Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ДЕ. 08. Философия человека, общества и его истории. 2 страница




Методология – область научного знания, разрабатывающая и изучающая методы научных исследований, а также принципы подхода к различным типам объектов таких исследований и, соответственно, к разным классам научных задач. Философская М. разрабатывает и исследует общенаучные принципы и методы в их взаимосвязи.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов, оценок, идеалов и принципов, выражающих отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе в ней и определяющих их поведение и деятельность.

Монадология – философская концепция, разработанная немецким философом и математиком Г. Лейбницем (одновременно название его основного философского труда). Лейбниц полагал, что мир состоит из неделимых духовных частичек (монад) разного уровня: только страдающих (испытывающих воздействие извне), чувствующих (способных к ощущениям и восприятиям) и разумных (мыслящих).

Монизм (гр. «монос» ─ один, единственный) – философский принцип, согласно которому все многообразие мира выводится из одной субстанции (либо материальной, либо духовной). М. противоположен дуализму и плюрализму. В соответствии с тем или иным решением основного вопроса философии различают материалистический и идеалистический М.

Натурфилософия (лат. «натура» ─ природа) ─ философское учение о природе в ее целостности, построенное умозрительно и основанное на отвлеченных философских принципах. Н. возникла еще в античности, когда все знания о природе развивались в лоне философии. В рамках Н. был выдвинут ряд плодотворных идей, в частности — догадка об атомистическом строении материи, о диалектических противоречиях и взаимопереходах в природе и др. С развитием естественных наук, особенно в 19-20 вв. Н. теряет свой престиж и значение для построения научной картины мира.

Необходимость и случайность – философские категории, отражающие различные типы связей предметов друг с другом: Н. ─ внутренняя, существенная связь, вытекающая из коренных особенностей предметов, С. ─ связь, имеющая внешний по отношению к предмету характер. В диалектической философии Н. и С. рассматриваются как взаимообусловленные и при определенных условиях взаимопереходящие друг в друга.

Неопозитивизм — современный этап развития позитивизма. Свою основную задачу его основоположники (Нейрат, Карнап, Рейхенбах, Витгенштейн и др.) видели в разработке метода логического и лингвистического анализа знания — научного, философского, обыденного. Как и все позитивисты, они отвергали философию в качестве теоретического знания, противопоставляя ей науку. Н. сыграл значительную роль в развитии математической логики, семиотики и логики науки.

Номинализм (лат. «номина» ─ имя, наименование) – философское учение, зародившееся в средневековой схоластике. Отрицает реальное существование общего (универсалий) в мире. В крайних своих формах (Росцелин и др.) Н. считал их только именами единичных вещей, «звуками голоса», которым ничто в действительности не соответствует. Умеренный Н. (Абеляр и др.), названный позднее концептуализмом, признавал возможность существования универсалий, но лишь после вещей, т.е. в человеческом уме, способном к обобщениям. Номинализму противостоял реализм.

Ноосфера (гр. «ноос» ─ ум) – термин, обозначающий ту часть Земли и околоземного пространства, которая несет на себе печать разумной преобразующей деятельности человечества. Введен в научный и философский оборот французским философом Тейяром де Шарденом и русским ученым-геохимиком В. И. Вернадским, рассматривавшими человеческую деятельность как мощнейший фактор, который по своему влиянию на состояние природы сравним с геологическим.

Общественное бытие ─ понятие социальной философии, характеризующее реальный процесс общественной жизни людей, прежде всего его объективную (материальную) сторону, в фундаменте которой лежит материальное производство.

Общественное сознание ─ идеальная сторона общественной жизни людей, представляющая собой систему социально распространенных чувств, настроений, представлений, мыслей (форм общественного сознания: политического, правового, нравственного, эстетического, научного, религиозного).

Общественно-экономическая формация ─ центральное понятие марксистской социологии, характеризующее общество как целостный организм, находящийся на определенной ступени развития, обусловленной исторически сложившимся способом производства материальных благ.

Общество ─ 1) в широком смысле – относительно обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой историческую форму жизнедеятельности людей; 2) в более узких смыслах ─ определенный этап человеческой истории (напр., первобытное О., рабовладельческое О. и т.д.), или же отдельный социальный организм, отличающийся определенным этническим либо др. своеобразием (напр., английское О., российское О., советское О. и т.п.).

Объект (лат. «объектиум» ─ предмет) ─ то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. О. не следует отождествлять с обьективной реальностью. Он представляет лишь ту ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом.

Объективность ─ характеристика вещей и процессов, выражающая независимость их существования от субъекта (человека или человечества), его сознания и деятельности.

Онтология (о гр. «онтос» ─ бытие, сущее; «логос» ─ учение) ─ раздел философского знания, рассматривающий проблемы бытия как такового (по Аристотелю, «сущего как сущего»): его природы и сущности, взаимосвязей в нем материального и духовного и др.

Основной вопрос философии ─ вопрос об отношении в мире духовного, сознания, т. е. идеального, к природному и общественному бытию, т. е. материальному. Вопрос этот в качестве основного философского был впервые осознан лишь в 19 в. Г. Гегелем, а затем сформулирован Ф. Энгельсом. О. в. ф. имеет две стороны (два аспекта) своей постановки: 1) онтологическую, определяющую, в чем сущность мира, что в нем выступает первичным, определяющим, а что вторичным, определяемым ─ материя либо сознание; 2) гносеологическую, уясняющую принципиальную возможность для сознания отражать мир объективно, т. е. таким, каким он существует независимо от познающего его субъекта. Различные решения первой из указанных сторон привели к расколу философии на противоположные онтологические направления ─ материализм и идеализм. При решении же второй стороны сформировались две противоположные теоретико-познавательные позиции - гносеологический оптимизм и агностицизм.

Отражение – всеобщее свойство (атрибут) материи, выражающееся в способности материальных предметов при взаимодействии с другими предметами воспроизводить различным образом в своих структурах и свойствах их характеристики. Формы О. определяются прежде всего уровнем организации отражающего предмета (субъекта отражения) и соответствуют формам движения материи.

Отрицание – разрушение, уничтожение предмета. В диалектике и в метафизике, как противоположных концепциях развития понятие О. имеет разные смыслы: если в метафизике оно понимается как полное уничтожение предмета внешними силами, прерывающее его развитие, то в диалектике О. рассматривается как прежде всего момент развития, характеризующий неразрывную связь между новым и старым предметами (качествами), поскольку источником его выступают внутренние противоречия, приводящие к тому что старое самоотмирает, сохраняя и передавая в новое все, что еще не исчерпало себя и может служить основой его формирования и саморазвития.

Отрицание отрицания ─ один из основных законов диалектики, раскрывающий общую направленность (линию) развития. В связи с тем, что отрицание, согласно диалектической концепции, в конечном счете приводит к тому, что новый предмет в значительной степени представляет собой противоположность старого (хотя и не полную), то следующее отрицание есть в определенной мере возвращение к прежнему (прежде всего по форме), хотя и на новом качественном уровне. В результате общая линия развития напоминает спираль.

Пантеизм (о rp. «пан» ─ все; «теос» ─ Бог) ─ философское учение, отождествляющее Бога с сотворенным им миром. Центральная идея П.: «Бог во всем и все в Боге».

Патристика (гр. «патрос» ─ отец) – этап развития средневековой европейской философии, связанный с разработкой так называемыми «отцами церкви» (Василий Великий, Аврелий Августин, Тертуллиан и др.) основ христианской теологии, выработкой единой догматики и ее первоначальным рациональным толкованием.

Плюрализм (философский) – философская концепция, исходящая из признания у мира множества субстанций. В зависимости от природы субстанций (телесной или духовной) различают материалистический П. (например, демокритовский атомизм) и идеалистический П. (например, лейбницевскую монадологию).

Позитивизм (лат. «позитивус» ─ положительный) – одно из направлений западноевропейской философии, выступившей в 19 в. с претензией на преодоление раскола философии на материализм и идеализм и создание философии, которая не выходит за рамки опытных данных науки, т. е. «позитивного» знания. Задачей философии при этом становится освобождение науки от так называемых «пустых» понятий, не выражающих данных опыта. Поскольку наука, по мнению позитивистов, может описывать лишь внешние связи и последовательность явлений, то их сущность остается за границами научного и философского познания. Основоположниками П. были О. Конт (Франция), Г. Спенсер и Дж. Миль (Англия). В дальнейшем своем развитии П. последовательно принимал формы эмпириокритицизма и неопозитивизма.

Покой ─ момент движения материальной системы, когда она сохраняет свое качественное состояние или положение относительно других материальных систем. Всякая система, раньше или позже, но обязательно выходит из состояния покоя. Таким образом, П. всегда относителен и временен, хотя и объективен.

Прагматизм (гр. «прагма» ─ действие, дело) ─ течение субъективно-идеалистической философии, исходным принципом которого является отрицание существования в мире объективных законов, в также объективной истины. Истинным при этом объявляется лишь такое знание, которое обладает полезностью для человеческих действий. Представители ─ Ч. Пирс, Д. Дьюи, У. Джемс и др.

Практика (от гр. «праксис» ─ деятельный) ─ специфически человеческий способ жизнедеятельности, имеющий общественно-историческую природу и выражающийся в активном и целенаправленном преобразовании действительности. Различают П. материальную, направленную на изменение природного и социального мира, и духовную, в процессе которой осуществляется изменение духовных объектов (чувственных образов, абстрактных понятий, идеальных моделей и т. п.). Материальная П., являясь, в последнем счете, первичной по отношению к духовной, выступает в следующих своих важнейших формах: 1) материально-производственная деятельность; 2) социально-преобразующая деятельность; 3) научный эксперимент. П. играет важнейшую (в марксистской философии — определяющую) роль в процессе познавательной деятельности человека и общества, являясь: 1) ее основой и движущей силой; 2) ее действительной целью; 3) критерием (определителем) истинности ее результатов.

Прогресс и регресс — противоположные направленности в развитии: П. ─ развитие в сторону усложнения и совершенствования той или иной системы; Р. ─ движение системы в противоположную сторону, т. е. в направлении ее упрощения и разрушения. В реальном процессе развития П. и Р. взаимосвязаны и в определенной степени предопределяют друг друга.

Производительные силы ─ силы, активно участвующие в процессе материального производства. К ним относятся люди с их знаниями, умениями, навыками, а также средства производства, включающие в себя средства труда и предметы труда. П. с. являются активной и определяющей стороной способа производства материальных благ, другой стороной которого являются производственные отношения.

Производственные отношения ─ отношения, складывающиеся в процессе производства между большими социальными группами людей, прежде всего классами. В структуру П. о. входят: 1) отношения к средствам производства, выражающиеся в формах собственности на них; 2) отношения обмена деятельностью на основе общественного разделения труда; 3) отношения по поводу распределения, обмена и потребления произведенных материальных благ.

Противоположности (диалектические) ─ стороны, силы, тенденции предмета, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают и обусловливают друг друга, образуя тем самым противоречие (диалектическое).

Противоречие (диалектическое) ─ специфическое отношение между противоположностями (диалектическими), создающее постоянное напряжение в предмете и тем самым являющееся основным источником и движущей силой саморазвития в материальном и духовном мире.

Развитие ─ поступательный процесс движения (изменения) системы, имеющий определенную направленность. В этом смысле различают две такие направленности развития — прогресс и регресс.

Различие – отношение между предметами или их свойствами, выражающее их несоответствие друг другу или же предмета самому себе, связанное с постоянной изменчивостью (движением) как атрибутом материи. Р. является диалектической противоположностью тождества, находясь с ним в отношении противоречия (диалектического).

