КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III. Индивидуальные характеристики
II. Рабочие характеристики I. Организационные характеристики Источники профессионального стресса
1. Структура: специализация и разделение труда; централизация управления; соотношение структуры и функции организации; формализация задания; участие в управлении (принятии решений); кадровая политика, продвижение по службе. 2. Процессы: цели деятельности (реальность, ясность, противоречивость и т. д.); обратная связь с результатами деятельности; профессиональная подготовка (переподготовка). 3. Управление: политика найма; оценки деятельности; оплата труда; режим работы; сдвиги рабочих смен; охрана труда и техника безопасности; забота о здоровье; организация рабочего места. 1. Содержание работы: объем работы (величина рабочей нагрузки); сложность задания; ответственность, опасность задания; информационная загрузка; временные ограничения; способы выполнения действий; проявления творчества, поиска, риска. 2. Средства работы: безопасность труда; надежность техники; компоновка приборов на рабочем месте; кодирование информации; разборчивость текстуры; светотехнические особенности приборов; конструкция органов управления. 3. Физико‑химические и технические условия труда: микроклимат и газовый состав воздуха на рабочем месте; шум, вибрация, освещенность; факторы опасности и вредности; конструкция рабочего места, обзор, досягаемость до органов управления; интерьер (дизайн) помещения. 4. Социальные условия: психологический климат; совместимость, сплоченность; межличностные отношения (конфликты); ролевой статус; конкуренция; личное доверие; общественное признание, одобрение; социальная ответственность. 1. Профессиональные: уровень знаний; профессиональный опыт; стремление к профессиональному совершенствованию; кризисы карьеры; удовлетворенность профессиональных ожиданий и результатов (целей). 2. Морально‑нравственные и организационные: нравственная зрелость и устойчивость; целеустремленность; дисциплинированность; профессиональная ответственность; аккуратность. 3. Психологические: трудовая направленность; развитие способностей и профессионально‑важных качеств; особенности личности (тревожность, интернальность/экстернальность, интровертированность/экстравертированность, нейротизм, ригидность, агрессивность, эмоциональная реактивность, склонность к риску и др.); психические состояния (уровень бдительности и готовности, доминантные состояния, фобии, утомление, депрессия, поведение типа А или б). 4. Физиологические: острые и хронические заболевания; пороги чувствительности анализаторов; биологические ритмы; функциональная асимметрия парных органов; функциональные состояния (монотония, укачивание, гипоксия и др.); возрастные изменения; вредные привычки. 5. Физические: развитие силы, скорости, ловкости, выносливости; антропометрические и биомеханические особенности. Для понимания и управления профессиональными стрессами должны учитываться два аспекта содержательной характеристики стресса – процессуальный и причинно‑следственный. Они взаимосвязаны, поскольку любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса, так же как любой психологический стресс (внутри– и межличностной природы) находит свое отражение в поведенческой, в том числе и в трудовой, активности человека. Т. Кокс,[2]рассматривая стресс‑факторы профессиональной деятельности, выделяет четыре вида требований: требования к индивиду; индивидуальные особенности, навыки и общие способности адаптации к требованиям (личностные ресурсы); ситуационные ограничения, влияющие на процесс адаптации; внешняя поддержка. Абсолютный уровень требований не следует считать определяющим для возникновения стресса. Более важно рассогласование между уровнем требований и личностными ресурсами.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |