Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественно-правовая теория 1 страница




Шц



Глава 6. Государство и право в политической системе общества


§ 6. Государство и группы давления



 


центром политической активности в общественно-полити­
ческом движении выступает его ядро (авангард) — инициа­
тивные группы, клубы, союзы и т.д.;

• в общественно-политическом движении отсутствуют фор­
мальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоян­
ное членство и соответствующие документы (программа,
устав и пр.).

Общественно-политические движения можно подразделить на следующие виды:

1) в зависимости от сферы деятельности — на социально-поли­
тические, этно-политические, конфессиональные, экономичес­
кие, экологические, антивоенные, научные и т.д.;

2) в зависимости от целей — на революционные и контрреволю­
ционные, реформаторские и консервативные, национал-демокра­
тические и общедемократические;

3) в зависимости от числа участников — на массовые либо эли­
тарные;

4) в зависимости от места в политическом спектре — на левые,
центристские и правые;

5) в зависимости от масштаба деятельности — на местные, ре­
гиональные, общегосударственные, межгосударственные и т.п.;

6) в зависимости от социального состава — на профессиональ­
ные, возрастные и др.;

7) в зависимости от характера возникновения — на сознательно
организуемые и стихийные;

8) в зависимости от способа организации — на фронты, ассоциа­
ции, объединения и т.п.;

9) в зависимости от методов действий — на насильственные и
ненасильственные и пр.

§ 6. Государство и группы давления

Группа давления — это общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помо­щью целенаправленного воздействия на структуры политичес­кой власти.

Понятие «группа давления» раскрывает динамику превраще­ния социально-групповых интересов, возникающих в граждан­ском обществе, в политический фактор. Группы давления — фор­мальные объединения граждан с четко выраженной организаци­онной структурой, устоявшимися функциями и профессиональ­ным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.).


В связи с относительно жесткой организационной структурой группы давления могут оказывать серьезное воздействие на поли­тическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит вли­яние политических партий. Известны случаи, когда могуществен­ные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство считаться с их требованиями. С этой целью они при­меняли различные формы и методы политического давления: про­пагандистские кампании в средствах массовой информации, забас­товки, пикеты, шествия, митинги и т.п.

Типичными способами воздействия групп давления на государ­ственные органы являются:

• выдвижение своих членов в состав представительных и ис­
полнительных органов власти, а также в качестве функцио­
неров управленческого аппарата;

• участие членов группы в работе парламентских комиссий и
подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;

• поддержание личных контактов с членами парламента, пра­
вительства, прочими чиновниками и т.д.

Эффективность деятельности групп давления во многом зави­сит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, инфор­мация, квалификация и опыт, культурное влияние, националь­ные и религиозные связи и др.).

В отличие от политических партий, цель которых — завоева­ние власти, цель групп давления заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.

Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и дру­гие общественные объединения представляют собой разновид­ность групп давления. Группами давления можно считать и тради­ционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например, масоны).

Присутствие групп давления в политической жизни, с одной стороны, умножает число косвенных субъектов политики, служит своеобразным дополнением к многопартийности, расширяя плю­рализм, с другой стороны, создает условия для сращивания наибо­лее мощных групп давления с бюрократическими и партийными группировками, усиливает корпоративные тенденции в полити­ческой системе общества.

Особыми группами давления называют лоббистов. Собственно лоббизм — это форма влияния групп давления на управленческие



Глава 6. Государство и право в политической системе общества


§ 7. Понятие и основные черты политического плюрализма



 


решения в процессе право-творчества и правоприменения с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур.

Лоббистская деятельность характеризуется следующими об- | стоятельствами. Во-первых, лоббизм весьма жестко связан с поли- | тической властью. Можно даже вывести такую закономерностью: ^ лоббизма больше, как правило, там, где больше находится реаль­ной власти. Лоббизм — своего рода признак власти, ее специфичес­кая «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номи­нальной силы. Органы власти и должностные лица выступают объ­ектами воздействия лоббистов.

Во-вторых, лоббистская деятельность всегда ведется в чьих-либо интересах (классов, слоев, регионов, партий, общественных I организаций, наций, конфессий и т.п.).

В-третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между влиятельными заинтересованными группами, финансовы- | ми корпорациями, коммерческими организациями, политически­ми партиями, общественными объединениями (блоками), гражда- | нами и государственными структурами (законодательными и ис­полнительными органами власти).

В-четвертых, лоббизм допускает возможность отстаивания ин- | тересов не только организаций и объединений, но и отдельных лиц. Ведь у определенных граждан и их коллективов могут быть как общие, так и сугубо индивидуальные интересы. И те, и другие важно научиться законно отстаивать.

В-пятых, лоббизм предоставляет отдельным гражданам и груп­пам граждан возможность косвенно участвовать в создании и под­готовке правовых и политических решений и это весьма важно, поскольку большинство этих групп может не иметь представите- | лей в парламенте, заинтересованных в отстаивании их интересов, аналогично и в органах исполнительной власти. Таким образом, через лоббистскую деятельность возможно реализовать различные | интересы, которые в ином случае могли бы остаться невостребо­ванными.

Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: 1) большое многообра­зие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; 2) расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что харак- ] терно прежде всего для демократических режимов. В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очеред-


ности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воз­действовать на поведение государства с целью переориентации по­литики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для себя управленческие решения.

§ 7. Понятие и основные черты политического плюрализма

Слово «плюрализм» означает «множественность», «разно­мыслие».

Политический плюрализм — это принцип, содействующий су­ществованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной влас­ти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.

Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляет­ся не только в общественном сознании, но и в политической прак­тике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.

Во многом он обусловлен разнообразием форм собственности, многообразием самой жизни. Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в произ­водстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятель­ности.

Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по от­ношению ко всем группам в обществе.

Политический плюрализм связан с многопартийностью, кон­куренцией идей, предполагает легальную борьбу политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возмож­ность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппози­цию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

Политический плюрализм означает:

• многообразие политических идей и организационных форм;

• отрицание моноцентризма;


7-549



Глава 6. Государство и право в политической системе общества


Рекомендуемая литература



 


свободу объединения людей в партии и иные законные орга-|
низации;

• уважительное отношение к противоположным взглядам,)
инакомыслию;

• наличие оппозиционных сил и их беспрепятственную дея-3
тельность;

• ограничение центральной власти, разделение властей;

• возможность смены политических структур у власти и т.п.
В ст. 13 и 14 Конституции РФ закреплены следующие харак­
терные черты политического плюрализма:

• идеологическое многообразие;

• запрет на установление какой-либо идеологии в качестве го­
сударственной или обязательной;

• светский характер государства (в связи с чем никакая рели­
гия не может устанавливаться в качестве государственной
или обязательной);

• признание политического многообразия и многопартий­
ности;

• равенство всех общественных объединений перед законом.

Политическим плюрализмом называется такое состояние в об­ществе и государстве, когда никакая идеология не получает юри­дически статуса официальной, государственной, для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут со­здаваться партии и иные общественные объединения, и все они действуют на основе (т.е. в рамках, с соблюдением) закона и равны перед ним. Под идеологией в данном случае понимается совокуп­ность взглядов на общество, государство, их соотношение и пер­спективы развития. Идеологические постулаты разнообразны, но основные из них касаются экономического строя, форм собствен­ности и методов хозяйствования; государства, его назначения, функций, форм осуществления власти и ее распределения между соответствующими органами; положения человека в обществе и государстве; политических и социальных отношений с участием граждан, их объединений, государственных учреждений по пово­ду собственности, труда и власти; политического режима как ре­альной организации жизни в обществе, властвования, отношений между людьми и официальными учреждениями. Очевидно, что в принципе никакое государство не может жить без идеологии. Ут­верждать иное — значит вводить людей в заблуждение. Чтобы раз­виваться, надо формировать концепцию развития. А это и есть — хотим мы признать или нет — выбор определенных идеологичес­ких установок (С.А. Авакьян).


Любое государство официальную идеологию воплощает в кон­ституции, законах, подзаконных актах, т.е. придает ей характер общеобязательной юридической установки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое политическая система общества и какова ее структура?

2. Назовите функции политической системы общества.

3. Каково место государства в политической системе общества?

4. Какова роль права в политической системе общества?

5. Что такое политическая партия и каковы основные разновидности полити­
ческих партий?

6. Чем отличается политическая партия от общественно-политического дви­
жения?

7. Что такое политический плюрализм?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Авакьян С А. Политический плюрализм и общественные объединения в Россий­ской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.

Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

Венгеров А.В. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5.

Демидов AM., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998. С. 65— 67.

Демидов А.И., Федосеев АА. Основы политологии. М., 1995. С. 217—218.

Комаров С А. Личность в политической системе российского общества (полити­ко-правовое исследование). Саранск, 1995.

Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 8.

Лазарев В.В., ЛипенъСВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 6.

Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 9.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 10.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 80—82.

Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Маль­ко. М., 1999.

Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 23.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 7.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 13.

Теория политики (общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова и А.В. Малько. Саратов, 1994.

Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общест­ва: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5.

Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1994. № 5.


 



 


§ 1. Понятие, признаки и сущность права



 


ГЛАВА 7

ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ

§ 1. Понятие, признаки и сущность права

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое по-| нятийное выражение.

Во-первых, следует выделить право в общесоциальном смысле! (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь! идет о нравственных, политических, эстетических и иных воз-| можностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения! и т.п.).

Во-вторых, можно выделить право в специально-юридическоь смысле как юридический инструмент, связанный с государством.) Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общео­бязательных, формально определенных юридических норм, выра­жающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых го-,-сударством и направленных на урегулирование общественных от­ношений.