Рационализм (от лат. «рацио» ─ ум, разум) ─ термин, имеющий в философии два основных значения: 1) философское направление, признающее наличие объективных законов в мире и, в связи с этим, принципиальную возможность его разумного познания; 2) течение в гносеологии, считающее основой получения достоверного знания человеческий ум, строго следующий законам логики и опирающийся на так называемые «врожденные идеи» в качестве единственного источника такого знания.

Реализм (лат. «реалис» ─ действительный) ─ направление в схоластике, сторонники которого считали подлинным бытием не сами вещи, а их общие понятия (универсалии), изначально имеющиеся в уме Бога. Идейно восходит к учению Платона о существовании особого «мира идей», предшествующего вещам и их определяющего. Представители — Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо и др. Представители более позднего умеренного Р. (Фома Аквинский и его последователи) признавали существование универсалий не только в уме Бога, но и в вещах (как его творениях) и после вещей — в понятиях человеческого ума.

Сенсуализм (гр. «сенсус» ─ ощущение) ─ крайняя форма эмпиризма, течение в гносеологии, рассматривающее ощущения единственным источником знаний об окружающей человека действительности. Основы С. были разработаны в 17 в. Д. Локком. На позициях С. стояли в теории познания французские материалисты 18 в., немецкий философ Л. Фейербах и другие.

Скачок – понятие, введенное в философский оборот Гегелем, для обозначения диалектического перехода от одного качества к другому, осуществляющегося в результате выхода количественных изменений в предмете за пределы меры.

Скептицизм (гр. «скептикос» ─ сомневающийся, критикующий) – философско-гносеологическое течение, высказывающее и аргументирующее сомнение в возможности достижения объективной истины.

Сознание – высшая, свойственная только человеку способность целенаправленно отражать действительность в обобщенно-абстрактных мыслительных формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Важнейшей характеристикой С. является также способность к рефлексии, т. е. к самосознанию.

Созерцательность ─ общая характеристика гносеологических учений и подходов, отрывающих познавательную деятельность от практики, рассматривающих человека как субъекта познания в качестве лишь созерцателя изучаемых им объектов действительности.

Способ производства ─ одно из основных понятий материалистического понимания истории, введенное в социологию К. Марксом для характеристики исторически складывающихся уровней развития материально-производственной деятельности людей, обусловленных достигнутым состоянием их производительных сил и соответствующих им производственных отношений. С. п. выступает основой, фундаментом существования общественно-экономической формации.

Субстанция (лат. «субстанцио» ─ сущность, то, что лежит в основе) ─ предельное основание бытия, к которому сводятся все конечные формы его проявления. В этом смысле для С. нет никакой внешней причины. Она существует лишь благодаря самой себе и является причиной всего остального в мире.

Субстрат (лат. «субстратум» ─ подстилка, основа) ─ вещественная основа предметов и процессов.

Теология (гр. «теос» ─ Бог и «логос» ─ учение) ─ богословие, религиозно-философское учение, обосновывающее существование Бога и толкующее религиозные догмы.

Теоцентризм ─ мировоззренческий и философский принцип, исходящий из признания Бога единственным творцом и центром мироздания, а также высшей ценностью человеческой жизни. А. стал определяющим в культуре и мировоззрении эпохи Средневековья, придя на смену космоцентризму античного мира.

Тождество – отношение между предметами или их свойствами, выражающее их сходство, подобие, в том числе предмета самому себе. Являясь диалектической противоположностью различия, Т. находится с ним в отношении противоречия (диалектического).

Томизм ─ философско-религиозное учение Фомы Аквинского (Томаса Аквината) и основанное им направление. Соединяет христианскую догматику с ее рациональным обоснованием на основе метода Аристотеля и его учения о «форме всех форм» как первотворце мира.

Универсалии – в философской традиции, идущей из средневековья, этим понятием принято называть общее в вещах. Спор о природе У. в средневековой схоластике привел философов на противоположные позиции – номинализм и реализм.

Философия (гр. «фило» ─ любовь и «софия» ─ мудрость) ─ теоретизированная форма мировоззрения; учение о всеобщих, универсальных характеристиках мира и формах его освоения человеком; система идей, выражающих взгляды человека на мир и свое место в нем. Ф. исследует познавательное и ценностное (в т. ч. этическое и эстетическое) отношение человека к природе, обществу и самому себе.

Человек ─ высшая ступень развития жизни на Земле; социально-природное существо, обладающее сознанием и способностью к творчеству; субъект и одновременно продукт общественно-исторической деятельности и культуры.

Эмпиризм (гр. «эмпириа» ─ опыт) – направление в теории познания, считающее опыт основным и даже единственным источником знаний. В истории философии Э. почти всегда был связан с сенсуализмом. Основоположником и крупнейшим разработчиком эмпиризма в Новое время был Ф.Бэкон. В дальнейшем элементы Э. развивались Т. Гоббсом, Д. Локком, французскими просветителями (Д. Дидро, П. Гольбах и др.). Э. как гносеологическое учение противостоит рационализму.

Эстетика (гр. «эстетикос» ─ чувствующий, чувственный) – философская дисциплина, изучающая мир и отношение к нему человека со стороны оценки им явлений действительности как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Предметом изучения Э. являются также принципы и способы художественного творчества.

Этика (гр. «этикос» ─ обычай, характер, нрав) ─ в обычном смысле совпадает с понятием морали, нравственности (например, профессиональная Э.); в более узком смысле ─ теория морали, обоснование той или иной системы нравственности.

Экзистенциализм (лат. «экзистенциа» ─ существование) ─ одно из влиятельных субъективно-идеалистических течений в западной философии 20 в., характерной чертой которого является иррационализм. Центральное понятие ─ экзистенция (человеческое существование), которое понимается как нерасчлененная целостность объекта (мира) и субъекта (человека). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор им самого себя и одновременно ответственность за все происходящее в мире. В основе такого постижения лежит не размышление, а переживания, особенно острые в так называемых «пограничных ситуациях» (когда человек оказывается на грани выживания), а также интуиция. Представители ─ К.Ясперс и М. Хайдеггер (Германия), А. Камю и Ж.-П. Сартр (Франция).

Эмпириокритицизм (гр. «эмпирио» ─ опыт и критика) ─ форма позитивизма конца 19 — начала 20 вв.; субъективно-идеалистическое течение, выдвинутое Р. Авенариусом и Э. Махом (отсюда другое название ─ махизм) с целью истолкования новейших открытий в физике (делимости атома, превращения электрона в фотон, радиоактивности и др.). Исходный пункт ─ так называемый «чистый опыт», истолкованный как единство психической и физической реальности, в связи с чем Э. считает, что мир не может быть отражен в философских категориях материи, сознания, причинности и др. Задачу науки он сводит к простому описанию опытно наблюдаемых фактов.

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3

Рекомендуемая литература …………………………………………………… 4

Содержание разделов дисциплины «Философия» в виде дидактических единиц для очной формы обучения (бакалавриат и специалитет)………………6

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (16 часов)……………………………8

Раздел 1. Философия, основные этапы ее становления………………….……8

Раздел 2. Концепция бытия………………………………………………….…19

Раздел 3. Философия сознания и познания………………………………..…..24

Раздел 4. Философия человека……………………………………………..…..27

Раздел 4,5. Философия человека и общества…………………………...…….31

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (32 часа)………………………….….31

Раздел 1. Философия, основные этапы ее становления………………...…….33

Раздел 2. Концепция бытия………………………………………………….…33

Раздел 3. Философия сознания и познания……………………………...…….34

Раздел 4. Философия человека……………………………………………….…36

Вопросы для подготовки к экзамену ……………………………….………….36

Тесты для самоподготовки………………………………………………………38

Краткий словарь философской терминологии ………………………….……..76

 

Учебное издание

Баскаков Юрий Васильевич

Попова Алла Васильевна

 

 

ФИЛОСОФИЯ

(К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.