КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Естественно-правовая теория 1 страница
Шц Глава 6. Государство и право в политической системе общества § 6. Государство и группы давления
• центром политической активности в общественно-полити • в общественно-политическом движении отсутствуют фор Общественно-политические движения можно подразделить на следующие виды: 1) в зависимости от сферы деятельности — на социально-поли 2) в зависимости от целей — на революционные и контрреволю 3) в зависимости от числа участников — на массовые либо эли 4) в зависимости от места в политическом спектре — на левые, 5) в зависимости от масштаба деятельности — на местные, ре 6) в зависимости от социального состава — на профессиональ 7) в зависимости от характера возникновения — на сознательно 8) в зависимости от способа организации — на фронты, ассоциа 9) в зависимости от методов действий — на насильственные и § 6. Государство и группы давления Группа давления — это общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти. Понятие «группа давления» раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор. Группы давления — формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.). В связи с относительно жесткой организационной структурой группы давления могут оказывать серьезное воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий. Известны случаи, когда могущественные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство считаться с их требованиями. С этой целью они применяли различные формы и методы политического давления: пропагандистские кампании в средствах массовой информации, забастовки, пикеты, шествия, митинги и т.п. Типичными способами воздействия групп давления на государственные органы являются: • выдвижение своих членов в состав представительных и ис • участие членов группы в работе парламентских комиссий и • поддержание личных контактов с членами парламента, пра Эффективность деятельности групп давления во многом зависит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозные связи и др.). В отличие от политических партий, цель которых — завоевание власти, цель групп давления заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами. Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения представляют собой разновидность групп давления. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например, масоны). Присутствие групп давления в политической жизни, с одной стороны, умножает число косвенных субъектов политики, служит своеобразным дополнением к многопартийности, расширяя плюрализм, с другой стороны, создает условия для сращивания наиболее мощных групп давления с бюрократическими и партийными группировками, усиливает корпоративные тенденции в политической системе общества. Особыми группами давления называют лоббистов. Собственно лоббизм — это форма влияния групп давления на управленческие Глава 6. Государство и право в политической системе общества § 7. Понятие и основные черты политического плюрализма
решения в процессе право-творчества и правоприменения с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур. Лоббистская деятельность характеризуется следующими об- | стоятельствами. Во-первых, лоббизм весьма жестко связан с поли- | тической властью. Можно даже вывести такую закономерностью: ^ лоббизма больше, как правило, там, где больше находится реальной власти. Лоббизм — своего рода признак власти, ее специфическая «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы. Органы власти и должностные лица выступают объектами воздействия лоббистов. Во-вторых, лоббистская деятельность всегда ведется в чьих-либо интересах (классов, слоев, регионов, партий, общественных I организаций, наций, конфессий и т.п.). В-третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между влиятельными заинтересованными группами, финансовы- | ми корпорациями, коммерческими организациями, политическими партиями, общественными объединениями (блоками), гражда- | нами и государственными структурами (законодательными и исполнительными органами власти). В-четвертых, лоббизм допускает возможность отстаивания ин- | тересов не только организаций и объединений, но и отдельных лиц. Ведь у определенных граждан и их коллективов могут быть как общие, так и сугубо индивидуальные интересы. И те, и другие важно научиться законно отстаивать. В-пятых, лоббизм предоставляет отдельным гражданам и группам граждан возможность косвенно участвовать в создании и подготовке правовых и политических решений и это весьма важно, поскольку большинство этих групп может не иметь представите- | лей в парламенте, заинтересованных в отстаивании их интересов, аналогично и в органах исполнительной власти. Таким образом, через лоббистскую деятельность возможно реализовать различные | интересы, которые в ином случае могли бы остаться невостребованными. Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: 1) большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; 2) расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что харак- ] терно прежде всего для демократических режимов. В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очеред- ности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для себя управленческие решения. § 7. Понятие и основные черты политического плюрализма Слово «плюрализм» означает «множественность», «разномыслие». Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней. Во многом он обусловлен разнообразием форм собственности, многообразием самой жизни. Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе. Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений. Политический плюрализм означает: • многообразие политических идей и организационных форм; • отрицание моноцентризма; 7-549 Глава 6. Государство и право в политической системе общества Рекомендуемая литература
• свободу объединения людей в партии и иные законные орга-| • уважительное отношение к противоположным взглядам,) • наличие оппозиционных сил и их беспрепятственную дея-3 • ограничение центральной власти, разделение властей; • возможность смены политических структур у власти и т.п. • идеологическое многообразие; • запрет на установление какой-либо идеологии в качестве го • светский характер государства (в связи с чем никакая рели • признание политического многообразия и многопартий • равенство всех общественных объединений перед законом. Политическим плюрализмом называется такое состояние в обществе и государстве, когда никакая идеология не получает юридически статуса официальной, государственной, для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут создаваться партии и иные общественные объединения, и все они действуют на основе (т.е. в рамках, с соблюдением) закона и равны перед ним. Под идеологией в данном случае понимается совокупность взглядов на общество, государство, их соотношение и перспективы развития. Идеологические постулаты разнообразны, но основные из них касаются экономического строя, форм собственности и методов хозяйствования; государства, его назначения, функций, форм осуществления власти и ее распределения между соответствующими органами; положения человека в обществе и государстве; политических и социальных отношений с участием граждан, их объединений, государственных учреждений по поводу собственности, труда и власти; политического режима как реальной организации жизни в обществе, властвования, отношений между людьми и официальными учреждениями. Очевидно, что в принципе никакое государство не может жить без идеологии. Утверждать иное — значит вводить людей в заблуждение. Чтобы развиваться, надо формировать концепцию развития. А это и есть — хотим мы признать или нет — выбор определенных идеологических установок (С.А. Авакьян). Любое государство официальную идеологию воплощает в конституции, законах, подзаконных актах, т.е. придает ей характер общеобязательной юридической установки. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что такое политическая система общества и какова ее структура? 2. Назовите функции политической системы общества. 3. Каково место государства в политической системе общества? 4. Какова роль права в политической системе общества? 5. Что такое политическая партия и каковы основные разновидности полити 6. Чем отличается политическая партия от общественно-политического дви 7. Что такое политический плюрализм? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Авакьян С А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996. Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995. Венгеров А.В. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5. Демидов AM., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998. С. 65— 67. Демидов А.И., Федосеев АА. Основы политологии. М., 1995. С. 217—218. Комаров С А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995. Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 8. Лазарев В.В., ЛипенъСВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 6. Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 9. Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 10. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 80—82. Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1999. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 23. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 7. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 13. Теория политики (общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова и А.В. Малько. Саратов, 1994. Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5. Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1994. № 5.
§ 1. Понятие, признаки и сущность права
ГЛАВА 7 ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ § 1. Понятие, признаки и сущность права Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое по-| нятийное выражение. Во-первых, следует выделить право в общесоциальном смысле! (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь! идет о нравственных, политических, эстетических и иных воз-| можностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения! и т.п.). Во-вторых, можно выделить право в специально-юридическоь смысле как юридический инструмент, связанный с государством.) Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых го-,-сударством и направленных на урегулирование общественных отношений. Признаки права: -| • волевой характер (право есть проявление воли и сознания! людей, но не любой воли, а прежде всего государственно вы-1 раженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества); О • общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов); ^ • нормативность (означает, что право прежде всего состоит из] норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих много- ] численные общественные отношения); If • связь с государством (означает, что право принимается, применяется и обеспечивается государственной властью); £ • формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне. Так, древнейший памятник права Законы Хаммурапи были выбиты клинописью на базальтовом столбе, находящемся в центре Вавилона); fa • системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль). При рассмотрении сущности права важно учитывать два ас- пекта: 1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона); 2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержа Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности права — его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает. Можно выделить следующие подходы к сущности права: ^классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса); • общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.). Наряду с этими (основными) существует и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рам-"Тсах которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.- Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал. Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции § 4. Основные теории правопонимания
§ 2. Право в объективном и субъективном смысле В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле. Объективное право (или собственно право) ■— это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежи"- ему. Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.). Они субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания. Если объективное право — это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. • Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права они принадлежат ей от рождения, и обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать эти права. Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений. 2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Оно служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации его разносторонней управленческой и иной деятельности, выполнения его задач и функций; ,/ 3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора в виде критерия правомерного и неправомерного поведения; ,4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно -обязывающим содержанием большинства составляющих его норм (см. гл. 11). Регулятор общественных отношений (формальная сторона сущности права) Чьи интересы преимещественно выражает (содержательная сторона сущности права)
Интересы господствующего класса (классовый подход)
Общечеловеческие интересы (общесоциальный подход)
§ 3. Право как государственный регулятор общественных отношений Наиболее существенным признаком права, включенным в определение данного понятия, выступает его тесная связь с государством. Это выражается в том, что: 1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.; § 4. Основные теории правопонимания Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и др. Основные идеи: 1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми госу- Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции § 4. Основные теории правопонимания
дарством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое «неписаное» право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право); 2) отождествляется право и мораль (по мнению представителей 3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в ...J... Достоинства: . это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; .«в ней верно замечено, что законы могут быть не правовыми, что они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.; • она провозглашает источником прав человека природу либо —- Слабые стороны: > такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего размывается критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто; * подобное толкование связано не столько с правом, сколько с Историческая школа права Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII — начале XIX вв. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи: 1) право — историческое явление, которое, как и язык, не уста 2) право — это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически 3) отрицание прав человека. впервые так основательно рассмотрены культурно-исторические и национальные особенности права, обращено внимание на необходимость их учета в правотворческом процессе; подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению; верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения. Слабые стороны: данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя; переоценка роли правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений. Нормативистская теория права I Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др. Основные идеи: 1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является 2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции § 4. Основные теории правопонимания
считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками; 3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме. „J- Достоинства: верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как: нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |