Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мамонтова С.Н. 32 страница




6 КотеневИ.О. О концепции психологического обеспечения деятельности сотрудниковОВД "в экстремальных условиях. // Проблемы, пути становления и дальнейшегоразвития психологической службы органов внутренних дел. Ч. П. - М., 1998.- С. 60.

Психологическая (морально-психологическая)подготовка направлена на решение следующих задач1:

• формирование и развитиеу сотрудников патриотических и моральных основ честной и ответственнойслужбы, защиты интересов России в сложных условиях острых социальных иэтнических конфликтов;

• специальная мотивация личногосостава на самоотверженные действия при решении ответственных задач, пониманиегосударственной необходимости их решения;

• формирование установокна доброжелательное отношение к населению, уважительное отношение к национальнойи этнической культуре, развитие умений устанавливать психологический контакт;

• формирование ценностныхориентации на преимущественно правовой, а не силовой подход к решению служебныхзадач, на использование оружия лишь в правомерных случаях;

• формирование психологическойустойчивости, способности успешно действовать в условиях эмоциональногонапряжения, развитие умений владеть собой и не допускать срывов в поведении;

• развитие профессионально-психологическихкачеств, необходимых для успешных действий в напряженной и опасной обстановке:бдительности, мобилизованности, оперативности и точности мышления, интуиции,а также смелости, выносливости, целеустремленности, настойчивости, активности;

• развитие профессионально-психологическихумений и навыков: психологического анализа обстановки, психологическойнаблюдательности, умения вести переговоры и оказывать психологическое воздействиена правонарушителей.

Особое внимание психологическаяслужба должна уделить вопросам комплектования подразделений, направляемыхдля решения задач в сложных условиях. В поле зрения психолога должны бытьвопросы психологической совместимости сотрудников, их социально-психологическийстатус, авторитет командиров (руководителей). В ходе проведения социально-психологическихтренин-гов и других форм занятий важно уделить внимание вопросам сплоченияпервичных коллективов, формирования взаимного доверия, поддержки, взаимовыручки,разоблачения ложных слухов.

На этапе психологическогосопровождения личного состава в экстремальных условиях решаются следующиезадачи:

• проведение контроля задинамикой психических состояний сотрудников;

• выявление факторов, негативновлияющих на психическое состояние сотрудников, принятие мер по их устранениюи профилактике;

• оказание психологическойподдержки и проведение психокоррекцией-ных мероприятий;

• проведение психологическойэкспертизы и вынесение заключения о целесообразности откомандирования (эвакуации)сотрудников с учетом их морально-психологического состояния;

 

 

1 Морально-психологическаяподготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционныхправ граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.- М., 1995. - С. 4-5.

• анализ взаимоотношенийв коллективе, профилактика и разрешение конфликтов.

Особое внимание практическимпсихологам следует уделить работе с личным составом на начальном этапепребывания в "горячих точках" (до двух недель) и на заключительном этапе(менее десяти дней до окончания командировки). Нередко из поля зрения психологовускользает заключительный этап. Между тем в этот период, несмотря на внешнееблагополучие, накапливается усталость, снижается работоспособность, появляетсячрезмерная осторожность (нет желания рисковать в конце) или, наоборот,- бравада, склонность к нарушениям установленных норм, актуализируютсямысли о семье и работе по постоянному месту службы. Поэтому перед практическимипсихологами стоит задача активизировать мотивационную сферу сотрудниковна заключительном этапе несения службы.

Психологическая работапосле возвращения сотрудников к месту постоянной службы предполагает:психологическое обследование сотрудников; организацию социально-психологическойподдержки в период адаптации к обычным условиям; проведение психокоррекционныхмероприятий.

Необходимость психологическогообследования сотрудников после выполнения служебных заданий в сложных условияхи проведения специальной психологической реабилитации доказана самой жизнью.Несмотря на осуществление мероприятий по психологическому отбору и подготовкесотрудников, после их участия в критических инцидентах многие испытываютотрицательные постстрессовые состояния. Например, психологическое обследованиеличного состава Буденновского РОВД, проведенное спустя 10 месяцев послетого, как город подвергся нападению террористов, показало наличие симптомовпостстрессовых нарушений у 21,5% сотрудников1. Значительныйпроцент бойцов, участвовавших в чеченских событиях, также испытывали посттравматическийсиндром.

