даёт очень подробное и живое описание военных обычаев скифов, но, может быть, несколько преувеличивает их воинственность.

От Геродота же в основном известна и религия скифов. Характерные её черты — отсутствие храмов и особой касты жрецов, отсутствие антропоморфных изображений богов. Олицетворением, например, наиболее почитаемого у скифов бога войны был воткнутый в землю железный меч, перед которым приносились жертвы. Характер погребального ритуала свидетельствует о том, что у скифов существовала вера в загробную жизнь. Попытка Геродота, перечисляющего по именам скифские божества, перевести их на язык греческого пантеона не может быть признана удачной. Видимо, религия скифов была настолько своеобразна, что не могла найти себе прямых параллелей в религиозных представлениях греков.

Ещё большее своеобразие скифской культуры раскрывается в так называемом скифском зверином стиле. Изображения зверей на вещах, выполненных в этом стиле, чаще всего трактуются не в положении покоя, а в напряжённой борьбе или движении: сплетённые в борьбе тела, оскаленные зубы и т. д. Вещи, выполненные в различных вариантах звериного стиля, встречаются не только в Северном Причерноморье, их находят также в погребениях лесостепной полосы Восточной Европы, на территории большей части Сибири, особенно Западной Сибири. Существенно отметить, что вещи в зверином стиле изготовляли но только местные, но и греческие и восточные мастера, ориентировавшиеся на вкусы скифов.

На скифской культуре, безусловно, сказалось влияние близкого соседства и постоянного общения с греками. Было бы, однако, ошибочным переоценивать это влияние. Оно коснулось главным образом скифской знати, теснее других слоев скифского общества связанной торговыми узами с прибрежными городами-колониями. Племена, жившие в непосредственной близости к этим городам, также испытали на себе более заметное воздействие греческого культурного уклада, чем племена, населявшие отдалённые от них территории. Следует также подчеркнуть, что и сами греческие поселенцы оказались под заметным воздействием местной культуры. Явления ассимиляции и синкретизма весьма характерны для исторической жизни северочерноморских городов-колоний.

Сарматы (савроматы)

Территория, населённая скифами, согласно Геродоту, простиралась на востоке только до Дона, Зa Доном, в нижневолжских и приуральских степях, жили уже не скифы, а родственные им, близкие по культуре и языку кочевые скотоводческие племена савроматов, или сарматов, как их стали называть позже. Соседями савроматов с юга были племена, называемые собирательным именем меотов. Они населяли территорию вдоль восточного берега Азовского моря, а также Таманский полуостров и часть Прикубанья.

Все античные писатели в своих рассказах о савроматах единодушно отмечают необычное положение у них женщин. Геродот приводит древнее сказание о хождении савроматов от мифических амазонок, вступивших в браки со скифскими юношами. Этим он объясняет обычаи савроматских женщин ездить верхом, носить мужскую одежду, участвовать в войнах и т. п. Уже упоминавшийся автор приписываемого Гиппократу медицинского трактата пишет, что савроматки «...остаются в девушках, пока не убьют троих врагов», а греческий историк IV в. до н. э. Эфор прибавляет к этому, что савроматские мужчины «повинуются во всём своим жёнам, как госпожам». Это прочно вошедшее в античную этнографическую традицию представление об особой роли женщин у савроматов, несомненно, имеет под собой реальную историческую почву.

На территории савроматов были обнаружены комплексы погребений, центральное место в которых занимают погребения женщин. Они выделяются подчёркнутой торжественностью погребального обряда. Наряду с обычными для погребального инвентаря вещами в них находят оружие и каменные блюда культового назначения, следы человеческих и конских жертвоприношений, свидетельствующие о том, что погребённые женщины были не только родоначальницами и воинами, но и жрицами. Только постепенно в савроматском погребальном обряде мужчины-воины становятся в один ряд с женщинами, чтобы в дальнейшем оттеснить их на второй план. У савроматов, таким образом, дольше, чем у других северочорноморских племён, сохраняли своё значение пережитки матриархата.

Материальная культура савроматов в том виде, в каком она перед нами вырисовывается на основании до сих пор известного археологического материала, весьма близка к скифской. Так, например, мечи и кинжалы савроматов VI—IV вв. до н. э. по своему типу очень напоминают скифские. То же можно сказать о конском наборе, о вещах, выполненных в зверином стиле, и т. д. Однако на территории савроматов значительно меньше, чему скифов, найдено вещей иноземного — иранского и греческого — происхождения. Это вполне согласуется с показаниями некоторых античных писателей. Географ I в. до н. э. Страбон, например, сообщает, что и в его время сарматы не пропускали к себе греческих купцов, а сами, надо думать, вели торговлю в ограниченных размерах с рабовладельческим миром через Танаис — боспорскую колонию, находившуюся на самой окфаине Боспорского царства, у устья Дона. Таким образом, торговля в меньшей степени оказывала своё воздействие на социальный строй сарматов. Кочуя со своими стадами по малодоступным для жителей тогдашнего цивилизованного мира степным пространствам, они гораздо дольше, чем другие племена, могли сохранять пережитки древнего матриархального строя.

Меотийские племена — некоторые из них благодаря античным писателям и боспорским надписям известны по именам — частью были оседлыми и занимались земледелием, частью вели жизнь кочевников-скотоводов. Меотийские племена, жившие на Таманском полуострове и в прилегающем к нижнему течению Кубани районе, издавна находились (в отличие от сарматов) под влиянием греческих городов-колоний и Боспорского царства. Многие из этих племён в IV в. до н. э. вошли в состав Боспорского царства.

Большее, чем другие племена, влияние греческих городов испытали на себе синды. Они жили на территории, простиравшейся от Таманского полуострова до современного Новороссийска, которая по их имени получила название Синдики. Синды раньше других вступили в оживлённые торговые сношения с боспорскими греками, которым они продавали зерно и другие продукты сельского хозяйства. В V в. до н. э. у синдов появляется своя монета, чеканившаяся по греческим образцам. Управлявшие синдами племенные династы, как, например, Горгипп, носили греческие имена. Синдская знать, извлекавшая из торговли с греками главные выгоды; была заинтересована в ещё более тесном сближении с ними. Это объясняет, почему синды первыми из местных племён, и, может быть, добровольно, вступили в состав Боспорского государства. С тех пор в надписях, перечисляющих владения боспорских царей, имя синдов стало неизменно занимать первое место.

Племена, более удалённые от побережья и главных центров боспорского ремесла н торговли, естественно, были вовлечены в неё в меньшей мере, чем синды. Но и здесь с конца V в. и особенно в IV в. до н. э. значительная часть прежде кочевого населения Прикубанья переходит к оседлому земледелию. Благодаря исключительному плодородию почвы здесь выращивались и снимались богатые урожаи пшеницы, ячменя, проса и других злаков. Интересно отметить, что уже тогда на Кубани культивировалась так называемая «мягкая пшеница» — родоначальница современных сортов, до сих пор возделываемых на Северном Кавказе. Хлеб производился для продажи на вывоз. Об этом свидетельствуют данные о величине боспорского хлебного экспорта в IV в. и находки боспорских монет при исследовании многочисленных местных городищ.

Скотоводческое хозяйство кочевой части населения достигло здесь значительного развития уже в конце VI и начале V в. до н. э. О величине принадлежащих кочевникам стад и табунов наглядно свидетельствуют большие кубанские курганы со следами массового ритуального умерщвления лошадей. Известны случаи, когда при раскопках таких курганов находили по нескольку сотен конских скелетов, расположенных в определённом порядке у коновязей. Такой обычай и изобилие драгоценных вещей в кубанских курганах дают ясное представление о величине тех богатств, какие сосредоточивались в руках местной племенной знати. В этом отношении она не уступала скифской.

IVв. ознаменовался невиданным движением на Запад кочевых народов, изменивших картину мира. Многочисленные полчища гуннов вторглись на Кубань. Разгромили приазовских готов. Захватили боспорские города Копы, Фанагорию и др., двинулись через Керченский пролив на Запад. Большая часть местных меотских племен покинула насиженные места и ушла в предгорья Кавказа.

Гунны, получившие для обитания Причерноморские степи, известны под этнонимом акациры. Смена названий племен говорит о нестабильности политической обстановки.В это время в степях Предкавказья кочевали болгарские племена. По названию одного из них – оногуров – вся Приазовская низменность называлась Оногурией. С появлением гуннов в Приазовье стал господствовать гунно-болгарский союз племен с сильным влиянием сарматской культуры.

Частые набеги и разорение городов на побережье вынуждали Византию проводить сложную политику в отношении народов Северного Причерноморья. Одна из форм такой политики – христианизация варваров. В VI в. существовала епископия Фанагорийская. В начале VI в. в Константинополь прибыл вождь утигуров Горд и крестился со своей свитой. Другое оружие – сталкивать варваров друг с другом. Земли Северо-Западного Кавказа были подчинены Западно-Тюркским каганатом. Тюркский натиск второй половины VI в. привел к ликвидации огоро-болгарских объединений.

Во второй половине VI в. возникает Тюркский каганат, западным крылом которого стали северокавказские степи. В 576 г. Каганат объявил войну Византии. Города Таманского полуострова подверглись нападению, и некоторые из них прекратили свое существование. Однако кочевники понимали, что выгоднее обложить оставшиеся данью, чем уничтожить.

Одним из племен в составе каганата были болгары. Их вождь Кубрат. Наступили благоприятные условия для консолидации кочевых племен Северного Кавказа. В 635 г. Хан утригуров (оногуров) Кубрат освободился от аварской зависимости и присоединил котрагов. На территории Восточного Приазовья было создано государство болгар, известное как Великая Болгария. Основной территорией кочевок были степи правобережья Кубани, Ставропольской возвышенности, Таманский полуостров. Центром своего государства (ставкой хана), Кубрат избрал заброшенную Фанагорию (близ станицы Сенной)- наиболее удобное место для ведения торговых дел с Византией (сторонником, которой был Кубрат, крещенный и воспитанный в Константинополе, получивший сан патрикия). После его смерти объединение болгар на Кубани распалось на 5 отдельных частей. Этим воспользовались хазары.

Хазары, другая часть Тюркского каганата, также образовывают свое государство. Они подчинят себе Великую Болгарию после смерти Кубрата. Один из сыновей Кубрата не захотел подчиняться и увел часть соплеменников на Дунай, другой сын - Батбай - остался на Таманском полуострове и принял власть хазар. К 698 г. Хазары прочно закрепились на восточном побережье Меотиды и в низовьях Куфиса (Кубани). В VIII в. Хазарский каганат превратился в мощную военную державу, объединившую степи Северного Кавказа от Каспийского до Черного морей.

Кубанские болгары (черные болгары) имели определенную самостоятельность по отношению к каганату, но вынуждены платить дань. В административных центрах представителями Хазарской администрации были тудуны. Кочевые племена, осев в Таманских городах принесли иные строительные приемы, новый тип керамики, неизвестные ранее способы погребений. В конце VIII в. верхушка Хазарского каганата принимает иудаизм. В IX в. администрация юго-западных климатов (областей) Хазарии переселилась в бывшую античную Гермонассу, получившую название Тумен-Тархан (место ставки военачальника 10 тыс. воинов). Греки называли этот город Таматархой.

Западные климаты Хазарии наиболее богатые районы каганата. Именно здесь проходил участок «великого шелкового пути», располагались приморские города-центры торговли и ремесла, приносившие огромный доход купцам, местным феодалам и наместнику кагана. Царь Хазарии предпринимал значительные усилия чтобы защитить эту территорию не только от воинственных горцев на юге,но и от кочевых племен с севера- печенегов и гузов, а также набиравших силу руссов, которые еще недавно выплачивали дань хазарам (поляне, северяне, кривичи).В 945 г.киевский князь Игорь заключил договор с Византией, согласно которому Русь обязалась защищать Херсонес (Севастополь) от черных болгар, как называли тюркоязычное население Приазовья. Несмотря на это каганат уже терял свое могущество.

В 965 г. Хазарский каганат был разгромлен войсками князя Святослава Игоревича. Разгромив союзников каганата волжских булгар, Святослав двинулся в низовья Волги и захватил столицу каганата Итиль. Затем овладел Таматархой, центром Таманского полуострова. Так в составе Киевской Руси появится Тмутараканское княжество.


На берегу Русского (Черного) и Сурожского (Азовского) морей возникает русское Тмутараканское княжество. Точное время его образования неизвестно, возможно еще во времена походов князя Игоря на Византию. Точно известно, князь Владимир Святославович посылает своего сына Мстислава править в Тмутараканское княжество. Его правление отмечено расширением и усилением княжества. Почти 50 лет правил Мстислав Удалой (Храбрый) 988 – 1036 гг. Окрестные племена платили дань и давали воинов. В честь победы над касогами (так называли адыгов в русских летописях) Мстислав Удалой основал в Тмутаракани церковь Богородицы (1022 г.) В 1023 г. пошел войной на своего брата Ярослава (Мудрого), который уступает ему левобережье Днепра. Период правления Мстислава – время расцвета Тмутараканского княжества. Княжество в этот период небольшое, но весьма влиятельное.

Тмутаракань была торговым портом, через который шла торговля народов Северного Кавказа (ясов, касогов, обезов) с городами Черноморья. Боспор (Керчь) подчинялся русским князьям. Рыболовный промысел в Керченском проливе являлся важным источником существования береговых жителей. Связывал хозяйственные интересы населения обоих берегов. На востоке владения русских Тмутараканских князей заходили в глубь Ставропольского края и Кавказских гор (Кабарды). Границы Тмутараканской Руси на Северном Кавказе простирались до устья Большого Егорлыка, впадающего в Маныч.

Тмутаракань была тесно связана с остальной Русью. Сам город был важным экономическим и административным центром.

Жили русские, греки, болгары, хазары, аланы, готы, касоги. В городе находились: княжеский дом, много красивых жилых построек, украшенных мрамором, возвышалась церковь, дома простых горожан были построены из сырцового кирпича, некоторые улицы замощены камнем. Город защищали оборонительные стены, за ними находились ремесленные посады. Жители занимались ремеслом, торговлей, вели с/х, рыбный промысел. Город стоял на берегу хорошей морской гавани, куда прибывали суда с товарами. В январе 1068 г. князь Глеб измерил по льду Керченского пролива расстояние от Тмутаракани до Корчева (Керчи) - 14 тыс. сажень (сажень – 2,134 м). В 1792 г. мраморная доска с русской надписью об этом событии была найдена на Таманском полуострове переселяющимися запорожцами.

Мстислав умер, не оставив наследника. Владения перешли к Ярославу Мудрому, который завещал их сыну Святославу II Тщеславному. Он посадил на Тмутараканский престол сына Глеба. Его изгоняет другой внук Ярослава Ростислав. С его именем связано усиление русского влияния на Северном Кавказе и, возможно, присоединение к княжеству Керчи. В 1066 г. Ростислав был отравлен византийским чиновником.

С Тмутараканью связана деятельность крупнейшего церковно-политического деятеля Киевской Руси писателя и летописца Никона. Монах Киево-Печерского монастыря он бежал в Тмутаракань от князя Изяслава, основал здесь монастырь и вел записи, вошедшие позже в «Повесть временных лет».После смерти Ростислава он просит Святослава посадить на престол Тмутаракани Глеба. Тот появится на престоле в третий раз. Никон проживет в княжестве с1061 по 1074 г.

