Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая оценка природных ресурсов




Лекция. Основы экономики природопользования

 

С экономической точки зрения окружающая природная среда – это замкнутая, самодостаточная, саморазвивающаяся система, способная к самоподдержанию в равновесном состоянии без корректирующего действия человека.

Экономическая система – это система производства, распределения и потребления товаров и услуг, что связано с использованием природных ресурсов и образованием отходов (т.е. воздействием на окружающую среду). Целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества. При этом возникают социальные, экономические и экологические проблемы, основанные на двух эколого-экономических факторах:

¨ потребности общества безграничны и полностью неудовлетворимы;

¨ ресурсы природы и общества, необходимые для производства товаров и оказания услуг ограничены.

 

 

Ресурсы с экономической точки зрения – это факторы, используемые для производства экономических благ. Природные ресурсы наряду с материальными и трудовыми ресурсами являются составной частью всех ресурсов, служащих источниками поступления материальных и духовных благ. Они входят в совокупность природных условий существования человека, т. к. представляют собой важнейшие компоненты окружающей человека естественной среды. Главными видами природных ресурсов являются солнечная энергия, внутриземное тепло, земельные, минеральные ресурсы, ресурсы животного и растительного мира, атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды. Природные ресурсы в экономике классифицируют с точки зрения хозяйственного использования:

1) по техническим возможностям эксплуатации их подразделяют на реальные, потенциальные и рекреационные;

2) в зависимости от экономической целесообразности замены выделяют заменимые (напр., топливные) и незаменимые (воздух, вода) ресурсы;

3) в зависимости от принадлежности к различным секторам материального производства выделяют ресурсы промышленного производства, сельскохозяйственные и непроизводственной сферы;

4) по критерию собственности природные ресурсы делятся на частные, государственные и общественные, а также на собственные и арендуемые.

В большинстве стран преобладает природоемкий тип производства, характеризующийся следующими чертами:

¨ использованием невозобновимых видов природных ресурсов (в первую очередь, полезных ископаемых);

¨ сверхэксплуатацией возобновимых ресурсов (почвы, леса) со скоростью, превосходящей возможности их воспроизводства и восстановления.

Однако к настоящему времени в экономике разработаны и используются методы оценки природной среды и природных ресурсов в частности, основанные на определении их экономической значимости. В экономике используются:

а) экономическая оценка – определение полезности природного ресурса как вклада в удовлетворение общественных потребностей в производстве и потреблении некоторого продукта, выражаемая в экономических показателях. В узком смысле – это определение хозяйственного эффекта от использования ресурса, выраженного в денежных единицах.

б) внеэкономическая оценка – определение экологической, социальной, эстетической, культурной или иной ценности ресурса.

При экономической оценке применяют затратный и рентный подходы.

Затратный подход заключается в определении ценности ресурсных источников по суммарным затратам на их использование с помощью следующих методов оценки:

¨ метод оценки прямых затрат (суммируют затраты на освоение и эксплуатацию ресурсного источника);

¨ метод оценки издержек (помимо непосредственных финансовых затрат на хозяйственное освоение ресурсного источника учитывается ущерб, вызванный его эксплуатацией);

¨ метод оценки транспортных затрат (экономическая оценка ценности ресурсного источника определяется на основе оценки стоимости или времени, затрачиваемых для доставки ресурса из мест его расположения);

¨ метод оценки стоимости воссоздания (оценивают затраты на воспроизводство потерянного или деградировавшего вида ресурсов);

¨ метод оценки «желания платить» (путем опросов или анкетирования населения выясняют желание людей платить за существование определенного вида ресурсов).

Рентный подход наиболее широко применяется при оценке земельных ресурсов. Рента – доход, получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от владельца осуществления предпринимательской деятельности.

При оценке природных ресурсов используется концепция дифференцированной ренты, заключающаяся в выявлении дополнительного экономического эффекта от использования ресурсного источника лучшего качества по сравнению с другими. Эта концепция основывается на том, что различные источники некоторого определенного ресурса в зависимости от своих количественных и качественных характеристик приносят разные экономические результаты при равенстве прочих условий (местоположение, наличие транспорта, оборудования и технологий, квалификации кадров и др.).

При определении дифференцированной ренты необходимо учитывать размер предельно допустимых максимальных расходов, которые общество готово нести ради получения единицы денного ресурса (расходовать больше этого неэффективно).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.