На вооружении психолога имеютсяразличные психодиагностические методики для изучения психических состоянийсотрудников правоохранительных органов. Наиболее адекватен решаемым задачамопросник травматического стресса И. Котенева2, который валидизировани стандартизован на большой выборке сотрудников органов внутренних дел(1137 человек).

Ускорению процесса адаптациисотрудников, побывавших в "горячих точках", служит умение практическогопсихолога привлечь к реабилитационной работе руководителей подразделенийи членов семей сотрудников, т.е. организовать социально-психологическуюреабилитацию.

Исходя из тех симптомов,которые обнаруживаются у сотрудников, подбираются и методы психокоррекционнойработы.

Таким образом, психологическоеобеспечение работы с личным составом является многообразным, целостными ведущим направлением в деятельности1 практических психологов.

 

 

1 КотеневИ.О., Богданова М.Б. Террористический акт в Буденновске: постстрессовыесостояния у работников милиции. // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУК МВД России.- 1996. -№3. - С. 49-53.

2 Котенев И.О.Психологическая диагностика постстрессовых состояний у сотрудниковорганов внутренних дел. - М., 1997.

 

Глава 8. Психологическиедействия в правоохранительной деятельности

8.1. Понятие о психологическихдействиях и психотехнике

Правоохранительная деятельностьи психологические действия. Под деятельностью в широком смысле понимаютформу активного взаимодействия человека с миром, побуждаемого потребностямии проявляющегося в целенаправленном воздействии на его объекты и преобразовании.В психологическом смысле деятельность - внешне-внутренняя активность, регулируемаясознательно поставленной целью. Речь идет не о нормативной цели, не о той,что задается извне, а именно о мысленной, реально поставленной человеком,на деле направляющей его действия, ориентирующей на конкретный предвидимыйрезультат. Юридическая деятельность побуждается потребностями укреплениязаконности и правопорядка, личного участия работников правоохранительнойдеятельности и направлена на достижение осознанных целей, предусмотренныхназначением юридического органа, должностного лица, их обязанностями, правамии возможностями.

Деятельность сложна по своейорганизационной и психологической структуре. Она складывается из действий,цепи действий - особых единиц произвольной активности, "шагов" в направленииосознаваемой цели. Выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев определялдействие как процесс, подчиненный представлению о промежуточном результате,который должен быть достигнут на пути к цели.1

Действия в психологии - однаиз структурно-функциональных единиц, составляющих деятельности, побуждаемаяее мотивом (личностным смыслом, индивидуальным значением и отношениемк цели), всегда направленная на достижение результата, определяемого осознаваемойзадачей данного действия и являющегося вкладом в достижение цели деятельности.Задача - промежуточная цель на пути к цели деятельности. Профессиональнаядеятельность любого специалиста правоохранительных органов также складываетсяиз особых действий, каждое из которых направлено на решение определеннойзадачи (частной цели) и получение промежуточного результата, приближающегок цели. Результаты действий, складываясь, обеспечивают достижение цели.Можно сказать, что действия - это способы осуществления деятельности.

Действия могут быть основнымии вспомогательными. Основные действия связаны с основными задачамидействия, сущностью объекта воздействия и достижения необходимого результата.Таковыми в юридической деятельности выступают различные формы реализациидолжностным лицом, юридическим органом полномочий и обязанностей в соответствиис правовыми установлениями и в пределах своей компетенции. Хорошо известныследственные действия (осмотр места происшествия, допрос, очная ставка,следственный эксперимент и др.). Есть и оперативно-розыскные действия,профилактические, по обеспечению общественной безопасности и др. Они являютсяосновными, нормативно обусловленными, владение ими обязательно для соответствующих-специалистовправоохранительных органов.

 

 

1 ЛеонпьевАН.Проблема деятельности в психологии. // Вопросы философии. - 1979. -№ 9. - С. 95-100.

Жизнь, однако, показывает,что профессиональные юридические действия выполняются всеми, кто работаетпо одной специальности, все знают, что надо делать, но результат весьмаи весьма различен. Причина в том, что специалисты все же по-разному понимают,что надо делать. Одни ограничиваются формально-нормативным, процедурнымвыполнением, а вторые обогащают его вспомогательными действиями, создающимиблагоприятные условия выполнения основных. Так, допрос можно выполнятьстрого процедурно, ограничиваясь выполнением только того, что предусмотреноУголовно-процессуальным кодексом, а можно дополнить изучением психологическихособенностей допрашиваемого, слежением за его психическим состоянием, контролемза признаками искренности - лживости, установлением психологического контакта,правомерным психологическим воздействием и др. Очевидно, что во второмслучае результат допроса скорее всего будет значительно лучше.

