Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Онтология – учение о бытии




 

1. Прочитайте сочинение древнегреческого философа элейской школы Парменида.

I 28...Все должен знать ты:

Истины круглой моей неустрашимое сердце

И не присущи ей туманные мнения смертных.

34. Пусть не принудит тебя накопленный опыт привычки

Зренье свое утруждать, язык и нечуткие уши, –

Разумом ты разреши труднейшую эту задачу,

Данную мною тебе.

IV 5. Путь же: есть небытие, и небытие неизбежно.

Путь этот знанья не даст.

VII 1. Не доказать никогда, что небытие существует.

Не допускай свою мысль к такому пути изысканья.

IV 7. Небытия ни познать... не сможешь,

Ни в слове выразить.

VI 3. Ты избежишь дурного пути изысканья, –

Что измышляют невежды,

Люди о двух головах. Беспомощно ум их блуждает.

Бродят они наугад, глухие и вместе слепые.

Вздорный народ! Бытие и небытие тем же самым

И не тем же самым зовут. И путь во всем видят обратный.

VIII 15. Быть или вовсе не быть – вот здесь разрешенье вопроса.

IV 3. Есть бытие, а небытия вовсе нету;

Здесь достоверности путь, и к истине он приближает.

V 1. Одно и то же есть мысль и бытие.

VI 1. Слово и мысль бытием должны быть.

VIII 34. Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.

Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье,

Мысли тебе не найти.

VIII 3. Не возникает оно, [бытие], и не подчиняется смерти.

Цельное все, без конца, не движется и однородно.

Не было в прошлом оно, не будет, но все – в настоящем.

Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь начало?

Как и откуда расти?

VIII 21. Гаснет рождение так и смерть пропадает без вести,

И неделимо оно, ведь все оно сплошь однородно.

VIII 26. Так неподвижно лежит в пределах оков величайших,

И без начала, конца, затем что рожденье и гибель

Истинным тем далеко отброшены вдаль убежденьем.

VIII 30....Могучая необходимость

Держит в оковах его, пределом вокруг ограничив.

Так бытие должно быть, необходимо, конечным:

Нет ему нужды ни в чем, иначе во всем бы нуждалось.

VIII 42. Есть же последний предел, и все бытие отовсюду

Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара

С правильным центром внутри.

VIII 50. Этим кончаю я речь правдивую и обсужденье

Истины. Ты же теперь прислушайся к мнениям смертных,

Звукам обманчивых слов дальнейших прилежно внимая.

Парменид // Антология мировой философии в 4-ч т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1969. – С. 294 – 296.

Какие характеристики бытия называет Парменид? Подтвердите ответ выдержками из текста. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Парменид (540 – 450 гг. до н.э.)  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Как философ аргументирует существование бытия и отсутствие небытия?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Попробуйте раскрыть смысл категории «бытие» для неподготовленной аудитории слушателей. Допустимо использование схем и рисунков.

 

 

 

3. Категория «Бытие» является одной из центральных в философии. Начиная с античности, когда сложились первые учения о бытии (онтологии), все философские системы строились на основе того или иного понимания смысла этой категории. Истолковывая её по-своему, философы постигали сущность мира. Раскройте материалистическое и идеалистическое понимание бытия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Какие формы и уровни бытия мира вы можете назвать? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Объясните следующие понятия. Подберите к каждому из них несколько (не менее 3-х) ассоциаций (имена философов, свойства, атрибуты, и т.п.)

Понятие Определение Ассоциативный ряд
Субстанция _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________   ____________________ ____________________ ____________________ ____________________
Материя _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________   ____________________ ____________________ ____________________ ____________________
Пространство _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________   ____________________ ____________________ ____________________ ____________________
Время _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________   ____________________ ____________________ ____________________ ____________________
Диалектика _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________   ____________________ ____________________ ____________________ ____________________
Сознание _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________   ____________________ ____________________ ____________________ ____________________
Движение _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________   ____________________ ____________________ ____________________ ____________________

 

6. А. С. Пушкин в 1825 г. написал стихотворение «Движение»:

 

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.

