Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика власти и норм догосударственного периода




Учитывая тот факт, что общество возникло гораздо раньше го­сударства, необходимо в целях наиболее полного познания госу­дарственно-правовых институтов дать характеристику социаль­ной власти и норм, существовавших в первобытном строе.

Независимо от того, как современные ученые относятся к чле­нению исторического процесса, ни у кого в общем-то нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнооб­щинный строй, охватывающий весь огромный период времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возник­новения упорядоченной письменности.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по време­
ни — более миллиона лет — этапом истории человечества. Опреде­
лить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, ибо во
вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков
большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и
время от времени преобладающее мнение меняется. В современ­
ный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем
самым и первобытное, дикое общество) возник порядка 1,5—
1 млн. лет назад, другие относят его появление к более позднему
времени. Верхняя же грань первобытнообщинного строя колеблет­
ся в пределах последних 5—6 тыс. лет, различаясь на разных кон­
тинентах. В Азии и Африке первые государства сложились на ру­
беже 4 и 3 тысячелетий до н.э., в Америке — 1 тысячелетии н.э., в
других частях земного шара — еще позднее (В.П. Алексеев,
А.И. Першиц)..-,

Общество (в широком смысле) есть совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле) — исторически конкретный тип социальной системы, оп­ределенная форма социальных отношений. Всякое общество пред­ставляет собой своего рода целостный социальный организм (сис­тему), который отличается той или иной степенью организован­ности, урегулированности, упорядоченности общественных отно­шений. Из этого следует, что для каждого общества характерны



Глава 2. Происхождение государства и права


§ 2. Причины и формы возникновения государства



 


определенная система управления (социальная власть) и регули­рования поведения людей при помощи определн-ных общих пра­вил (социальных норм).

Как только появляется общество, сразу же возникает потреб­ность в управлении, ибо каждый отдельный член его имел собст­венные интересы. Данные интересы без их согласования способны «разорвать» общество, так как именно интересы выступают реша­ющим личностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь сочетая во многом индивидуальную выгоду (личный интерес) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря сущест­вованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы.

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обще­стве не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, бедных и богатых. Экономически все были равны;

экономическое равенство обусловливало и политическое равен­ство. Все взрослое население рода — и мужчины, и женщины — имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Особенностью социальной власти и норм в догосударственный период являлось то, что они по сути дела входили в сферу жизне­деятельности людей, выражая и обеспечивая социально-экономи­ческое единство рода, племени. Это было связано с несовершенст­вом орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необ­ходимость в совместном проживании, в общественной собствен­ности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.

Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и норм первобытного общества.

Признаки социальной власти, существовавшей в догосударст­венный период, состоят в том, что:

1) она распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;


 

2) была непосредственно общественной, строилась на началах
первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект
власти совпадали);

3) органами власти выступали как само общество в целом (ро- i
довые собрания, вече), так и его представители (старейшины, вое­
начальники, вожди, жрецы и т.п.), которые решали все важней­
шие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали суще­ствование присваивающей экономики и продолжение рода, регу­лировали определенные способы добывания пищи и брачно-семей-ные отношения. Их называли «мононормами», ибо они по большо­му счету выражали главный интерес того общества — выжить. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.

Признаки норм, существовавших в догосударственный период

состоят в следующем:

• они существовали в поведении и в сознании людей, не имея,
как правило, письменной формы выражения;

• обеспечивались в основном силой привычки, а также соот­
ветствующими мерами убеждения (внушения) и принужде­
ния (изгнание из рода);

• были продиктованы «естественно-природной» основой при­
сваивающего общества, в котором и человек являлся частью

природы;

• выражали интересы всех членов рода и племени;

• отношения в первобытном обществе регулировались глав­
ным образом обычаями (т.е. исторически сложившимися
правилами поведения, вошедшими в привычку в результате
многократного применения в течение длительного времени);

• ведущим способом регулирования выступал запрет (система
табу), отсутствие собственно прав и обязанностей;

§ 2. Причины и формы возникновения государства

Государство — политическая структура особого рода, возник­шая на определенном этапе общественного развития, представ­ляющая собой центральный институт власти в политической сис­теме конкретного общества.



Глава 2. Происхождение государства и права


§ 2. Причины и формы возникновения государства



 


Вопрос о происхождении государства является дискуссион­ным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах и времени его возникновения. В различных теориях происхождения государства указываются различные при­чины: в теологической — божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики челове­ка; в органической — биологические факторы; в материалистичес­кой — социально-экономические; в теории насилия — военно-по­литические и т.д.

Причины происхождения государства

социально-экономические
психологические (свойства психики)
сила разума, сознания

теологические (божественная сила)

информационные
биологические

военно-политические

и другие

Такой плюрализм мнений обусловлен следующем: во-первых, на процесс происхождения государственности действительно вли­яли многие факторы (социально-экономические, военно-полити­ческие, природно-климатические, информационно-управленчес­кие, нравственно-религиозные, национально-исторические, ду­ховно-культурные, эколого-психологические и т.п.); во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в раз­ные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они прожива­ли, игнорируя другие регионы; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результа­ты применить к наукам общественным, и, в частности, основыва­ясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические при­страстия (Т.В. Кашанина).


В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и процесс образования государственной власти в различных исто­рических условиях имели свои специфические особенности. Фор­мирование государства — длительный процесс, который у различ­ных народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины и управляли ими, т.е. высту­пали организаторами производства.

По другому историческому пути происходило формирование государства в Афинах и Риме, где оно возникло в результате появ­ления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины — это классическая форма возникновения государства, поскольку оно возникает непосредственно из классовых противо­положностей, развивающихся внутри родового строя.

В Риме образование государства ускорилось вследствие борьбы бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособ­лена.

Ряд ученых придерживается точки зрения, согласно которой Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государствен­ности — закреплением крестьянства и крупной частной собствен­ностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими при­знаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).


 

Глава 2. Происхождение государства и права

§ 3. Основные теории происхождения государства Теологическая теория

Теологическая теория получила распространение в средневеко­вье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее разви­ли идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Мари-тен, Д. Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей, поэтому каждый обязан подчиняться го­сударю во всем. Существующее социально-экономическое и право­вое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослуша­ние государственной власти может расцениваться как непослуша­ние Всевышнему.

Придавая государству и государям (как представителям и вы­разителям божественных велений) ореол святости, идеологи дан­ной теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной влас­тью — церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально -эко­номических и иных отношений на государство и не позволяет оп­ределить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.