Психологические действия- действия, направленные на решение психологических задач и осуществляемыепсихологическими средствами и приемами. Задачиих: сбор психологической информации, психологический анализ, изучение психологиичеловека (группы), психологическая оценка обстановки или ситуации, психологическийанализ проблемы, психологическое решение, психологическое воздействие,разработка психологического замысла, психологический выбор линии поведенияили общения, выбор и реализации психологической позиции, психологическаятактика и др. Ниже в главе рассматриваются различные психологические действия,у каждого из которых своя психологическая задача, отвечающая интересамрешения основных профессиональных действий юриста, работника правоохранительныхорганов.

В юридической деятельностипсихологические действия чаще всего имеют характер вспомогательных действий,обслуживающих решение основной профессиональной задачи работников юридическогооргана. Их применение создает благоприятные условия для выполненияосновного, нормативно предусмотренного действия и существенно повышаетвероятность достижения высокого результата его. Использование их илипренебрежение ими, умелость или безграмотность их выполнения как раз иопределяют те кардинальные различия в результатах, которые наблюдаютсяу разных специалистов, внешне делающих одно и то же. За внешне наблюдаемыми,чаще всего относительно простыми по двигательным проявлениям действиямиподлинного профессионала правоохранительных органов стоит сложная, насыщеннаяпсихическая деятельность, сопряженная с преднамеренным и качественным выполнениемпсихологических действий. В этом один из главных секретов подлинногопрофессионализма юриста. Владение психологическими действиями, которыеносят профессионально-юридический характер и могут именоваться профессионально-психологическими,для профессионала правоохранительных органов столь же необходимо, скольнеобходимо умение строго процедурно выполнять следственные, оперативно-розыскныеи иные нормативно определяемые действия. Профессионально-психологическиедействия в юридической деятельности - это выработанные передовой юридическойпрактикой, исследованные, усовершенствованные и апробированные юридическойпсихологией эффективные психологические способы ее осуществления.

Действия, операции и психологическиеприемы. Наряду с интенциональ-ным аспектом, определяемым тем, что должнобыть достигнуто, действие имеет и операциональный, методический, технологичныйаспект. Знание действия, общее представление о нем есть ответ на вопрос"что делать?", а операция - ответ на вопрос "как делать"? Операция -это общий способ (движения, психологические акты, процессы) выполненияданного действия. Она сама имеет структуру, складывается из частныхспособов - приемов выполнения движений, актов, оценок, решений и пр.Ведь любое действие нельзя выполнить одним движением пальца. Например,осмотр места происшествия весьма протяжен по времени, складывается примерноиз четырех десятков операций, выполняемых с помощью различных приемов,которые можно назвать и методами. Психологические приемы как эффективныйспособ действия обладают определенными свойствами: профессиональностью,законностью, научностью, этичностью. Совокупность методов, приемов выполненияопределенного действия образует его операциональную сторону, методику,технику выполнения. В современной психологии в связи с этим говорят о психотехнологиях,психотехнике.1

Слово "техника" употребляетсяв русском языке в разных смыслах. Одно из них восходит к греческому слову,имеющему значение искусственный, искусство, мастерство. Психотехника- умелое использование психологических средств и приемов для решениястоящих перед человеком задач, причем не i только психологических. Однакопсихологические действия практически состоят только из них, особенно насыщеныими, что предъявляет повышенные требования к использующему их. Техника- это всегда мелочи, детали, но такие мелочи, тонкости в работе, которыеи отличают подлинного мастера от дилетанта. Это относится и к тем операциями приемам, которые повышают эффективность решения профессиональных задачюристом.

Операции, приемы, отношениек ним, техника во многом зависят не только от объекта, задачи, условий,в которых выполняется действие, но и от психологических особенностей личности(ее мотивов, подготовленности, способностей, уровня притязаний, уровнядостижений и др.), выполняющей ее.2

Операции и приемы также делятсяна основные и вспомогательные. Основные операции и приемы направленына заданное преобразование объекта, а вспомогательные обеспечиваютреальное создание благоприятных условии для такого преобразования. К последнимотносятся и психологические приемы. Можно относиться по-разному к использованиюпсихологических приемов, но игнорирование или некачественное использованиеих всегда сказывается отрицательно на результатах, а имеющиеся возможностидостижения максимального результата не используются.

Психологические средствав юридической деятельности. Понятие "средства" в общем близко к понятию"способы" и можно их использовать в ряде случаев как синонимы. Но у первогоесть один смысловой оттенок, который не присущ второму - вещественный.Когда имеют в виду орудия, инструменты, с помощью ^которых решается профессиональнаязадача, говорят о средствах, но не о способах, за которыми всегда сохраняетсятехнологический смысл - как использовать средства. К числу психологическихсредств обычно, даже в криминалистике, относят речевые (словои др.) и неречевые (мимика, жесты и др. - см. § 9.2) средства.К ним можно отнести и поведение человека.

Например, следователь можетсвоим поведением разыграть роль дурачка, который многое не понимает, готовповерить всему, что говорит подозреваемый, поддающийся уговорам, а может,наоборот, повести себя как все знающий и не нуждающийся особенно в искренностидопрашиваемого. Оперативник при разведывательном опросе может эмоциональновоскликнуть, когда при каком-то вопросе получит необходимую информацию,а может сделать вид, что гражданин ничего ценного в данный момент не сообщил,не проговорился, продолжить опрос и оставить собеседника в недоумении,что же было надо оперативнику узнать и узнал он или нет.

Можно спорить, являются лиречь, неречевые средства и поведение психологическими. Но бесспорно, чтопо преобладающим характеристикам, по тем признакам, тонкостям, наличиекоторых определяет их подлинную, действительную, преобразующую, воздейственнуюсилу, они - психологические. Но есть основания и для сомнений, и тут надоотметить следующее. Наверное, нет "чисто" правовых, административных, управленческих,социологических, психологических, педагогических и прочих средств, действийи методов. К какой категории можно отнести, например, разъяснение, предупреждение,напоминание, убеждение, воздействие, принуждение, наказание? Каждая областьзнания называет их своими. В действительности они могут быть такими. Однакоотнесение каждого из них к определенной категории возможно лишь приособом видении и использовании. Инструктаж заступающих на дежурство,например, останется преимущественно служебным мероприятием, если руководительпридерживается лишь служебных правил, соблюдая инструкции. Но он можетстать и педагогическим действом, если проводящий его видит скрытый педагогическийпотенциал и умело использует его. Его можно сделать и психологическим,если проводящий его ставит перед собой психологическую задачу на инструктаж,если он продумывает, как его психологично провести, если он используетслова и действия, которые производят психологический эффект, когда он соразмеряетвсе элементы инструктажа с тем конечным результатом, который должен бытьдостигнут -полной мобилизованностью заступающих, сформированностью у нихнастроя, отвечающего требованиям бдительности и немедленной готовностик действиям.

Вывод из сказанного таков:речь, неречевые средства становятся подлинно психологическими средствамии дают максимальный эффект только в руках профессионала, который владеетпсихотехникой их использования и стремится к полному и качественному ееиспользованию.

Кстати, средствами психологическогорешения задач могут стать и объекты совершенно иной природы, например,предметы, изображения, звукозаписи и пр. Так, следователь после длительногоотрицания допрашиваемым своей виновности может достать из ящика и молчаположить на стол вещественное доказательство, которое по своей психологическойвоздейственности окажется сильнее тысячи слов.

Таким образом, не сами психологическиесредства автоматически оказываются инструментами решения задач, все делов психотехнике, в способах, приемах их использования, которыми и долженовладеть профессионал правоохранительных органов.

 

 

1 Носков В.А.Психотехника общения в работе оперуполномоченного БХСС. - Горький,1989.

2 Чтобы не усложнятьизложение, абстрагируемся от рассмотрения теории взаимопереходов деятельностии действия, действия и операции.

 

 

8.2. Психологический анализ профессиональныхситуаций

Истина всегда конкретна -утверждают философы, и это подтверждается практикой. Никакой факт не можетбыть по-настоящему понят, никакое решение, никакой метод не может бытьэффективным, если все делается по шаблону, без учета их уникальности. Такаяуникальность, конкретность объясняется своими причинами и одна из важнейших- участие в них человека, личности, индивида, группы, которые всегда вчем-то неповторимы. Единичность нельзя, конечно, возводить в абсолют, ибов ней всегда как-то представлено особенное и общее. Это тоже должно бытьпонято, чтобы разобраться с каждым конкретным случаем и наличием в немпсихологических факторов, причин и следствий, которые присутствуют неизбежнотам и тогда, где и когда участвуют люди

Прием системного анализаситуационных психологических факторов. "Клубок" психологических явлений,присущих факту, ситуации, должен быть выявлен, подвержен анализу, оценке,а также учету каждым субъектом действий - оперативным работником, участковыминспектором, криминалистом, следователем, руководителем и др. Это надоделать применительно к любым ситуациям - наблюдению, беседам, задержанию,преследованию, планированию операции, допросу и др. Сложность психологическихфеноменов, их взаимодействие анализируются и оцениваются с учетом их системного,целостного характера.

Правило анализа "объектных",обстановочных и субъектных психологических факторов рекомендует весьанализируемый "клубок" (рис. 8.1) психологических явлений, выступающихв качестве действующих в данной ситуации, изучать первично дифференцированнои последовательно. В качестве субъектных здесь выступают те, которые присущидействовавшему (действующему, собирающемуся действовать) человеку - гражданину,совершившему какой-либо поступок, деяние, или самому юристу, анализирующему,осуществляющему или планирующему профессиональные действия. Слово "объектные"взято в скобки, поскольку под ним подразумеваются особенности человека,группы, психология которых изучается и на которых направлено (было направлено,планируется) воздействие. Они в этом смысле объекты, но в правовом отношении,конечно, сами субъекты права, а в психологическом - субъекты деятельности.Обстановочные психологические факторы присуши окружающим условиям, обстановке.Они также существенны для понимания ситуации.

Правило системной оценкивзаимодействующих психологических факторов ситуации рекомендует в качествевторого шага, на основе результатов первого, осмыслить, в чем же состоитпсихологическая специфика ситуации.

Правило опосредованностидействий предполагает совершение третьего аналитического шага: уяснениетого, что же влияет (повлияло, будет влиять) на участников ее, их психологию(психические состояния, восприятия, мышления, намерения, желания, мотивыи пр.) и действия.

Правило активной ролидействий: они не только продукт всех обстоятельств, "объектных", обстановочныхи субъектных психологических факторов, но и мощная сила, способная внестикоррективы в каждый психологический элемент и во всю их совокупность, присущуюситуации. Из-за действий не только ситуация может превратиться из правомернойв криминальную, но меняется психология ее участников, могут изменитьсяи условия.

 

Рис. 8.1 Схема ситуационныхпсихологических факторов: О - "объектные" факторы, У - окружающие условия,С - субъектные факторы, Д - действия.

Таков общий алгоритм психологическогоанализа ситуаций, лежащий в основе планируемых действий, выбора условийи действий, изменения условий воздействия на психологию лиц, участвующихв ней в интересах успешного решения стоящей перед юристом задачи.

Прием анализа "объектных"психологических факторов ориентирован на реализацию оптимальной технологииизучения психологии человека и групп - участников различных юридическизначимых ситуаций и событий.

Правило: составлять психологическийпотрет лиц и групп (см. ниже специальные параграфы).

Правило: изучать и оценивать,как психология людей влияет на ситуацию. Помимо психологических особенностей,включаемых в психологический портрет людей, следует оценивать их взаимоотношенияс другими, понимание ситуации, занятую позицию, совершаемые действия, влияющиена всю психологию ситуации.

Правило: субъекту - уяснятьсвою роль по воздействию на психологию "объекта" - других участников событий.Следует отдавать себе ясный отчет, исходя из выявленного, какое психическоесостояние необходимо сформировать у них, какую позицию и линию поведения,какого понимания и отношения добиться, какие желания, намерения, мотивыактуализировать.

Прием анализа обстановочныхпсихологических факторов. Правило психологической оценки времении места определяет психологическую значимость этих объективных факторов.По-разному влияет, например, на ситуацию общения время: утром, днем, ночью,на свежую голову, в конце рабочего дня, перед опасным событием, после перенесенногопотрясения, в рабочий день, в вы-

ходной день и пр. Для тогоже общения имеет значение, где происходит общение: на работе, в домашнейобстановке, в юридическом органе, на улице и Др.

Правило оценки природныхусловий учитывает определенное психологическое значение освещенности,видимости, ландшафта, растительности, Погодных условий, времени года ипр. В ряде случаев их роль может быть весьма велика. Так, при операциипо задержанию вооруженного преступника, засевшего в отдельно стоящем сарае,если дело происходит к вечеру, полезно считаться с тем, где находится надгоризонтом солнце, и подходить так, чтобы оно слепило преступнику глаза,а сам он был хорошо освещен.