 

Назовите античных философов, между которыми подобный спор мог бы иметь место. В чём суть спора?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какую философскую проблему он отражает?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Ф. Энгельс в своей работе «Анти-Дюринг» отмечает: «Движение есть способ существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения», а также называет основные формы движения:

«Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельных небесных телах, колебание молекул в качестве теплоты или в качестве электрического или магнитного тока, химическое разложение и соединение, органическая жизнь – вот те формы движения, в которых – в одной или в нескольких сразу – находится каждый отдельный атом вещества в мире в каждый данный момент...» Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // К. Маркс, Ф. Энгельс. – Соч., Т. 20. – С. 59 – 60. Какие формы движения указал философ? ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________   Фридрих Энгельс (1820 – 1925)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Можно ли дополнить приведённый список?

____________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 

Приведите примеры различных форм движения и покажите взаимосвязь между ними.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Бытие характеризуется живой подвижностью, переходами, противоречивостью. Ф. Энгельс отмечал, что впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития Георг Вильгельм Фридрих Гегель – представитель немецкой классической философии, основатель диалектического способа мышления. Диалектика

Г. Гегеля – это учение о всеобщей связи и развитии. Главным источником всякого развития, по мнению философа, выступают противоречия. Гегелю принадлежит открытие основных законов и категорий диалектики. Объясните действия этих законов и приведите примеры их иллюстрирующие.   Закон взаимопроникновения противоположностей. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________     Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Закон перехода количественных изменений в изменения качественные.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Закон отрицания отрицания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Объясните категории, которыми они оперируют.

 

Тождество – _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Различие – ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Противоположности – ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Противоречие – ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Качество – ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Количество – ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Мера – ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Скачок – __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Диалектическое отрицание – _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Если законы диалектики раскрывают процесс развития, то взаимосвязь явлений и предметов действительности выражается с помощью категорий. Категории – это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. Назовите и объясните содержание парных категорий диалектики. Приведите примеры, раскрывающие их суть.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Ответьте на вопросы теста.

1. Как называется основа бытия, существующая сама по себе, независимо ни от чего другого?

А. Субстанция В. Атрибут
Б. Сознание Г. Интенция

2. Что из перечисленного НЕ является атрибутом материи?

А. Структурность В. Отражение
Б. Движение Г. Стабильность

3. Как называется неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта?

А. Акциденция В. Качество
Б. Атрибут Г. Апория

4. Какая категория отражает последовательность состояний?

А. Категория времени В. Категория свободы
Б. Категория пространства Г. Категория необходимости

5. Кто из философов считал, что бытие природы, в действительности, – небытие, «иное»; подлинное бытие постигается с помощью размышления?

А. Парменид В. Аристотель
Б. Платон Г. Плотин

6. Кому из философов принадлежит следующее определение бытия: «быть – это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия – одно и то же»?

А. Г. Гегель В. К. Маркс
Б. Д. Беркли Г. М. Хайдеггер

7. Выберите трактовки бытия, характерные для марксизма.

А. Бытие есть сущность и существование человека, при этом сущность человека предшествует его существованию.
Б. Бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи – природа.
В. Бытие – объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся – неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д.; оно включает в себя общественное бытие.
Г. Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия.

8. Какое понятие характеризует представление об объективной, необходимой взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений?

А. Детерминизм В. Мистицизм
Б. Синергетика Г. Метафизика

9. Выберите верное суждение.

А. Покой есть момент всякого движения.
Б. Покой есть отсутствие движения.
В. Покой существует только в природе и отсутствует в обществе.
Г. Покой характерен только для неживых объектов.

10. Как называется присущая человеку способность целенаправленно и обобщённо воспроизводить действительность в идеальной форме?

А. Ощущение В. Психика
Б. Сознание Г. Идеализация



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.