Признаки права: -| • волевой характер (право есть проявление воли и сознания! людей, но не любой воли, а прежде всего государственно вы-1 раженной воли классов, социальных групп, элит, большин­ства общества);

О • общеобязательность (в этом проявляется суверенитет госу­дарства, означающий, что выше власти, чем власть государ­ства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);

^ • нормативность (означает, что право прежде всего состоит из] норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих много- ] численные общественные отношения);

If • связь с государством (означает, что право принимается, при­меняется и обеспечивается государственной властью); £ • формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязатель­но должно быть объективировано, воплощено во вне. Так,


древнейший памятник права Законы Хаммурапи были выби­ты клинописью на базальтовом столбе, находящемся в цент­ре Вавилона);

fa • системность (означает, что право не механическая совокуп­ность юридических норм, а внутренне согласованный, непро­тиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль). При рассмотрении сущности права важно учитывать два ас-

пекта:

1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная

сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержа­
тельная сторона).

Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и совре­менное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности права — его содержа­тельная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает.

Можно выделить следующие подходы к сущности права: ^классовый, в рамках которого право определяется как систе­ма гарантированных государством юридических норм, выра­жающих возведенную в закон государственную волю эконо­мически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным обра­зом интересов господствующего класса);

• общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право ис­пользуется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, эконо­мической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.).

Наряду с этими (основными) существует и религиозный, и на­циональный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рам-"Тсах которых соответственно религиозные, национальные и расо­вые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.- Поэтому в сущ­ности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.



Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции


§ 4. Основные теории правопонимания



 


§ 2. Право в объективном и субъективном смысле

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) ■— это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, уста­навливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические преце­денты и нормативные договоры данного периода в конкретном го­сударстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежи"- ему.

Субъективное право — это мера юридически возможного пове­дения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.). Они субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право — это те кон­кретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. •

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права они принадлежат ей от рождения, и обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренит­ся в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участ­ников общественных отношений.


2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесо­циальных либо иных интересах. Оно служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством органи­зации его разносторонней управленческой и иной деятельности, выполнения его задач и функций;

,/ 3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора в виде кри­терия правомерного и неправомерного поведения;

,4) в отличие от других социальных норм специфика регулятив­ной роли права связана с предоставительно -обязывающим содер­жанием большинства составляющих его норм (см. гл. 11).

Регулятор общественных отношений (формальная сторона сущности права)

Чьи интересы

преимещественно выражает (содержательная сторона сущности права)

Интересы определенной религии (религиозный подход)
Интересы определенной расы (расовый подход)

Интересы господствующего класса (классовый подход)

Интересы определенной нации (национа­листический подход)

Общечеловеческие интересы (общесоциальный подход)


 


§ 3. Право как государственный регулятор общественных отношений

Наиболее существенным признаком права, включенным в оп­ределение данного понятия, выступает его тесная связь с государ­ством. Это выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного при­нуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения спо­ров, наказания виновных и т.п.;


§ 4. Основные теории правопонимания

Данная теория наиболее логически завершенную форму полу­чила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв.

Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и др.

Основные идеи:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон (на­ряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми госу-



Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции


§ 4. Основные теории правопонимания



 


дарством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое «непи­саное» право, под которым понимается совокупность естествен­ных и неотъемлемых прав человека и которое выступает крите­рием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляется право и мораль (по мнению представителей
данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как
справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, опре­
деляют собой правотворческий и правоприменительный про­
цессы);

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в
самой «человеческой природе», они приобретаются от рождения
либо от бога.

...J... Достоинства:

. это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом кото­рой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

.«в ней верно замечено, что законы могут быть не правовыми, что они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равен­ство и т.п.;

• она провозглашает источником прав человека природу либо
бога и тем самым «выбивает» теоретическую почву у произвола
чиновников и государственных структур.

—- Слабые стороны:

> такое понимание права (как абстрактных нравственных цен­ностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в ре­зультате чего размывается критерий законного и противозакон­ного, ведь определить это с позиций справедливости, представле­ние о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто;

* подобное толкование связано не столько с правом, сколько с
правосознанием, которое действительно может быть разным у раз­
личных людей.

Историческая школа права

Данная теория наиболее логически завершенную форму полу­чила в конце XVIII — начале XIX вв.

Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.


Основные идеи:

1) право — историческое явление, которое, как и язык, не уста­
навливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а
возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право — это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически
сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические
последствия). Законы же производны от права обычного, которое
произрастает из недр «национального духа», глубин «народного
сознания» и т.д.;

3) отрицание прав человека.
Достоинства:

впервые так основательно рассмотрены культурно-историчес­кие и национальные особенности права, обращено внимание на необходимость их учета в правотворческом процессе;

подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмот­рению;

верно подмечены преимущества правовых обычаев как прове­ренных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феода­лизма, уже отживающего строя;

переоценка роли правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справ­лялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права

I Данная теория наиболее логически завершенную форму полу­чила в XX в.

Представители: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.

Основные идеи:

1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является
представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом
верху находится «основная (суверенная) норма», принятая зако­
нодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в
норме более значительной юридической силы;

2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а
не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы
норм долженствования и его сила зависит от логичности и строй­
ности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен



Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции


§ 4. Основные теории правопонимания



 


считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже долж­ны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме. „J- Достоинства:

верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как: нормативность, и убедительно доказывается необходимость сопод­чинения правовых норм по степени их юридической силы;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.