Правило социально-психологическихусловий. Они создаются наличием и отсутствием третьих лиц. Иногда выгодно,чтобы другие люди были, а иногда - нет. Сказывается и то, что это за люди,каковы взаимоотношения их с участниками события, что они делают. Сказываетсяи факт групповой принадлежности, например, допрашиваемого. Он может бытьчленом преступной группы, находиться один на один со следователем, но группанезримо присутствует в служебном помещении, держит допрашиваемого в психологическихтисках и влияет на его психологию и поведение так, что обычные ухищренияследователя оказываются недостаточными. Опытный следователь всегда учтетэто и добьется своего.

Правило взаимоотношенийрекомендует также оценивать взаимоотношения работника органа правоохраныс гражданином, что создает особую психологическую атмосферу, влияющую навсю ситуацию.

Прием анализа субъектныхпсихологических факторов. Нередко эта группа факторов недооцениваетсяи все сводится к психологии лица, с которым юрист имеет дело. Психологиясамого юриста, его действия нередко вносят в психологическую атмосферуситуации больше, чем все другие факторы.

Правило самоанализа исамоуправления заключается в общей рекомендации давать себе самоотчетв собственном поведении и психологически целесообразно строить его.

Правило рефлексии рекомендуетпосмотреть на себя со стороны, оценить, как выглядишь сам и твои действияв глазах граждан.

Правило критической самооценкипонимания ситуации. Не следует проявлять излишнего самомнения и полагать,что все понимаешь правильно. Надо честно ответить на вопрос: разобралсяли в психологических тонкостях ситуации? Если ответ отрицателен, сомнителенили носит неопределенный характер, следует заставить себя воспользоватьсявсеми приемами и правилами, описанными выше. Если это не сделать, то влияниесотрудника на ситуацию вряд ли будет отвечать критериям оптимальности иполного использования имеющихся возможностей.

Правило критической самооценкиповедения - это совет проанализировать и оценить психологическое влияниена ситуацию всех элементов своего поведения: отношения к делу, к людям,занятой позиции и линии поведения, соблюдения принципов справедливостии законности, этики поведения, внешнего вида. Подумать, как их изменить,чтобы это влияние было таким, какое нужно. Порой грубость, черствость,безразличие, формализм, самомнение и другие недостатки поведения работникасказываются на ситуации так, что портят все дело.

Правило критической самооценкипринятого решения и действий по его исполнению. Игнорирование необходимостипринимать решения и действовать в

полном соответствии с обстановкой,в том числе с ее психологическими осооен-ностями, мало что дает для дела,а нередко приносит трудно исправимый вред. Правило использования рекомендацийюридической психологии. Реально сказывается на ситуации уровень профессионально-психологическойподготовленности юриста, наличие у него устойчивой психологической установкина реализацию рекомендаций юридической психологии, аккумулирующей достиженияюридической практики и науки. Отсутствие или слабость этих психологическихфакторов сказывается на всей ситуации и на ее развитии не лучшим образом.Действие на ее психологию и психологию лиц, участвующих в ней, без их пониманияравносильно знахарству в медицине, движению в тумане без компаса. Эффектвлияния и его результаты резко возрастают, когда юрист учитывает психологическиеаспекты выполняемых профессиональных действий, применяет при их реализациипсихологические приемы, производит специальные психологические действия,владеет психологической техникой. Все это описывается ниже.

 

 

8.3. Психологический анализ юридическихфактов

Как известно, под юридическимифактами понимаются предусмотренные в законе обстоятельства, которые являютсяоснованием для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений.Они делятся на события и действия. Те и другие обладают своими психологическимиособенностями, которые особенно велики в действиях, являющихся жизненнымифактами, где обнаруживается сознательная деятельность людей со всей присущейей психологией. Для юридической деятельности важнее неправомерные действия- преступления, административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения,дающие основания для возникновения охранительного правоотношения и привлечениявиновных лиц к юридической ответственности. Они требуют тщательного юридическогоисследования, предполагающего и психологический анализ, выявляющий субъективнуюстрону юридического факта. В этом плане особенно значимо умение юристаразобраться в причинных связях психологических феноменов,в том, как одно явление (причина) предшествует другому (следствию) и порождаетего.

Прием анализа психологическихпредпосылок факта. В основе такого анализа лежат приемы психологическогоанализа ситуаций, рассмотренные выше, а его результаты рассматриваютсякак основа психологических предпосылок факта, как "заводная пружина", кладущаяначало возникновению и последующему развитию юридического факта. Это находитвыражение в первом приеме - приеме психологического анализа исходнойситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.