После Глеба в Тмутаракани княжит брат Роман. К нему из Киева бегут братья Олег и Борис. Они обращаются за помощью к половцам, к тому времени прочно обосновавшимся в степях. Половцы убили Романа, в борьбе с киевским князем погиб Борис, хазары взяли в заложники Олега. Тмутараканское княжество досталось Киевскому князю Всеволоду, посадившего наместника Ратибора. Началась борьба за престол. В 1083г. вернется из Византии Олег, принявший при крещении имя Михаил. Он вернет себе Тмутараканский престол, будет вести войну вместе с половцами. Автор «Слова о полку Игореве» назовет его Гориславичем. После 1094 г. Тмутаракань в русских летописях больше не упоминается. Половцы отрежут его от русской земли. Но город продолжал жить, даже преуспевал, вернувшись в сферу влияния Византии. Византия сумела овладеть княжеством в середине XII в. Но уже в конце века оно переходит под власть кочевников-кыпчаков.

Кочевники – кыпчаки (кипчаки) тюркоязычный народ, обитавший в XI в. в южно-русских степях. Русские называли их половцами, от слова «полова» - солома, за их выгоревшие на солнце волосы. Половецкая степь протянулась от Волги до Дуная. Степняки занимались кочевым скотоводством, ремеслами, набегами. Находились на стадии раннего феодализма. Совершали набеги на Русь в 1055- нач. XIII в. Наиболее опасными были нападения в конце XI в. Русский князь Игорь Святославович с небольшой дружиной отправился в степь, поход окончился плачевно – «Слово о полку Игореве». Набеги половцев прекратились после поражений от русских князей в 1103-1116 гг. Возобновились во второй половине XII в. От пребывания половцев на Кубани остались каменные изваяния, получившие название «половецкие бабы».

В XIII в. на половцев обрушился шквал татаро-монгольского нашествия. Знать была перебита, население покорено и стало частью Золотой Орды. Часть половцев перешла на территорию Венгрии.

В XIII в. из глубин Центральной Азии появились монгольские орды Батыя. Их первой жертвой в Восточной Европе стали половцы. В 1260г. в приазовских степях образовалась самостоятельная орда во главе с ханом Ногаем, который установил дружеские отношения с Византией и даже женился на одной из дочерей императора. Византия переживала кризис, ее центральные области захватили крестоносцы, а торговые фактории черноморского побережья генуэзцы. В Тамани возникает крепость Матрега(на месте Таматархи – Матархи – Тмутаракани), принадлежавшая знатному генуэзскому роду Гизольфо.Между Таном (Азов) и Севастополисом(Сухуми) генуэзцы имеют 39 колоний, факторий, поселений. Важнейшие из них сосредоточены в районе Таманского полуострова.Это Боспоро(Керчь), Мапа(Анапа), Мавролако(Геленжик), Колос Лимено(Новороссийск) и др. С появлением итальянских купцов города Восточного Крыма и Тамани были вовлечены в мировую торговлю Западной Европы с Востоком. Торговые пути, проходившие прежде через порты Сирии и Палестины, переместились на берега Черного моря. Этот торгово-экономический симбиоз продолжался до конца XV в.

В мае 1453 г. турецкий султан Мухамед II вступил в храм святой Софии, святыню православного мира. Последний Византийский император Константин Драгас погиб, защищая столицу. Константинополь стал Стамбулом.

Золотая Орда окончательно разваливается. Один из ее ханов, Хаджи-Гирей, образует самостоятельное крымское ханство, куда вошел и Таманский полуостров. Вскоре и оно становится зависимым от Турецкой империи. В Тамани строится турецкая крепость Хункале, просуществовавшая до присоединения Крыма и Тамани к России в 1783г., Темрюк, Копыл, Еникале, в 1781-82гг.возводится крепость Анапа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 4781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.