КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Работа посвящена сложной и значимой проблеме исследования связи самооценки и уровня личностной тревожности в подростковом возрасте
Работа посвящена сложной и значимой проблеме исследования связи самооценки и уровня личностной тревожности в подростковом возрасте, а также поиску средств их (личностной тревожности и самооценки) коррекции. Умение оценивать себя начинает закладываться ещё в дошкольном возрасте, а развитие и совершенствование его проходит в течение всей жизни человека. Уровень самооценки человека во многом определяет его поведение и развитие. И в то же время социальное окружение подростка, его личностные особенности также влияют на динамику развития самооценки. В школе вопросам формирования самооценки, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание, её роль недооценивается. Неадекватная самооценка может стать причиной различных девиаций личности подростка, препятствием в успешной социализации. В наше время одна из основных проблем переломного периода – подросткового возраста – заключается в повышенной тревожности у некоторых детей. А между прочим тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Существует определённый уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение подростка к определённому типу ситуаций и даёт косвенную информацию о характере взаимоотношений ребёнка со сверстниками, родителями, учителями и др. Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у ребёнка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребёнок боится совершить ошибку, в нём нет уверенности цельного человека. Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Например, родители внушили подростку, что он – «гадкий утёнок». Сформировалась заниженная самооценочная установка, и умный ребёнок начинает считать себя безнадёжно глупым, красивый – безобразным. Он стесняется самого себя, затаённо и мучительно презирает себя, чувствует вину перед сильными и красивыми родителями. Возникает внутренний конфликт – это столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики. Так, к примеру, у подростка сложился осознаваемый принцип: «Надо помочь другу в беде, потому что он прав». В сознании повелительный стимул – «надо», а из неосознаваемого установка: «не надо, опасно» – и ребёнок растерялся. Или, наоборот, в неосознаваемом звучит внушённая отцом установка: «товарища надо выручать из беды любой ценой». Однако сознание этого подростка ориентировано на невмешательство. И он, решая умом, остаётся в стороне, не вмешивается, но внушённая отцом установка будоражит его, вызывает у него стыд. И ребёнка мучают угрызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожность. Подросток боится совершить ошибку, он не уверен в себе. Внутренний конфликт порождает у него тревогу и депрессию Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Подросток уже не только не уверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный подросток не ожидает ничего хорошего. И всё это при обострённом и больном чувстве достоинства. Теперь он всё преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверстников в коридоре школы говорят о своём, но тревожный ребёнок полагает, что говорят о нём и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испытывая чувство стыда. Но отойти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Самое важное для тревожного человека – а вдруг он ещё и упустит информацию, угрожающую его безопасности. Тревожные дети, если у них хорошо развиты коммуникативные навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе сверстников, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведёт к снижению эмоционального фона тревожного ребёнка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряжённости и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Подросток с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчуждённым. Такой ребёнок будет обижаться и жаловаться, фальшивить и обманывать. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению. Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у неё формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряжённого ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости (Я. Л. Коломинский, 1988). Проблемы тревожности рассматривались такими исследователями, как Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Р.С. Немов, В.В. Давыдов, Э. Фром, С.С. Степанов, А.В. Петровский, Ч.Д. Спилбергер и др. Значимый вклад в изучение самооценки внесли С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович; А.И. Липкина; А.Н. Леонтьев; И.И. Чеснокова; В.В.Столин; И.С. Кон; Р. Бернс; К. Роджерс; Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова и многие другие. Проблема тревожности касается возрастной, педагогической, медицинской, клинической, социальной психологии. Изучение самооценки, как поиск путей возникновения и преодоления тревожности является одной из важнейших задач практической и научной психологии и психиатрии. Одним из направлений исследования самооценки является её связь с различными личностными свойствами, в частности, с личностной тревожностью. Однако, на наш взгляд, проблема взаимосвязи самооценки и личностной тревожности подростка изучены не до конца, нет достаточных эмпирически проверенных данных. Исходя из этого не лишним будет подчеркнуть актуальность тематики нашего исследования, которое и посвящено раскрытию сущности взаимосвязи самооценки и личностной тревожности подростка, если таковая существует, либо доказать обратное – отсутствие какой-либо связи между двумя этими свойствами личности, а также поиску средств их коррекции при необходимости. Специфика рассматриваемой нами проблемы подразумевает выделение своих объекта и предмета исследования. Объект исследования – социально-психологический тренинг, самооценка и тревожность. Предмет исследования – социально-психологический тренинг как средство коррекции тревожности и самооценки личности подростка. Гипотеза исследования: социально-психологический тренинг является средством коррекции самооценки и тревожности личности подростка, которую можно осуществлять в совокупности, так как самооценка и личностная тревожность взаимообусловлены, то есть, чем выше самооценка, тем ниже уровень личностной тревожности и наоборот, чем выше уровень личностной тревожности, тем ниже самооценка. Цель исследования: доказать, что социально-психологический тренинг является комплексным средством коррекции свойств (самооценки и тревожности) личности подростка. Поставленная нами цель предполагает решение конкретных задач, а именно: 1) осуществить теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблематике; 2) провести констатирующий этап эксперимента для исследования уровня тревожности и самооценки двух групп подростков (контрольной и экспериментальной); 3) интерпретировать полученные эмпирические данные, выполнить их количественный и качественный анализ, установить наличие взаимосвязи между самооценкой и уровнем личностной тревожности подростка; 4) осуществить формирующий этап эксперимента в экспериментальной группе подростков с целью коррекции самооценки и тревожности при обнаружении проблем деформации в упомянутых личностных сферах на констатирующем этапе эксперимента; 5) провести повторную психодиагностику самооценки и тревожности подростков (контрольная и экспериментальная группы), интерпретировать полученные эмпирические данные, осуществить количественный и качественный анализ, сделать выводы об эффективности коррекционной программы. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ, обобщение, систематизация, тестирование, количественно-качественный анализ, метод математической статистики. Методики исследования: - тест - тест База исследования: МБОУ «СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов» в г. Иркутске. В исследовании принимали участие … учащихся двух 6-х классов. Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности доказать или опровергнуть гипотезу, обобщении и осмыслении полученных результатов исследования. Практическая значимость заключается в том, что на основе обработки и интерпретации выявленных результатов предоставляется возможность установить связь между существующей теорией и обновляющейся практикой, а также в возможности проанализировать степень взаимосвязи самооценки с тревожностью подростка или опровергнуть гипотезу, дать рекомендации. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОЙ
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |