Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В В Е Д Е Н И Е. С детских лет известная почти каждому поговорка о том, что корни просвещения горьки, и лишь плоды его сладки




 

С детских лет известная почти каждому поговорка о том, что корни просвещения горьки, и лишь плоды его сладки, устарела и не может быть больше руководством к педагогической деятельности.

Пока на лозунге школы было написано "Знания любой ценой!", акцент переносился на цели образования. При этом почти полностью игнорировались ценности средств и способов добывания знаний, тогда как, коли уж следовать логике альтернативного выбора, должно быть, скорее, наоборот. Из двух зол: "выпускник не усвоил объема программы" и "он не любит и не умеет учиться" - предпочтительнее первое, так как во втором случае он программы уже никогда не освоит.

В учебной деятельности способы и методы добывания знаний важны сами по себе, поскольку их наличие гарантирует будущую приемлемость и эффективность, в отличие от ситуативности и переменчивости требований к объему знаний.

Подобные мысли не сразу и не для всех стали очевидными, однако теперь уже мало кто сомневается, что главная задача школы (в том числе и высшей) состоит не в том, чтобы сообщить слушателям определенную сумму знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно. "Человеку теперь нельзя не учиться всю жизнь - не в образном, а в непосредственно практическом смысле",- писал видный представитель отечественной педагогики Ю.К.Бабанский [1; 3].

Чтобы ориентироваться в сложном, постоянно меняющемся потоке научной, политической и экономической информации, мы должны постоянно пополнять свои знания - таково требование времени.

Удовлетворяя ему, многие современные школы отводят специальное время на выработку у учащихся умений и навыков рациональной организации учебного труда. И превосходно делают! Но не поставлена ли и здесь "телега впереди лошади"?

Согласно известной педагогической аксиоме, воспитатель сам должен быть воспитан. В нашем контексте эта аксиома должна быть прочитана примерно так: преподаватель, перед которым поставлена задача научить вверенных ему учащихся приемам оптимальной организации учебного труда, сам в совершенстве должен владеть ими. Поэтому в педагогических лицеях, вузах, на факультетах университетов с педагогической специализацией речь должна идти о выработке у слушателей умения не просто учиться (в той или иной мере это делалось и раньше), в условиях нового социального заказа это умение должно быть доведено у них до высокой степени совершенства - такой, что здесь уместнее говорить о культуре учебного труда. А владеют ли ею наши выпускники?

Многолетний опыт работы в педагогическом вузе, посещение школ и беседы с учителями, анализ отчетов выпускников о стажерской практике не позволяют ответить на поставленный вопрос положительно. Увы, но и диплом о высшем образовании, оказывается, не помеха тому, чтобы читать однообразно и не целесообразно, не владеть приемами логической обработки информации, прибегать к механическому повторению, которое, как известно, не "мать", а "мачеха" учению.

Не владея культурой учебного труда сами, такие учителя не могут привить ее своим воспитанникам. Обнаруживается явное противоречие между запросами жизни и возможностями удовлетворения их со стороны молодых преподавателей.

Стремление хоть в чем-то способствовать разрешению названного противоречия привело нас в свое время к необходимости ввести в курс педагогической психологии раздел о культуре учебного труда, а неизменный интерес студентов к этой теме и невозможность полностью удовлетворить его в пределах названного курса - к мысли написать настоящее пособие. Несколько слов о его содержании.

Пособие состоит из двух разделов. В первом теоретическом разделе читатель найдет определения культуры учебного труда и других сопутствующих ему понятий, таких как рациональная организация труда, эффективность труда, научная организация умственного труда и др. Это тот краткий словарь, который мы используем в дальнейшем изложении. Здесь же показаны место и роль культуры учебного труда в системе высшего образования, дан перечень основных учебных умений и навыков, овладение которыми позволяет говорить об информационной культуре личности.

Необходимо отметить, что приводимый перечень не претендует на исчерпывающую полноту и оригинальность - есть и более подробные подходы к описанию данного предмета. Выбор и отнесение к понятию культуры учебного труда именно этих, а не других учебных умений и навыков обусловлен рядом соображений: их важностью для успеха учебного труда, нашим собственным представлением о его структуре, наконец, относительно большей разработанностью вопросов формирования указанных учебных умений и навыков в отечественной психологии.

Мы старались показать, что емкое и не простое понятие культуры учебного труда складывается из ряда маленьких культур. Описанию этих составляющих и посвящен второй основной раздел нашего пособия.

Знакомство с этим разделом даст читателю представление о культуре слушания, чтения и культуре конспектирования, как основных способах накопления информации. Далее описаны приемы творческой переработки накопленных знаний и способы выдачи их в виде письменного или устного сообщения. Заключительные параграфы второго раздела посвящены культуре использования времени и здоровому образу жизни как необходимым составным компонентам культуры учебного труда.

В приложение вынесен набор тестов, позволяющих диагностировать как отдельные компоненты, так и общее состояние информационной культуры личности (собственной или у другого человека) на данном этапе ее развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.