Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиология как биологическая основа рыбоводства, методы исследования в физиологии




Содержание и задачи предмета, связь с другими науками

ВВЕДЕНИЕ

Ограничение по использованию шин.

4.1. Комплектные колеса одной оси автомобиля должны быть одинаковы. В том числе, это

касается типа шипов, типа шипования и рисунка протектора.

4.2. Способ фиксации шипов в шине не ограничивается, однако, шип не может

перемещаться в посадочном отверстии, то есть фиксация должна быть жесткой.

4.3.Запрещается установка любых тел в посадочное отверстие шипа. Шина должна быть

безопасна, то есть не должна иметь видимых повреждений, которые могут повлечь причинение

вреда третьим лицам, или их имуществу.

4.4. Ошиповка шины должна быть равномерна по всей окружности колеса. Это означает,

что минимальное число шипов, приходящееся на 10 погонных сантиметров длины окружности

колеса, не может составлять менее 50% от максимального числа шипов на 10 погонных

сантиметров на данной шине.

4.5. Ось шипа, зафиксированного в шине, должна быть перпендикулярна поверхности

протектора в месте установки шипа (отклонение от перпендикулярности не более 15 градусов).

4.6. Шипы должны быть установлены в шину по заводской технологии ошиповки, в

частности, шип должен быть установлен в месте, предусмотренном для этого заводом-

изготовителем данной шины (кроме шин для ралли-рейдов, п.2,4.)

© Комиссия трековых и ледовых гонок РАФ, 2014 г.

Физиология рыб — биологическая наука, изучающая процессы жизнедеятельности животного организма и составляю­щих его частей (клеток и субклеточных структур, тканей, органов, систем органов) в их единстве и взаимосвязи с окружающей средой.

Первоначально термином физиология (от греч. physis и logos, букваль­но — природоведение) обозначалась наука о животном и растительном мире вообще. В XIX в. раздел анатомии, изучающий процессы жизнедеятельности, был выделен в само­стоятельную науку — физио­логия.

Основными задачами физиологии животных являются:

- изучение жизненных процессов как обмен веществ, ды­хание, питание, движение и т.д на разных структурных уровнях;

- изучение механизмов, взаимодействия отдельных ча­стей организма и организма как целого с внешней средой;

- выявление качественных различий физиологических функций у живот­ных, находящихся на неодинаковых уровнях эволюционного развития или обитающих в разных экологических условиях и их формирования на разных этапах индивидуального развития.

Соответственно этим задачам в физиологии животных выделяют ряд самостоятельных разделов, или дисциплин.

Общая физиология — изучает закономерности жизненных процессов, свойственных всем живым организмам (термодинамические основы обмена веществ и энергии, природу раздражимости и движения, электрохими­ческие проявления жизнедеятельности клетки, сущность роста и старения).

Частная (специальная) физиология - исследует особенности физиоло­гических функций у отдельных зоологических подтипов, групп, классов животных (например, насекомых, рыб, птиц, млеко­питающих).

Эволюционная и экологическая физиология - ассматривает возникно­вение и развитие функций в процессе эволюции животного мира, а также механизмы адаптации животных к специфическим (иногда необычным) условиям обитания.

Возрастная физиология - изучает динамику развития и угасания физио­логических функций в процессе онтогенеза. Применительно к рыбам интерес представляют периоды роста, полового созревания и продуктивной деятельности. Физиология тесно связана с другими биологическими дисциплинами — анатомией, гистологией, эмбриологией, биохимией, биофи­зикой, биотехнологией, использует их методы и достижения.

Объединяя, интегрируя все биологические знания, физиоло­гия обеспечивает системный подход к изучению жизнедеятельности орга­низма, рассматривая его как сложную, целостную и динамическую систему, активно взаимодействующую с окружающей средой.

Физиология — наука о функциях, т. е. о специфической деятельности организма, его органов и систем. Физиология изу­чает работу органов дыхания, пищеварения, кровообращения, осморегуляции, обеспечивающих им­мунитет, приспособление к меняющимся условиям обитания; изучает и суммирует сведения о количественном выражении обмена веществ, баланса энергии, действии нервных и гормо­нальных механизмов управления жизнедеятельностью. Существование физиологии рыб как отдельной науки обусловлено своеобразием условий обитания и большим хозяй­ственным значением рыб.

Физиология рыб — наука эксперименталь­ная, основными методическими приемами в физиологии яв­ляются измерение и эксперимент (опыт). Измеряется частота периоди­ческих процессов — дыхательных актов, сердцебиения, желудоч­ной моторики, плавательных движений. Определяются количе­ственные показатели физиологических процессов — количество поедаемой пищи, количество прогоняемой через жабры воды, интенсивность кровотока, мочеобразования, секреции желудоч­ного сока и т. д. Однако при измерениях необходимы особые приемы, учитывающие водный образ жизни рыб.

Эксперименты на аквариумных рыбках, лабораторных животных требуют использования специальных приборов и установок для воздей­ствия на организм (с целью стимуляции или, наоборот, подавления функции), а также для регистрации ответной реакции (запись механи­ческой работы, секреторной деятельности и особенно электрической актив­ности органов). Поэтому в физиологическом эксперименте широко при­меняются приборы, основанные на достижениях физики, химии, электро­ники и автоматики. Благодаря прогрессу экспериментальной техники стало возможным изучение процессов не только в целом организме и его органах, но и в отдельных клетках (например, нейроне, мышечном волокне) и даже в субклеточных структурах.

Экспериментальный метод может быть применен в трех вариантах: в форме острого опыта, хронического опыта и в форме моделирования функций.

При остром опыте (вивисекции) животное подвергают наркозу и прово­дят операцию, цель которой — получить временный доступ к внутренним органам, а затем воздействовать на них. При проведении хирургических экспериментов, изучении питания, пищеварения и экскреции у рыб вскры­вают брюшную полость, обнажают мозг, нервы, экстирпируют железы внутренней секреции, делают кишечные и желудочные фистулы, канюлируют мочеточники и кровеносные сосуды.

Путем исследования химического состава крови и органа или введения в кровоток биологически активных веществ, при необходимости меченных радиоизотопами, изучают особенности обмена веществ и регуляцию функций органа.

Хронические (длительные) опыты проводят на мелких рыбах. Изучаемых рыб содержат в аквариумах, где их обеспечивают нормальными условиями существования. Многие наблюдения и измерения проводят сквозь стенку аквариума, через поверхность воды. Визуальные наблюдения позволяют определять частоту дыхательных движе­ний, частоту работы плавников, скорость перемещения рыб, час­тоту различных поведенческих актов — питания, стычек, ухажи­вания и т. д. Определяется длительность времени пребывания в различных зонах аквариума— на свету и в темноте, в условиях температурного градиента, в струях, содержащих пахучие и токсические вещества. Так изучают спектральную, звуковую, вкусовую чувствительность, а также характеристики образова­ния навыков и рефлексов

Так, для изучения затрат энергии или влияния на организм газового состава и температуры воды, а также для исследования высшей нервной деятельности животных помещают на определенный срок в специальные камеры, снабженные соответствующим оборудованием (датчиками, источниками раздражений, приспособлениями для сбора мочи и фекалий).

Большое значение для оценки состояния рыб имеет знание конкретных величин физиологических показателей. В настоящее время, когда выяснилась огромная роль правильного природопользования для человечества, разумного ограничения промыш­ленных и бытовых загрязнений, большое внимание исследовате­лей привлекают методы биологического тестирования уровня загрязнения, степени токсичности тех или иных веществ. Издавна для такого тестирования использовались некоторые показа­тели состава крови — гематокрит, содержание и соотношение клеток крови, содержание сахара, молочной кислоты, белка, ак­тивность ферментов и т. д. Для правильной оценки этих пока­зателей нужно знать физиологические пределы колебаний этих признаков — влияние температуры, питания, сезонных и возра­стных особенностей. Знание показателей химического состава рыб — содержание сухого вещества, жира, белка, минерального состава золы, содержание витаминов, жирных кислот и многих других веществ — позволяет оценивать условия обитания рыб.

Моделирование функций в физиологии основывается на рассмотрении организма как биокибернетической системы.

Физиологические модели разнообразны по форме. К теоретическим моделям можно отнести, в частности, умозрительные гипотезы и схемы, основанные на логических построениях, а также математические формулы и уравнения, описывающие закономерности протекания.

Физические модели — это аппараты, имитирующие ту или иную функцию и построенные на основании экспериментально полученных количествен­ных параметров (электронная модель нервной клетки).

Метод моделирования позволяет, с одной стороны, проверить вне орга­низма правильность физиологических гипотез, а с другой — воспроизвести на модели элементы тех или иных функций или разработать устройства, временно заменяющие некоторые органы. Физиологическое моделирование предполагает упрощение задачи сложной функции и имеет границы применимости.

В заключение следует отметить, что в физиологии рыб широко применяются физико-химические методы исследования: колориметрия, спектрофотометрия, рентгенография, электронная микро­скопия, метод радиоактивных индикаторов. В качестве подопытных используют лабораторных животных-лягушек. Подопытных животных содержат в условиях, соответствующих критериям естественной среды обитания. Эти критерии объединяют ветеринарно-санитарную обстановку, предотвращение повреждений, исключение стрессовых воздействий, удов­летворение основных физиологических потребностей животных.

Экспериментальные данные, полученные в опытах на лабораторных животных, могут быть использованы для объяснения соответствующих функций организма у костистых и хрящевых рыб.

Цель физиологии — изучать и изменять в нужном человеку направлении функции главного продукта гидросферы — рыб для увеличения их продуктивности и плодовитости, повышения качества продукции и под­держания хорошего состояния здоровья.

Литература по физиологии рыб издается на английском, японском, немецком и французском языках. Фундаментальным трудом по физиологии рыб является «Fish physiology» под редакцией известных ученых В. С. Хоара и Д. Дж. Рендолла. Довольно популярен двухтомник «Physiology of fishes» под редакцией М. Браун. Сравнительная физиология животных под редакцией С. Л. Проссера (1977) и К. Шмидта Нильсена (1982).

На русском языке учебными пособиями по физиологии рыб являются книги «Физиология рыб» Н. В. Пучкова (1956) и «Экологическая физиология рыб» Н. С. Строганова (1961). От­дельным значительным вопросам физиологии рыб посвящены работы И. Л. Баранниковой, А. И. Зотина, Л. Б. Кляшторина, Д. С. Павлова, В. Р. Протасова, В. А. Пегеля, К. Ф. Сорвачева, Г. Е. Шульмана, М. И. Шатуновского, М. А. Щербины, Е. К. Суворова, Г. Г. Винберга и других авторов Основополагающими в различных вопросах являются труды B.И. Ивлева, профессоров Г. С. Карзинкина, Е. А. Веселова,C,Н. Скадовского, Н. С. Строганова, В. А. Аминева, А. А. Яржомбек и др.

Контрольные вопросы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.