КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровни интерпретации 3 страница
Детали существенные – отсутствие существенных деталей в рисунке испытуемого, который, как известно, сейчас (или в недалеком прошлом) обладает средним или высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение. Избыток деталей – «неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфики проблемы. Лишнее дублирование деталей – субъект, скорее всего, не умеет тактично и гибко контактировать с людьми. Недостаточная детализация – тенденции к замкнутости. Особо щепетильная детализация – скованность, педантичность. Ориентация в задании Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его – критерий сохраненного контакта с реальностью. Принятие задания с минимальным протестом – хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования. Извинения из‑за рисунка – недостаточная уверенность. По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность – быстрое истощение. Название рисунка – экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность. Подчеркнута левая половина рисунка – идентификация с женским полом. Упорно рисует, несмотря на трудности, – хороший прогноз, энергичность. Сопротивление, отказ от рисования – скрытие проблем, нежелание показать себя. «Дерево» Здесь приводится еще одна интерпретация рисунка дерева (по К. Коху). Эта интерпретация исходит из положений К. Юнга (дерево как символ стоящего человека). Корни – коллектив, бессознательное. Ствол – импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви – пассивность или противостояние жизни. Рисунок дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж). Земля приподнимается к правому краю рисунка – задор, энтузиазм. Земля опускается к правому краю листа – упадок сил, недостаточность стремлений. Корни Корни меньше ствола – тяга к спрятанному, закрытому. Корни равны стволу – более сильное любопытство, уже представляющее проблему. Корни больше ствола – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу. Корни обозначены чертой – незрелое поведение в отношении того, что держится в секрете. Корни в виде двух линий – способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении. Симметрия – стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдерживать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы. Корни раздвоенные – отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция – желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки. Наклон вправо – увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении. Форма листвы Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве – поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувство покинутости и разочарования. Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий. Ветви направлены вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему. Листва‑сетка, более или менее густая, – большая или меньшая ловкость при избегании проблемных ситуаций. Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего. Открытая и закрытая листва на одном рисунке – поиски объективности. Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом. Закрытая густая листва – скрытая агрессивность. Детали листвы, не связанные с целым, – малозначительные детали принимаются за характеристику явления в целом. Ветви выходят из одного участка на стволе – детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет. Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание. Толстые ветви – хорошее различение действительности. Листья‑петельки – предпочитает использовать обаяние. Пальма – стремление к перемене мест. Листва‑сетка – уход от неприятных ощущений. Листва как узор – женственность, приветливость, обаяние. Плакучая ива – недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений. Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность. Ствол Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность. Ствол в форме разбитого купола – желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач. Ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи. Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться и действовать свободно. Листва тонкими линиями – тонкая чувствительность, внушаемость. Ствол линиями с нажимом – решительность, активность, продуктивность. Линии ствола прямые – ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах. Линии ствола кривые – активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий. «Вермишель» – тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость. Ветви не связаны со стволом – уход от реальности, не соответствующей желаниям, попытка «убежать» в мечты и игры. Ствол открыт и связан с листвой – высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир. Ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны. Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки. Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу. Ствол сужается книзу – ощущение безопасности в своем кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое «Я» против беспокойного мира. Общая высота – нижняя четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти. Нижняя половина листа – менее выраженная зависимость и робость. Три четверти листа – хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться. Высота листвы (страница делится на восемь частей): 1/8 – недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет. 1/4 – способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия. 3/8 – хорошие контроль и рефлексия. 1/2 – интериоризация, надежды, компенсаторные мечты. 5/8 – интенсивная духовная жизнь. 6/8 – высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов. 7/8 – листва почти на всю страницу – бегство в мечты. Манера изображения Острая вершина – защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; чувство покинутости и поиск безопасного убежища для твердого положения, потребность в нежности. Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) – детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции. Два дерева – могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации). Добавление к дереву различных объектов – трактуется в зависимости от конкретных объектов. Пейзаж – сентиментальность. Переворачивание листа – независимость, признак интеллекта, рассудительность. Земля Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка. Земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа – спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.
2.3.4. Проективная методика «Автопортрет»
Автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Проективная методика «Автопортрет» служит для выявления индивидуально‑типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней (Романова, Потемкина, 1991). Здесь предлагаются три интерпретации этого теста: Р. Бернса (США), Потемкина, Романова (1991) и интерпретация по схеме Г. Рида, разработанной с использованием типологии К. Юнга. Цель методики: выявление индивидуально‑типологических особенностей человека. Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10х15 см. Инструкция: «Нарисуйте свой портрет».
Обобщая разнообразие форм автопортретов в живописи, можно выделить следующие: • изображение лица как центра картины; очень часто это графическое изображение; • изображение портрета в интерьере, дополняющем и оттеняющем портрет; • изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту, характеризующих различные этапы жизненного пути; • автопортрет‑метафора – распространен в последнее время как арена для всякого рода психологических экспериментов, рассчитанных на самое изощренное воображение зрителя: например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей на подвешенном в воздухе канате; • сюжетный автопортрет, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации, т. е. в кругу близких друзей, где автор беседует, ест, пьет, прогуливается и т. д.; • исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изображается участие в каком‑либо важном событии, происходившем в действительности; • изображение вымышленной, фантастической ситуации, в которой автор никогда не был.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |