Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка проекта для улучшения рынка внешней торговли ЕС




 

По последним данным «Евробарометра», отношение населения стран ЕС к расширению Союза неоднозначно и далеко от единодушной поддержки этого процесса. 43% населения стран ЕС согласно с тем, что Союз должен расширяться за счет новых стран-членов; в то же время, 35% опрошенных не поддерживают процесс расширения. Любопытно, что большинство сторонников расширения ЕС живут преимущественно в странах с относительно низким уровнем экономического развития (Греция, Ирландия, Испания, Португалия). Зато в странах — лидерах ЕС (Великобритания, Германия, Франция), заметно влияющих на определение стратегии ЕС, доля сторонников расширения лишь немногим превышает треть. Довольно сдержанно относятся граждане ЕС к возможности получения членских билетов в Евросоюз. Лишь пятая часть респондентов (21%) считают, что ЕС должен быть открытым для всех желающих, а почти половина (44%) допускают такую возможность лишь для отдельных государств (диаграмма «Отношение населения стран ЕС к расширению Союза»).Учитывая высокий уровень развития демократии в странах ЕС (а следовательно — влияния общественности на позиции политиков) и то обстоятельство, что подавляющее большинство (71%) граждан стран ЕС высказались в пользу отсрочки расширения в случае выявления его негативных последствий, можно отметить, что процесс расширения Союза может стать непредсказуемым, с точки зрения поддержки его общественностью стран — членов ЕС. (Однако, даже учитывая возможные осложнения в процессе расширения ЕС, политическое решение о расширении Европейского Союза уже принято, и вопрос на сегодняшний день лишь в определении стран, которые будут приняты в рамках «первой волны» расширения, и тех необходимых механизмов внутренних преобразований ЕС, которые создадут условия для функционирования расширенного Союза.) [48]

Любопытны также взгляды населения Украины, к границам которой приближается ЕС. Наши соотечественники оценивают процесс расширения ЕС сдержанно позитивно. Наибольшая часть населения (32,1%) уверена, что расширение ЕС улучшит его отношения с Украиной. Только каждый десятый (9,6%) придерживается противоположной точки зрения (диаграмма«Как повлияет процесс расширения ЕС на его отношения с Украиной»).

Желательно, чтобы появление зажиточного соседа — ЕС — на украинских границах стало не усилителем традиционных ожиданий помощи, а стимулом для перестройки собственного хозяйства. Сейчас в обществе имеется потенциал укрепления европейских ориентаций населения. Его может активизировать улучшение сотрудничества Украины с ЕС, странами-кандидатами, а также — их заинтересованность в интеграции Украины в европейское сообщество. Но именно это вызывает у наших граждан заметный скепсис: лишь 18,4% респондентов считают, что страны ЕС относятся к Украине как к потенциальному равноправному партнеру; большинство населения (62,4%) убеждено, что члены ЕС или равнодушны к возможному членству Украины в ЕС (35,4%), или относятся к нему скептически, считая, что Украина не имеет перспектив вступления в ЕС (27%).[51]

В то же время наши соотечественники осознают факт значительного экономического отставания, сдерживающего украинскую евроинтеграцию: наибольшая часть граждан (39,8%) считают реальным выход нашего государства на экономический уровень ведущих стран ЕС лишь через 20 лет. Однако, несмотря на это, большинство из них (66%) убеждены в необходимости вступления Украины в ЕС в течение ближайших 5—10 лет. Видимо, отношение граждан будет определяться не геополитическими преимуществами непосредственного соседства с ЕС, а конкретными результатами сотрудничества с расширенным Евросоюзом и тем, удастся ли минимизировать возможные негативные последствия его расширения для Украины.

Факторы влияния расширения ЕС на Украину в торгово-экономической сфере

Приближение ЕС к украинским границам не дает оснований как для чрезмерно «розовых», так и для драматических сценариев развития экономических отношений. Очевидно, следует трезво признать, что современное состояние украинской экономики и уровень экономического сотрудничества с ЕС не приведет ни к быстрому вступлению Украины в Евросоюз, ни к ее изоляции в случае расширения последнего. Последствия процесса расширения ЕС для Украины будут главным образом определяться, с одной стороны, внутренними институциональными и структурными преобразованиями в Евросоюзе в его расширенном виде, стратегией внешних отношений ЕС на восточном направлении, а с другой — способностью Украины к эффективным институциональным и структурным преобразованиям внутри страны. То есть ключ украинской евроинтеграции следует искать, скорее, не в Брюсселе, а в Киеве. [48]

Для национального бизнеса имплементация экономической составляющей Соглашения об ассоциации и создании ЗСТ означать новые возможности для экспорта в страны-члены ЕС благодаря снижению тарифных и, что самое важное, нетарифных барьеров для выхода на рынок Евросоюза, который на сегодня является крупнейшим региональным торговой площадкой. Потенциальные экономические выгоды от любого регионального интеграционного проекта экономисты всегда соотносят с размером рынка, с которым эта интеграция происходит. То есть чем больше рынок, с которым заключается соглашение о создании зоны свободной торговли, тем, естественно, больше в абсолютном измерении есть потенциальные выигрыши для национальной экономики. После подписания Соглашения об ассоциации и, как результат, вхождение в ЗСТ прогнозируется положительная динамика относительно доступа наших товаров на рынки третьих стран благодаря гармонизации украинских технических регламентов и стандартов с соответствующими нормативными актами ЕС, что будет означать переход на международные стандарты. Также можно ожидать улучшения внутреннего бизнес-климата, поскольку приспособление к нормам и правилам ЕС будет означать изменения в национальном законодательстве, которые приведут к прозрачных правил игры, а затем сделают условия на внутреннем рынке более привлекательными для иностранных инвесторов, что в свою очередь, стимулировать приток инвестиций и снижение стоимости капитала. А рост внутренней конкуренции за счет постепенной либерализации тарифных и нетарифных ограничений торговли приведет к перераспределению ресурсов и капитала между предприятиями и целыми секторами экономики. Это впоследствии будет оздоровительное воздействие на экономику страны, повысит ее эффективность и устойчивость. Что касается экономики столицы, то она уже давно ориентирована на Евросоюз, показатели экспорта в страны СНГ уступают аналогичным показателям торговли с ЕС. Поэтому подписание Соглашения об ассоциации с ЕС и в его рамках — Соглашения о зоне свободной торговли — должно положительно сказаться и на развитии Киева уже в среднесрочной перспективе параллельно с укреплением хозяйственных связей с Россией и СНГ. [48]

Последствия создания ЗСТ для потребителя Если сбудутся лучшие прогнозы, то Украину ожидают роста доходов за счет создания новых рабочих мест и роста объемов производства. Однако этот рост будет распределена неравномерно и зависит от отрасли производства. Иными словами, нас, скорее всего, ждет перераспределение труда, появление новых специальностей, увеличение требований к квалификационному уровню работников.

То есть, более конкурентные предприятия, скорее приспособятся к европейским нормам и стандартам, а также иметь в своем арсенале квалифицированный и производительный персонал, ждать расцвет и повышения доходов, заработных плат наемных работников, их социальной защищенности и т.д.. Те, предприятия, которые не справятся с конкуренцией, зарабатывать меньше или вообще будут вынуждены прекратить свой бизнес. Все будет зависеть от менеджмента предприятия и его умение адаптироваться к новым условиям и экономическим вызовам, использовать европейский вектор развития как стимул для внутренней модернизации Еще одним положительным моментом станет, бесспорно, доступ к большему ассортимента как европейского происхождения, так и собственного производства. В этом смысле нет необходимости лишний раз напоминать о высоком качестве такой продукции в связи с введением в нашей стране европейских требований качества. Хотя некоторые специалисты не видят перспективы наплыва ассортимента европейской продукции чем ту, что мы видим уже сейчас на полках наших супермаркетов, все же можно спрогнозировать постепенное повышение товарных позиций из Европы на 10-20% в течение первых лет после подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. [48]

Конечно, первые годы адаптации к европейским условиям ведения бизнеса и торговли будут непростыми для нашей страны. И это нормальное явление, ведь системные преобразования почти всегда приводят к определенным краткосрочных потерь.

Однако факт подписания Соглашения об ассоциации значительно повысит инвестиционную привлекательность и приток иностранных инвестиций. И для этого есть все основания. Ведь прямые иностранные инвестиции в Украину за годы независимости составили почти $ 60 млрд, 80% из которых имеют именно европейское происхождение. Даже если исключить из этого списка Кипр, судьба которого составляет 32% иностранных инвестиций, то на европейские государства все равно приходиться 48-50% инвестиций в украинскую экономику. Инвестиций из стран СНГ, например, поступило 8%, из которых русский доля составляет 7,4%.

Итак, при условии присоединения к ЗСТ, наконец, есть все основания полагать, что показатели производительности европейских инвестиций в украинскую экономику только расти. Так, сначала нам будет не очень просто, но это вполне нормальная борьба за экономическое выживание, определенный «естественный отбор», который, в конце концов, приведет к крайне необходимых, позитивных изменений в экономике, от которых выигрывает прежде рядовой украинского. К тому же, запланировано установление в дальнейшем безвизового режима для граждан Украины также сегодня весомым аргументом в дискуссиях. Одновременно как ЕС, так и РФ, лидер Таможенного союза, остаются стратегическими партнерами Украины, поэтому стороны «обречены» на взаимовыгодное сотрудничество на постоянной основе. Европейский вектор развития имеет придать новый импульс для дальнейшего сближения со стратегическими партнерами в евразийском регионе.

 

Выводы по третьей главе

 

Анализ экономики стран ЕС по группам выявил то, что доля группы ЕС-15 превалирует над долей группы ЕС, а значит, изменения показателей первой группы оказывает прямое влияние на показатели ЕС. Европейский Союз является крупнейшим торговым объединением в мире. На его долю приходится более 20% мировой торговли товарами и услугами, а также доля ВВП ЕС-28 занимает первое место в мировом рейтинге. Перспектива развития внешнеторгового оборота как стран ЕС-12, так и стран ЕС-15 положительна, так как данный показатель, следуя прогнозу, достигнет в 2014 году 97367 миллионов евро. Но, исходя из того, что прогнозное значение имеет ошибку (стандартную ошибку уравнения, посредством которого был выполнен прогноз), то прогнозное значение в реалии может составить примерно 101000 миллионов грн. Несмотря на то, что в обеих моделях сохраняется тенденция к росту внешнеторгового оборота стран ЕС, во второй модели, включающей в себя кризисные годы, увеличение данного показателя в 2014 году ниже, чем в первой модели на 2 368 миллионов евро. Данное заключение очевидно, так как кризисный период всегда приводит к снижению показателей.

Прогноз, полученный на основании данной модели, может быть использован для анализа внешнеторгового оборота стран ЕС. Однако, необходимо заметить, что данная модель, как и любая другая экономико-математическая модель составленная на основе статистических данных имеет погрешности. В данном исследовании, погрешность (ошибка) незначительна и составляет примерно 4%. Стоит отметить, что по мере накопления статистических данных ошибка может снизиться или исчезнуть.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

В ходе работы была представлена общая характеристика этапов формирования ЕС как интеграционного объединения, была охарактеризована общая торговая политика ЕС. На основании изучения структуры внешней торговли ЕС были выявлены преимущества единого рынка данного интеграционного объединения. Также была проанализирована экономика стран ЕС по группам и построены модели внешнеторгового оборота ЕС с целью прогнозирования данного показателя.

На протяжении всего периода существования ЕС про­исходило углубление интеграционного процесса и трансформация от простейшей формы - зоны свободной торговли через таможенный союз и общий рынок к экономическому и валютному союзу и на данный момент является наиболее развитым интеграционным объединением.

Единый внутренний рынок вместе с таможенным Союзом и Экономическим и валютным союзом составляют единую экономическую основу Европейского Союза. Процесс формирования ЕВР растянулся на несколько десятилетий и прошел ряд этапов - создания таможенного союза и общего рынка товаров, либерализации движения услуг, капиталов и лиц, завершающей фазы создания ЕВР и, наконец, совершенствования механизмов ЕВР и устранение остаточных препятствий внутри него в условиях создания Экономического и валютного союза. Последний этап продолжается и в настоящее время.

Особенностью современного этапа развития мировой экономики является расширение и ускорение интеграционных процессов, которые качественно изменяют содержание многих экономических отношений между субъектами мирового хозяйства, и прежде всего между членами региональных группировок, что требует их научного анализа.

Европейская интеграция сегодня не только самая далеко продвинутая, но, пожалуй, один из мировых экономических лидеров, во многом определяющий развитие мира, Западной Европы и стран-партнеров по Союзу.

Процессы экономической интеграции, развивающиеся сейчас и происходившие ранее, позволяют определить, что одной из первых и трудных в своем разрешении проблем было и остается обеспечение разумного сопряжения внешнеэкономических интересов стран, порой весьма отличающихся между собой по своему экономическому потенциалу, по месту в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях, по приоритетам в вопросах национальных интересов и сохранения государственности, поскольку по мере углубления интеграции происходит «усечение» национального суверенитета стран-членов ЕС. Это особенно чувствительно для сферы внешнеторговых отношений, которые в рамках ЕС все более утрачивают характер внешних. Но пока в специальной экономической литературе эта проблема не отражена.

ЕС отменил торговые барьеры, ввел общую валюту и стремится к конвергенции уровня жизни. На международном уровне ЕС стремится укрепить торговые позиции Европы и ее политическое и экономическое влияние.

Из-за больших различий в доходе на душу населения между государствами-членами (от $ 7000 до $ 78000) в отношении государств к таким вопросам, как инфляция, долг, внешняя торговля, ЕС сталкивается с трудностями в разработке и обеспечении общей политики.

В результате глобального экономического кризиса, Европейская комиссия прогнозировала, что экономика ЕС сократится на 4% в 2009 году и на 0,1% в 2013 году. ЕС оправилась от кризиса быстрее, чем ожидалось, однако, по оценкам Комиссии в 2010 году рост составил 1,8%. Значительные риски для экономического роста, тем не менее, остаются, в том числе, из за высокой официальных долгов и дефицитов, старение населения, чрезмерное регулирование нефинансовых предприятий, сомнений в устойчивости европейского Экономического и Валютного Союза (ЭВС).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бурмистров В. Н., Холопов К. В. Внешняя торговля – М.: Юристъ, 2001

2. Вавилова Е.В., Бородулина Л.П. Международная торговля: Учебное пособие. М., 2006.

3. Винокуров Е. Мировая торговля и международные инвестиции // Мировая торговля и международные отношения. 2000, 10.

4. Внешнеэкономическая деятельность. / Под ред. Б.М. Смитиенко, В.К.Поспелова. М.: Мастерство, 2002.

5. Загашвили В., Шишков Ю. Мировая торговля и международные инвестиции //Мировая экономика и международные отношения. 2000, 8.

6. Ломакин В.К. Мировая экономика / ЮНИТИ, 2008

7. Смирнов Е.Н. Введение в курс мировой экономики: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. // Издательство: КноРус, 2009

8. Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. для вузов / Г.П. Чеников, Д.А. Черникова.–М.:Дрофа,2003

9. Экономическая теория: учебник для вузов / Под редакцией А. И. Добрынина, Л.С.Тарасевича.СП-б.:Питер,2001.

10. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Комментарии. - М: Юрид. лит., 1994

11. Шмиттгофф К. М. Экспорт: право и практика международной торговли: Пер. с англ. - М: Юрид. лит., 1993

12. Богуславский М. М. Международное частное право. - М: Международные отношения, 1994

13. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Л.Е.Стровский, С.К.Казанцев, Е.А.Паршина и др.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

14. Забелова Л.Б., Ястребов Д.А. Основы правового регулирования договора международной купли-продажи товаров. – М: ПОЛТЕКС, 2009.

15. Андрійчук 11. Конкурентоспроможність української продукції II Віче. 1995.- №2. -С. 90-92.

16. Бураковський І. Економічна політика України', формальні і реальні альтернативи /7 По п пічна думка.- 1999.- №4. - С 76-86.

17. Бураковський [.В. Теорія міжнародної торгівлі. - К.: Основи, 1996.

18. Вахнснко Т. Товарний експорт України у системі світогосподарських зв'язків /,/ Економіка України.- 2006,- №6. - С 73-84.

19. Каніщенко О. Формування експортної спеціалізації України // Економіка України. 2002.- №11.- С 76-77.

20. Макогон Ю., Майорова /., Медведкін Т. ГМК. України на зовнішніх ринках: стан і перс ПЄКТИВИ // Економіка України.- 2005.- №4. - С 72—80.

21. Московкин В.М., Бригит Ю., Радюк И.З. Матричный анализ внешней торговли по странам и товарным группам па примере торговли Украины с арабскими странами // Бизнес-Информ-2004.-№11-12. -С. 30-33.

22. Московкин Я.М., Колесникова И.И. Матричный анализ таим ной торговли в странах ЕС // Бизнес-Информ.- 2002.- №3-4. - С. 35-38.

23. Московкин В.М., Монастырный В.Н. Матричный анализ взаимной торговли группы стран // Бизнес-Информ.- 2000.-- №6. - С. 37-43.

24. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 2011. - 368 с.

25. Борко Ю.А. Единый Европейский акт. Договор о Европейском Союзе (перевод). М.: Фонд «Правовая культура», 2010.

26. Гурова И.П. Мировая экономика. М.: Омега-Л, 2007. 394 с.

27. Дейтон Э. История европейской интеграции: историография // История европейской интеграции 1945-1994 / Под. ред. А.С. Намазовой и Б. Эмерсон. М., 2010. 428 с.

28. Европейский Союз: Справочник - путеводитель/ Под. ред. О.В. Буториной, Ю.А. Борко, И.Д. Иванова, 2-ое изд., доп. и перераб., - М.: Издательский дом «Деловая литература», 2013. - 345 с.

29. Захарова Н.В.Экономическая интеграция в условиях двух систем: критика буржуазных трактовок: Моногор - М.: Высшая школа, 212. - 95 с.

30. Иванов И.Д. Европейский Союз: структура, политика, взаимоотношения с Россией. - М.: Научная книга. 2011.- 320 с.

31. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 648 с.;

32. Международная экономика: Учеб. пособие - Волгина Н.А. // Издательство: Эксмо, 2011; 480 с.

33. Экономика: учебник/под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 831 с.;

34. http://epp.eurostat.ec.europa.eu - статистическое бюро Европейского Союза (Евростат);

35. http://europa.eu/abc/history/index_en.htm - сайт Европейского Союза;

36. http://rian.ru/politics/20081202/156289310.html - сайт Российского агентства международной информации «РИА Новости»;

37. http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/ - данные Central Intelligence Agency, USA (The World Factbook - Всемирная книга фактов);

38. http://www.wto.org/ - сайт Всемирной торговой организации;

39. https://www.cia.gov/ - сайт ЦРУ США.

40. Официальный сайт Государственного комитета статистики Украины // www.nkrslal.gov.uа.

41. Официальный сайт Государственной таможенной службы Украины // www.cusloms.coni.uа.

42. Офіційний сайт Євростату. Урядова фінансова статистика. [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/ government_finance_statistics/data/main_tables.

43. Пациківський С.С. Криза Євро і фінансово-боргова криза Євросоюзу [Електронний ресурс]/ С.С.Пациківський // Ефективна економіка. – Режим доступу: http://www.economy.nayka.com.ua/index.php?operation=1&iid=217.

44. Пробоїв О.А. Проблемні економіки Єврозони/ О.А.Пробоїв, І.Д.Зубко // Materialy ІV miedzy-narodowej naukowi-praktycznej konferencji „Nauka: teoria i prakty-ka-2010”. – Volume 3. Ekonomiczne nauki. – Przemysl: „Nauka i studia”, 2010.– С.25-28.

45. Рігерт Б. 2012 – напружений рік для Європи [Електронний ресурс]/ Б.Рігерт, Н.Неділько. – 2011. – Режим доступу: http://www.dw-world.de/ dw/article/0,15637624,00.html.

46. Річний звіт Національного банку України: Макроекономічний огляд [Електронний ресурс]/ Національний банк України. – 2010. – Режим доступу: http://www.bank.gov.ua/doccatalog/ document?id=77106.

47. Das S. Euro-Zone More Break than Make? [Електроний ресурс]/ S.Das. – 2011. – Режим доступу: http://www.ritholtz.com/blog/2011/12/euro-zone-more-break-than-make/.

48. Global Business Cycle, showing economic confidence & activity [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://nowandfutures.com/ forecast.html#vix_vxo.

49. Marsh B. Europe's Web of Debt [Електронний ресурс]/ B.Marsh// New York Times. – 2010. – 1 May. – Режим доступу: http://www.nytimes.com/ interactive/2010/05/02/weekinreview/02marsh.html?ref=global.

50. Sandoval L. The European Sovereign Debt Crisis: Responses to the Financial Crisis/ L.Sandoval, E.Beltran, S.Ulziikhutag, T. Zorigt // The School of Public Policy: George Mason University, Arlington. – 2011. – Volume V. – Режим доступу: http://www.thedigeratilife.com/blog/european-sovereign-debt-crisis-investments.

51. Санин В.Ф. МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КРИЗИС 2008 …/[Електронний ресурс]. − Режим доступу: www.klgtu.ru/ru/magazine/2009_16/21.doc.

52. Сапир. Ж. Кризис XXI века. / [Електронний ресурс]. − Режим доступу: http://www.imepi-eurasia.ru/mir.php#sapir309.

53. УКРАЇНА – ЄС: Економічне співробітництво/ [Електронний ресурс]. − Режим доступу: http://eu.org.ua/ecu/.

54. Цветков К. Экономические кризисы: структурный анализ/ [Електронний ресурс]. − Режим доступу: http://www.imepi-eurasia.ru/economika.php#soder210.

55. Чухно А. Сучасна фінансово-економічна криза: природа, шляхи і методи її подолання/ [Електронний ресурс]. − Режим доступу: www.nau.edu.ua/tools/site/download.php?url=/.../site.

56. Шабаль П. Сравнительные причины и последствия кризисов 1997 и 2008 гг./ [Електронний ресурс]. − Режим доступу: http://www.imepi-eurasia.ru/mir.php#nuti409.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.